Преимущества и недостатки лекционно-семинарской системы обучения в школе

Преимущества:

1)В процесс образования включается весь класс.Система обеспечивает занятость каждого ученика(конспектирование, работа с источниками, составление тезисов, слушание), отводит каждому свою роль(докладчик, содокладчик, участник дискуссии), взять на себя роль учителя( рецензирование ответов, подведение итогов семинара);

2) Более глубокое изучение исторического материала. Школьные лекции от уроков отличаются большей научностью и более широким оперированием историческими фактами, выходит за рамки обычного учебника. Семинар подразумевает использование дополнительной литературы и исторических источников и таким образом ученики выступают в роли исследователей;

3)лекционно-семинарская система содействует развитию исторического мышления школьников, формированию собственных взглядов, подходов, оценок. Ведь чтобы участвовать в дискуссии, нужно иметь свою точку зрения и уметь её доказывать;

4)Лекционно-семинарская система имеет важные общенаучные навыки и умения( составление развёрнутого плана, конспектирование, составление тезисов, написание рефератов, докладов, умение самостоятельно работать со словарями, энциклопедиями и т.д.).

Недостатки:

1)Её использование возможно только в старших классах, так как у учеников должны быть сформированы важные общие учебные навыки, а младшие школьники не готовы к восприятию достаточно объёмного материала на слух;

2)При применении лекционно-семинарской системы возрастает учебная нагрузка на учеников, а не каждый ученик способен освоить список литературы к семинару.

50.Историческая карта, её нагрузка и виды

В большинстве случаев исторические события могут быть правильно поняты лишь в связи с определенными пространственными условиями. Создание правильных представлений о месте события у учащихся имеет важное значение, так же, как и создание представления о развитии событий во времени. Важно, чтобы учащиеся знали не только, как происходит то или иное событие, но и где оно происходит. Локализация происходит при помощи карт и схематических планов. Для характеристики местности используются картины, гравюры, фотоснимки. Территория является ареной всех исторических процессов и ее характеристики нередко определяют конкретный ход события. Отнесение событий к определенному месту в пространстве - это их пространственная локализация. В отличие от других наглядных материалов, карты лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя язык символов. В одних случаях локализация ограничивается указанием страны, области. Так, статистические факты (численность населения, отдельных классов, распределение земельной собственности) локализуются в широких рамках областей и целых государств. В иных случаях факты локализуются более конкретно: населенные пункты, места сражений, границы, маршруты. При развернутом изложении исторического события (сражения) локализуются размещения и передвижения воюющих сторон.

В области локализации исторических явлений обучение опирается на получаемые учащимися в курсах природоведения и географии знания о земле и картографии. Это обязывает учителя истории знать содержание этих учебных предметов и то, как ученики усвоили географические и картографические знания и умения. Однако картографические пособия в обучении истории имеют свою специфику. Так, историческая карта содержит лишь немногие физико-географические данные (очертания морей, озер, рек), на ней лишь слегка обозначены главные горные хребты и редкая градусная сетка. На этой карте учащиеся найдут размещения племен и народов, границы государств, города и торговые пути, обозначенные особыми значками места сражений, восстаний, направления походов и т.д. Количество обозначений на исторический карте составляет ее нагрузку.

На учебных исторических картах для 5-7 классов допустима лишь небольшая нагрузка, однако на картах, предназначенных для старших классов, чрезмерная нагрузка сделала был карту труднообозримой и не наглядной. При этом карты обычно содержат чуть больше материала, чем учебник, что позволяет использовать ее в кружковой работе, а также опираться на нее в случаях, когда рассказ учителя выходит за пределы материала учебника.

Карта служит объяснением исторических явлений, таких как:

причинные связи (город на возвышенности)

Раскрытию закономерностей исторического развития

Дает возможность проследить ряд историчесикх событий и процессов

При закреплении материала

В практике обычно разделяют исторические карты по охвату территории (на мировые, материковые, карты государства), по своему масштабу (на крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные), по содержанию (обзорные, обобщающие, тематические). Большинство карт в учебниках - тематические. Кроме них используются настенные, печатные и самодельные карты. Карты-схемы - разновидность тематических карт, отличающаяся минимальной нагрузкой.

Кроме исторических, на уроках истории используются и географические карты для ознакомления учащихся с природными условиями изучаемой страны (группы стран). Тематическими по сути являются карты, создаваемые учащимся по намеченным контурам, т.е. контурные карты.

