Значении рунического письма
Рунические памятники — свидетельства самих германцев. Поэтому они представляют собой просто незаменимый источник для освещения германского раннего Средневековья, для изучения которого мы все еще обычно привлекаем греческие и римские сообщения.
Как раз древнейшие рунические памятники, к сожалению, крайне скупы в своем содержании, часто они содержат только одно слово или одно краткое предложение. Но, несмотря на это, они имеют огромнейшую ценность с точки зрения истории языка, в особенности для германской ономастики.
Культурологически существенно то, что рунические надписи сообщают германские термины, связанные с руническим письмом. Среди них не находится ни одного заимствованного слова; они все без исключения местного происхождения.
Некоторые рунические памятники важны с точки зрения литературоведения. Так, например, пять слов с золотого рога представляют собой аллитерационную длинную строку и являются древнейшим подтверждением почтенного возраста этого вида стиха. Другие памятники свидетельствуют о распространении важнейших строф Эдды по всему Северу, то есть не только в Исландии, но и в Дании и Швеции, где обычно нет поддающейся учету эддической поэзии. Камень из Рек содержит строфу, в которой речь идет о конунге Дитрихе. В результате эти четыре стихотворные строки доказывают, что сага о Дитрихе была известна и в Швеции.
С точки зрения истории саг большой интерес представляют две пластины находящегося в Британском музее рунического ларца из Аузона. Они несут вырезанные на китовой кости изображения из саги о Виланде и из саги о Зигфриде-Сигурде в их скандинавско-эддической редакции. Ларец, покрытый богатой резьбой, хотя и обнаружен во Франции и потому называется «ларец из Клермона» или «Аузон», но был приобретен англичанином Фрэнксом и таким образом попал в Лондон.
В результате он вернулся в страну своего происхождения. По личности покупателя он называется «ларец Фрэнкса». На передней плоскости слева изображения из «Песни о Виланде»: Бадухильд просит Виланда починить ее кольцо. Кузнец стоит позади наковальни, на земле лежат трупы братьев королевской дочери. Возле них Виланд кормит домашнюю птицу железными опилками, как сообщает норвежская «Сага о Тидреке»*. Справа три святых короля поклоняются младенцу Христу. Сверху рунами написано «Magi» (Волшебник). Надпись англосаксонскими рунами гласит «hrönas ban — fisk flodu ahof on fergenberig — warth gasrik grorn thär he on greut giswom». Толкование может быть следующим: «Кость кита рыбный поток (море) поднял на твердые скалы (сушу). Извергнутый был печален, так как он плавал по песку (был выброшен на берег)». Таким образом, китовая кость принадлежала выброшенному на берег киту. На крышке написано рунами: «Ægeli», имя Эгиля, который был известен как брат Виланда и искусный стрелок: «Сага о Телле» вновь возвращается к нему. Так как «Песнь о Виланде» имеет нижнесаксонское происхождение, то ларец также имеет для нас немалое значение. Он датируется VIII в.
К саге о Сигурде-Зигфриде относятся и изображения на скале Рамсунд, которая также называется камнем из Йедера (Швеция). Дракон ползет над ямой, в которой сидит человек и снизу его пронзает. Дальше можно видеть коня Грани, вещих птиц и убитого Регина вместе с инструментами.
К области дружинного быта с его долгом верности и после смерти господина принадлежат такие надписи, как надпись на камне из Хэллестада (около 990 г.). Он был высечен вассалами сына датского конунга Токи в Сконе в память о своем «благосклонном» господине, тело которого они привезли с собой из Швеции после того, как он пал в битве при р. Фюри к югу от Упсалы в 985 г. Поле битвы упоминается в Сконском законе. Таким образом, рунический камень одновременно является и историческим источником. То же самое относится к многочисленным руническим памятникам из кости, металла, дерева и камня. Следами миграций готов, вандалов, бургундов, лангобардов и т. д. являются наконечники копий из Ковеля и Мюнхеберга, золотое кольцо из Петроассы в Зибенбюргене, фибула из Шарнэ в Бургундии и т. д.
Еще многочисленнее рунические свидетельства о походах викингов (см. рис. 44). Как трогательный памятник этого рода следует привести надпись на камне из Хегбю в Эстерьетланде: «Торгейр поставил этот камень для Ассура Ленивого [Медлительного], его дяди, который умер на востоке, в Греции. У крестьянина Гулли было пять сыновей. Асмунд пал смертью храбрых на р. Фюри, Ассур погиб далеко в Византии, Хальфдан был убит на Борнхольме, Кари умер в Дунде. Нашел вечный покой Буи. Торкель вырезал эти руны». Какой охватывающий весь мир взгляд лишь одного шведского рода являет нам только один этот камень!
