Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан.
Провозглашение Казахстаном государственного суверенитета и связанные с этим новые социально-политические реалии вызвали значительную трансформацию самосознания общества и его граждан. Принципиально изменился угол зрения на мир, народ и его историю. Если раньше история Казахстана интерпретировалась как одна из составных частей единой истории СССР, то постепенно формируется осознание того, что ее следует, рассматривать в контексте мировой истории, истории Евразии, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов, стран Центральной Азии.
Создание объективной картины прошлого в этих условиях становится одним из главных факторов формирования общенационального единства, становления государственной идентичности Республики Казахстан, укрепления ее суверенитета, воспитания гражданственности и патриотизма. История — память народа, и в ней он черпает силы, вдохновение для социального творчества и прорыва к будущему.
История приобретает особое значение именно в переходные периоды развития общества. Интерес к ней возрастает потому, что в прошлом пытаются отыскать аналогии происходящему, найти решение современных проблем. Внимание к истории объяснимо и тем, что в условиях выбора моделей государственности и модернизации общества народ постепенно осознает себя субъектом исторического процесса.
В наши дни, когда реально творится новая история независимого государства Казахстан, которая еще ждет своего осмысления, взгляд на прошлую историю нуждается в корректировке. Обществу нужна подлинная история, свободная от идеологических догм, схематизации, упрощении и натяжек.
Вместе с тем, недопустимо нигилистическое отношение как к исторической науке в целом, так и к исследованиям отдельных периодов. Необходимо сохранение преемственности, использование накопленных исторических знаний, уважительное отношение к ученым прошлых поколений.
Требует преодоления господствовавшее в исторической науке на протяжении последних нескольких веков моноцентристское мировоззрение, согласно которому достижения человеческой культуры и техники приписывались исключительно европейской цивилизации. Богатейшее культурное и историческое наследие народов Востока оценивалось как архаичное, традиционалистское, патриархальное.
-Недооценка роли кочевых цивилизаций в мировой истории приводила к тому, что развитие мировой культуры связывалось только с оседлым образом жизни и хозяйствования. Не принимался во внимание тот факт, что кочевые цивилизации дали миру искусственное водоснабжение, переносное жилище, типы одежды и утвари, мемориально-культовую архитектуру, - «звериный» стиль в искусстве, устную литературу, тенгрианство, зороастризм и многое другое.
Преодоление подобных взглядов позволит определить адекватное место истории Казахстана в мировом историческом потоке. Она будет закономерно восприниматься как органичная часть евразийской истории, тюркской истории, как составная истории кочевых цивилизаций и стран исламского мира, как часть мировой истории.
Целью настоящей концепции является определение основных приоритетов государственной политики в формировании исторического сознания.
Задачи, связанные с реализацией этой цели, видятся следующими:
— определить основные ориентиры исторического знания;
— обозначить главные проблемы исторической науки в переходный период и возможные направления их решения;
— наметить пути реформирования исторического образования и просвещения.
1. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Для того чтобы уяснить пути становления исторического сознания, необходимо первоначально определиться с основными, фундаментальными приоритетами исторического знания, которые могут выступать в качестве методологической базы исторической науки и в качестве ориентиров в историческом образовании и просвещении.
При рассмотрении истории Казахстана важно исходить из идеи ее принадлежности евразийской культуре и истории. Находясь на стыке Европы и Азии территория Казахстана была «мостом», соединявшим различные цивилизации, культуры, народы.
Здесь развивались как оседлая, так и кочевая цивилизации. Существовали своеобразные контактные зоны кочевой и оседлой цивилизаций, одной из которых, например, был Отрар. Доказано, что современная территория Казахстана являлась одним из регионов, где первоначально происходил процесс перехода древних кочевых племен от скотоводства к земледелию, где осуществлялось становление оседлости, развитие городской культуры.
На территории Казахстана имело место взаимовлияние тюркских и ираноязычных культур. Важным для нашей истории было взаимообогащение славянской и тюркской, китайской и тюркской, монгольской и тюркской цивилизаций. Одностороннее их противопоставление и представление о приоритете какой-либо из них опровергаются данными современной археологии и письменными источниками.
С проникновением ислама в Дашт-и-Кипчак, казахская культура восприняла многие ценности исламской цивилизации.
Все это с древности определяло полиэтничность и многоконфессиональность историко-культурного ареала. По сей день страна не утратила своей уникальности, определяемой этими факторами.
При всей многокомпонентности история и культура Казахстана нё являются фрагментарным конгломератом несвязанных культур, народов, эпох.
