Смертная казнь в истории дореволюционной России

По мнению специалистов лишение жизни – является самым древним и суровым наказанием, предусмотренным уголовным законом многих стран мира[1].

Прообразом смертной казни, как и многих других наказаний, являлась кровная месть, применяемая на всех стадиях развития общества, начиная от образования первобытных племен и кончая появлением государства, которое постепенно монополизировало право на смертную казнь и наказание. Кровная месть представляла собой право на причинение вреда преступнику, возникающие у потерпевшего или его родственников вследствие и по факту совершения действий, посягающих на его жизнь, здоровье, имущество или иные интересы, т.е. «обиды», как они тогда назывались[2].

Еще до зарождения государства смертная казнь была эффективным инструментом регулирования межплеменных и внутриобщинных отношений. Ярким примером может служить месть княгини Ольги древлянам за убийство ее мужа князя Игоря в 945 году[3] - отмечает В.В. Степанова.

Историки считают, что достоверные факты о смертной казни, наказуемых смертью преступлениях и способах казни можно привести, руководствуясь историческими правовыми документами: Русской Правдой, Псковской судной грамотой, Судебником 1497 г., Соборным Уложением 1649 г., Артикулом Петра I и др.[4]

Процесс феодализации древнерусского государства, увеличение роли князя и княжеского суда изменили и применение обычая кровной мести. Практика самовольной расправы с преступником (кровная месть, личная месть и некоторые разновидности самосуда) остались в прошлом. Только князь мог дать санкцию на кровную месть. Вместе с тем, кровная месть за убийство могла быть заменена вирой (штрафом).

Правда Ярославичей была посвящена правовой регламентации жизни княжеской вотчины, ее охраны от посягательств извне, в частности от свободных общинников, оказывающих сопротивление феодалам. Например, за убийство «в обиду» огнищан и подъездных князей устанавливался штраф в 80 гривен, которые поступали в пользу князя. Убийство «в разбое» рассматривалось в Древней Руси как наитягчайшее преступление, за которое вервь (сельская община) должна была «выдавать преступника князю головой». Именно из-за участившихся разбоев духовенство посоветовало Владимиру Красное Солнышко ввести смертную казнь, что он и сделал

[5].

В соответствии со ст. 17, 21, 38 Краткой редакции Русской Правды, допускается убийство без наказания вора, обнаруженного на месте преступления (с ограничениями), и холопа, ударившего свободного мужа[6].

«Двинская Уставная грамота 1397 г. - первый в истории русского права документ, законодательно закрепивший применение смертной казни. Она была предусмотрена лишь за кражу, совершенную в третий раз, так как в то время кража была наиболее рецидивоопасным преступлением и совершение его в третий раз давало основание опасаться повторения содеянного и в будущем. Интересно заметить, что Двинская уставная грамота не устанавливала смертную казнь за убийство», – приводит такие данные А.С. Михлин из книги Гернета М.Н. «Смертная казнь»[7].

Уже в Судебниках великого князя Ивана III 1497 г. и царя Ивана IV (Грозного) 1550 г. предусматривалась смертная казнь в двенадцати случаях. Система наказаний и процесс их исполнения были направлены на максимальное устрашение преступников и населения. В связи с этим значительная часть применявшихся ранее в виде основного наказания штрафов вытесняется смертной казнью, телесными наказаниями, лишением свободы.

По мнению А.С. Михлина смертная казнь применялась в зависимости от личности преступника, а не от состава преступления. Для лихого человека (признанного таковым на основании специальной процедуры причисления к социально опасным людям) смертная казнь могла, например, быть применена за душегубство, разбой, кражу, а также за любой вид повторной кражи. Назначалась она также за убийство своего господина (государское убийство), крамолу (государственную измену, заговор, восстание и иные действия против власти) и уголовное преступление (воровство, поджог)[8].

Во второй половине XVI в. после Судебника 1550 г. были приняты указы, подтверждающие применение смертной казни за перечисленные в Судебнике преступные деяния и добавляющие перечень наказуемых деяний.

А. Пумпягский отмечает, что массовые казни осуществлялись в Москве, на Лобном месте. Устраивались пытки не только по отношению к простому народу, но и к боярам и другим знатным людям[9].

Во времена Ивана Грозного в Москве на лобном месте вешали бояр, подозреваемых в заговоре против царя, сжигали еретиков и колдунов, закапывали заживо в землю женщин, виновных в супружеской измене, сажали на кол, четвертовали, колесовали различных преступников. Иван Грозный изощрялся в придумывании новых видов смертной казни. Одно из его новшеств заключалось в том, что человека зашивали в медвежью шкуру, а затем натравливали на него собак. Один из видов казни заключался в попеременном обливании человека кипятком и холодной водой, пока он не умрет[10].