51.Приёмы работы с картографическими пособиями

Методика работы с картой не сложна, нужно лишь определить конкретную цель этой работы и соблюдать несколько важных правил. Карта - необходимое и обязательное пособие на каждом уроке. При этом историческая карта должна соответствовать эпохе, изучаемой на уроке. Если в школе отсутствует нужная историческая карта, можно обратиться к "немой" географической карте. Недопустимо вести урок о событиях XVI в. по карте XVIII в., т.к. в этом случае запутываются пространственные представления учащихся, нарушаются основные принципы наглядности, а ученики невольно приучаются к неряшливости. С каждой новой картой учащихся нужно познакомить, а уже затем начинать работать по ней. Одним из приемов ознакомления является фиксация внимания учащихся на хорошо знакомых им объектах в качестве ориентиров, которые в дальнейшем будут использоваться и в качестве ориентиров по другим картам.

Другой прием ознакомления - в качестве введения в новую тему полезно провести сравнение двух карт - знакомой и новой. Например, карта русских княжеств XII-XIII вв. и карта образования русского государства в XV в., кратко охарактеризовав изменения, произошедшие за это время в сравнении двух карт. Это позволяет показать и преемственность исторического развития, и существенную особость каждого этапа. Учащиеся проводят мысленное "наложение" одной карты на другую, устанавливая тем самым изменение территории г-ва, рост городов и т.д.

Рассказ учителя сопровождается показом на карте. Все, что в изложении учителя может быть локализовано, должно быть показано на настенной карте и прослежено учащимися по картам в учебнике или атласе. В работе по карте учитель руководствуется строгими правилами:

Учитель стоит сбоку от карты, лицом к источнику света и с удаленной от него стороны карты, иначе его тень легла бы на карту, мешая учащимся видеть детали.

Указку держит в правой руке, если стоит справа от карты, и в левой - если слева. Рука должна быть вытянута, иначе она помешает (вместе с плечом) значительной части класса увидеть объект

Показ должен быть неторопливым и точным, сопровождаться точными словесными указаниями ("на восточном берегу Чудского озера", "вверх по течению Днепра"). Точность показа учитель требует от учащихся, настойчиво помогая им избавиться от неправильных выражений ("выше", "ниже" вместо "севернее", "южнее" и т.п.)

Работу с настенной картой следует сочетать с работой учащихся по карте в учебнике. Это приучает учащихся ориентироваться в разных картах. Такое умение достигается систематической тренировкой учащихся на различных исторических картах в классе и дома. При этом учитель приучает школьников ориентироваться не на условные знаки или цвета исторической карты, а на существенные объекты географической среды (горы, реки, озера), играющие роль естественной остановки развертывающихся событий. Тренировка по исторической карте на уроке дополняется домашним заданием (работой). Чтобы хорошо ориентироваться по карте, учащиеся должны кое-что заучить, поупражнявшись по настенной карте, карте в учебнике, атласе.

В классной работе и при объяснении домашнего задания, равно как и при опросе необходимо тематически приучать учащихся к тому, что изучение исторического материала должно обязательно сопровождаться изучением соответственной исторической карты. На уроке следует иметь две карты, показывающие местоположение того или иного объекта (государства), одна из которых показывает местоположение событий на общей карте, а вторая является тематической.

Приемы ознакомления с новой картой:

Путешествие поезда.

Фиксация на хорошо знакомых ученикам объектах в качестве ориентиров, использование их в дальнейшей работе

Одновременная работа по двум картам

"Оживление"

Основная цель работы по карте - научить учащихся читать и понимать карту, извлекать из нее познавательный материал. В старших классах карта все более выполняет роль источника исторических знаний, поэтому и задания учащимся должны иметь более глубокий, аналитический характер.

Приемы работы с контурной картой иные. Ее значение в том, что географическое воспроизведение исторической карты помогает лучше осмыслить пространственные связи. С техникой использования контурных карт ученики знакомы по курсу географии. Задания по контурной карте могут быть даны при изучении нового материала, при закреплении знаний в классе и в качестве проверочных работ.

Задания по контурной карте:

Обвести обозначенные на карте границы, маршруты, города и т.п., пользуясь настольной картой

Заполнение контурной карты с использованием настенной карты и затем по памяти

Нанести на контурные карты границы или маршрут, на ней не обозначенные. Его выполнение возможно лишь при условии хорошо отработанного умения учащихся пользоваться ориентирами на карте.

Нанесение обозначений на контурную карту непосредственно в процессе изложения материала учителем.

При заполнении контурных карт в заголовках указываются хронологические рамки периода, а если даты напечатаны, то они подчеркиваются. Чертить на контурных картах лучше всего цветными карандашами, а писать - простым карандашом (чтобы можно было вносить исправления). Факты и даты, относящиеся к разным сторонам жизни общества, целесообразно обозначать разными цветами. "Украшательство" контурных карт требует много времени и поэтому нецелесообразно и не должно влиять на отметку.

Таким образом, применение различных приемов временной и пространственной локализации обеспечивает успешное усвоение.

Наши рекомендации