Периодизация первобытнообщинного строя.
· Археологи первобытнообщинный строй делят на периоды по основным материалам, которые использовались для изготовления орудий труда: 1. Каменный век, который принято делить на палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век), неолит (новый каменный век). 2. Медно-каменный век. 3. Бронзовый век. 4. Железный век.
· Социологи и политологи по критерию изменения общественных отношений выделяют: 1. Период первобытного стада, 2.Период родового строя, состоящий из двух этапов: материнского рода (матриархат) и отцовского рода (патриархат). 3. Время военной демократии (переход к государству).
· Процесс становления человека – антропогенез далеко не до конца изучен учёными-антропологами. Первыми предками человека были обезьяны-австралопитеки, ходившие на задних конечностях, что высвобождало передние для трудовой деятельности.
Древнейшими людьми (архантропами) считают питекантропа (обезьяночеловека) и синантропа (разновидность питекантропа, обнаруженная в Китае). Эти существа жили 2 – 2,5 млн. лет назад, ходили на двух ногах и изготавливали орудия из галек. В науке этот предок человека получил название Homo habilis – человек умелый.
Около 100 тыс. лет тому назад возник неандерталец. Их причисляют к следующей ступени развития человечества – палеантропам.
Примерно 40 тыс. лет тому назад появляется человек современного вида (кроманьонский человек) – Homo sapiens – человек разумный. С его возникновением закончилась биологическая эволюция человека[6].
Период палеолита (3-2,5 млн. лет – 10 тыс. лет до н. э.). Это время становления человека от австралопитека до человека современного вида. Палеолит подразделяется на ранний (нижний) и поздний (верхний).
Ранний палеолит (3 млн. лет – 100 тыс. лет) – это время первобытного человеческого стада. На это время (примерно 100 тыс. лет тому назад) приходится наступление ледника и смена климата с жаркого на холодный. В конце раннего палеолита у неандертальцев (в науке этот период называется эпоха мустье – 100 – 35 тыс. лет) появляются примитивные жилища и одежда из шкур. Палеолитическое хозяйство было потребляющим. Основу его составляли охота и собирательство. Огромным завоеванием человечества в этот период стало добывание огня. Появился очаг – символ человеческого жилища. Впоследствии, например, у греков умение добывать огонь трансформировалось в миф о Прометее.
Поздний палеолит (40 –35 –– 10 тыс. лет тому назад) – это время возникновения родового строя. Основной ячейкой общества стала родовая община с общей собственностью на основные средства производства. Первоначально родство устанавливалось по материнской линии, т. к. женщина-мать разводила домашний скот (собака, мелкий скот), хранила очаг, огонь, обычаи и занималась собирательством, что в условиях частой неэффективности охоты являлось единственным средством существования.
Начинают появляться племена, состоящие из нескольких родов и происходит становление рас. Браки внутри рода запрещены и существует возрастное разделение труда.
В позднем палеолите возникает искусство. Создаются скульптурные фигурки женщины-матери, прародительницы рода и реалистичные наскальные рисунки, например в Каповой пещере на Урале.
В позднем палеолите существует и религия, формами которой стали: анимизм (вера в душу всяких живых существ и предметов: например, хоровод у берёзы), тотемизм (вера в происхождение человека от одного предка – животного. Например, у индейцев-ирокезов – бобёр), фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов – амулетов), магия (колдовство, направленное на успех охоты).
Мезолит (10 – 6 тыс. лет до н. э.) В этот период значительно возросла роль охоты из-за приобретения человеком лука и стрел, что сделало охоту довольно эффективной. Возросла также роль рыболовства и морского промысла. Но, из-за вымирания ледниковой фауны собирательство всё ещё оставалось основным средством добывания пищи. В период мезолита активно стали приручаться домашние животные – свиньи, козы, овцы.
Неолит (5 – 3 тыс. лет до н. э.) В период неолита происходит неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящему (земледелие). Зарождается ткачество, гончарное ремесло, появляется посуда – глиняная посуда (керамика). Человек переходит к осёдлости. Строятся свайные постройки и глиняные дома. Только в неолите появляются резкие отличия в жизни разных групп людей, проявившиеся в возможности выделять археологические культуры.
Археологическими культурами принято называть совокупности памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие особенности – в формах общественной жизни, в орудиях труда, жилищах, погребальном обряде, орнаменте. Обычно археологическая культура соответствует этнической общности – группе родственных племён или позднее – народу.
