Имущественные отношения супругов

Имущественные отношения между супругами зависели от того, какой брак был между ними заключен. При заключении брака cum manu жена подпадала в полную зависимость мужа, и он мог распоряжаться им без всяких ограничений. Имущество жене не возвращалось даже после прекращения брака.

При браке sine manu сохранялось определенное равенство в семье, однако и в данном браке сказывалось главенство мужа. Так, при вступлении в брак sine manu жена получала имя и сословное положение мужа, обязана была жить в том месте, где живет муж, последствия измены были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа. Имущество супругов оставалось раздельным, поэтому мужу необходимо было получить согласие жены на управление ее имуществом. Все приобретения жены, сделанные во время брака, поступали в ее собственность.

Гарантиями имущественных интересов супругов являлись приданое со стороны невесты и предбрачный дар со стороны жениха. Приданое представляет собой имущество, выделенное невесте ее paterfamilias либо третьим лицом с целью облегчения мужу бремени семейных расходов. Предбрачный дар жениха преподносится невесте до вступления в брак.

Правовые отношения родителей и детей

Отцовская власть в римском праве была особым национальным институтом римских граждан. В римской семье самостоятельным лицом выступал только глава семьи, остальные были лицами чужого права. В семье власть над детьми принадлежала отцу, а не родителям.

Основное содержание отцовской власти – воспитание ребенка. Если дети ведут себя недостойно, отец может обратиться за помощью к власти.

Patra potestas (отцовская власть) возникает в результате рождения сына или дочери в римском браке. Она могла возникнуть и над детьми, рожденными вне брака, путем узаконения (legitimatio). Этот институт применялся в отношении детей, рожденных в конкубинате.

Узаконение могло совершаться в трех формах:

- путем последующего брака родителей;

- через издание императорского рескрипта, если отсутствует мать или она умерла;

- путам включения внебрачного сына в состав декурионов с наделением его землей и при условии признания его домовладыкой, у которого отсутствуют законные дети.

Patra potestas могла быть установлена и над чужими детьми путем усыновления. В римском праве существовало два вида усыновления:

- adoptacio, то есть усыновление лица, находящегося в состоянии persona alieni iuris (лицо чужого права);

- arrogatio, то есть усыновление лица, находящегося в состоянии persona sui iuris (самостоятельное лицо). Аррогацией не могли воспользоваться женщины и малолетние, поскольку она совершалась в народных собраниях, куда запрещалось входить женщинам, а малолетние не могли выразить свое согласие публично.

Отцовская власть прекращается:

- смертью домовладыки;

- смертью подвластного;

- утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;

- лишением домовладыки прав отцовской власти;

- приобретением подвластным некоторых почетный званий.

Отцовская власть прекращалась также эмансипацией подвластного, то есть освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстиниановского времени эмансипация совершалась:

- получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда;

- заявлением домовладыки, также заносившегося в протокол суда;

- фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

Имущественные права детей

В римском праве домовладыка имел власть не только над личностью детей, но и над имуществом семьи. Все, что было приобретено подвластным лицом, поступало в собственность paterfamilias. Подвластный сын имеет commercium, то есть может совершать имущественные сделки. Но все, что он приобретает, автоматически поступает в имущество отца, так как по римскому праву, подвластный сын не может иметь ничего своего.

В случае совершения подвластным лицом правонарушения потерпевшему давался особый иск (actio noxalis): отцу принадлежало право или уплатить потерпевшему сумму понесенного им ущерба, или выдать подвластного в кабалу потерпевшему на срок, необходимый для отработки суммы причиненного ущерба.

Дети не могли составлять завещания и оставить в наследство.

Подвластные лица имели право получать от домовладыки имущество для личного пользования и управления (peculium profectionem). Из имущество отца подвластный ребенок ничего не мог приобрести для себя; но он мог приобрести имущество в свою собственность из других источников, отцу же принадлежал узуфрукт и право управления

В римском праве существовали два вида опеки:

1) опека (tutela). Она устанавливалась над малолетними и слабоумными, несовершеннолетними (то есть не достигшими 25 лет) и над лицами с физическими недостатками (немыми, глухими, слепыми), расточителями;

2) попечительство (cura).

Общее между опекой и попечительством состояло в том, что они защищали интересы опекаемых лиц, а различие заключалось в порядке деятельности опекуна и попечителя.

Опекун совершал сделки в интересах опекаемых лиц, а попечитель выражал только свое согласие на совершение сделки.

Опекунами и попечителями могли быть лица мужского пола, не нуждающиеся в опеке. Не могли выступать опекунами и попечителями: женщины; епископы и монахи, солдаты, за исключением случаев, когда они были назначены в завещании, душевнобольные, лица, не способные к управлению имуществом по болезни; лица, не заслуживающие доверие, должники и кредиторы опекаемых, лица, устраненные от опеки отцом или матерью опекаемого, муж по отношению к жене, жена по отношению к невестке, тесть по отношению к невестке.

Отношения опеки строятся на основе fides – личной связи, воспринимаемой в сфере оборота. Опекун приобретает владение и собственность в пользу подопечного, а также может отчуждать вещи подопечного. Опекун, который обратил приобретения, сделанные на средства подопечного в свою пользу, отвечает перед ним по преторским искам (о собственности, о возврате денег).

Опека устанавливается тремя способами:

- завещанием (tutela tesamentaria) и создавала возможность для адекватного выбора опекуна по воле прежнего носителя potestas;

- законом (tutela legitima) – когда опекуном несовершеннолетних лици женщин. Ставших самовластными после смерти домовлаыки. При отсутствии завещания оказывается ближайший агнатический родственник (agnatus proximus) или сородичи (gentiles);

- магистратом (tutela dativa), то есть назначив в завещании наследником малолетнего, наследодатель мог предусмотреть ему опекуна даже в том случае, если он не обладал potestas в отношении наследника. Назначение опекуна магистратом предполагало отсутствие агнатических родственников.

Попечительство (cura) поручалось ближайшему агнату (cura legitima). Попечительство над душевнобольными и увечными назначалось магистратом (cura dativa). Над расточителями осуществлялась cura legitima [6, с. 125]

Наши рекомендации