Упражнение № 6. Засохшая ветка сирени (История любви Обломова и Ольги)
Примечание. Работу надо написать в тетради для сочинений. Статью нужно будет сдать 14 ноября. Те, кто собрался заболеть, выполните задание заблаговременно и передайте тетрадь здоровым.
Это упражнение будет посвящено анализу взаимоотношений между Обломовым и Ольгой Ильинской. Мы прочитаем несколько фрагментов текста, раскроем причины их драматической разлуки.
1. В русской литературе есть немало произведений, центром которых является любовная история двух людей. Вспомните названия и авторов произведений, к которым относятся эти персонажи.
Чацкий Гринев Борис Печорин Онегин Вакула | Маша Миронова Катерина Софья Оксана Татьяна Ларина Княжна Мери |
Почему тема любви занимает такое важное место во многих известных произведениях русской классики?
2. Прочитайте отрывок из романа «Обломов» (глава V, часть II)
« Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда.
Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом...
Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом».
Какой перед нами предстает Ольга Ильинская? Выделите главные слова в этом портретном описании. Какое чувство к героине стремится вызвать автор у читателей? Какие художественные средства помогают И. Гончарову создать яркий, незабываемый образ?
3. Прочитайте отрывок из романа «Обломов» (глава VI, часть II), в котором рисуется образ идеальной женщины, созданной воображением героя.
«Обломову, среди ленивого лежанья в ленивых позах, среди тупой дремоты и среди вдохновенных порывов, на первом плане всегда грезилась женщина как жена и иногда - как любовница.
В мечтах пред ним носился образ высокой, стройной женщины, с покойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением - как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой».
Насколько соответствует Ольга этому идеалу? Обоснуйте свое мнение.
4. Прочитайте отрывок из главы XI (часть III).
« - Нет, - перебила она, подняв голову и стараясь взглянуть на него сквозь слезы. - Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... голубь; ты прячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю! Можешь ли научить меня, сказать, что это такое, чего мне недостает, дать это все, чтоб я... А нежность... где ее нет! <...>
Она опять закрыла лицо платком и старалась заглушить рыдания.
- Отчего погибло все? - вдруг, подняв голову, спросила она. - Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...
- Есть, - сказал он чуть слышно.
Она вопросительно, полными слез глазами взглянула на него.
- Обломовщина! - прошептал он, потом взял ее руку, хотел поцеловать, но не мог, только прижал крепко к губам, и горячие слезы закапали ей на пальцы. Не поднимая головы, не показывая ей лица, он обернулся и пошел».
Почему у этой короткой любовной истории такой драматический финал? Что мы узнаем о чувствах Ольги из этого отрывка? Что она ожидала от Обломова? В чем, по мнению Ильи Ильича, кроется причина его нравственной несостоятельности?
5. Давайте теперь попытаемся объяснить, почему нежное чувство между Ольгой Ильинской и Обломовым угасло. Прочитайте отрывок из главы VIII (часть II).
« Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем. Она разнообразно торжествовала свое первенство в этом поединке».
Как Ольга относится к Обломову? Подчеркните слова и выражение, которые говорят о том, что она нравственно ставит себя выше Обломова.
6. Прочитайте отрывок из диалога Ольги Ильинской и Обломова.
Отчего вы не веселы? - опросила она.
- Не знаю, Ольга Сергеевна. Да отчего мне веселиться? И как?
- Занимайтесь, будьте чаще с людьми.
- Заниматься! Заниматься можно, когда есть цель. Какая у меня цель? Нет ее.
- Цель - жить.
- Когда не знаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь, день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь прошла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра.
Она слушала молча, с строгим взглядом, в сдвинутых бровях таилась суровость, в линии губ, как змей, ползала не то недоверчивость, не то пренебрежение...
- Зачем жил! - повторила она. - Разве может быть чье-нибудь существование ненужным?
- Может. Например, мое, - сказал он.
- Вы до сих пор не знаете, где цель вашей жизни? - спросила она остановясь. - Я не верю: вы клевещете на себя; иначе бы вы не стоили жизни...
