Удмуртская, мордовская и чувашские деревни
Купченеево— поселение удмуртов, возникшее по указу- Уфимской провинциальной канцелярии от 19 июня 1773 г., данному «новокрещеному вотяку» Михаилу Степанову «с товарыщи»60.
В 1816 г. в 30 дворах насчитывалось 95 мужчин и 89 женщин. 143 мужчины показала VIII ревизия, 188 — по IX, 200 — по X ревизии. 120 дворов и 668 человек — в 1906 г. По переписи 1920 г. — 727 жителей и 143 дома.
Д. Новые Суллисоздали мордовцы-новокрещены Иван Васильев и его «товарыщи» по договору от 31 июля 1805 г. Поэтому она известна и как Мордовские Сулли. Мордовцы — припущенники башкир Кыр-Еланской и Байлярской волостей61. В 1816 г. было 134, в 1834 г. — 190, в 1850 г. - 241, в 1859 г. - 258 душ м.п. мордовцев62. В 1906 г. в 164-дворной деревне зафиксировано 1103 человека. Действовали земская школа и церковь (каменная с 1870 г.). Двум жителям принадлежали 2 мельницы, трем — бакалейные лавки. 1309 жителей при 219 дворах показала перепись 1920 г.
Жители деревни пополнялись за счет переселенцев из Белебеевского, Бугульминского, Бугурусланского уездов Оренбургской губернии, из с. Отарки Красногорской волости Мамадышского уезда Казанской губернии. В 30-х гг. XIX в. среди жителей можно было встретить крещеного башкира Алексея Фролова (Афлятуна Тими-рова)63.
Д. Зингереевовозникла в 1754 г., когда кыр-еланцы припустили «из оброка» на свою землю 10 дворов чувашей во главе с Зингереем Токбулатовым. Здесь жили и мордовцы по договорному письму вотчинников от 12 июня 1776 г. Анисим Федоров обосновался здесь с 70 душами м.п. мордовцев64. Среди них были и башкиры (в 1816 г. — 8, в 1834 г. — 18 человек). Чуваши и мордва составляли сословие государственных крестьян. В 1790 г. часть чувашей и мордвы по купчей закрепили за собой землю, где кроме д. Зингереево возникло чувашское поселение Азан Нига. Затем новая партия припущенников из чувашей с условием уплаты вотчинникам 10-копеечного оброка с двора в год обосновалась на новой земле, создав дд. Учу Ниги и Курьятмас. Смежная к ним земля в 1805 г. была продана башкирами помещику И. Ф. Федорову. Часть земли, на которой сидели чуваши, последний считал своей и требовал от крестьян уплаты оброка. Эти его претензии привели к тому, что из новых деревень сохранились лишь Зингереево и Курьятмас, жители остальных поселений переселились в д. Азналы-Карамалы65.
В 1816 г. Зингереево — 14-дворная деревня с 114 жителями. 140 душ м.п, насчитывалось в 1834 г. К 1906 г. было две деревни: первая при р. Кыркнарат из 41 двора с 286 жителями, вторая при р. Ря с 297 жителями (50 домов). В 1920 г. Болыпезингереево (Чувашское Зингереево) состояло из 64 дворов с 369 жителями. Мало-зингереево называлась Русское Зингереево, и русские
Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 139.
Там же.
Там же. Д. 156. Л. 26.
Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2978. Л. 139.
Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 143.
Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 507. Л. 1, 10, 11.
ШАРАНСКИЙ РАЙОН
численно преобладали; всех жителей — 276 человек (42 дома).
Чуваши по договору с башкирами Байлярской волости от 2 октября 1802 г. в числе 30 семей во главе с Николаем Николаевым создали д. Улу-Елга, где им разрешили «владеть вечно землею с платежем оброка по 25 коп. с двора в год»66. В 1816 г. в деревне насчитывалось 105, в 1834 г. — 155, в 1850 г. - 231, в 1859 г. - 247 душ м.п. К 1906 г. имелось две деревни: Верхне-Улу-Елга (537 человек, 98 дворов) и Нижне-Улу-Елга (409 человек, 67 домов). В первой действовала школа. Перепись 1920 г. в первой из них зафиксировала 663 жителя и 123 двора, во второй — 474 человека и 84 дома.