На северо-востоке центральной России в районах охоты и рыболовства по орнаменту на сосудах археологи выделили культуры Ямочно-гребенчатой керамики, к которым, например, относится Льяловская (около Москвы).
Энеолит (меднокаменный век: 4 – 3 тыс лет до н. э.) В это время распространяется осёдлое земледелие. Возникают культуры расписной керамики (например, Трипольская культура, 3 тыс. лет до н. э., располагавшаяся южнее Киева). В конце энеолита, в начале бронзового века происходит первое разделение труда – выделяется скотоводство.
Бронзовый век (3 – 2 тыс. лет до н. э.)
Орудия из бронзы – сплава меди с оловом – значительно твёрже и острее, чем медные. На Древнем Востоке Бронзовый век привёл к образованию первых государств. Однако, в отличие от меди олово встречается сравнительно редко и в областях, далеко расположенных от районов производства бронзы (олово было в Западной Европе, а бронза производилась на Востоке). Это привело к возникновению в 3 – 2 тыс. лет до н. э. торговли оловом. Олово везли из Западной Европы в страны Древнего Востока, а это в свою очередь вело к возникновению особой категории населения – купечества, морской торговли, мореплавания. Развивается обмен янтарём, раковинами и другими украшениями и ценностями.
С развитием скотоводства, где главным орудием был аркан, копьё, лук и стрелы, возрастает роль мужчины в семье. Наступает эпоха патриархата – счёт родства идёт по отцу.
На территории России в это время продолжал господствовать родовой строй. Однако в эпоху бронзы появляются признаки распада родового строя: возникновение частной собственности (например, на стада скота), появление патриархального рабства в результате захвата в плен (слуга в доме).
В бронзовом веке на всей территории России началось формирование племенных союзов, а в наиболее развитых регионах возникла высшая форма организации первобытного общества – военная демократия. Термин (введён Л. Морганом), обозначающий власть военных вождей при сохранении остатков первобытного коллективизма и демократии – народного собрания и совета старейшин.
В эпоху бронзы степную зону европейской части территории России занимали земледельческо-скотоводческие племена катакомбной, срубной культур и культуры шнуровой керамики. В лесной зоне боле распространены охота и рыболовство, однако, и здесь в Поволжье жили осёдлые скотоводы – фатьяновской культуры (2 тыс. до н. э.), а восточнее племена абашевцев, знавших и скотоводство и земледелие.
Железный век (1 тыс. лет до н. э.)[7] Железо резко повысило производительность труда и привело к росту произведённого продукта, что, соответственно, создало предпосылки разделения общества на богатых и бедных и эксплуатации человека человеком. Поскольку железо остаётся основным материалом для изготовления орудий труда, то время, когда уже существовали железные орудия, но ещё не было государств, принято называть железным веком.
Железо, использование сохи с железным лемехом, сделало возможным подсечно-огневое земледелие в лесной зоне. Создание железных орудий привело к появлению ремесла. Таким образом, произошло второе разделение труда – ремесло отделилось от земледелия.
На территории России наиболее развитыми культурами железного века являются: киммерийцы, скифы, сарматы. В лесной зоне с VII в. до н. э. и до начала I тысячелетия н. э. жили скотоводческие племена дьяковской культуры. Они знали и земледелие, но использовали его главным образом для заготовки кормов. Восточнее в Поволжье жили племена городецкой культуры, занимавшиеся также скотоводством. В Приуралье в VII – I вв. до н. э. жили ананьинцы, занимавшиеся земледелием, скотоводством и охотой.
Если скифы и сарматы переживали в железном веке разложение родового строя, то у племён лесной зоны появление железных орудий не привело к быстрым изменениям в социальных отношениях, они так и оставались на стадии родового строя.
В лесостепной зоне в середине – второй половине I тысячелетия до н. э. и в первой половине I тысячелетия нашей эры существовал ряд племён, оставивших археологические культуры, которые объединяют под общим названием культур полей погребения. Среди них можно назвать Зарубинецкую и Черняховскую археологические культуры.
Черняховцы, жившие в Приднепровье применяли уже плужное земледелие, у них были развиты кузнечное и бронзолитейное дело. Керамику черняховцы изготовляли на гончарном круге, что свидетельствует об отделении ремесла от земледелия. Эти племена поддерживали широкие связи со многими народами. В их поселениях и погребениях находят много римских вещей, что свидетельствует об активных связях племён черняховской культуры.