В Отечественной войне 1812 года

Сборник сценариев

Областного фестиваля народного творчества

«И ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА…»,

Посвящённого 200-летию Победы

В Отечественной войне 1812 года

г. Рязань

 
2012 г.

Сценарий проведения молодёжного светского бала

В рамках областного фестиваля народного творчества

«И ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА…»,

Посвящённого 200-летию Победы

в Отечественной войне 1812 года

В Отечественной войне 1812 года - student2.ru Зал и сцена бывшего летнего клуба Дворянского Собрания празднично украшены: на сцене – баннер с изображением бального зала XIX века. В зале на стенах размещается областная тематическая выставка живописных произведений художников – любителей «Время славы и восторга» и репродукции портретов рязанцев – героев Отечественной войны 1812 года. На балконе – Большой Герб Российской Империи.

Перед началом бала, пока съезжаются гости, на сцене выступает ансамбль скрипачей «Камертон» Рязанского музыкального колледжа им. Г. и А. Пироговых, руководитель Ольга Воробьева, создающий праздничную атмосферу бала. Гости занимают места в зале.

14.00.– Звучат праздничные фанфары, возвещающие о начале бала. Образцовый хореографический ансамбль «Акварель» Новомичуринской детской школы искусств, руководители Жанна и Николай Шичкины исполняет «Полонез».

Аня Яльцева:

И снова зеркала нам отражают время:

Старинный особняк, на лестницах ковры…

Гусар уж едет, он ставит ногу в стремя,

Мы мчимся с ним на бал.

Бал славной той поры.

Блестящий полонез играют музыканты,

И веет колдовством от чудной их игры.

Нам дарит красоту и новые таланты,

Сзывает в этот зал

Бал славной той поры.

Церемониймейстер:

Мы приглашаем вас на бал!

На праздник жизни, музыки и света!

И длится праздник от рассвета до рассвета –

Мы приглашаем вас на бал!

Милостивые государи и государыни! Мы рады приветствовать вас в этом прекрасном зале. Сегодня мы окунёмся в минувшую жизнь, в эпоху XIX века. И наш молодёжный светский бал мы посвящаем 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года.

По светским условиям бала представляю Вам почётных гостей и предоставляю слово: Первому заместителю председателя комитета по культуре и туризму Рязанской области Попову Виталию Юрьевичу; директору Рязанского областного научно-методического центра народного творчества, заслуженному работнику культуры Российской Федерации Шаповской Елене Михайловне.

Церемониймейстер:

Открылся бал.

Кружась, летели

Четы младые за четой

Одежды роскошью блестели

А лица свежей красотой…

Так писал о балах русский поэт Александр Одоевский. Бал – это лицедейство и игра, кокетство и ревность, страсть и любовь.

Артист Рязанского музыкального театра Алексей Свиридов исполняет романс П. Чайковского на стихи А. Толстого «Средь шумного бала», концертмейстер – Евгений Антипов – солист Рязанской областной филармонии, лауреат международного конкурса.

Церемониймейстер: Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого «Средь шумного бала» исполнил артист Рязанского музыкального театра Алексей Свиридов, концертмейстер – Евгений Антипов – солист Рязанской областной филармонии, лауреат международного конкурса.

А сейчас немного исторических фактов. Начало русским балам было положено при Петре I Указом об ассамблеях, то есть собраний – балов от 28 ноября 1718 года. Основным развлечением на ассамблеях были танцы. Не танцевать светскому человеку того времени, а тем более даме, было немыслимо. «Умение танцевать и хореографический талант составляли ценное качество и успех не только на паркете, но иногда и на поприще служебной карьеры. Бал являлся прекрасным развлечением, но требовал больших физических и эмоциональных сил. На балу требовалось безукоризненно выглядеть, контролировать каждое движение и слово и при этом казаться естественным, приветливым и весёлым.

На ассамблеях Петра I и на дворянских балах при Екатерине II ни один танец не пользовался такой популярностью, как прославленный менуэт, являющийся общепризнанным образцом салонного танцевального искусства.

