Повторение значимых частей слова

Урок 57

Ход урока

Актуализация темы урока

О необходимости знания состава слова учащиеся читают в сообщении Самоварова (с. 94). Нахождение корня в родственных словах из скороговорки (упр. 158).

Основной этап урока

Активизация знаний учащихся об основных морфемах по вопросу учителя: «Из каких частей состоит слово? Дайте определение корня, приставки, суффикса, окончания, приведите примеры».

Ролевая игра«Я учитель». Учащиеся проверяют правильность ответа Вани (с. 94).

Создание наглядно-образного представления о составе слова с помощью рисунка-схемы (упр. 157). Можно предложить учащимся объяснить, почему именно локомотив (главная часть поезда, без которой движение невозможно) сравнивается с корнем слова. Обратить внимание детей на условные графические обозначения частей слова.

Предварительное знакомство с основой слова при чтении сообщения Самоварова (с. 94, внизу). Обратить внимание учащихся на то, как выделяется основа (надо изменить слово, выделить его окончание, а оставшаяся часть слова и будет являться основой), каким графическим знаком она обозначается.

Разбор по составу слов (РТ, упр. 129). Не забывать выделять нулевое окончание! (Примечание для учителя: в слове цыплёнок корень цыпл- (с возможным чередованием цып-), суффикс -ёнок, нулевое окончание). При разборе слов по составу использовать такой алгоритм: 1) Подобрать однокоренные слова, сравнить их, выделить корень. 2) Найти приставку, если она есть, привести примеры других слов, лучше с другими корнями, с этой же приставкой. 3) Найти суффикс, привести примеры других слов с этим же суффиксом. 4) Попытаться изменить слово (по числам, падежам и т. п.), сравнить формы слова, выделить окончание. Дополнительное задание к упражнению: составить с тремя из приведённых в упражнении слов предложения, записать их, определить тип предложения по цели высказывания и интонации, найти и подчеркнуть главные члены предложения.

Итог урока

Учитель: «Из каких частей состоит слово? Дайте их определение».

Домашнее задание

Составить и записать предложения с оставшимися словами (РТ, упр. 129).

Корень.

Уроки 58—62

Ход урока 58

Актуализация темы урока

Работа по вопросу учителя: «Можете ли вы объяснить, почему корень слова так назван?» Заслушиваются варианты ответов детей, затем повторяется определение термина «корень слова» сначала самостоятельно, потом при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 95).

Основной этап урока

Нахождение корня в родственных словах и дополнение групп однокоренных слов своими примерами (РТ, упр. 130).

Распределение слов в группы по общности корня (упр. 159). Нужно ещё раз подчеркнуть, что корень у родственных слов одинаков и по звукобуквенной форме, и по смыслу.

Работа с текстом-сказкой по заданиям (РТ, упр. 132). Самостоятельное выполнение упр. 134 в РТ.

Итог урока

Учитель: «Какая часть слова называется корнем? Почему корень — это главная часть слова?»

Домашнее заданиеРТ, упр. 136.

Ход урока 59

Актуализация темы урока

Введение понятия о чередовании согласных в корне слова при чтении диалога Ани и Вани и сообщения Самоварова (с. 96). Чередования согласных в корнях слов обязательно записываются на доске: гж, х—ш, ц—ч.

Акцентирование внимания на общности значения однокоренных слов по вопросу учителя: «Мы узнали, что некоторые согласные в корне слова иногда могут чередоваться. А могут ли однокоренные слова различаться по значению? Как вы думаете, родственными ли являются слова водный и водитель?» Выслушиваются ответы детей, делается вывод, что однокоренные слова обязательно должны быть близки по значению. Основной этап урока

Поиск однокоренных слов в тексте (упр. 160). После пересказа текста по данному плану выписываются однокоренные слова к слову снег и начинается наблюдение за историческими фонетическими чередованиями гласных в корне слова. В родственных словах к слову снег обязательно выделяется корень. При этом может понадобиться помощь учителя, так как корень этих слов имеет расхождение в звукобуквенном составе. При ответе на вопрос: «Правильно ли мы выделили корень в словах?» — можно повторно обратиться к сообщению Самоварова (с. 96) и к записи чередующихся согласных на доске.

Формирование умения выделять корни, в которых имеется чередование согласных звуков (упр. 161). После выполнения этого упражнения на доску записывается ещё одно чередование: дж.

Работа с омонимичными корнями (упр. 131) проводится в форме игры«Найди лишнее» и позволяет обратить внимание детей на то, что корни в родственных словах не только одинаково пишутся, но и обязательно имеют одно и то же значение.

Закрепление навыка различать корни-омонимы на примере упр. 133 из РТ.

Поиск однокоренных слов в тексте (упр. 163). Дополнительное задание — составление устного текста-рассуждения с доказательством того, что текст упр. 163 представляет собой сказку.

