Лекция 13. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ и местоимения В германских языкАХ
План:
1. Разряды числительных.
2. Склонение числительных.
3. Личные местоимения. Указательные местоимения.
Разряды числительных
В готском языке представлены два разряда числительных – количественные и порядковые.
Числительные имели морфологические категории рода и падежа.
Образование количественных числительных отражало следы трех систем исчисления:
- господствовавшей общеиндоевропейской десятичной системы, определявшей числительные от 1 до 100;
- двенадцатеричной ближневосточной (вавилонской) системы, косвенно влияющей на структуру числительных после 12 и от 70 до 100. Примечательно, что готский язык не имел простого слова для обозначения 100;
- так называемой древнейшей пальцевой системы, рефлексы которой отмечаются в ahtau восемь < и.-е. *oktau (форма двойственного числа), т.е. по 4 пальца на двух руках; ср. и.-е. *оk- острый, греч. akis кончик, острие, лат. acus игла.
В готских текстах Библии представлены следующие количественные числительные от 1 до 20: 1 – ains, 2 – twai (м.р.) и twos (ж.р.), 3 – þreis, 4 – fidwor, 5 – fimf, 6 – saihs, 7 – sibun, 8 – ahtau, 9 – niun, 10 – taihun.
Числительные 11 – ainlif, 12 – twalif образованы с компонентом -lif (ср. af-lifnan оставаться лишним, bi-leiban оставаться < герм. *liþ остающийся сверх). Числительные 14 – fidwortaihun, 15 – fimftaihun образованы основосложением с компонентом -taihun, имеюшим неясную этимологию: десять < *дюжина (?).
Числительные от 20 до 100 имели разнообразные структуры: 20 – twai tigjus, 30 – þreis tigjus, 60 – saihs tigjus являлись сочетаниями с -u-основным существительным *-tigjus десять, десяток во множественном числе – своеобразным аналогом taihun.
Числительные 70 – sibuntehund, 80 – ahtautehund, 90 – niuntehund, 100 – taihuntehund являются сложными словами, где второй компонент -tehund соотносим с -taihun. В готском языке встречается в косвенной форме и существительное hunda сотни (ср. hunda-faþs сотник), т.е. корень *hund, видимо, обозначал большую сотню (десять дюжин), но был переосмыслен. Этим объясняется наличие дублетов hund и taihuntehund сотня из десяти десятков. Возможно, что и tehund имело раньше значение большой десяток, дюжина. О неполном этимологическом тождестве hund / taihuntehund свидетельствует текстовое примечание: fimfhundam – taihuntewjam пятистам, состоящим из десятков.
Числительные 200 – twa hunda, 300 – þrija hunda и т.д. образованы описательно, как и числительные от 1000 – þusundi (ж.р., -jō-основа): twos þusundjos (2 000) и т.п.; 10 000 – taihun þusundjos, 20 000 – twai tigjus þusundjo. Некоторые количественные числительные обозначены в текстах специальными значками, их языковая форма неизвестна и может быть только реконструирована.
Склонение числительных
Склонение количественных числительных в готском языке не образует единой системы: числительные от 1 до 3 - ains, twai, þreis изменяются по родам: ains склоняется как сильное прилагательное, а twai, þreis засвидетельствованы в следующих формах:
м.р. ср.р. ж.р.
И. twai / þreis twai / - twos / -
Р. twaddje / þrije twaddje / þrije - / -
Д. twaim / þrim twaim / þrim twaim / -
В. twans / þrins twa / þrija twos / þrins.
Числительные от 4 до 19 не изменяются по родам и употребляются в несклоняемой форме, за исключением случаев их субстантивированного употребления, где зарегистрированы формы родительного и дательного падежа по образцу -i-основ. Например, miþ þaim twalibim теми двенадцатью (апостолами), wintriwe twalibe зим двенадцати (р.п., стоят после существительного), но: af fidwor windam от четырех ветров.
Числительные от 20 до 60 склоняются как -u-основные существительные во множественном числе и сочетаются с родительным падежом определяемого слова. Числительные от 70 до 100 не склоняются. В сочетаниях, обозначающих числительные от 200 до 900, склоняется только второй компонент по образцу -а-основных существительных во множественном числе среднего рода. Числительное þusundi склоняется как существительное женского рода на -jō, и также сочетается с определенным словом в родительном падеже.