Непрерывность истории Казахстана, преемственность культур народов, населявших страну, продолжение в истории казахского народа традиций и культуры кочевых тюркоязычных племен Евразии, автохтонность казахов для территории страны — принципиальные идеи, которые смогут стать основой исторического знания.
Непрерывность истории Казахстана означает, что племена и народы, жившие на его территории, имели, в основном, местное происхождение. Они не исчезли бесследно, а испытывали влияние разных этносов, меняли этнонимы, давали начало другим народам. Генеалогическую цепь родства, общности происхождения народов можно непрерывно проследить от современных казахов до саков, усуней, канглы и далее племен андроновской культуры.
Идея непрерывности истории Казахстана смыкается с идеей преемственности происхождения, истории и культуры народов, населявших страну. По антропологическим признакам это были представители смешанного ев-ропеидно-монголоидного типа. По языковой характеристике, в основном — тюркоязычными племенами. По типу цивилизации — носителями преимущественно номадной цивилизации.
Казахский народ стал преемником истории и культуры народов, населявших Казахстан, носителем присущего им образа жизни, языка и культуры. Казахская духовность изначально синкретична: например, ислам у казахов сочетался с элементами тенгрианства.
Государственность казахов — продолжение государственности крупных кочевых империй и отдельных ханств, с древности существовавших на территории Казахстана. Казахское ханство, основанное в XV веке, по признакам единства территории, политического устройства и общности культуры, религии и языка отвечало критериям самостоятельного государства.
Одним из приоритетов исторического знания может стать изучение феномена номадной (кочевой) цивилизации. Необходимо раскрытие вклада кочевничества в мировую цивилизацию, места и роли номадизма в истории Казахстана, влияния кочевого образа жизни на генезис казахского народа. Эвристическую ценность имело бы исследование специфического уклада хозяйствования, воинского искусства, особой системы власти, представлявшей симбиоз авторитаризма и военной степной демократии, своеобразного миропонимания, приведшего к появлению таких мировых религий, как зороастризм и ислам.
Вместе с тем, нельзя сводить историю Казахстана исключительно к истории кочевников. Да и само понятие кочевничества нуждается в новой трактовке, предполагающей рассмотрение переходных к оседлости форм.
Так, например, городская культура на территории Казахстана была частью как кочевой, так и оседлой цивилизаций. Города нередко являлись не границей, разделяющей кочевую и оседлую цивилизации, а мостом, соединявшим их, местом их соприкосновения, взаимовлияния, обогащения.
2. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Фундамент исторического сознания закладывает историческая наука. В недавнем прошлом она была идеологизирована, догматизирована. История Казахстана писалась с телеологических позиций как однозначно направленная к советскому периоду, с позиций линейного одномерного эволюционизма, резкого противопоставления «черного» и «белого», с позиций классового подхода.
Наряду с этим основной источниковой базой для истории древнего и средневекового Казахстана были путевые заметки, дневники, посетивших Великую степь дипломатов, путешественников, торговцев и т. д. В советский период исследования по истории Казахстана были, в основном, переводными с русского языка, работы зарубежных ученых находились преимущественно под запретом.
Многие принципиальные вопросы отечественной истории не получили достаточной проработки. Требуют комплексного изучения происхождение этнонима «казах», этногенез казахского народа, становление казахской государственности, эволюция кочевого общества. Отсутствует признанная периодизация истории Казахстана. Не проводится разграничение истории Казахстана и истории казахского этноса.
Объективной оценки требует история присоединения казахских ханств к Российской империи. С позиции реализма следует рассмотреть развитие Казахстана в составе СССР. Ждут своего исследования проблемы, связанные с историей переселения и депортации этнических общностей в Казахстан и обретение ими здесь своей родины.
Осмысление перспектив исторической науки требует ее методологического перевооружения, для чего необходимо использование методов и приемов мировой историографии. Применение проблемного, описательного, сравнительного, структурного, феноменологического, идеографического методов, исторического и критического анализа, метода аналогий и других методов должно придать импульс исследованиям, позволив ввести в проблемное поле истории обширный фактологический материал, по-новому интерпретировать известные исторические положения.
Историческая наука, применяя герменевтический подход к исторической реальности должна попытаться оценивать факты с позиций изучаемого времени. Исходя из цивилизованной теории необходимо опираться на идею вариативности исторического процесса, учитывать самоценность культур, историй народов. При описании событий прошлого не ограничиваться обращением лишь к политической истории стран, к деятельности политической элиты, а исследовать также историю духовно и материальной культуры во всем многообразии ее проявлений. Необходимо обновить понятийный аппарат, отказаться от устаревшей идеологизированной терминологии.