Итог урока

Учитель: «Какая часть слова называется корнем? Какие согласные звуки могут чередоваться в корне слова? Всегда ли слова с корнями, которые звучат и пишутся одинаково, являются родственными? Докажите».

Домашнее задание

Упр. 162.

Ход урока 60

Актуализация темы урока

Формирование представления о единообразном написании корня по вопросам учителя: «Мы узнали, что некоторые согласные в корне слова могут чередоваться. Назовите эти чередования. Но в остальных случаях корень слова пишется всегда одинаково. Приведите примеры родственных слов, в которых корень произносится с разными гласными или согласными звуками, но пишется одинаково (леса — лес, гриб — грибы). Вспомните, как надо проверять безударные гласные в корне слова, парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». (Выслушиваются ответы учащихся.)

Основной этап урока

Отработка умения выделять корень в родственных словах (упр. 164). Выделение корня в именах собственных из сказки Дж. Родари требует внимания: должен быть выделен корень Чиполл-, в русском варианте — лук- или луч-. Нужно обратить внимание на чередование к—ч.

Нахождение однокоренных слов в юмористическом стихотворении В. Берестова (упр. 166). Работа с многозначным словом петух.

Работа с текстом (упр. 167). Поиск родственных слов целесообразно связать с наблюдением за единообразным написанием гласных в корнях слов. Учащимся следует предложить определить связь содержания пословицы с текстом задания.

Повторение орфограмм корня (РТ, упр. 138, 139).

Итог урока

Учитель: «Одинаковыми или разными буквами обозначаются безударные и ударные гласные звуки в корнях родственных слов? Докажите на примерах».

Домашнее задание

Упр. 165.

Ход урока 61

Актуализация темы урока

Правила выбора верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов учащиеся определяют при разрешении проблемной ситуации: «Один мой знакомый никак не мог решить такой вопрос. Строчку из произведения К. Чуковского он записал так: Ох, нелёгкая это работа — из болота тощить бегемота. Слово тощить он проверил словом тощий, но никак не мог представить себе тощего бегемота. А вы сможете помочь моему знакомому?» Выслушиваются ответы учащихся, делается вывод о том, что однокоренные слова (проверяемое и проверочное) обязательно должны быть связаны между собой по смыслу.

Основной этап урока

Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов на материале упр. 170; РТ, упр. 135.

Работу с орфограммой «Безударные гласные в корне слова» (упр. 168) можно провести или по заданиям к упражнению, или в форме самодиктанта. Учащиеся читают текст, запоминают его, записывают, диктуя сами себе и отмечая безударные гласные в корнях слов.

Определение вида орфограммы (РТ, упр. 140, 141). Учащимся предлагается просмотреть тексты упражнений и ответить, какая орфограмма должна отрабатываться на этом материале. Затем упражнения выполняются по заданиям РТ.

Итог урока

Учитель: «Правильно ли говорить, что корень слова всегда пишется одинаково? Как надо проверять безударные гласные и парные по звонкости-глухости согласные в корне слова?»

Домашнее задание

Упр. 169.

Ход урока 62

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Какие ещё орфограммы можно встретить в корне слова? Выслушиваются ответы учащихся. Определите, какую орфограмму мы будем сегодня повторять, просмотрев задание к упражнению 173».

Основной этап урока

Выполнение упр. 173 должно начаться с повторения алгоритма проверки непроизносимых согласных. Задание выполняется в форме комментированного письма с подбором и записью проверочных слов.

Различение орфограмм парных согласных и непроизносимых согласных (РТ, упр. 142).

Составление рассказа по рисунку с использованием опорных словосочетаний; определение типа и проверка повторяемой орфограммы (упр. 172).

Работа со словами с непроизносимыми согласными (упр. 173).

Работа с текстом по заданиям (РТ, упр. 144). Важно, чтобы учащиеся определили тип всех орфограмм на месте пропущенных букв.

Создание гнёзд родственных слов с рисованием дерева по заданиям упр. 174.

Итог урока

Объясните, почему корень слова изображён на рисунке к упр. 174 в виде корня дерева. Как вы это понимаете?

Домашнее задание

Упр. 171.

Глагол.

Уроки 113—138

Целевые установки уроков

Личностные:

• формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

• осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

• относиться с уважением к представителям других народов;

• понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

• развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;

• разрешать проблемные ситуации;

• реально оценивать свои успехи в освоении языка;

• эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;

• формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

• осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

• стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

• формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные:

• ориентироваться в пространстве учебника с помощью значков навигации;

• понимать цели и задачи учебной деятельности;

• решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

• уметь пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (раздел «Шаги к умению», памятки);

• уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

• развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;

• развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Предметные:

• распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

• определять время глаголов;

• образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;

• определять число глаголов;

• верно писать не с глаголами;

• писать мягкий знак в глаголах неопределённой формы;

• грамотно использовать нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и письменной речи.