Своеобразное очарование имеют рунические ленты на боках мраморного льва из Арсенала в Венеции. Раньше он стоял у входа в Пирей, который в Средние века по двум мраморным львам, охранявшим вход, назывался также Порте Леоне; оттуда он был похищен ганноверскими войсками наемников, служивших Венеции, в 1668 г. и увезен в город у лагуны. На правом боку льва можно разобрать следующие слова: «Асмунд вместе с Асдейром, Торульфом и Иваром выбили руны по приказанию Харальда Высокого, хотя греки заметили это и запретили». Упомянутый Харальд позже стал королем Норвегии Харальдом Суровым. Вероятно, его жизнь — это самое блестящее явление всей эпохи викингов; он пришел в Афины как предводитель варяжской личной охраны императора Восточной Римской империи.
О боях за крепость викингов Хайтабу сообщают четыре уже упоминавшихся рунических камня, которые были найдены возле «Ольденбурга».
Из похода 1864 г. принц Фридрих Карл привез с собой в Берлин камень из Хаверсдунда и велел поставить его перед охотничьим дворцом Драйлин-ден (теперь здесь находится вокзал Ванзее). На камне написано имя «Хайрульфр».
О смелой исследовательской экспедиции скандинавского мореплавателя и его смерти во льдах в 1333 г. свидетельствует камень, который был найден на острове Кингигторсоак вблизи западного побережья Гренландии под 72°58' с. ш.
Свидетельства о местных верованиях германцев содержат камень из Главендрупа на о. Фюн (около 920 г.), на котором написано: «Тор, освяти эти руны», и большая нордендорфская фибула с именами «Водан» и «Донар». Надпись из Нолебю: «Руны окрасил я, имеющий божественное происхождение», касается уже, вероятно, Одина, который, согласно эддическим преданиям, был мастером рунического искусства. Интересен и камень из Снольделева на о. Зеландия: «Камень Гуннвальда, сына Хроарса, тулира в Сальхауге»; он подтверждает сакральную направленность деятельности «тулиров», известных в качестве архаических хранителей сокровенного знания у скандинавов и англосаксов.
На сферу народных суеверий указывает надпись на древке копья из Крагехуля, которая уже упоминалась ранее. Если на одной из поднятых со дна Везера костяной рукоятке кинжала стоит слово «Хагаль», то это, без сомнения, заколдованное оружие. На камне из Вальбю написаны слова: «Против немилости». Значит, этот предмет должен был служить в качестве оберега, как, например, кольцо из Керлина и свыше 400 найденных к настоящему времени золотых и серебряных брактеатов. «Камни победы», так называемые «Alsengemmen» из стекла, тоже должны были защищать своего владельца и приносить ему победу.
Многочисленные мемориальные камни дают возможность узнать о духовной жизни германских мужчин и женщин, а также о внутрисемейных отношениях супругов между собой и родителей и детей друг к другу. Так, на уже упоминавшемся камне Главендруп написано: «Рагнхильд поставила этот камень в память Але Сольвагоде, своего мужа, храброго воина. Сыновья Але соорудили эту могилу для своего отца и жена для своего мужа, но руны для своего господина вырезал Соте». Пример для германских любителей спорта дает рунический камень, найденный возле Упсалы, с изображением конной и лыжной охоты на лося.
Наконец, рунические памятники многогранно повествуют о правовых воззрениях своего времени. Так, один житель Ютландии выражает благодарность своему отчиму за то, что он передал ему наследственный крестьянский двор. Потрясающее свидетельство напоминания старого отца своему поздно родившемуся сыну, не забывать о мести за своего убитого брата, представляет собой камень из Рек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ход исследований рун подобен извилистой дороге в горах, поднимающийся по которой время от времени снова смотрит на один и тот же участок местности, но каждый раз с более высокой позиции. Чем выше поднималась наука о рунах и чем дальше становилась перспектива, тем яснее становилось, как верно чувствовал Мюлленхоф, когда он однажды написал: «О силе письма ни один народ не думал больше и не ставил ее выше, чем германцы».
Текст песней Старшей Эдды приводится в переводе А. Корсуна (Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975).
Эдмунд Вебер
РУНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Главный редактор Чубарь В. В.
Выпускающий редактор Трофимов В. Ю.
Научный редактор Хлевов А. А.
Художественный редактор Лосев П. П.
Корректор Быстрова Л. А.
Верстка Капитоновой Е. А.
ЛР № 065280 от 09 июля 1997 г.