Но если сравнивать количество казней в России и странах Западной Европы, то они нас в этот период превзошли, Например, в Германии Карл V казнил около 100 тысяч человек. Одному лишь судье фон Карпцов пришлось вынести 20 тысяч смертных приговоров. В Англии при Генрихе VIII было повешено 70 тысяч нищих при численности населения 4,5 млн. человек[11].

Следующим этапом в формировании предписаний об уголовных наказаниях и их исполнении было Соборное Уложение 1649 г. - первый в истории России систематизированный закон. По нему более шестидесяти разновидностей преступных деяний могли быть наказаны смертной казнью[12].

При применении наказаний широко действовал принцип «око за око, зуб за зуб». Так, за умышленное убийство подлежало казнить смертью и того, кто убил и заказчика. Для усиления устрашающего эффекта предусматривались как простые виды казни (повешение, отсечение головы), так и квалифицированные (сожжение, залитие горла расплавленным металлом, убийство путем отравления и т.д.), причинявшие особые мучения преступнику.

Соборное Уложение предусматривало отсрочку исполнения смертной казни. К примеру, подлежащие смертной казни воры и разбойники в целях покаяния помещались на шесть недель в тюрьму. После истечения этого срока смертная казнь приводилась в исполнение.

Рассматривая вопрос о смертной казни в петровскую эпоху, поминутно сталкиваешься с противоречиями. С одной стороны, прогрессивные сдвиги в правоприменительной практике, с другой - разгул жестокости в действующем законодательстве, которое по праву считается самым суровым в истории России. Так, при Петре I распространился жестокий принцип применения смертной казни - по жребию. Введен и еще один вид смертной казни (для разбойников) - повешение за ребро на крюке.

Воинские Артикулы 1715 г., произведенные Петром I содержали главным образом нормы уголовного права. Кроме того, в них имелось много сугубо военных правил и норм государственного права. Смертная казнь предусматривалась в 74 артикулах и в 27 - наряду с другими наказаниями. Она могла быть назначена за преступления против веры - чернокнижие, богохульство, идолопоклонство, за воинские преступления - воинская измена, за государственные преступления - посягательство на государя, убийство, за половые преступления - мужеложство, кровосмешение и т.д.[13] .

Артикулы отказались от существовавшего ранее гуманного положения об отмене смертной казни, т.е. если во время ее исполнения преступник сорвался с виселицы. «И все же, - делает вывод О.И. Чистяков, - смертная казнь применялась в эту эпоху значительно реже, чем предусматривалось в законодательстве, зачастую она заменялась другими наказаниями»[14].

Наиболее существенные изменения отношения к смертной казни начинаются в послепетровскую эпоху во время царствования дочери Петра I Елизаветы. В этот период отменяются смертная казнь и пытка для лиц, не достигших семнадцатилетнего возраста. Указы от 2 августа 1743 г., 25 мая 1753 г., 30 сентября 1754 г. вводят и подтверждают замену «натуральной смертной казни» на политическую – ссылкой «на каторжные работы[15].

Екатерина II в своем Наказе комиссии о составлении проекта нового Уложения (1767 г.) призывала ограничить применение смертной казни. Она высказывалась против смертной казни, но в то же время говорила, что «смертная казнь есть некоторое лекарство больного общества».

Смертная казнь в ряде случаев применялась по специальным Указам (Манифестам) императрицы. Истории известны три достоверных случая применения смертной казни. В 1764 г. был казнен поручик Мирович, обвиненный в заговоре. В 1771 г. казнены по жребию двое из виновных в убийстве архиепископа Амвросия во время чумного бунта в Москве. В 1775 г. произошла казнь участников восстания Емельяна Пугачева. Историки утверждают, что после подавления восстания было казнено 20 тысяч человек[16].

По мнению Т.Г. Ратинера идеи просвещения, распространенные в Европе (в Австрии, Англии, России и др.) в конце XVIII века, привели к сокращению смертной казни, запрету членовредительства и других жестоких наказаний, освобождению от наказания малолетних и умалишенных[17].