Глаголы будущего времени.

Уроки 120—122

Ход урока 120

Это важно!

В 3 классе учащиеся не знакомятся ни с изменением глаголов в будущем времени по лицам, ни со спряжением глаголов. Внимание школьников акцентируется на значении глаголов в будущем времени и на разных способах образования форм будущего времени в зависимости от вида глагола. Понятие вида также не вводится, лишь предлагается различать глаголы по вопросам что делать? и что сделать?

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Вспомните, какие три времени есть у глагола. Какое время мы ещё не изучили? Какие действия могут называть глаголы в будущем времени? Когда эти действия происходят?» Вероятнее всего, дети ответят: «В будущем». На данном этапе уточнять ответы детей не надо. «Сегодня мы понаблюдаем, как образуются формы глаголов будущего времени».

Основной этап урока

Игра«Машина времени» (упр. 123). Текст с изменением временного плана составляется детьми и произносится устно, записывать переделанный текст не надо, поскольку в нём будет много глаголов с безударными окончаниями.

Наблюдение за разными способами образования форм будущего времени от глаголов разного вида организуется по заданию учителя: «Измените предложения, употребив глаголы в будущем времени: Я читал. Я прочитал. Я писал. Я написал. (Важно, чтобы формы глаголов были образованы верно: читал — буду читать, прочитал — прочитаю и т. д.) Попробуйте догадаться, от каких глаголов форма будущего времени образуется с помощью вспомогательного глагола буду. На какие вопросы отвечают эти глаголы?» Вывод учащихся уточняется при чтении сообщения Самоварова (с. 69).

Выполнение упр. 108 из РТ.

Образование форм будущего времени от данных глаголов по вопросам (упр. 124 и РТ, упр. 107) проводится коллективно с комментированной записью. Обратить внимание, что безударные окончания глаголов в будущем времени — это орфограмма, которая будет изучаться позднее, в 4 классе.

Поиск глаголов в будущем времени в пословицах (упр. 125).

Итог урока

Учитель: «Что обозначают глаголы в будущем времени? От каких глаголов форму будущего времени надо образовывать с помощью вспомогательного глагола буду?»

Домашнее задание

Упр. 105 из РТ.

Ход урока 121

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации: «Согласитесь ли вы с тем, что если в предложении речь идёт о событиях сегодняшнего дня, то глаголы употребляются только в настоящем времени? Определите время глаголов в предложениях: Сегодня я пойду с мамой в цирк. Сегодня я буду смотреть по телевизору интересный фильм. Подумайте, как точнее сказать, какое действие называет глагол в будущем времени». Дети пробуют ответить самостоятельно, затем выбирают ответ из группы предложенных (РТ, упр. 106).

Основной этап урока

Дополнение текста подходящими по смыслу глаголами (упр. 126). Задание может быть выполнено учениками или самостоятельно с последующей проверкой, или в форме комментированного письма.

Составление предложений из предложенных слов с обозначением орфограмм (упр. 127).

Выполнение упражнений, ориентированных на формирование умения ставить глагол в форму будущего времени (упр. 128), игра«Машина времени». При выполнении упр. 128 надо обратить внимание детей на то, что, кроме глаголов, придётся изменить и другие слова, обозначающие время действия (вчера — скоро, завтра, в воскресенье и т. п., сегодня — завтра, потом, в понедельник и т. д.).

Повторение знаний о временах глагола на основе упр. 109 из РТ.

Итог урока

Учитель: «Когда происходят действия, названные глаголами в будущем времени?» (После момента речи.)

Домашнее задание

Выписать из орфоэпического словарика (с. 138—139) глаголы в будущем времени, составить с ними пять предложений и записать.

Ход урока 122

Актуализация темы урока

Систематизация знаний учащихся об изменении глаголов по временам начинается с работы по заданию учителя: «Дополните предложения, употребив глагол путешествовать в нужной форме. Определите, в каком времени вы его употребили: В прошлом году мы с родителями ... по Волге. Каждое лето мы с друзьями ... по родному краю. В следующие каникулы я ... по Уралу. Какие слова в предложении подсказали вам, в каком времени должен стоять глагол?»

Основной этап урока

Определение времени глаголов в стихотворении-путанице (упр. 130).

Дописывание предложений с определением времени глаголов (РТ, упр. 110).

Исправление письма Вани с изменением формы глаголов: поставить глаголы в форму прошедшего времени (РТ, упр. 111).

Нахождение глаголов в скороговорках, определение времени глаголов (РТ, упр. 101).

Итог урока

Учитель: «Что мы узнали об изменении глаголов по временам?»

Домашнее задание

Упр. 129.

[1] Для всех уроков необходимы следующиересурсы и оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс» в 2 частях (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина), далее по тексту будет обозначаться как «учебник»; пособие «Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс» в 2 частях (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина), далее будет обозначаться как «РТ».

Наши рекомендации