О чем говорит Обломов девушке? Каких чувств он ждет от нее? Какое качество в характере Ольги Ильинской наиболее ярко проявляется в подчеркнутой фразе?
7. Прочитайте отрывок из письма Обломова (глава Х, часть II)
«Пока между нами любовь появилась в виде легкого, улыбающегося видения, пока она звучала в Casta diva, носилась в запахе сиреневой ветки, в невысказанном участии, в стыдливом взгляде, я не доверял ей, принимая ее за игру воображения и шепот самолюбия. Но шалости прошли; я стал болен любовью, почувствовал симптомы страсти; вы стали задумчивы, серьезны; отдали мне ваши досуги; у вас заговорили нервы; вы начали волноваться, и тогда, то есть теперь только, я испугался и почувствовал, что на меня падает обязанность остановиться и сказать, что это такое.
Я сказал вам, что люблю вас, вы ответили тем же - слышите ли, какой диссонанс звучит в этом? Не слышите? Так услышите позже, когда я уже буду в бездне. Посмотрите на меня, вдумайтесь в мое существование: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня? "Люблю, люблю, люблю!" - сказали вы вчера. "Нет, нет, нет!" - твердо отвечаю я».
О чем Обломов предупреждает Ольгу? О какой свалившейся на него обязанности он говорит в письме? Почему он считает себя недостойным любви? Чего боится Обломов?
Выполнение работы
Вступление
Любовная тема (в-1; играет, занимает, выполняет, обозначает) важное место во многих произведениях русской литературы. Вспомним хотя бы (назовите 3 – 4 примера) ____________ ___________ _____________. И это не случайно: в любви проявляется (в-1; своеобразие; дерзкий ум; нравственная сущность; тонкая воспитанность) человека, его ____________ душевные качества. «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть», – писал А. Чехов. Действительно, когда человек любит, в его душе пробуждаются самые ____________ чувства, он становится более ____________, более ____________, более ____________.
Центральный вопрос
«Кто ____________ в том, что любовь Ильи Ильича и Ольги Ильинской закончилась крахом?» – этот ____________ задает себе каждый ____________. Казалось бы, встретились два хороших человека, ничто не препятствовало их свадьбе... Что же тогда ____________ их?
Обоснование
а) Обломов мечтал найти спутницу жизни, и в своем воображении он рисовал ____________ женщины. В его представлении это была ____________ ____________ ____________. И что же? Обломов встречает Ольгу Ильинскую, которая (в-1; совсем не похожа; очень похожа) на прекрасный образ, созданный его воображением: «____________ ____________ ____________». Но любовное чувство, будто (в-1; огонек свечи; сорванная ветка сирени; дым от затухшего костра; до поры выпавший снег), постепенно ____________. В (в-1; комической, драматической; фатальной; трагической) развязке, как мне кажется, ____________ ____________.
б) Ольга любит не того Обломова, который ей встретился, а того Обломова, которого она воспитает, вырастит. Она сама признается в этом: «___________________________________». Ей нравится ощущать себя выше, чувствовать себя «________________________», строгой наставницей, под мудрым руководством которой Обломов ____________. В ее чувстве мало нежности, мало ____________. Когда она слышит жалобы Обломова на то, что он не видит смысла жизни. Она сурово отрезает: «____________ ____________ ___________». Обломов мечтал найти в ней заботливую ____________, а нашел строгую и требовательную ____________.
в) Обломов тоже любит не реальную женщину, а сво_ ____________ о ней. Когда он понимает, что их чувства зашли слишком далеко, что скоро на него ляжет ____________ ответственность ____________ о другом человеке, о семье, о ____________, он приходит в ____________. В своем письме он уверяет Ольгу, что ____________ ____________. Конечно, легко и приятно мечтать о ____________, лежа в кровати, и совсем непросто, преодолевая жизненные невзгоды, ____________ ____________ ____________ ____________ .
Вывод
Мы видим, что оба героя ____________ ____________ ____________ ____________. Они оказались не готовы жить ради ____________ человека, с радостью дарить себя ему. И жизнь ____________ наказала этих героев. Слезы, едкий запах умирающей сирени, ____________ – вот (оценочный эпитет) ____________ итог этой короткой истории.