Словообразовательная страница
Интересные наблюдения можно сделать, рассматривая слово на фоне однокоренных слов. Наглядно словообразовательные связи слова конь можно представить в виде словообразовательного гнезда.
Словообразовательное гнездо – это все однокоренные слова, расположенные с учетом последовательности их образования.
Приведем фрагмент словообразовательного гнезда с исходным словом конь.
Слово в составе анализируемого гнезда можно объединить в несколько тематических групп.
1. Слова, обозначающие понятия, связанные с содержанием (разведением) лошадей:
конюшня – « помещение для лошадей», конюх – «работник, ухаживающей за лошадьми» , коновод – « тот, кто присматривает за лошадьми спешившихся всадников», коновал – « лекарь, традиционно занимавшийся лечением домашнего скота в русских деревнях», конина – « мясо лошади как пища» конезавод – «коневодческий завод, предприятие по разведению породистых лошадей», коннозаводчик – «владелец конного завода», конеферма, конесовхоз.
2. Слова, обозначающие понятия, связанные с использованием лошадей в промышленности на транспорте и т.п. :
Конка – « конно – железная городская дорога; вид общественного транспорта – специальный вагон, движущийся по рельсам, который тянули лошади»;
Коногон – «погонщик лошади, возящей вагонетку в шахте при конной откатке угля»;
Одноконка, двуконка – « вид экипажа, в который запрягали соответственно одну или две лошади».
В эту группу входят также сложные имена прилагательные: конно- машинный (конно- машинное судно); конно- ручной (конно- ручные работы), конно – железный.
3. Слова, обозначающие понятия, связанные с использованием лошадей на войне:
Конница – « конное войско, кавалерия», конник – «конный воин, кавалерист», конногвардеец – « солдат или офицер лейб – гвардии конного полка в дореволюционной России; солдат или офицер гвардейской кавалерии», конармия – « конная армия», конармеец и конноармеец – « боец конной армии».
Прилагательные конно- артиллерийский и конно- гвардейский связаны соответственно с сочетаниями конная артиллерия и конная гвардия.
Как показал анализ, словообразовательное гнездо с исходным словом конь представляет собой закрытую структуру. Это объясняется тем, что с середины 20 в. лошади массово не используются в быту и в промышленности. С исчезновением соответствующих предметов (конка, коногон, конюший и др.) обозначающие их слова уходят в пассивный запас языка, т.е. переходят в разряд историзмов. Например, из одиннадцати сложных прилагательных, образованных от слова конный, сегодня употребляют только два: конно- спортивный и конно- прокатный.
Таким образом, активный процесс образования новых слов с корнем конь, наблюдающийся в середине 19 до середины 20вв., завершился, и описанное словообразовательное гнездо едва ли будет пополняться новыми словами.
Литературная страница
В литературе одной из самых важных является тема дороги. Ведь с ней связана жизнь человека, путь, который он проходит, поступки, которые он совершает. Образ коня (лошади) неотделим от темы дороги. Конь вплоть до двадцатого века был основным транспортным средством и главным помощником. Лошадь была кормилицей для простого мужика и предметом гордости в доме знатного. На протяжении тысячелетий лошадь верно служит человеку, и поэтому ее образ плотно вошел в русскую культуру (живопись, ваяние, литературу). Мы хотим показать, как писатели и поэты рассказывали об этих удивительных созданиях.
Согласно верованиям древних славян конь – символ добра и счастья. Славяне верили, что Даждь – бог ( Бог солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверткой златогривых коней с золотыми крыльями, поэтому особую силу приписывали оберегам в виде фигурок коня, их носили у левого плеча на цепочке. Так оберегали себя и былинные герои -богатыри. Для них конь – не просто оберег, это верный друг, предупреждающий хозяина об опасности.
Так, у Ильи Муромца по совету странников появляется оружие, снаряжение, боевой конь, с которым происходит диалог, навсегда определяющий их отношения: Илья просит служить ему «верой и правдою», а конь предлагает богатырю испытание, так как не уверен, что Илья способен владеть им. И только после того как Илья показывает ему свое мастерство, конь признает в нем хозяина. В другой версии былины странники советуют Илье вырастить себе «доброго коня».
А да корми его пшеницей да белояровой,
Да еще пой его да ключевой водой,
Еще будет тебе конь да лошадь добрая,
Еще добра-де лошадь да богатырская.
Только после обретения коня начинается у Ильи богатырская жизнь. Самое страшное для воина – разлучиться с конем, поэтому когда разбойники решили ограбить Илью, то говорили:
Мы убьем его пограбим-ко,
Со конем его разлучим-ко!
Много добра сделал Илья для народа, разгромил татарское нашествие:
Припускал коня он богатырского