В XIX в. Россия вступила не только с новым императором Александром I, но и со старыми проблемами. По мере присоединения к России новых областей на них распространялось и неприменение смертной казни за какие бы то ни было преступления. Из законодательных актов, принятых при Александре I и предусматривавших смертную казнь в качестве одной из санкций, следует упомянуть Карантинный устав от 21 августа 1818 г. В нем смертная казнь предусматривалась за сообщение ложных сведений «на счет здоровья прибывших людей на судне или сухим путем», недонесение карантинной стражей о тайном провозе товаров. Приведенные указы и акты исчерпывают перечень установлений, касающихся смертной казни, при Александре I.

Николай I, сменивший на престоле брата, отметил свое вступление на престол казнью пяти человек. Речь идет об участниках восстания 14 декабря 1825 г. Всего было приговорено к смерти 36 человек, из которых пять - к четвертованию. Приговоренным к четвертованию был заменен лишь вид смертной казни - через повешение. Остальным осужденным смертная казнь заменена каторгой на различные сроки или бессрочно[18].

При Николае I окончательно определился статус смертной казни. Произошло это после принятия в 1832 г. Карантинного устава и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в 1845 г. Карантинный устав предназначался для борьбы с преступлениями, особой общественной опасности из-за распространения эпидемии чумы, чем и объясняется суровость его норм.

По Своду законов Российской империи 1832 г. смертная казнь допускалась только за три группы преступлений: государственные - по приговору Верховного уголовного суда; карантинные - по приговору военных судов; воинские, совершенные во время похода и предусмотренные Военно-уголовным уставом[19].

Тенденция к ограничению смертной казни наметилась в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., которым устанавливалось два главных разряда наказаний: уголовные и исправительные.

Смертная казнь по Уложению 1845 г. угрожала за следующие две группы преступлений:

1) государственные преступления: посягательство на жизнь, здоровье, свободу, честь и права членов императорского дома, бунт против власти верховной; государственная измена; образование тайных обществ, имеющих вредную для спокойствия и целостности государства или противную установленным законами образу и порядку правления цель;

2) нарушение уставов карантинных: сопротивление открытой силой или насильственными мерами распоряжениям начальства по предупреждению распространения чумы, а равно самовольный вход в карантинный порт судна, поджог карантинных заведений или оцепленных домов.

Одна из статей Уложения предусматривала возможность замены смертной казни «по особому высочайшему соизволению» политической смертью, под которой понималось следующее наказание: возведение осужденного на эшафот на публичной площади, а затем отправка в ссылку в каторжные работы, бессрочные или на определенное время. Здесь важен психологический момент: осужденный не знал о замене наказания и находился в ожидании смертной казни.

Указанный нормативный акт, закрепив ограниченное число применения смертной казни, внес негативную коррективу в положение о смертной казни. Смертная казнь по Уложению 1845 г. входила в общую систему уголовных наказаний и могла быть назначена по приговору общих судов. Таким образом, смертная казнь стала обычной мерой наказания.

Развитием идей демократии и гуманизма стало Уголовное уложение от 22 марта 1903 г. Смертная казнь здесь предусматривалась за узкий круг преступлений: посягательство на изменение в России образа правления, посягательство на жизнь члена императорского дома, шпионство и т.д. Это наказание не применялось к лицам моложе 21 года и старше 70 лет, а женщинам могло назначаться только за посягательство на императора, его семью и власть. В то же время военные суды могли применять смертную казнь за широкий круг преступлений, включая умышленное убийство, разбой и т.п.

А.С. Михлин говорит, что: «Период 1905-1907 гг. характерен для России тем, что применение смертной казни возросло с целью подавления революции 1905 - 1906 годов. Так, М. Н. Гернет приводит следующие данные о числе казненных в России: 1906 г. - 574, 1907 г. -1139, 1908 г.-1340 и т. д»[20] .

После февральской революции 1917 года Временное правительство предприняло попытку отменить смертную казнь. Однако через несколько месяцев она была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя и некоторые другие.

Заключение

В древней Руси смертная казнь в качестве наказания не находила широкого применения и лишь к концу 14 века получила закрепление в законе. Двинская Уставная грамота 1397 г. - первый в истории русского права документ, законодательно закрепивший применение смертной казни. В средние века смертная казнь в России стала характерным наказанием. Изощренно жестокие способы применения смертной казни устрашали лиц, склонных к противоправным действиям. Это и было основной целью данного наказания.

Более гуманный подход к применению данного наказания наблюдается в 19 – 20 веках. Смертная казнь применяется еще достаточно широко, но без причинения особых мучений осужденным. Передовые представители российского общества находят нужным протестовать против самого факта применения смертной казни. В советское время смертная казнь применялась и за преступления не связанные с насилием, например, фальшивомонетничество.