«Менуэт – это танец королей и король танцев»,– так назвали его историки танцевального искусства. Считалось: «кто хорошо танцует менуэт, тот всё делает хорошо».

Многие учителя танцев полагали, что для выправки осанки и выработки грациозных манер необходимо долгое время обучать воспитанников именно менуэту и не спешить с разучиванием новых танцев до тех пор, пока менуэт не будет исполняться безукоризненно.

И сейчас вы увидите этот блестящий танец.

Студенты 4 курса, группы 812 «а» кафедры хореографии Рязанского заочного института (филиала) Московского государственного университета культуры и искусства исполняют «Менуэт».

Церемониймейстер: События Отечественной войны 1812 года, потрясшие современников, оказали огромное воздействие на последующее развитие России и всей Европы. Они надолго остались в народной памяти, вдохновили многих поэтов, художников, композиторов, запечатлены и в многочисленных памятниках на местах сражений.

Один из участников этой войны – композитор Александр Алябьев. Он был ранен при взятии Дрездена. Однако и после войны он остался на военной службе и продолжал сочинять музыку.

Для всех участников бала звучит романс А. Алябьева на стихи А. Бистрома «Я вижу образ твой» в исполнении Алины Побегайло.

Романс А. Алябьева на стихи А. Бистрома «Я вижу образ твой» исполняет Алина Побегайло – учащаяся Новомичуринской детской школы искусств, концертмейстер Светлана Тонких, преподаватель Раиса Качура.

Церемониймейстер:

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,

Ни плясок, ни охот, – а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги,

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года 1.

Церемониймейстер: Это стихотворение Александр Сергеевич Пушкин посвятил событиям 1812 года. В летопись военной истории золотыми буквами вписаны и имена рязанцев – участников этих сражений. В нашем зале расположены репродукции картин – портретов героев Отечественной войны. Позволю себе рассказать об одном из них.

Александр Дмитриевич Балашов – государственный и военный деятель, генерал-адъютант. Георгиевский кавалер. В начале войны 1812 года Александр I послал его для переговоров с Наполеоном. На рассвете 11 июня в местечке Россиены прибыл к французским аванпостам и был принят Мюратом, затем Дану. Наполеон приказал российскому послу следовать в Вильно и там 18 июня дал аудиенцию Балашову, который передал письмо Александра I с предложением «Если Вы согласны вывести свои войска с русской территории, я буду считать, что всё происшедшее не имело места, и достижение договоренности между нами будет ещё возможно». Наполеон предложил: «Будем договариваться здесь же, сейчас, в самом Вильно, поставим свои подписи, и я вернусь за Неман». Это унизительное предложение было отклонено. В заключение французский император спросил, каков самый короткий путь к Москве. Балашов ответил: «Карл XII шёл через Полтаву».

По возвращении был назначен состоять при Александре I. Балашов явился одним из главных организаторов народного ополче-ния в Отечественной войне 1812 года. Участвовал в переправе через Неман, в сражениях при Люцене, Бауцене, Дрездене, Кульме и Бриенне. Его прочили в генерал-губернаторы Парижа, но назначение не состоялось. Затем выполнял ряд дипломатических поручений. С 4 ноября 1819 года

_____________________ 1 Во всех предложенных сценариях приводится отрывок стихотворения А.С. Пушкина – «Полководец». Далее – рассказ об одном из героев-рязанцев, участнике Отечественной войны 1812 г. Возможен рассказ о другом герое.

по 19 марта 1828 года – генерал-губернатор Рязанской и одновременно Тульской, Тамбовской, Воронежской, Орловской губерний с центром генерал-губернаторства в Рязани. Много сделал для экономического и культурного развития рязанского края. Ему удалось пресечь многие вопиющие злоупотребления местных властей, повысить эффективность местного самоуправления, улучшить благоустройство и здравоохранение в губернии.

Пусть подвиги всех героев войны 1812 года останутся в памяти народной!

А мы возвращаемся к нашему балу: на паркете – падеграс.

Падеграс – бальный танец, который был сочинён в России в конце XIX века русскими балетмейстерами Е.М. Ивановым и А.П. Бычковым.

