Основные пути формирования исторических понятий
В изучении истории важную роль отыгрывают понятия. Они необходимы для объяснения и систематизации фактов, а также осмысления других понятий. Понятие традиционно состоит из определения, которое включает в себя родовые, видовые и дополнительные признаки, и термина. В связи с этим процесс формирования понятий происходит эффективно только в том случае, если учитель выделил типичные черты создаваемых образов, которые понимаются учениками как признаки понятий. При формировании понятий необходимо по мере возможности использовать наглядные представления и только потом вводить определенные понятия, через которые можно подвести учеников к еще более общим понятиям. Например, плуг — земледелие –орудие труда. Таким образом, учитель сначала дает признаки определяемого понятия и только спустя какое-то время формирует новые понятия. В 4-6 классах понятия тесно связаны с представлениями, однако уже в 7-8 классах необходимо переходить от конкретного наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому. Для определения понятия необходимо отобрать существенные, самые главные признаки, без которых данное событие или явление не может существовать. Существует специальная памятка по определению понятия. Исходя из нее, необходимо в первую очередь найти более общее (родовое) понятие. Затем установить отличительный (видовой) признак. И только после этого составить формулировку определения. Уже в старших классах некоторые учителя предлагают начинать формирование наиболее сложных исторических понятий с их объяснения, не требуя от учеников их обязательного запоминания. И только постепенно используя новое понятие при объяснении и видя, что ученики понимаю его суть, можно дать определение. Существует несколько классификаций исторических понятий. Наиболее часто все же выделяют следующие группы понятий: общеисторические, частноисторические и социологические. К общеисторическим понятиям относятся понятия, длительные во времени и характерные для нескольких стран. Особенность общеисторических понятий заключается в том, что они изучаются на протяжении всего курса истории и их изучении является важным для формирования научного мировоззрения. Например, рабовладельческий строй, орудия труда, мануфактура и т.д. В отличие от общеисторических, частноисторические понятия встречаются только в рамках изучения одного исторического курса. Они относятся к определенному региону и времени. Например, мушкетер, боярин, опричнина и т.д. К социологическим понятиям относятся такие понятия, как государство, культура, внутренняя политика, церковь и т.д. При формировании исторических понятий у учащихся 4–8 классов рекомендуется вести понятийные словари. В старших классах ученики уже могут работать с научными словарями и энциклопедиями. Существуют различные методы и приемы работы с историческим понятиями. В первую очередь, вводимые на уроке новые понятия и термины должны быть записаны на доске. По ходу изложения нового материал, учитель обращает внимание детей на новое понятие и просит записать его тетради. Если этому предшествовало объяснение, то учитель может предложить ученикам самим попытаться сформулировать определение. Российский исследователь А. Т. Степанищев предлагает несколько способов формирования понятий. В качестве одного из них он выделяет трехэтапный алгоритм работы, который состоит из 1) вычленения существенных признаков из определения термина, 2) подбора сходных, родственных терминов для анализа, 3) подведение родственных терминов под признаки изучаемого термина. Рассмотрим этот способ на предложенном Степанищевым примере термина «демократия». Демократия – «форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделение граждан достаточно широким кругом прав и свобод». Он выделяет 4 существенных признака в этом определении (см. подчеркнутое). Родственными терминами он предлагает следующие: монархия, конституционная монархия, республика, диктатура и т.д. По мнению Степанищева, ученики, сравнивая эти понятия, придут к пониманию термина «демократия». Степанищев также предлагает использовать при формировании понятий таблицы (например, для формирования у учащихся понимая разницы между синдикатом, трестом и концерном, или между национализацией, конфискацией и экспроприацией). Необходимо помнить, что нельзя перенасыщать урок введением новых понятий. Так, в 1-2 классах ученики способны понять и усвоить только 1-2 понятия, в 3-4 классах — 3-5, в 5-7 классах – 6-7, в 8-9 классах — 8-9 и в 10-11 классах — 10-12 понятий. Чаще всего исследователи говорят о двух путях формирования понятий. Первый, когда учитель фактически объясняет суть понятия, дает его определение, и только потом вводит сам термин. Второй – фактически противоположный первому. Сначала учитель вводит термин, дает определение и только потом раскрывает и поясняет новое понятие. При изучении истории очень важно, что работа над понятиями происходила регулярно. С этой целью можно проводить понятийные диктанты (давать либо определение, а ученики должны записать термин, либо наоборот), проверять знания по карточкам, предлагать ученикам творческие задания. Например, подобрать к понятию слова, которые помогают раскрыть его суть: фараон – царь, пирамида —гробница, индульгенция – грамота, воеводство – область и т.д. Как и в случае с хронологией можно использовать написание сочинения с включением исторических понятий. Можно сочетать понятия с датами, что позволяет использовать задания тестового характера. В данном случае возможна следующая разновидность тестовых заданий: в определении понятий ученикам предлагается вставить пропущенные слова, либо дописать пропущенную часть определения. Можно предложить задание на соотнесение понятий и определений. При работе с понятиями можно использовать логические цепочки, которые могут показывать как развитие исторического процесса,так и способствовать более четкому определению значения того или иного понятия.