Подписано в печать 04.10.2002. Формат 70 х 100 '/к
Усл. печ. л. 6,5. Гарнитура «Ньютон».
Бумага офсетная № 1. Печать офсетная.
Тираж 2000 экз. Заказ №3724
ООО «Издательская группа «Евразия»
197433, Санкт-Петербург, ул. Земледельческая, д. 3
e-mail: [email protected]
Отпечатано с готовых диапозитивов
в Академической типографии «Наука» РАН
199034, Санкт-Петербург, 9 линия, 12
В серии «MAGICUM»
ВЫШЛИ В СВЕТ
Франц Кюмон «Мистерии Митры»
Франсуаза Леру «Друиды»
Юрченко А. Г. «Александрийский физиолог»
Шарль Фоссе «Ассирийская магия»
Кузнецов Б. И. «Бон и маздаизм»
Гео Винденгрен «Мани и манихейство»
Кузнецов Б. И. «Ранний буддизм и философия индуизма по тибетским источникам»
Сайрус Герцль Гордон «Забытые письмена»
Исаак Комнин Себастократор «Об ипостасях зла»
Франц Кюмон «Восточные религии в римском язычестве»
ГОТОВЯТСЯК ИЗДАНИЮ
ЖоржДемюзилъ «Митра и Варуна»
ТорАндре «Исламские мистики»
* Произносится: wrait. Сравни Caesar – Kaiser.
** Сообщение проф. д-ра Артура Хюбнерса в Берлине.
*** Мнение проф. д-ра Карла Хелмса из Марбурга-на-Лане.
**** Сообщение д-ра А. Майер-Бекеса в Детмолде.
* Телохранитель (дружинник).
** Датская фонетическая форма шведского названия города Хайтабу (Хайдеорт) у лагуны Хаддебюер фьорда Шлей.
* У Тацита sacerdos = даритель жертвы; обычно переводится как «жрец». Но это слово, заимствованное из христианского лексикона, не совпадает по содержанию со словами из древневерхненемецкого языка «Ewart» или «Ewalt», которые означают «хранитель», или «господин закона».
* Оригинал начинается с feu; вместо F согласно немецкому правописанию должно стоять V. Пятнадцать начальных букв составителем набраны вразрядку. С Eis сравни Island. Последней руной по имени «Yr» была конечная R, то есть без начального знака.
* Название происходит от латинского слова bractea (тонкая пластина), которое служит для обозначения средневековых монет с односторонней чеканкой. Это слово использовано довольно неподходящим образом для украшения, носившегося в качестве оберегающего амулета.
* Acta Philologia Scandinavica. 1938, стр. 102.
* Проф. д-р Брендум-Нильсен из Копенгагена.
* Проф. д-р Германн Шнайдер, Тюбинген.
* Кеннинг воина в скальдической поэзии.
** Приносящие счастье рунические знаки.
* Руна обороны.
* Сообщение химиграфа Густава Краузе из Берлина-Нойкельна.
* Собственно, гудийа, узкоспециальный термин, который фактически соответствовал древневерхненемецкому божеству или Ewart'y; смотри выше примечание к стр. 74.
* Движущий чувствами.
* Толкование д-ра Й. О. Пласмана.
[1] Имеется в виду Карл Великий (768-814), ставший в 800 г. императором франков. Его правление, как и правление его потомков, сопровождал весьма ощутимый всплеск культуры, выражавшийся в синтезе германской и римской традиции, подъеме архитектуры, определенном росте образованности и появлении своего рода интеллектуальной прослойки при императорском дворе. Вошедший в историю под названием «Каролингского возрождения», этот культурный период представляет собой наиболее значительное явление раннего Средневековья на территории континентальной Европы.
[2] Руны действительно стали органической составляющей жизни Германии в период фашистского правления. Разумеется, они занимали существенное место в различных сферах делопроизводства, однако рекордсменом оставались войска СС, где, по непосредственному указанию их шефа, Генриха Гиммлера, применялись 14 рун старшего футарка (ровно половина общего числа его знаков), с помощью которых обозначались все основные параметры продвижения по службе и личных характеристик членов организации.
[3] Следует отметить, что наряду с термином «руна» в архаических надписях для обозначения символов футарка очень часто встречается термин «stafar» — палочка, столбик. Судя по всему, на ранних этапах он использовался как адекватный эквивалент термина «руна», а, быть может, даже предшествовал ему.
