Деятели русской культуры второй половины XV – XVII вв
Деятель культуры Сфера деятельности
Алевиз Фрязин Миланец (? – ?)
Вассиан Патрикеев (? – до 1545)
Вассиан Рыло (? – 1481)
В.Д. Ермолин (? – между 1481 и
1485)
В.Ф. Бурцев (? – ?)
Г.К. Котошихин (1630 – 1667)
Епифаний Славинецкий (? – 1675)
Ермолай-Еразм (? – ?)
И.А. Хворостинин (? – 1625)
И.М. Катырев-Ростовский (? – 1640)
Иосиф Волоцкий (1439/40 – 1515)
Милетий Смотрицкий (1578 – 1633)
Нестор-Искандер (? – ?)
Сильвестр Медведев (1641 – 1691)
П.Т. Мстиславец (? – ?)
Ф.В. Курицын (? – не ранее 1500)
Юрий Крижанич (1618 – 1683)
Памятники русской культуры второй половины XV – XVII вв.
Литература Архитектура Живопись
Рабочий лист 5
ТЕСТЫ
Укажите правильные ответы.
1. Первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о
политическом устройстве, экономике и культуре других стран, – это …
а) «Хождение за три моря»;
б) «Сказание об Индийском царстве»;
в) «Хождение» Стефана Новгородца;
г) «Сказание о Вавилоне граде».
2. Летописное сочинение, созданное во второй половине XV столетия, – это…
а) Троицкая летопись;
б) Московский летописный свод;
в) «Летописец начала царства»;
г) «Новый летописец».
3. Рост политического, экономического и военного могущества Московского княжества привел в конце XV – начале
XVI вв. к постановке проблемы государственной власти единодержавного правителя. Одним из первых произведений, кото-
рое ставило вопрос о характере власти самодержавного властителя, его личности, было…
а) «Сказание о Дракуле воеводе»;
б) «Софийский временник»;
в) «Псковское взятие, како взят его князь великий Василий Иванович»;
г) «Слово похвальное о благоверном и великом князе Борисе Александровиче».
4. В начале XVI в. появилось «Сказание о князьях Владимирских», которое выводило родословную московских прави-
телей от…
а) варяжского конунга Рюрика;
б) легендарного основателя г. Киева – князя Кия;
в) римского кесаря Августа;
г) одного из сыновей Ноя – Афета.
5. Идея «Москва – третий Рим» зародилась в XVI в. в кругах…
а) боярских;
б) церковных;
в) купеческих;
г) дипломатических.
6. Из общего логического ряда выпадает…
а) «Послание о Мономаховом венце»;
б) «Послание» старца Филофея;
в) «Сказание о князьях Владимирских»;
г) «Повесть об Иверской царице Динаре».
7. Максим Грек – это…
а) известный иконописец, сын Феофана Грека;
б) русский писатель-публицист, защитник «нестяжательства»;
в) русский архитектор, ученик Аристотеля Фьораванти;
г) ученик Ивана Федорова, продолжатель его дела.
8. Автором написанных в середине XVI в. «Сказания о книгах», «Сказания о Магомете Салтане», «Первого предсказа-
ния философов и докторов», «Малой челобитной», «Второго предсказания философов и докторов», «Сказания о царе Кон-
стантине» и «Большой Челобитной» был…
а) князь Андрей Михайлович Курбский;
б) протопоп Сильвестр;
в) Иван Семенович Пересветов;
г) Иван Федоров.
9. 12-томное собрание житий, поучений, мудрых мыслей и т.д., созданное под руководством митрополита Макария в
XVI в., – это…
а) «Великие Четьи-Минеи»;
б) «Московский летописный свод»;
в) «Домострой»;
г) «Лицевой свод».
10. Произведение древнерусской литературы XVI в., которое в течение долгого времени было на Руси сводом житей-
ских правил и предписаний, регламентирующих отношение человека к светской власти, церкви, семье, слугам, – …
а) «История о великом князе Московском»;
б) «Домострой»;
в) «Апостол»;
г) «Лицевой свод».
11. Официальный исторический документ середины XVI в., излагающий русскую историю в форме генеалогической
преемственности великих князей и царей, – это…
а) «Бархатная книга»;
б) «Книга степенная царского родословия»;
в) «Царственная книга»;
г) «Сказание о князьях Владимирских».
12. Дьякон одной из кремлевских церквей, создатель первой русской печатной книги с выходными данными – …
а) Феофан Прокопович;
б) Иван Федоров;
в) Ермолай-Еразм;
г) Малюта Скуратов.