Участники школы танцев Губернского бала, руководитель – Алексей Лавренёв, исполняют падеграс.

Церемониймейстер: Полька – старинный чешский танец, что означает «половина». Жизнерадостность, игривость, лёгкость содействовали триумфальному шествию польки по всему миру. А участники школы танцев Губернского бала приглашают всех на «Польку-тройку».

«Полька-тройка» исполняется всеми участниками бала.

Церемониймейстер:

Мы рады поздно или рано

Услышать звуки фортепиано.

Для вас поёт Полина Митькина.

Полина Митькина – учащаяся Новомичуринской детской школы искусств исполняет романс А. Гурилева, на стихи С. Любецкого «Домик – крошечка», концертмейстер – Светлана Тонких, преподаватель – Раиса Качура.

Церемониймейстер: Отрывок из повести в стихах «Детство Лермонтова. Воспоминание о первом бале» читает Аня Яльцева.

Аня Яльцева читает отрывок.

Церемониймейстер: На нашем балу мы ещё раз хотим вернуться к полонезу – торжественному танцу-шествию. Как говорил Ф. Лист – этот танец был «постоянной выставкой блеска, славы, значения».

Ансамбль бального танца «Элегия» Путятинской детской музыкальной школы, руководитель – Галина Козлова исполняет «Полонез».

Церемониймейстер: В исполнении Марии Федосовой прозвучит «Менуэт».

Мария Федосова, учащаяся детской музыкальной школы № 1 г. Рязани исполняет «Менуэт» В.А. Моцарта, концертмейстер – Любовь Джас, преподаватель – Лариса Якубовская.

Церемониймейстер: А сейчас – царь танцев, неоценённый воодушевитель, без которого бал не бал, без которого танцующие тщетно ищут то, для чего приехали: разнообразия, весёлости, отсутствия всякой техники, хорошей шутки, неожиданных эффектов. Это танцевальная игра, где трудятся не одни ноги, но изощряется, в особенности, остроумие. Это – котильон.

Студенты 4 курса, группы 812«а» кафедры хореографии Рязанского заочного института (филиала) Московского государственного университета культуры и искусства исполняют «Котильон».

Церемониймейстер: В рамках областного фестиваля народного творчества «И вечной памятью двенадцатого года…» сегодня открывается областная тематическая выставка живописных произведений художников-любителей Рязанской области «Время славы и восторга». Многие авторы представленных произведений присутствуют здесь. Они на своих полотнах смогли воссоздать это «время славы и восторга», небывалого народного сплочения и самоотвержения во имя защиты священного Отечества. А потому есть надежда, что память об этом времени, об этих людях поможет нам и сегодня.

Мне хотелось бы пригласить сюда хозяйку нашего бала, директора Рязанского областного научно-методического центра народного творчества, заслуженного работника культуры Российской Федерации Елену Михайловну Шаповскую и первого заместителя председателя комитета по культуре и туризму Рязанской области Виталия Юрьевича Попова.

Проходит церемония награждения. Вручаются дипломы и памятные подарки художникам-любителям, участникам областной выставки «Время славы и восторга», а также всем коллективам и отдельным исполнителям – участникам молодежного светского бала.

Церемониймейстер: Для вас, герои нашего бала, поёт Алина Бычкова.

Алина Бычкова – учащаяся Новомичуринской детской школы искусств исполняет «Песню Ильиничны» из музыки к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский», концертмейстер – Светлана Тонких, преподаватель – Раиса Качура.

Церемониймейстер: Тарантелла – это южно-итальянский народный танец.

Его имя произошло от названий города Таранто и паука тарантула, который всех заставлял танцевать под свою дудку.

В исполнении Новожиловой Татьяны прозвучит «Тарантелла» А. Вьетана.

Татьяна Новожилова – учащаяся детской музыкальной школы № 1 г. Рязани исполняет «Тарантеллу» А. Вьетана, концертмейстер – Любовь Джас, преподаватель – Лариса Якубовская.

Церемониймейстер: И снова на нашем балу поёт Алина Побегайло.