Исторической науке Казахстана предстоит:
— воссоздать объективную картину исторического прошлого, преодолевая, по возможности, фрагментарность и тенденциозность исторического знания;
— усилить внимание к древней и средневековой истории;
— переосмыслить историю Казахстана советского периода;
— расширить исследование проблем новейшей истории страны;
— изучать историю казахских диаспор;
— различая историю страны и историю этносов, ее населяющих, уделять должное внимание истории этнических групп Казахстана.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
Историческое просвещение и воспитание призваны содействовать приобщению молодежи к духовному миру своего народа, пониманию истоков его культуры, истории, способствовать восприятию народной поэзии, музыки, живописи. В этих целях следует возродить краеведческую работу, усилить охрану памятников истории, культуры и природы, возрождать и развивать традиционные ремесла.
Историческое сознание формируется наукой, _образованием, семейным воспитанием, средствами массовой информации, литературой, искусством; культурно-просветительской, музейной, архивной, краеведческой работой, туризмом — каналами, по которым идет приобщение человека к историческому разуму, достижениям исторической мысли, к культуре общества в целом.
Основными путями формирования исторического сознания являются: система дошкольного, школьного и вузовского образования, деятельность средств массовой информации, учреждений культуры.
Их главная задача: создание в обществе атмосферы знания истории, уважения, почитания, соприкосновения с историей. История — культура прежних эпох — должна стать аурой современного общества.
Историческое образование начало реформироваться, необходимо продолжить его коренную трансформацию; Желательно, чтобы оно опиралось на принципы:
— историзма и научной объективности;
— методологического и концептуального плюрализма;
— толерантности и непредвзятости;
— приверженности к исторической истине.
При этом важно обеспечить вариативность исторического образования, которое должно зависеть от типа учебных заведений, региона,- социального и национального состава населения.
Дошкольное образование в настоящее время почти не формирует историческое сознание. Отсутствуют необходимые методики, разработки, программы исторического воспитания детей дошкольного возраста. Мало влияет на историческое воспитание семья. Не используется информационное богатство сказок, легенд, народных преданий. Между тем, в восточном менталитете, в том числе и казахском, дошкольное семейное воспитание «ата-ананыц тэрбиеа» всегда основывалось на уважении к старшим, к своему роду и родословной. Воспитывалась гордость за предков, историю своего народа, своей страны.
Наряду с соответствующей подготовкой и переподготовкой кадров воспитателей, выпуском методических рекомендаций по дошкольному историческому воспитанию, необходимо создание мультфильмов на исторические темы, компьютерных игр, выпуск иллюстрированных книг, альбомов, комиксов.
Школьное образование обеспечивает исторической информацией большинство населения на всю жизнь. В школьных курсах следует очень осторожно подходить к оценкам, не навязывать какой-либо точки зрения. Надо научить думать о прошлом с позиций гуманизма, не тешить национальное самолюбие, акцентировать внимание не на войнах, битвах, а на экономическом сотрудничестве, торговле, взаимовлияниях культур, мирной жизни. Акцент должен быть сделан на созидании в истории, поскольку дело не в количественном преобладании войн, а в ценности мирного созидания, мудрости предков, оставивших нам шедевры цивилизации.
Восприятие истории не должно сводиться к запоминанию хронологичечской последовательности произошедших исторических событий, а представлять собой осознание логики исторического процесса.
Важно отойти от схематизации истории, ее подгонки под старые или новые идеологические догмы. Необходимо воспринять идеи культурно-исторической плюральности, нелинейности истории, ее цикличности; К курсам истории Казахстана, всемирной истории представляется целесообразным добавить «Историю народов Центральной Азии», «Историю стран Востока», спецкурсы по археологии, исторической географии, отечественной геральдике, нумизматике, этнографии, исторической демографии, истории культуры народов страны, казахскому эпосу.
Необходимо написание школьных учебников по историческим дисциплинам, учитывающих новые политические и исторические реалии. Правилом должно стать издание учебной литературы только на конкурсной основе. Важно создание авторских программ по истории, интегрированных с другими предметами гуманитарного цикла — литературой, изобразительным искусством, музыкой.
Требует реформирования вузовская система преподавания истории для студентов всех специальностей и подготовки профессиональных историков. Новые учебные курсы, формирующие историческое сознание, должны, безусловно, дифференцироваться по профилю обучения. Для негуманитарных специальностей наряду с общими курсами истории предусмотреть изучение курсов истории профилирующих предметов.