Порядковые числительные в готском языке, начиная с лексемы третий, образованы от количественных числительных присоединением суффикса -d(t)a / -dja (< герм. *-þa / -þia). В письменных памятниках зафиксированы лишь формы: þridja третий, ahtuda восьмой, niunda девятый, saihsta шестой, fimfta пятый, taihunda десятый, fimftaihunda пятнадцатый. Они имели словоизменительные формы по образцу слабого склонения прилагательных.
Числительные первый fruma (м.р.), frumo (ср.р.), frumei (ж.р.) и второй anþar (м.р.), anþaro (ср.р.) образованы от именных основ. Fruma склоняется как слабое прилагательное, но в женском роде по типу -ein-основ, а anþar изменяется по модели сильного склонения прилагательных (в именительном падеже единственного числа мужского рода – чистая основа, а в среднем роде отсутствует местоименная форма с -ta).
Местоимения
Местоимение в и.-е. языках представляет собой смешанную по морфологической структуре часть речи. Местоимения – древние по происхождению слова, для личных местоимений характерно явление супплетивности – образование форм от разных корней. Местоимения не обозначают предметов, их признаков, количество предметов или порядок по счету, а лишь указывают на предметы. Местоимения распадаются на ряд групп (возвратные, притяжательные, неопределенные, вопросительно-относительные и т.д.), самыми важными из которых являются:
- личные местоимения, которые указывают на говорящее лицо или лицо, к которому обращена речь,
- указательные местоимения, которые указывают на предмет.
Местоимения представляют собой закрытый класс языковых единиц в отличие от существительных и прилагательных.
Каждое местоимение имеет особую словоизменительную парадигму. Парадигма склонения местоимения отражает особенности склонения именно этого местоимения в отличие от, например, существительного, где образец склонения существительного представляет обобщенную модель склонения целого класса или подкласса существительных.
Местоимения готского языка изменяются по трем числам. Им присуща супплетивность. Супплетивность является характерной чертой форм 1 и 2 лица ед. и мн. числа, например, личные местоимения гот. ik – meina – mis – mik, weis – unsara – uns – uns. У указательных местоимений также наличествует супплетивность: гот. sa – þis – þamma – þana. Местоимения 3 л. по происхождению являются указательными местоимениями, и в окончаниях 3 л. имеются общие элементы с указательными местоимениями, например, форма imma. Объяснение видится в семантике местоимений: местоимения 1 и 2 лица я и ты являются непосредственными участниками общения, а местоимение 3 лица он не участвует в общении, на него обычно указывают. Формы двойственного числа у личных местоимений отражают особенности конкретного мышления древнего человека.
Личные местоимения
У личных местоимений в германских языках выделяют 3 лица, 3 числа, 4 падежа. Двойственное число сохраняется у местоимений 1 и 2 лица. Личные местоимения являются супплетивными.
Указательные местоимения
Собственно указательные местоимения имеют в германских языках в качестве общеиндоевропейского элемента согласный þ (и.-е. *tad-, греч. to).
В готском языке существует несколько групп указательных местоимений:
- с ослабленным значением указательности (они употребляются в функции определенного артикля):
- sa – sō – þata,
- jains – jaina – jain (склоняются как прилагательные сильного склонения),
- sa sama – samo (склоняются как прилагательные слабого склонения).
У указательных местоимений выделяют 3 рода и 4 падежа.
В готском языке указательные местоимения выполняют функцию, свойственную определенному артиклю, например, þata skip = the ship.
Другие разряды местоимений включают вопросительные местоимения гот. hwas, hwa, hwo кто? что?, относительные местоимения и неопределенные местоимения.
Задания к семинару:
1. Дайте определение терминов и понятий: числительное, местоимение, дейксис, указательность, анафорическая функция.
2. Представьте грамматический и этимологический анализ готского текста MATTHAEUS VIII, 21. anþaruh þan siponje is qaþ du imma: frauja, uslaubei mis frumist galeiþan jah gafilhan attan meinana.