Тема 8. Малые жанры фольклора. Детский фольклор

1. Охарактеризуйте любой предложенный фольклорный текст (пословицы, поговорки, загадки) с точки зрения академической школы.

2. Подобрать пословицы об ученье, знаниях, науках, книгах, которые можно использовать в учебно-воспитательных целях в школе. Что характерно для их художественной формы?

3. Сравнить использование художественного приема метафоры в пословицах и загадках. Доказать его зависимость от содержательной установки жанра.

4. Из произведений разных жанров детского фольклора вычленить сюжеты кумулятивного типа и проанализировать их.

5. Подготовить сообщение по одному из жанров детского фольклора (колыбельные песни, пестушки и потешки, перевертыши, заклички и приговорки, жеребьевки, дразнилки, скороговорки, молчанки).

Тема9.Позднетрадиционный фольклор. Фольклор и массовое поэтическое творчество советского времени.

1. Выполнить письменную работу по теме «Фольклор и литература». Работа должна включать самостоятельно подготовленный список литературы по теме, краткую характеристику истории вопроса, самостоятельный анализ заданной проблемы (не более 1,5-2 страниц текста).

2. Подготовить сообщение о жанрах позднетрадиционного фольклора (по выбору студента):

- о типах частушек, манере их исполнения;

- фольклор рабочих;

- фольклор периода Великой Отечественной войны.

Собеседование по темам:

1. Специфика фольклора.

2. Фольклор как художественная система.

3. Собирание и научные публикации фольклора (XIX-нач.XX вв.).

4. Особенности жанров раннетрадиционного фольклора.

5. Календарные и семейные обряды.

6. Детский фольклор.

7. Исторические песни.

8. Баллады. Былины.

9. Сказки.

10. Малые жанры фольклора.

Форма отчета о работе.

1. Сроки проведения практики.

2. Сведения о собирателе (ФИО, год рождения, место работы/учебы, национальность).

3. Далее по каждому дню работы приводятся следующие сведения:

Дата записи.

Место записи/записей (населенный пункт/пункты).

Количество опрошенных людей.

Количество людей, от которых произведена запись с приведением паспорта каждого исполнителя.

Количество записей по жанрам и жанровым разновидностям с краткой характеристикой записей (полнота, сохранность, наличие/отсутствие аудиозаписи, качество аудиозаписи и др.).

Форма заполнения информации об исполнителе фольклора

1.Карточка исполнителя фольклорных произведений /информатора/.

• Фамилия, имя, отчество.

• Возраст /год рождения/.

• Образование.

• Специальность.

• Место рождения.

• Место записи произведения фольклора.

• Время записи.

• Национальность.

• Данные о собирателе /Фамилия, имя, отчество, год рождения, номер группы/.

2.Паспорт песни.

• Название песни /записать две начальные строки/.

• Народное название жанра.

• Где, когда от кого перенял.

• Отношение к песне /серьезное, шуточное, пренебрежительное/.

• Как знает /только начало, отрывки, не знает конца, полный вариант'.

• Связь с обрядом в прошлом и настоящем.

• Поется ли во время праздников?

• Хоровая или одиночная?

• Возможный аккомпанемент.

• Связь с игрой, пляской.

• Как распространяется /устно, рукописи, сборники, магнитофонная запись/.

• Как часто исполняется.

• Широта распространения /повсеместно, только в данной местности/.

• Кто поет /по возрастам/.

• Если песня местная, возможный ее автор.

• Исполняется ли в самодеятельности.

• Подпись собирателя/разборчиво/.

3. Паспорт произведений прозаических жанров фольклора.

• От кого и когда услышал первый раз.

• Кто еще знает.

• Считает «историю» подлинной или вымышленной.

• Часто ли рассказывает.

• Кто его обычные слушатели / старики, пожилые люди обоего пола, молодежь, де­ти, женщины, мужчины. Отношение слушателей к рассказываемому.

• Обстановка, в которой происходит рассказывание.

• Определение жанра рассказчиком.

Наши рекомендации