Смиренный епископ
Что возводит душу невозбранительно в Царствие Небесное — смирение...
Что украшало подвиг всех святых Божиих во все времена — смирение...
Что отличало Святителя Николая от прочих святителей — смирение...
Что стяжал святой Царь-Мученик Николай, оставленный всеми — смирение...
Чем уподобился возлюбленным святым своим Старец Николай — смирением..
На чем стоит Русь Святая — на смирении...
Преподобный Никодим Святогорец пишет, что в Древней Церкви, в былые времена никто не мог стать Епископом по своему желанию. Епископ мог быть избран чудесным образом либо Самим Богом, либо народом. По Апостолу Павлу: «Епископ должен быть непорочен» (1 Тим. 3, 2). Именно за свое непорочное и добродетельное житие был предизбран Господом на епископство Праведный Николай. Епископский сан не лишил святого Старца главной добродетели его благоуханной души — смирения. Вот как воспринимают смиренные отцы епископское достоинство: «Этот сан поистине велик, но в самом себе и для самого себя. Он возвеличивает носящего его в силу своей объективной ценности, но он ни в чем не меняет взаимоотношений между облеченным в это достоинство и его братьями, братьями во Христе. Эти взаимоотношения всегда остаются теми же самыми. Вот почему нет никакого неравенства между нами. Кроме того, носящий епископский сан должен служить примером Смирения. Если Епископ призван быть первым, то только в смирении, и если он первый среди смиренных, то, следовательно, он должен быть последним из всех» (Святитель Нектарий Эгинский).
Таковое превосходство епископского сана — смирение — имел Царский Архиерей Старец Николай (Гурьянов), постриженный в монашество с дивным именем Нектарий, что значит «напиток безсмертных». Этот благоуханный нектар его смиренной души истекает ныне из блаженной Вечности и напояет всех, взывающих к нему с молитвой.
Схимонахиня Николая,
милостию Божией,
недостойная послушница
Старца — схиепископа Нектария
Источники:
1 А. Левитин-Краснов, В. Шавров. Очерки по истории русской церковной смуты. М. 1996. С. 193—194
2 Небесный Ангел. Светлой памяти Старца Николая (Гурьянова). Монахиня Николая. М. 2002. С. 23
3 Небесный Ангел. Светлой памяти Старца Николая (Гурьянова). С 23—24
4 Небесный Ангел. Светлой памяти Старца Николая (Гурьянова). С. 25
5 Небесный Ангел. Светлой памяти Старца Николая (Гурьянова). С. 25—26
6 Небесный Ангел. Светлой памяти Старца Николая (Гурьянова). С 26—29
7 Е.Е. Голубинский. История Русской Церкви. М. 2002. Т. 1. С. 256-257
8 Архиепископ Андроник. Как должно жить и действовать русским людям. М. 2003. С. 96—104
9 Священник Андрей Голиков. Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных до 1940 и по 1952 год.
10 Русский Вестник. № 20-21. 2001. С. 4
11 Журнал Московской Патриархии. 1991. № 10. С. 5-7
12 А.В. Псарев. История Русской Церкви новейшего периода. // Православная жизнь № 10. 2002. С. 32
13 Православная жизнь. № 10. 2002. С. 14
14 Старец Иосиф Исихаст. Изложение монашеского опыта. 1998. С. 144
15 Праведный Николай в Царских Вратах. Сергей Фомин. Русский Вестник. № 5. 2003. С. 9
16 Мироточение образа. Русский Вестник. № 6. 2003. С. 15
17 И даны будут Жене два крыла. Сергей Фомин. М. 2002. С 641
18 Старец Иосиф Исихаст. Изложение монашеского опыта. 1998. С 175
19 Текст на обороте иконы, напечатанной Благотворительным Фондом отца Серафима (Роуза), монаха Платинского. Архив автора
20 Русский Вестник. № 17-18. 2003. С. 14.
21 Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право. Учебное пособие. 1996. С 332—336
22 Вячеслав Манягин. Вождь воинствующей Церкви. М. 2003. С 24.
23 И даны будут Жене два крыла. Сергей Фомин. М. 2002. С 286-288
24 Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. 3. С 299-300
25 А.Г. Кравецкий. Священный Собор 1917—1918 о расстреле Николая II. Российский Православный Университет Апостола Иоанна Богослова. Ученые записки. Вып. 1.1995. С 102-104
26 Архимандрит Константин (Зайцев). Куда ведет апостасия. С. 1 —2
27 М. Вострышев. Патриарх Тихон. С. 286
28 Журнал Московской Патриархии. 1991. № 10. С. 5-7
29 Россия перед Вторым Пришествием. С. Фомин. М. 1994. С 151-154
30 Старец Иосиф Исихаст. Изложение монашеского опыта 1998. С 179
31 Сергей Бехтеев. Грядущее. СПб. 2002. С. 121—122
32 Слезы Старца Русский Вестник. № 2. 2004. С. 10
33 В гости к Батюшке Серафиму. М. 1997. С. 381
34 Жизнь Вечная. № 38-39. 1997. С. 12-13
35 Русская Летопись. VII. Париж. С. 12
36 Н. Козлов. Плач по Иерусалиму. С. 39—41
37 Царский Сборник. Сергей Фомин. М. 2000. С 460-461
38 Жизнь Вечная. № 38-39. 1997. С. 12-13
39 Царский Сборник. Сергий Фомин. М. 2000. С 286
40 Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма. М. 2003. С. 261
41 Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма М. 2003. С. 119-121
42 Анна Ахматова. Предисловие Михаила Кралина М. 1996. Т. 1. С. 16
43 Анна Ахматова. Т. 1. С. 236
44 Сергей Бехтеев. Видение Дивеевской Старицы. СПб. 2002. С 126-129
45 Сергей Нилус. На берегу Божией реки. Ч. 2.1992. С. 147-148
46 Геннадий Пономарев-Лосьминский. Своей душой виолончели. 2000. С. 82
47 С. Соловьев История России. Т. 6. С. 156
48 М.В. Толстой. История Русской Церкви. 1991. С. 378
49 Владимир Цветков. Опричнина Запечатленная ложь. СПб. С 11-13
50 Митрополит Иоанн (Снычев). Игумен всея Руси. Царь-Град. №1.2003. С. 13
51 Русский Вестник. № 21. 2003. С. 15
52 Страсти по мощам. Из истории гонений на останки святых в советское время. А. Рогозинский. СПб. 1998. С. 34-47
53 Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную. М. 2000. С. 108
Гляжу спокойно в даль веков
Без опасений и без страха –
И зрю Россию без оков
В державной шапке Мономаха
С.С. Бехтеев
Прошло два года со дня блаженной кончины
духовного Старца Николая (Гурьянова),
и церковный народ Божий ясно видит его место
и значение в истории Русского Подвижничества.
Праведный Старец Николай воссиял в Духовном Небе
Святой Руси – и его Небесная Слава неотделима
от сияния сонма Русских Святых,
особо – Святых Царственных Мучеников,
о прославлении Коих Батюшка ревновал
всю свою земную жизнь.
Воистину, Праведник проповедовал Слово Божие,
жил и почил достойно Евангелия, свято соблюдая
все заповеди Господни – и сам освятился
и стал святым, от Бога посланным образом
для нашего подражания.