Чем перформанс отличается от театра?
Там, и там есть сцена, исполнители и зрители…
Театр… Вы заходите в зрительный зал, гаснет свет, и Вы переноситесь в другое время. Да, что там время – можно сменить целую эпоху, окружение. На сцене меняются декорации, актёры вживаются в другие роли.
Первые несколько минут актёры вживаются в роль. Лёгкая атмосфера натянутости. Мы как-то снимали ролик по эмоциям. Вдвоём, мужчина и женщина. Семь базовых эмоций – радость, интерес, злость, обида, грусть, страх, стыд. У нас были разные подходы – он изображал эмоции, что называется, по Станиславскому. Злость… лоб нахмурен, складка между бровей, глаза прищурены, губы плотно сжаты, крылья носа напряжены, голова слегка опущена вниз… Я поступала проще. Вспоминала себя в ситуации радости и злости, грусти и страха и проживала.
Проживание своей роли. Этим отличается театр от перформанса. В перформансе исполнитель полностью создаёт своё выступление, начиная замыслом и, заканчивая воплощением. Он – идейный вдохновитель, режиссёр и исполнитель в одном лице. Заманчиво? Истории собственные, а не чужие. Очень честные. Можно прожить много чужих ролей, но только после того, как проживешь собственную, увидишь поддержку в глазах других, что-то меняется внутри. Чувство сопричастности, единения. Ведь люди не оригинальны в своих переживаниях. Любят, ненавидят, страдают, радуются.
Перформанс – всегда импровизация. Частичная, полная, танцевальная, речевая, но это импровизация. И даже для исполнителя результат выступления может оказаться непредсказуемым.
Перформанс | Театр |
Сходство: 1. Есть зрители 2. Есть сцена или площадка 3. Есть исполнитель (исполнители) | |
Отличия: | |
1. Представление создаётся на публике | 1. Представление готовится многократно репетируется |
2. Исполнитель, раскрывает и проживает свои чувства, истории, идеи и взгляды | 2. Актёр играет определённую роль, вживается в роль другого человека, идентифицирует себя с другим человеком. |
3. Самое правильное – это честное. Не изображаем радость, если на душе скребут кошки. | 3. Чужая роль – чужие чувства. Нужно вживаться, задвинув свои. |
4. Это – импровизационное представление. Импровизация составляет от 5% до 100%. | 4. Действия известны заранее |
5. На площадке можно использовать любые доступные участнику средства выражения: танцевать, петь, говорить, рисовать, кричать. | 5. Действия актёра обусловлены сценарием. |
Отличие перформанса от плейбек-театра.
Когда-то я хотела научиться плейбеку. Мне казалось, это так необычно – воплощать на сцене истории других людей. Однажды я была актёром плейбека. Нам озвучили структуру. Один из зрителей рассказал историю. Я не помню, о чём она была. Мы выходили один за другим, создавая пластическую скульптуру. Мне получают зрители? Иногда, непростая ситуация вдруг обретает форму, эстетическую форму. Её можно окинуть взглядом и убрать в копилку воспоминаний. Это и чувство сопричастности. Кто-то поделился историей, люди разделили её. Радость стала чуть больше, а грусть чуть меньше.
Та же сопричастность, что и в перформансе, только история чужая, а зрительный зал и сцена меняются местами. Да, и свободы в перформансе больше.
Перформанс | Театр |
Сходство: 1. Имровизация 2. Сцена, зрители, участники 3. Произведение создаётся в текущий момент времени | |
Отличия: | |
1. В пеформансе проживается своя история | 1. Проживаются истории зрителей |
2. Структура и средства перформанса могут быть различными, ограничены фантазией участников, пространством и физической безопасностью для себя, других участников и пространства. | 2. Для истории выбирается один из нескольких вариантов структур. |
3. Количество участников не ограничено, минимум один. | 3. Количество участников задаётся выбранной структурой |
Контакты:
e-mail: [email protected]
телефон: 8 (910) 407-9530
сайт: www.irenmist.ru,
https://vk.com/irenmist
https://www.facebook.com/mistiren
http://irenmist.blogspot.ru/