13. Один из ближайших сторонников Ивана Грозного, автор «Сказания о великом князе Московском», где осуждались
репрессии и выдвигались идеи идеального государственного устройства, – это…
а) Алексей Адашев;
б) князь Андрей Михайлович Курбский;
в) протопоп Сильвестр;
г) митрополит Макарий.
14. XVI в. в истории русской литературы характеризуется усиливающимся проникновением в нее фольклора. Высокохудо-
жественное литературное произведение, созданное на основе муромских устных преданий, – это…
а) «Повесть о Петре и Февронии»;
б) «Сказание о киевских богатырях»;
в) «История о Казанском царстве»;
г) «Никоновская летопись».
15. Последние официальные летописные сочинения были созданы в…
а) XIV в.;
б) XV в.;
в) XVI в.;
г) XVII в.
16. Автором написанного при царе Михаиле Федоровиче Романове исторического повествования под названием «Вре-
менник» был…
а) Симеон Полоцкий;
б) Иван Тимофеев;
в) Иннокентий Гизель;
г) патриарх Филарет.
17. Автор собственного жития, идеолог старообрядчества – …
а) протопоп Аввакум;
б) патриарх Никон;
в) протопоп Сильвестр;
г) боярыня Морозова.
18. Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины XVII в. является оформление и развитие са-
тиры как самостоятельного литературного жанра. Из перечисленных ниже к жанру сатирической повести относится…
а) «Калязинская челобитная»;
б) «Повесть о Горе и Злосчастии»;
в) «Повесть о житии боярыни Морозовой»;
г) «История семи мудрецов».
19. Синопсис – это…
а) изложение истории Московского государства в виде лестницы, ступени которой обозначали правление опреде-
ленного правителя;
б) первый печатный исторический труд, в котором излагалась история Руси с древнейших времен;
в) родословная книга знатных русских боярских фамилий;
г) собирательное название богослужебных книг.
20. Составителем «Синопсиса» являлся…
а) Иван Федоров;
б) Симеон Полоцкий;
в) Иннокентий Гизель;
г) Милетий Смотрицкий.
21. Автором написанных в конце XVII в. поэтических сборников «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион» был…
а) Сильвестр Медведев;
б) Карион Истомин;
в) Епифаний Славинецкий;
г) Симеон Полоцкий.
22. Имена Епифания Славинецкого, Арсения Сатановского, Дамаскина Птицкого объединяет то, что это…
а) активные сторонники церковной реформы патриарха Никона;
б) активные сторонники протопопа Аввакума;
в) преподаватели первого высшего учебного заведения в России;
г) западнорусские православные монахи, выписанные для перевода Библии с греческого на церковнославянский
язык.
23. Первый русский поэт, сложивший голову на плахе, – это…
а) Сильвестр Медведев;
б) Евфимий Чудовский;
в) Мардарий Хоников;
г) Федор Поликарпов.
24. Первая русская рукописная газета, информировавшая о зарубежных событиях и составлявшаяся в Посольском при-
казе, – …
а) «Ведомости»;
б) «Куранты»;
в) «Известия»;
г) «Правда».
25. Данный собор был построен по заказу Ивана III Великого в качестве домовой церкви великого князя. Изначально
храм был трехглавым, но при Иване IV Грозном он был обстроен галереями и увенчан еще шестью главами. Этим храмом
является…
а) Архангельский собор;
б) Благовещенский собор;
в) Воскресенский собор;
г) Успенский собор.
26. Собор Московского Кремля, построенный в честь небесного покровителя московских князей и царей рода Рюрико-
вичей, одновременно их усыпальница – ….
а) Архангельский собор;
б) Благовещенский собор;
в) Воскресенский собор;
г) Успенский собор.
27. Собор Московского Кремля, в котором проводился обряд венчания на царство и рукоположения церковных иерар-
хов, – это…
а) Архангельский собор;
б) Благовещенский собор;
в) Воскресенский собор;
г) Успенский собор.
28. Прототипом Успенского собора Московского Кремля послужил…
а) Софийский собор в Киеве;
б) Софийский собор в Новгороде;
в) Успенский собор во Владимире;
г) храм Покрова на Нерли.
29. Итальянский архитектор, строитель Архангельского собора в Москве – …
а) Аристотель Фьораванти;
б) Алевиз Новый;
в) Пьетро Солари;
г) Марк Фрязин.
30. Первые каменные шатровые храмы появились на Руси в …
а) XIV в.;
б) XV в.;
в) XVI в.;
г) XVII в.
