Правописание чередующихся гласных в корне
Слова
Упражнение 12
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов. Объясните их правописание.
I. Изб…рать, изб…рут президиум; запереть, зап…рают
аудиторию; ст…реть, ст…рать пыль; слушать с зам…ранием сердца, зам…реть на миг; расст…лить, расст…лать
ковер; выч…сть, выч…тать из стипендии; соч…тание личных и общественных интересов, соч…тать личные и общественные интересы.
II. Соб…рательный образ, соб…ратель сказок; бл…стящая речь, бл…стательный успех; подб…рать, нодб…ру примеры; выб...рать, выб…рут достойного; соб…раться, соб…рутся компанией; воспом…нание о прошлом, напом…нать о дружбе; зам…рать, зам…реть на мгновение, зам…рающие звуки; вым…ршие животные, отм…рающие ветви деревьев; рассч…тать и подсч…тать расходы, сочетатьтеорию с практикой, ежемесячные выч…ты, точные расч…ты, соч…тание теории с практикой.
Упражнение 13
Прочитайте. Какие гласные чередуются в корнях с пропущенными буквами? Перепишите, вставляя эти буквы, обозначьте в этих словах корень и суффикс -о-.
1. Изл…гать, изл…жить свою точку зрения. 2. Предл…жить, предл…гать необходимую помощь. 3. Предпол…гаемая поездка, отл…жнть командировку, безотл…гательный отъезд. 4. К…саться, к…снуться многих острых проблем. 5. Легкое прик…сновение, не прик…саться к ране, точки соприк…сновения. 6. Разл…жить, разл…гать на составные элементы. 7. Прил…жить, прил…гать необходимое старание, сл…гаемые успеха.
Упражнение 14
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.
I. Когда все уселись и всем разнесли по чашке чаю генерал изл…жил весьма ясно и пространно в чем состояло дело. 2. ...Помня тайный дар кольца Руслан л…тит к Людмиле спящей ее спокойного л…ца к…сается рукой др…жащей. 3. И вскоре уха Кочубея к…снулась р…ковая весть. 4. Быть может в Лете не потонет стр…фа слагаемая мной. 5. Страна поимени столицы своей Горюхиным называемая занимает на з…мном шаре более 240 десятин. 6. Но был ли счастлив мой Евгений свободный в цвете лучших лет среди бл…стательных побед среди вседневных насл…ждений?.. 7. Под голубыми небесами великолепными к…врами бл…стя на солнце снег л…жит (А.С. Пушкин).
Упражнение 15
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркивая корни с чередующимися гласными и ставя в словах с этими корнями ударение.
1. Наклон головы, непринужденно кланяться, скл…ниться над чертежом, скл…няться над рукописью, откл…ниться в сторону, укл…нение от обязанностей, прекл…няться перед талантом. 2. Живая тварь, работать творчески, тв…рить чудеса, претв…рение в жизнь, раств…рить калитку, раств…римость солей, хороший раств...ритель, нераств…римые соединения, раств…ряться в тумане, разная утв…рь. 3. Легкий загар, слегка заг…реть, заг…рать на пляже, заг…релое лицо, сг…рание топлива, газовая г…релка, чуть приг…реть. 4. Утренние зори, увидеть зарево, встречать з…рю, наблюдать з…рницы, оз…ренный луной, оз…рять окрестности. 5. Отправляться в плавание, пл…вучий дом отдыха, хорошая пл…вучесть, острые пл…вники, укрепить попл…вок, отважный пл…вец, юная пл…вчиха, задерживать пл…вуны.
Упражнение 16
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, В словах с чередующимися гласными обозначьте корень.
1. Зар…сли шиповника, многолетнее р…стение, выр…стить цветы, нар…щивание мощностей, старший возр…ст, подр…стающая смена, взр…слеть с годами, отр…сли народного хозяйства, нар…стание темпов, ольховая пор…сль, выр…сли на Волге, слегка подр…сти, не воспитывать недор…слей, выр…щенные в теплицах лимоны, образ р…стовщицы, заниматься р…стовщичеством. 2. Вскочить с места, переск…чить через канаву, ск…кать до степи, остановить на ск…ку, гарцевать на ск…кунах, небольшой ск…чок, выск…чить из-за угла, недолюбливать выск…чку.
Упражнение 17
Перепишите, вставляй пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Объясните написание слов с чередующимися гласными.
1. Ворота отв…рились и несколько полицейских офицеров вышли на улицу. 2. Юноша трижды ш…гнул на-кл…нился рукой о колено бодро оперся другой подн…л меткую кость. 3. Пока свободою г…рим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посв…тим души прекрасные порывы! 4. Здравствуй племя младое назн…комое! Не я увижу твой могучий поздний возр…ст... 5. Березки которые при нем только что были посажены около забора выр…сли. 6. Дуня села в кибитку подле гусара слуга вск…чил на облуч…к ямщик свистнул и лошади поск…кали. 7. Они сели сл…жив ноги крестом и велели принести себе трубки. 8. И в залу высыпали все и бал бл…стит во всей красе. 9. Дамы с…дели около стен молодые бл…стали всей роскошью моды.
Упражнение 18
Прочитайте и определите лексическое значение слов с пропущенными буквами. Перепишите, вставляя буквы и обозначая в этих словах корни.
1. Обм…кнуть перо в чернила, вым...кнуть под дождем, непром…каемый материал, м…кать огурец в соль, обувь стала нам…кать. 2. Ур...внять условия, ср…внить две величины, ср…внительный анализ, выр…внять дорогу, подр…внять волосы, ур…вень производства, р…вняться на передовиков, встречи р…весников, распределить пор…вну, ср…вняться в знаниях, р…вноценные работники, соблюдать р…вновесие, не оставаться р…внодушным к недостаткам.
Упражнение 19
Ниже даны слова, в которых наиболее часты ошибки. Выпишите эти слова, вставляя пропущенные буквы, в три колонки: 1) слова с проверяемыми безударными гласными (укажите проверочное слово); 2) слова с чередующимися гласными (подчеркните их); 3) слова с непроверяемыми гласными (приведите в скобках одно родственное слово). При сомнении в написании слова проверьте его по орфографическому словарю.
Провозгл…шать, бл…стательный, бл...снуть, об…ятельный; насл…ждение, предпол…гать, предпол…жить, тр…диционный; благосл…влять, тв…рец, претв..рить; утв...рь, ист...на; просв…титель, посв…щать, накл…ниться, б…гряный; пл…нительный, несг…раемый, к…нфликт; оч…рование, оз…ривший, ижд…венец; впеч…тляющий, выпл…вка, пл…вец, к…варство; сож…ление, нар…щение, p…стущий, выр…сший, юб…лей; зап…х, выск…чка, на ск…ку, ск…чок, ар…мат; б…чевать, вым…кший, м…кнуть, ав…нгард; погл…тить, ув…дание, р…вномерный, ур…вновешенный, р…весник, инт…лл…гентный.
Упражнение 20
Перепишите, вставляя пропущенные буквы ирасставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте корни выделенных слов.
Я уже упом…нал о з…рнице. Чаще всего з..рницы бывают в июле когда созр...вают хлеба...
Рядом с з…рницей ст…ит в одном поэтическом ряду слово «з…ря»... Это слово никогда не гов…рят громко. Нельзя даже представить себе чтобы его можно было прокричать. Потому что оно ср…дни той уст…явшейся т…шине ночи когда над зар…слями деревенского сада занимается чистая и слабая с…нева...
Св…тает быстро. В теплом доме т…шина сумр…к. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света и бревна заг…раются, как сл…истый янтарь (К. Паустовский) .