В 90-х годах прошлого века, после известных изменений в политической и экономической жизни, в позиции Российской Федерации на международной арене актуализировались споры вокруг смертной казни. Аргументом в пользу ее отмены стали, по мнению ряда политиков и правоведов, международные обязательства России.

Обязательность тех или иных соглашений для Российской Федерации рассматривается с позиций международного публичного права. Международная практика показывает, что было бы принципиально неверно подходить к отмене смертной казни как показателю демократизма и гуманизма. Считающаяся демократичной страной США и не думают отменять смертную казнь в угоду чьим-либо требованиям.

В последние десятилетия в России совершено много преступлений, вызвавших широкий общественный резонанс. Лица их совершавшие (террористы, боевики, маньяки) явно заслуживали смертной казни, но продолжают жить в отличие от десятков и сотен убитых и замученных ими. В исправительных колониях они содержатся в тепле, чистоте, сыты не работая.

На 1 января 2015 года их насчитывалось почти 2000 тыс. человек.

Некоторые, посетившие их считают, что это – крайне тяжелое и мучительное наказание. И пока еще не доказано, что является более строгим: смертная казнь или пожизненное лишение свободы. Не случайно некоторые приговоренные к смертной казни лица посылали ходатайства в Комиссию по помилованию при Президенте РФ с просьбой не заменять им смертную казнь пожизненным лишением свободы. Так, давайте пойдем им навстречу. Мы уверены, что девять из десяти блефуют зная ответ. Они будут молить о пощаде в случае получения положительного решения о применении к ним смертной казни.

Следует ли с позиций интересов общественной безопасности вообще сохранять жизнь моральным идиотам, нелюдям - маньякам, террористам, серийным убийцам. Эти изверги не поддаются исправлению, они обречены убивать, и никакая сила, кроме расстрела, их не остановит. Пожизненное лишение свободы – не гуманно как по отношению к самому заключенному, так и к обществу в целом.

На фоне общего снижения количества преступлений отмечается резкое увеличение количества особо тяжких преступлений. Только за последние годы во много раз возросло число зарегистрированных случаев сексуального насилия над детьми. С удовлетворением можем отметить, что российский законодатель в 2009 году пусть несвоевременно, но почти адекватно отреагировал на возникшую ситуацию, увеличив санкции за указанные преступления (правда ученые отмечают явный перекос – изнасилование не достигшей 14 лет наказывается в два раза строже, чем убийство).

В этих условиях, действительно, необходимы решительные и эффективные меры противодействия криминальному беспределу. Но, к сожалению, нынешний Президент, как и его предшественник, уже высказались против восстановления смертной казни в России (на законодательном уровне она не отменялась), а мнение Президента является для депутатов определяющим

Кроме того, российскими политиками движет стремление продемонстрировать лояльность и демократизм российской власти перед цивилизованным и благополучным Западом, в которые тот все равно не верит. Но такой «гуманизм» уже стоил, стоит и будет еще стоить жизни многим гражданам России. Даже в современных условиях, когда Запад показал свое отношение к России путем введения санкций, мы продолжаем эту политику.

К тому же законодательная отмена смертной казни приведет к активизации ее нелегальных форм, носящих внесудебный характер - актов кровной мести, самосудов, заказных убийств и т.п. Статистика последних лет, показывающая снижение общего количества преступлений, и, в том числе убийств, требует отдельного исследования. Некоторые исследователи, В.В. Лунеев, Д.Корецкий и другие высказывают мнение о несоответствии статистических данных преступности реально сложившемуся положению.

Считаем, что недостижение одной из целей наказания (в случае применения смертной казни не достигается цель исправления) не может быть веским обоснованием отмены того или другого наказания, в том числе и смертной казни. Полагаем, что эффект от других достигнутых целей принесет обществу не меньше пользы, чем в иных случаях достижение всех указанных в законе целей наказания. Например, цель исправления не достигается почти в половине случаев применения лишения свободы – это подтверждается статистикой (рецидив преступлений доходит до 40 – 45%), однако никому и в голову не приходит отменять это наказание. Предупредительный эффект от применения этого наказания превалирует над остальными целями.

Свое веское слово при сложившихся обстоятельствах должен сказать российский народ, являющийся «единственным источником власти в Российской Федерации» (ст. 3 Конституции РФ). Эра милосердия в России еще не наступила и всенародный референдум по этому вопросу необходим.

Наши рекомендации