Романс М. Глинки на стихи Е. Ростопчиной «Северная звезда» исполняет Алина Побегайло – учащаяся Новомичуринской детской школы искусств, концертмейстер Светлана Тонких, преподаватель Раиса Качура.

Церемониймейстер:

Однообразный и бездумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой.

Хотя вальс имел огромный успех и производил настоящий фурор при многих дворах Европы, в самом начале ХIХ века официальное отношение к вальсу было весьма осторожным – на балах вальс разрешалось танцевать не более 10 минут: объятия кавалера и дамы в танце считались не вполне подобающими. Но остановить вальс было уже невозможно, и когда в 1815 году после победы над Наполеоном в Вене проходил конгресс союзников-победителей, на всех балах самозабвенно танцевали вальс – чарующий, волшебный, блестящий!

Участники образцового хореографического ансамбля «Акварель» Новомичуринской детской школы искусств, руководители Жанна и Николай Шичкины исполняют «Медленный вальс».

Церемониймейстер: Вальс противопоставляется классическим салонным танцам как однообразный, страстный, безумный, опасный. Но именно в вальсе дама и кавалер – одна танцующая пара, кружащаяся в едином довольно сложном движении. Как земной шар вращается вокруг солнца, так и вальсирующая пара вращается вокруг себя и стремительно несётся по «орбите танцевального зала».

Ансамбль бального танца «Элегия» Путятинской детской музыкальной школы, руководитель – Галина Козлова исполняют «Вальс».

Церемониймейстер: Давайте еще раз услышим прекрасные звуки «Мелодии» в исполнении ансамбля «Камертон».

Ансамбль скрипачей «Камертон» Рязанского музыкального колледжа, руководитель – Ольга Воробьева исполняет «Мелодию» А. Лосланда.

Церемониймейстер: Сегодня культура светских балов вновь возрождается; танцевальные вечера, салоны и балы становятся всё более популярными. Как и раньше, на них встречаются, знакомятся и общаются. Танцы, блиставшие в прошлых веках и исторически исполняемые на балах, вновь интересны и модны, во многом благодаря своей доступности, элегантности и красоте. В Рязани уже четыре года проходит Губернаторский бал.

И я снова приглашаю на паркет участников школы танцев Губернского бала.

Участники школы танцев Губернского бала исполняют «Вальс».

Церемониймейстер: «Фигурный вальс» по праву относится к танцам бальной классики. Изучая его, исполнители проходят необходимую «школу» пластики, приобретают хорошую осанку, мягкость, легкость вращения, красивые движения рук.

Участники школы танцев Губернского бала исполняют «Фигурный вальс».

Церемониймейстер: «Венский вальс» – элегантный и очаровательный. Вальс наводит на мысли о залитых ярким светом бальных залах. Вальс окрашен ностальгией по эпохе, безвозвратно ушедшей в прошлое; он до сих пор остаётся символом знатности и утончённости.

Участники образцового хореографического ансамбля «Акварель» Новомичуринской детской школы искусств, руководители Жанна и Николай Шичкины исполняют «Венский вальс», к ним присоединяются все участники бала.

Церемониймейстер:

Как дивно музыка звучала!

Шампанского в честь завершенья бала!

Шаповская Е.М.:

А у меня, друзья, другое предложенье –

Шампанского!!! И бала продолженье!

Церемониймейстер: Тогда ещё немного истории. Слово бал пришло в русский язык из немецкого, что в переводе означает «мяч». В старину, в России хозяйка бала выбирала понравившегося ей мужчину, дарила ему мяч, и в ответ он устраивал бал.

И, я думаю, весьма символично, что сегодня мы передаём эстафету по проведению следующего бала Алексею Витальевичу Лавренёву, как организатору IV Губернского бала, который состоится 25 февраля на паркете большого зала клуба «Былина».

Е.М. Шаповская передаёт мяч из живых цветов
А.В. Лавренёву и желает успешного проведения бала.

Церемониймейстер: На этом наш бал окончен, и я объявляю разъезд! Прощайте, дамы и господа! И до новых встреч!

В Отечественной войне 1812 года - student2.ru

Наши рекомендации