Основные виды работ на памятниках архитектуры
· Периодически проводимые работы по поддержанию состояния памятника, осуществляемые обычными строительными методами реставрационный ремонт.
· Консервация - совокупность мер, направленных на защиту или укрепление сооружения в его существующем виде. Эти работы требуют специальных мер, не входящих в обычную ремонтную практику.
Существует 2 типа консервации:
- Временная (мероприятия по временной защите зданий, которым угрожает быстрое разрушение: установка подпорок, устройство навесов).
· Постоянная(синоним - инженерная реставрация) сложные работы по укреплению и защите памятников, разрушаемых под влиянием длительно действующих факторов, среди них укрепление оснований и фундаментов, усиление основных несущих конструкций, установка связей, воспринимающих усилия распора, устранение деформаций, мероприятия по борьбе с влажностью, организация обеспечивающего сохранность температурно-влажностного режима, структурное укрепление старых материалов памятника, обессоливание кладки, биологическая защита
Два вида работ: по консервации руин:
• анастилоз, установка на место подлинных фрагментов, сохранившихся до настоящего времени, но перемещенных при разрушении памятника со своего первоначального места в сооружении. Дополнение новой кладки при анастилозе должно быть минимальным, ограниченным потребностью удержания на месте подлинных деталей.
• использование элементов благоустройства, при помощи которых чаще всего выявляют план здания.
· Реставрация (буквальный перевод термина на русский язык означает «восстановление») предусматривает внесение в сооружение тех или иных изменений, продиктованных осознанием его особого значения как памятника. Реставрация— наиболее сложный, комплексный вид проводящихся на памятниках работ. Ее основная цель — продление жизни памятника. Она обычно включает в себя элементы и ремонта, и консервации.
Важный компонент реставрации - изменение существующего вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств, что позволяет яснее подчеркнуть его общественную ценность и тем самым способствовать созданию условий для его длительной жизни.
Два типа реставрации:
- Фрагментарная - характерно признание ценности многих из позднейших наслоений, ограничение восстановления элементами, форма которых может быть безупречно документирована (отсутствие стремления к стилистическому единству). Фрагментарная реставрация представляет собой как бы частичное расширение сферы консервации.
- Целостная направленная на полное восстановление первоначального облика памятника либо облика, сложившегося к некоторому предполагаемому периоду его расцвета (так называемая реставрация «на оптимальную дату»).
Реставрация состоит из двух операций:
• раскрытия памятника путем удаления поздних, искажающих его элементов
• и восстановления утраченных элементов.
Раскрытиевозможно тогда, когда удаляемые части не представляют интереса ни с художественной, ни с исторической стороны либо представляют ограниченный интерес, несовместимый с ценностью раскрываемого подлинника. Это должно быть признано при открытом коллегиальном обсуждении с участием авторитетных специалистов. Необходимо убедиться, что удаляемые части не таят в себе в скрытом виде ценных остатков, к какому бы времени они ни относились. Удаление поздних частей имеет смысл, когда оно позволяет раскрыть сохранившиеся архитектурные формы более древней части памятника или достаточные остатки .
Раскрытие недопустимо, если оно создает угрозу устойчивости здания или иным образом ухудшает условия его сохранения. Должна быть обеспечена сохранность раскрываемых деталей или поверхностей стен, учтена степень деструкции старых материалов, новый и часто более жесткий режим, которому окажется подвержен подлинник после раскрытия.
Дополнение - заделка брешей, восстановление отдельных зубцов крепостных стен, восстановление на фасадах объемного декора, сбитого при перестройках, относятся именно к такого рода реставрации.
Но чаще всего реставрация не сводится к одной какой-либо операции, а представляет собой сложное сочетание раскрытия и дополнений. Раскрываемый подлинник редко оказывается полностью сохранившимся. Почти всегда он имеет те или иные утраты, и часто требуется частичное дополнение подлинника либо в виде восстановления утраченных архитектурных элементов, либо в виде более наглядного показа их остатков.