[4] Указанная Вебером восточная граница неточна. Волынь — место находки знаменитого ковельского копья с одной из самых ранних рунических надписей. Автор — умышленно или случайно — игнорирует знаменитый Березанский камень, происходящий с острова в дельте Днепра и установленный неким датским викингом в первой половине XI в. в честь своего товарища, павшего в заморском походе. Обнаруженный в 1904 г. и блестяще опубликованный и интерпретированный профессором Новороссийского университета в Одессе Ф. А. Брауном, камень этот является блестящим свидетельством оживленного перемещения варягов по Днепровско-Волховскому пути, пути «из варяг в греки». В 1997 г. на г. Опук, неподалеку от Керчи в Крыму обнаружен камень, ставший без преувеличения эпохальной находкой. Относимый к IV в. н. э. и связываемый с присутствием в Крыму готов, этот камень представляет собой единственный памятник подобного рода за пределами Скандинавии (в континентальной Европе рунические камни неизвестны). Следует упомянуть и имя «Хальвдан», выцарапанное рунами на парапете собора Св. Софии в Константинополе.
[5] О темпах прироста фактологической базы позволяют судить следующие цифры. В настоящее время известно не менее 6100 рунических памятников, и количество находок увеличивается ежегодно. Старшерунических надписей в этом эпиграфическом фонде немногим более 270, все остальные относятся в основном к эпохе викингов или развитому Средневековью.
[6] Обитаемые холмы — форма поселений, неразрывно связанных с формированием германцев как этнической общности. Побережье Северного моря, низменное и подвергавшееся регулярным затоплениям, во II тыс. до н.э. покрывается искусственными насыпями высотой около 4-5 м, имевшими вытянутую форму и тянувшимися обычно на несколько десятков метров. На их вершине, остававшейся незатопляемой в самые масштабные разливы, концентрировалось до нескольких десятков типичных «длинных домов», образуя небольшую деревню, обычно населенную родовым коллективом. Подобные поселения были характерны для Фрисландии, Северной Германии и Голландии вплоть до высокого Средневековья, когда местное население стало активно строить дамбы, осушая прибрежную полосу.
[7] Под «старой Данией» подразумевается историческая территория, подчинявшаяся власти датских конунгов в эпоху викингов — не только Ютландия с островами, но и южные области современной Швеции: Сконе, Халланд, Бохуслен.
[8] По окончании эпохи викингов, в связи с началом активного распространения христианства и латинской графики, появляются футарки, следующие латинской традиции расположения знаков, однако они представляют собой уже тупиковую ветвь отживающего футарка и являются скорее результатом вырождения этого «алфавита».
[9] Адекватность футарка звуковому ряду не следует переоценивать. Сомнительно, чтобы древнейший германский «язык-основа» имел в своем составе меньше звуков, чем, скажем, древнеис-ландский, располагавший тремя с половиной десятками фонем. Для правильной передачи этого многообразия было недостаточно даже старшего футарка, тем более — шестнадцатизначного (по сути — четырнадцатизначного) младшего рунического ряда. Впрочем, идеальной адекватности в письменностях, возникающих естественным образом, достичь все равно практически невозможно.
[10] Англосаксонская руническая эпиграфика создала не только новые руны, но и ряд чрезвычайно оригинальных лигатур-биндерун (в частности, вызывает интерес надпись из т. н. «Островного Евангелия», хранящегося в Публичной Библиотеке в Санкт-Петербурге, опубликованная в 1998 г.).
[11] Младший футарк явился отражением резко возросшей мобильности цивилизации Северной Европы в середине I тыс. н. э. По меткому выражению выдающегося датского рунолога Эрика Мольтке, «скандинавский рунический ряд — это алфавит людей, находящихся в движении».
[12] Связи Скандинавии и Англии достаточно устойчивы и протяженны во времени. Они не ограничивались, разумеется, сферой христианской идеологии. В VI—VII вв. Англия фактически была составной частью единого культурного пространства Северной Европы.
[13] Рунические календари продолжают использоваться в сельской местности среди шведских крестьян вплоть до XIX в., в том числе и за пределами Швеции — в частности, на эстонских островах Балтики, где существовали поселения шведов-колонистов.
[14] Слово «художник», употребленное автором, вполне оправдано. Эстетические соображения, по-видимому, действительно играли огромную роль, так как во множестве случаев объяснить те или иные особенности рунической надписи без учёта именно художественного ее восприятия резчиком совершенно невозможно.
[15] Традиционно серьёзная рунология исповедует принцип получения минимального, но наиболее надежного результата. В большинстве случаев считается вполне достаточным адекватного прочтения и интерпретации надписи, а также датировка — отнесение ее к одному из трех больших периодов рунического письма. Толкование магического смысла надписей на сегодняшний момент представляет собой хотя и любопытную, но практически неразрешимую задачу — в силу чрезвычайной скудости положительной информации о магическом значении рун и их сочетаний.