Практическое занятие № 5. Идеи и настроения времени в романе
Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
1. Творческая история создания романа, его связь со смеховой культурой средневековья и Возрождения.
2. Основные направления критического пласта романа.
3. Альтернативная модель мироустройства Рабле. Педагогические и утопические идеи автора.
4. Образ Панурга – отражение противоречий переходной эпохи.
5. Стихия смеха у Рабле. Богатство сатирических приёмов (ирония, пародия, сарказм, гипербола, гротеск). Языковое своеобразие романа (заимствования из других языков, архаизмы и неологизмы, просторечия и диалектизмы, синонимические ряды и др.).
Задание для самостоятельной работы: составить конспекты статей:
1. Бахтин М.М. Рабле в истории смеха // Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990. – С. 69-158.
2. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь // Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990. – С. 526-536.
3. Выучить наизусть стихотворение Франсуа Вийона.
Рекомендуемая литература:
1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. – М., 2000.
2. Артамонов С.Д. Франсуа Рабле. – М., 1964.
3. Веселовский А.Н. Рабле и его роман. Опыт генетического объяснения // Веселовский А.Н. Избранные статьи. – Л., 1939. – С.398-463.
4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле. – М., 1965.
5. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990.
6. Евнина Е.М. Франсуа Рабле. – М., 1978.
7. Пинский Л.Е. Смех Рабле // Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961. – С. 87-223.
8. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: В 2-х т. – М., 2001.
Практическое занятие № 6. Трагедия В. Шекспира «Гамлет».
1. Литературные источники трагедии Шекспира.
2. Сущность трагического конфликта – отражение трагических противоречий эпохи.
3. «Гамлет»: Трагедия мести или трагедия гуманизма?
4. Проблема «гамлетизма».
5. «Гамлет» на русской сцене.
Задание для самостоятельной работы:законспектировать статьи В.Г.Белинского «Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», выучить наизусть один из монологов Гамлета; выучить наизусть один из сонетов В.Шекспира.
Рекомендуемая литература:
1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. – М., 2000.
2. Аникст А.А. Шекспир. – М., 1964.
3. Белинский В.Г. «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета // Белинский В.Г. Собр. соч: В 9-ти т. – М., 1956.- Т.7. – С. 382-435.
4. Морозов М.М. Шекспир. – М., 1956.
5. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. – М., 1971.
6. Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. – М., 1965.
7. Урнов М.М., Урнов Д.М. Шекспир. Его герой. Его время. – М., 1964.
8. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: В 2-х т. – Т.2. – М., 2001.
9. Шенбаум С. Шекспир: Краткая документальная биография. – М., 1985.
Практическое занятие № 7. Трагедия В. Шекспира «Король Лир».
1. Сущность трагического конфликта пьесы Шекспира: его завязка, развитие, кульминация и развязка.
2. Образ короля Лира. Заблуждения и прозрения героя.
3. Особенности создания образов дочерей короля Лира – Реганы, Гонерильи, Корделии.
4. Причины введения в повествование параллельного сюжета: трагедия Лира- трагедия графа Глостера.
5. Развязка драмы. Идейный смысл финала.
6. Роль пейзажа в повествовании. Анализ сцены «буря в степи».
Рекомендуемая литература:
См. список литературы к предыдущему занятию.
Практическое занятие № 8. Роман М. Сервантеса «Дон-Кихот».
1. Совпадают ли замысел и его воплощение в романе М. Сервантеса «Дон-Кихот»?
2. Роман Сервантеса как реалистическое обобщение испанской социальной действительности рубежа XVI-XVII веков.
3. Двойственная трактовка образа Дон-Кихота. Подтвердите или опровергните мнение В.Г. Белинского, для которого Дон-Кихот был и «истинным мудрецом», и «жалким безумцем», лишённым «всякого такта действительности».
4. Образ Санчо Пансы, его народная мудрость. Насколько противоположны и насколько дополняют друг друга в общей идейной концепции романа образы Дон-Кихота и Санчо Пансы?
5. В.Г. Белинский и И.С. Тургенев о Сервантесе и его произведении.
Задание для самостоятельной работы: законспектировать статью
И.С.Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот»
Рекомендуемая литература:
1.Алексеев М.П., Жирмунский В.М. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. – М., 2000.
2. Белинский В.Г. Тарантас // Белинский В.Г. Собр. соч: В 9-ти т. – Т.7. – М., 1971.
3. Выгодская Э. Необыкновенные приключения испанского солдата Сервантеса, автора «Дон-Кихота». – Л., 1962.
4. Державин К.Н. Сервантес. Жизнь и творчество. – М., 1958.
5. Диас-Плаха Г. От Сервантеса до наших дней. – М., 1981.
6. Кржевский Б «Дон-Кихот» на фоне испанской литературы XVI-XVII столетий // Кржевский Б Статьи о зарубежной литературе. – М.-Л., 1961. – С. 69-101.
7. Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. – М., 1961.- С. 583-621.
8. Пинский Л.Е. Сюжет «Дон-Кихота» и конец реализма Возрождения // Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1964. – С.292-328.
9. Снеткова Н. «Дон-Кихот» Сервантеса. – М., 1975.
10. Тургенев И.С. Гамлет и Дон-Кихот // Тургенев И.С. Полн. собр. сочинений и писем. – М.-Л., 1974. – Т.8.
Вопросы для самостоятельной работы студентов
1. Исландские саги, их характеристика..
2. Жанр баллады в средневековой литературе.
3.Аллегорический эпос Г. де Лорриса и Ж. де Мёна «Роман о Розе». Аллегория как универсальное средство раскрытия внутреннего мира героев, показа общественных пороков и достоинств.
4. Морально-философские трактаты Ф. Петрарки.
5. Жанр новеллы в литературе эпохи Возрождения: французская ренессанская новелла (М. Наваррская, Б. Деперье, Жак Ивер), испанская новелла («Назидательные новеллы» М.Сервантеса).
6. Последователи Д. Боккаччо в разработке жанра новеллы (Саккетти, Мазуччо, Банделло, Чинцио).
7. Традиции фольклора и Ф. Петрарки в поэзии Лоренцо Медичи – представителя позднего итальянского Возрождения.
8. Черты высокого Ренессанса в поэме М. Боярдо «Влюблённый Роланд».
9. Литература, философия и наука в борьбе с феодально-католической реакцией (Джордано Бруно, Т. Кампанелла, Г Галилей).
10. Литературная деятельность Ульриха фон Гуттена.
11. Основные положения статей М.М. Бахтина «Рабле в истории смеха» и «Рабле и Гоголь».
12. Народные баллады о Робин Гуде.
13. Исторические хроники Шекспира, отражение в них мировоззрения автора. Проблема власти и её решение.
14. Анализ статей В.Г. Белинского «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» и И.С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот».
15. Драматическая сказка Шекспира «Буря», соединение комических и трагических элементов в повествовании.
16. Драматургия М. Сервантеса.