Студенты гуманитарного профиля должны получить фундаментальную историческую подготовку. Кроме существующих, им следовало бы читать курсы всемирной истории, истории отечественной философии, истории религий. Историческая компонента очень значима для подготовки каждого специалиста в области гуманитарного знания. Следовало бы ввести спецкурсы и факультативы по истории мировой и отечественной культуры, истории искусств, истории театра и кино, истории мировой и отечественной литературы.
При кардинальном обновлении исторического образования следует максимально гуманизировать школьные и вузовские курсы истории, придать историческим курсам большую культурологическую направленность, акцентировать внимание на проблеме современных цивилизаций, раскрытия духовных поисков человечества. Программами средних учебных заведений предусмотреть преподавание истории регионов, областей, городов Казахстана. Воспитание казахстанского патриотизма основывать на знании истории малой родины.
В существенных изменениях нуждается система подготовки профессиональных историков. Открытие региональных университетов, негосударственных учебных заведений позволит в перспективе готовить не только учителей истории, но и ученых-историков, краеведов, археологов, архивистов, этнографов и других.
В системе послевузовского образования предстоит пересмотреть существующие и ввести новые исторические специальности по защите кандидатских и докторских диссертаций, определить перечень актуальных направлений научных исследований.
Целесообразно реорганизовать систему переподготовки кадров профессиональных историков. Важно точно сформулировать программы переподготовки и требования, предъявляемые к слушателям.
Наряду с литературой и политикой, история — наиболее часто встречающееся пристрастие дилетантов. Удовлетворить интерес населения, а также приезжающих к ним из-за рубежа временно или на постоянное место жительства должны различные курсы по изучению истории Казахстана.
Особое значение для подготовки специалистов-историков имеют источники. Необходимо предпринять перевод и издание источников, относящихся к истории Казахстана и имеющихся на языках мира. Следует обеспечить публикацию документов из архивов Республики Казахстан (в том числе из архивов КНБ, МВД и других государственных структур).
Учитывая, что исследованием истории Казахстана занимались ученые разных стран, предусмотреть подготовку специалистов-историков за рубежом, шире осуществлять обмен студентами и преподавателями.
Необходимо иметь широкий выбор книг на историческую тему: учебников и пособий, монографий и научных трудов, романов и повестей, справочников и энциклопедий.
Назрел выпуск энциклопедического словаря по истории Казахстана. Можно ш нужно выпустить специальные литературно-художественные и мемуарно-публицис-тические серии для любителей истории: «Историческая библиотека», «Казахстан: жизнь замечательных людей», «Архивные материалы по истории Казахстана», «История городов Казахстана», разнообразную краеведческую литературу.
Для средних школ и вузов предусмотреть регулярный выпуск карт по истории Казахстана.
В деле исторического просвещения особая роль принадлежит средствам массовой информации. Учитывая массовость и доступность следует шире использовать их для получения исторической информации и формирования интереса к истории.
Для этого организовать на телевидении и радио регулярные циклы передач, ввести в газетах и журналах рубрики: «История Отечества», «Беседы об истории», «Клуб знатоков- истории», «Исторические имена», «Ценности номадной цивилизации», «Великий Шелковый путь» и другие. С целью формирования интереса молодежи к истории постоянно проводить исторические викторины и конкурсы.
Реализация задачи формирования исторического сознания невозможна без правового и организационного обеспечения.
Учитывая потребности независимого государства, необходимо принять новые законы об охране культурно-исторического наследия народов Казахстана, об исторических городах и историко-культурных территориях, о музейном фонде страны. Следует подготовить закон об архивах, в котором установить предельные сроки хранения закрытой информации, после которых архивные материалы публикуются.
Создание Ассоциации историков Казахстана (или Исторического общества) с региональными отделениями, могло бы улучшить координацию работы специалистов из академических институтов, вузов, школ, способствовать обмену опытом с зарубежными исследователями, проведению конференций и семинаров.
Целесообразно подготовить специальную государственную программу издания литературы по истории Казахстана, стран Центральной Азии, всемирной истории. Предстоит организовать издание ряда исторических журналов научного и научно-популярного характера на языках народов страны. Следует использовать потенциал архивов посредством публикации ими собственных научно-популярных изданий.
Государственные органы должны изыскать возможности для возвращения архивных фондов, документальных источников и археологических материалов, относящихся к истории Казахстана и хранящихся в государственных архивах и музеях России, стран Центральной Азии, других зарубежных государств. Правительству Республики Казахстан предусмотреть выделение средств для приобретения исторической литературы, издаваемой за рубежом