Образование praesens indicativi et imperativus praesentis activi глаголов тематического спряжения. Значение и употребление форм настоящего времени
Praesens indicativi activi
Настоящее время изъявительного наклонения действительного залога
Образуется путем присоединения к основе глагола личных окончаний.
Sg. 1 –ω | Pl. 1. –ο-μεν |
2. –εις | 2. ε-τε |
3.-ει | 3.- ουσι |
NB!Перед согласными-μ, -νсоединительн. гласн.-о-,а перед согласн.-σ, -τсоединительная–ε-!
Sg.1. γράφ-ω я пишу | Sg.1.παιδεύ-ω я воспитываю |
2. γράφ-εις ты пишешь | 2. παιδεύ-εις ты воспитываешь |
3. γράφ-ει он, она пишет | 3. παιδεύ-ει он, она воспитывает |
Pl. 1. γράφ-ο-μεν мы пишем | Pl.1. παιδεύ-ο-μεν мы воспитываем |
2. γράφ-ε-τε вы пишете | 2. παιδεύ-ε-τε вы воспитываете |
3. γράφ-ουσι они пишут | 3. παιδεύ-ουσι они воспитывают |
Imperativus praesentis activi
Повелительн. Наклон.настоящего врем. Действительн.залога
Существует только для второго и третьего лица, образуется путем присоединения к основе глагола своих личных окончаний
Глаголы первого спряжения
γράφω | παιδεύω |
Sg.2. γράφ-ε пиши | Sg.2.παίδευ-ε воспитывай |
3.γραφ –έ- τω пусть он, она пишет | 3.παιδευ-έ-τω пусть он,она воспитывает |
Pl.2.γράφ-ε-τε пишите | Pl.2.παιδεύ-ε-τε воспитывайте |
3.γραφ-ό-ντων пусть они пишут | 3.παιδευ-ό-ντων пусть они воспитывают |
NB! Ударение во втором лице единственного числа изменяется, т.к. сокращается последний слог. В третьем лице единственного и множественного числа ударение всегда падает на соединительную гласную.
Значение и употребление форм повелительного наклонения
Формы повелительного наклонения обозначают приказание (γράφε пиши) или запрещение (μὴ γράφε не пиши).
Они могут употребляться для выражения совета, пожелания (ὑγίαινε будь здоров) или просьбы (οἱ δ’ οὖν ἀκουόντων так пусть они слушают
Образование praesens indicativi et imperativus praesentis medii-passivi глаголов тематического спряжения. Значение и употребление медиальных форм. Синтаксические конструкции при пассивном залоге . Nominativus duplex.
Praesens indicativi activi
Настоящее время изъявительного наклонения действительного залога
Образуется путем присоединения к основе глагола личных окончаний.
Sg. 1 –ω | Pl. 1. –ο-μεν |
2. –εις | 2. ε-τε |
3.-ει | 3.- ουσι |
NB!Перед согласными-μ, -νсоединительная гласная–о-,а перед согласными-σ, -τсоединительная–ε-!
Sg.1. γράφ-ω я пишу | Sg.1.παιδεύ-ω я воспитываю |
2. γράφ-εις ты пишешь | 2. παιδεύ-εις ты воспитываешь |
3. γράφ-ει он, она пишет | 3. παιδεύ-ει он, она воспитывает |
Pl. 1. γράφ-ο-μεν мы пишем | Pl.1. παιδεύ-ο-μεν мы воспитываем |
2. γράφ-ε-τε вы пишете | 2. παιδεύ-ε-τε вы воспитываете |
3. γράφ-ουσι они пишут | 3. παιδεύ-ουσι они воспитывают |
Медио-пассивный залог
Грамматическая категория залога выражает два типа значений, получивших выражение в отношениях: субъект – действие и субъект – действие – объект, включающих в себя позиции:
1. субъект производит действие (activum): βαίνω – я иду, γράφω – я пишу.
2. Субъект пребывает в действии: ζάω – я живу, ἠσυχάζω – я отдыхаю.
3. Субъект производит действие, ограниченное его собственной сферой (medium): λούομαι – я моюсь, τρέπομαι – я поворачиваюсь.
4. Субъект испытывает на себе действие (pаssivum): λουομαι – меня моют, παιδεύομαι – меня воспитывают.
Таблица личных окончаний медио-пассивного залога 1 спряжения
Praesens | Imperfectum | Imperativum | |
Sg. 1 | -ο-μαι | -ό-μην | - |
2. | ε-σαι= η | -ε-σο=ου | -ε-σο=ου |
3. | -ε-ται | -ε-το | -έ-σθω |
Pl. 1. | -ό-μεθα | -ό-μεθα | - |
2. | -ε-σθε | -ε-σθε | -ε-σθε |
3. | -ο-νται | -ο-ντο | -έ-σθων |
Du. 2. | -ε-σθον | -ε-σθον | -ε-σθον |
3. | -ε-σθον | -ε-σθην | -ε-σθων |
Окончания Infinitiva – ε-σθαι,
Окончания причастий: – ό-μενος, -ο-μένη, -ό-μενον.
NB! В интервокальном положении –σ- в окончаниях –σαι, -σο выпадает, вызывая слияние гласных.
Praesens indicativi medii-passivi | Imperfectum indicativi medii-passivi | Imperativus praesentis medii-passivi | |
Sg.1. | παιδεύομαι я воспитываю сам, воспитываюсь, | ἐπαιδευόμην я воспитывал сам, воспитывался, | - |
2. | παιδεύῃ | ἐπαιδεύου | παιδεύου воспитывайся |
3. | παιδεύεται | ἐπαιδεύετο | παιδευέσθω пусть он воспитываетс |
Pl.1. | παιδευόμεθα | ἐπαιδευόμεθα | - |
2. | παιδεύεσθε | ἐπαιδεύεσθε | παιδεύεσθε |
3. | παιδεύονται | ἐπαιδεύοντο | παιδευέσθων |
Пассивное значение медиальных форм:
Непереходное значение медиальных форм, заключающее действие в сферу субъекта, стало основой для пассивного значения медиальных форм, поэтому формы называются медио-пассивными.
Пассивное значение медиальной формы может передаваться
- выражением, состоящим из причастия страдательного залога и форм глагола «быть»: γίγνεται – он был рожден, произведен.
- возратной формой: γίγνεται – рождаться, производиться.
- безличным выражением: γίγνεται – его производят.
При глаголах со значение быть, делаться, становиться, называться, казаться, считаться, назначаться, избираться, находиться и т.д. употребляется конструкция Nominativus duplex, состоящая из двух существительных в Именительном падеже и отвечающая конструкции кто-кем, что-чем: ὅδε ὁ ἄνθρωπος ὑπὸ τῶν Ἀθηναίων σοφώτατος ἐνομίζετο. – Этот человек считался афинянами мудрейшим.