10 июня 1788 г. вотчинники Кыр-Еланской волости заключили договор с чувашем Семеном Семеновым «с товарыщи» в числе 20 семей, по которому они получили разрешение «жить и владеть землею сроком на 100 лет из платежа оброка по 10 коп. в год»67. Они основали д. Елань-Чишма. В1816 г. по этой деревне зафиксировано 100, в 1834 г. - 125, в 1850 г. - 164, в 1859 г. -176 душ м.п. чувашей. 1081 человек при 220 дворах показала перепись 1920 г.
Башкирская д. Курьятмаспри одноименной речке в 1795 г. состояла из 15 дворов с 44 жителями68. Через 5 лет здесь поселились чуваши-припущенники. В одной версте от нее возникло новое поселение чувашей. Оно называлось Семеново, затем Макарово, а сегодня Семено-Мака-рово.По договору башкир Кыр-Еланской волости от 1 февраля 1795 г. новокрещеному чувашу Семену Макарову (1756—1829) разрешили поселиться 10 дворами и «владеть землею сроком на 50 лет из платежа оброку по 20 коп. ежегодно с двора». На таких же условиях по договору от 12 марта того же года поселился Егор Никитин «с товарыщи». С аналогичным обязательством обосновались здесь по договору от 5 января 1799 г. с 20 семьями чуваши Егор Михайлов и Михаил Степанов69.
В 1816 г. в 28 дворах проживало 168 чувашей, в 1834 г. — 126 душ м.п. 40 дворов и 393 человека было в 1850 г. Деревня — центр волости. Здесь было двухклассное училище, 3 лавки, 3 мельницы. В 1906 г. зафиксировано 878 человек и 145 дворов. В 1920 г. количество жителей уменьшилось до 813 человек.
Семено-Макарово — это бывшая д. Курьятмас. Сегодня они — самостоятельные поселения.
Чувашские дд. Заряново(в 1906 г. 50 дворов с 298 жителями, в 1920 г. 113 человек при 17 домах), Каменевка, Князевка(в 1920 г. 60 татар), Михайловка(в 1906 г. 240 мордовцев и чувашей, в 1920 г. 252 чуваша) и Ники-тинка — поселения более позднего происхождения: основаны в конце XIX — начале XX в.
По истории русских населенных пунктов, кроме статистических данных конца XIX — начала XX в., никаких других сведений нет. В справочных книгах ограничиваются лишь следующим замечанием: «Большую часть населения Ермекеевской волости составляют башкиры (22 деревни), тептяри и бывшие государственные кресть-
яне магометанского вероисповедания, а наименьшую — русские, переселившиеся сюда из центральных губерний с 1892 г.»70. Следует думать, что эта дата не совсем соответствует действительности. Одним словом, вопрос остается открытым, он требует накопления и исследования материалов.
По изученным документам можно прийти к выводу, что ни одно поселение припущенников не возникло на свободных «пустопорожных» землях: они создавались на башкирских вотчинных, а также на казенных, дворцовых и заводских землях. Если тептяри в основном оседали в башкирских деревнях, то мишари (Балтачевский район), марийцы (Балтачевский, Краснокамский, Гафурийский районы), чуваши (Кармаскалинский и Ермекеевский районы), удмурты (Балтачевский, Ерме-кеевский районы), мордовцы создавали свои собственные поселения. Русские села и деревни располагались прежде всего на казенных, а также на помещичьих и заводских землях. Имелись у русских крестьян села, возникшие и на покупных у башкир землях. У русских поселян редко возникали споры по земельным вопросам. Поэтому крайне мало отложилось материалов по их заселению в архивах.