31. Архитектурный стиль храмового строительства XVI – XVII вв., к которому можно отнести церковь Вознесения в се-
ле Коломенском, – …
а) шатровый;
б) ампир;
в) нарышкинское барокко;
г) классицизм.
32. С молением великого князя всея Руси Василия III о рождении наследника престола – будущего царя Ивана Грозного
– связано строительство…
а) Трапезной церкви Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале;
б) церкви Вознесения в селе Коломенском;
в) церкви Иоанна Предтечи в селе Дьяково;
г) надвратной церкви женского Покровского Суздальского монастыря.
33. Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково была построена в память…
а) крещения Руси;
б) падения Константинополя;
в) свадьбы Ивана III Великого и Софьи Палеолог;
г) принятия Иваном IV Грозным царского титула.
34. Храм Василия Блаженного в Москве построен в память…
а) взятия Казани;
б) окончания Смутного времени;
в) присоединения Сибирского ханства;
г) венчания Ивана Грозного на царство.
35. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву на Красной площади в Москве более известен по своему народному
названию как…
а) храм Василия Блаженного;
б) Успенская Дивная церковь;
в) храм Покрова на Нерли;
г) Стоглавый собор.
36. Храм Василия Блаженного в Москве был построен по проекту…
а) Аристотеля Фьораванти;
б) Бармы и Постника;
в) Алевиза Нового;
г) Василия Ермолина.
37. Обширное строительство по всей России сделало необходимым появление специального учреждения – Приказа ка-
менных дел, созданного __Ђ?_в…
а) 1550-е гг.;
б) 1560-е гг.;
в) 1570-е гг.;
г) 1580-е гг.
38. Строительство храмов шатрового стиля (как неканонических) было запрещено…
а) решениями Стоглавого собора 1551 г.;
б) при патриархе Никоне;
в) решениями Святейшего Синода при Петре I;
г) при Советской власти.
39. В XVII столетии был(а) построен(а)…
а) Успенский собор во Владимире;
б) церковь Покрова на Нерли;
в) храм Василия Блаженного;
г) царский дворец в селе Коломенском.
40. С именами Семена Петрова и Ивана Михайлова связано…
а) строительство дворца Алексея Михайловича в селе Коломенском;
б) строительство церкви Николы в Хамовниках;
в) строительство церкви Рождества Богородицы в Путинках;
г) строительство церкви Троицы в Никитниках.
41. Архитектурный стиль, получивший развитие в России второй половины XVII в., отличающийся сочетанием красно-
го и белого цветов в убранстве зданий, этажностью построек, применением в качестве декоративных украшений колонн,
капителей и т.д., – это…
а) классицизм;
б) нарышкинское барокко;
в) готика;
г) ампир.
42. Крупнейшим русским живописцем рубежа XV – XVI вв. был…
а) Феофан Грек;
б) Андрей Рублев;
в) Дионисий;
г) Симон Ушаков.
43. Автором хранящихся в Третьяковской галерее икон «Спас в силах», «Распятие» является…
а) Феофан Грек;
б) Андрей Рублев;
в) Дионисий;
г) Симон Ушаков.
44. Наиболее знаменитым иконописцем XVII в. был…
а) Феофан Грек;
б) Андрей Рублев;
в) Дионисий;
г) Симон Ушаков.
45. Для церковной живописи XVII в. характерно обмирщение, когда библейские сюжеты как бы сливаются с картинами
повседневной жизни. В ярославской церкви Ильи Пророка изображена сцена…
а) сенокоса;
б) жатвы;
в) семейного ужина;
г) весеннего сева.
46. К 1672 г. относится начало русского светского театра. Первой в нем была поставлена…
а) пьеса «Эсфирь»;
б) комедия «Товия младший»;
в) комедия «Юдифь»;
г) комедия «Жалостная комедия об Адаме и Еве».
47. Первое высшее учебное заведение России, открытое в 1687 г., – это…
а) Славяно-греко-латинская академия;
б) Московский университет;
в) Тамбовский государственный технический университет;
г) Казанский университет.
48. Странствующие древнерусские актеры, выступавшие в качестве певцов, акробатов, дрессировщиков и музыкантов,
– это…
а) скоморохи;
б) трубадуры;
в) миннезингеры;
г) министрели.
49. «Обмирщение» культуры означало…
а) освобождение культуры от церковного влияния;
б) расширение культурных контактов с Западом;
в) усиление влияния церкви на культуру;
г) становление элитарной культуры.
Рабочий лист 6
ВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