Познавательные возможности учащихся. Теория и практика использования в процессе обучения истории
Методика
Лекция № 15 от 11.12.08.
Познавательные возможности учащихся. Теория и практика использования в процессе обучения истории
1) понятия о познавательных возможностях, обучаемости, трех уровнях познавательной самостоятельности школьников
2) индивидуальные показатели особенностей познавательных процессов школьников, их диагностика
3) мотивация обучения истории и интерес
4) общее понятие об индивидуализации и дифференциация обучения
Понятия о познавательных возможностях ученика.
ПВУ – это достигнутые на данный момент уровень физиологических, психологических и моральных качеств ученика, которые обеспечивают определенный результат во владении учебным предметом. Есть зоны ближайшего развития ученика. ПВ – это и уровень исторических знаний, степень развития его исторического мышления, уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти/, речи, восприятия, эмоций, чувств, воли, степень интереса ученика к истории, мотивации овладения учебными предметами. Мотивация – ученик может не любить историю, но он знает, что ее нужно сдавать в вузе. Все перечисленные компоненты очень мобильны, они могут измениться в течении четверти. К ним нужно подходить комплексно. Это породило новый термин – обучаемость.
Обучаемость (Гора) – это способность экономно (по затрате времени и сил) взять из истории максимум образовательно-воспитательных ценностей. В этом термине показано, как при минимальных затратах ученик быстро осваивает ту или иную тему.
3 уровня обучаемости: слабая (ученики недостаточно подготовлены, не владеют и не применяют знания, мешают учителю работать), средняя (ученики, которые имеют удовлетворительные знания по истории, но сегодня им нравиться, завтра нет) и сильная (небольшой процент – хорошо подготовлены, интерес к истории устойчив). Нужно учитывать все уровни – давать задания разного познавательного уровня, все должно быть разнообразным.
Индивидуальные показатели.
Внимание – дверь, через которую проходит все (психологи так говорят). 1й показатель – устойчивость внимания – длительность сосредоточивания. 2й показатель – концентрация внимания (один только один компонент удерживает, другой и учителя, и стол). 3й компонент – переключаемость внимания. 4й показатель – распределение внимания (то как разные объекты ученик может одномоментно удерживать в своем сознании. Как проверить класс на внимательность? Объем внимания проверяется на количество объектов – нарисовать на доске, а потом стереть и спросить, сколько запомнили. От этого зависит объем подачи нового материала на уроке.
Тест на концентрацию внимания – описание объекта. Даются гравюры и картины, и спрашиваем, сколько каких было. Как эти тесты повлияют на работу? Темп урока (сколько времени на картинку посмотреть), объем информации (отбор материала), разнообразие приемов (при плохой переключаемости нельзя много наглядности, в подвижном классе все дается поверхностно и быстро, а в спокойном классе фиксируем по времени).
Восприятие – синтез ощущений от предмета познания. Две группы: зрительные и слуховые. Кречьмер определил, что бывает аналитическое (четко выделяет детали и фиксирует), синтетическое (в целом запоминают, общую картину) и смешанное восприятие. 57% - с аналитическим, остальные – с синтетическим. Аналитики стремятся в подробностях выделить какие-то детали. Художественный тип восприятия, второй тип – мыслительный (с точки зрения закономерностей, причин, ценностей), и смешанный. 3-я классификация – зрительная и слуховая
Как проверить тип восприятия? Прочитать текс, а потом спросить про него. Кто-то будет вдаваться в мелкие подробности, а кто-то общее и главное. Это дает возможность развивать противоположное.
Воображение – это создание новых образов на основе известных знаний. Классификация: воссоздающая и творческая. 70% воссоздают, 30% творческих. Классификация: зрительное и слуховое воображение. Есть вербальное (в старших классах) и знаковое (в младших классах) воображение.
Как проверить? Тест Моссельрона. Раб, хозяйство, цивилизация. Быт, нравы, культура.
Тест №2. Даем 10 кружочков на листе. Надо подписать максимальное количество объектов – нарисовать круглую монет, круглую маску, круглый амфитеатр, круг колесницы.
Память – сохранение, воспроизведение материала. Слуховая, зрительная. Образная (по внешним признакам запоминание), смысловая, механическая (очень мало таких). Все ученики в школе с 4мя видами памяти – 1й все запоминают, медленно забывают, 2я – быстро запоминают, быстро забывают, 3й медленно запоминают, медленно забывают, 4й тип понятно какой.
Как проверить? По способу подачи на слух. Учитываем время, количество опыта, ошибок, воспроизведенных элементов.
Исследование логической памяти – читаем текс, и с логической памятью ученики быстро все воспроизведут. Метод парных ассоциаций – как лучше запоминать слова. Образные – с образными (летящая колесница, мертвое море). Смысловые – попарные. Механическая – вразнобой все дать.
Если больше на уроке людей со зрительной – развиваем слуховую и наоборот. А вот механическая – образное даем с логическим.
Мышление – творческое преобразование и исследование материала. Наглядно-образное, наглядно-действенное (с документом), теоретико-образное (и то, и то), теоретико-понятийное (мыслят философскими категориями). Политики (40%), экономисты (40%), этики (10-15%), историки (5%). Как выявить направленность? Дать три слова, и составить словосочетание. Каждый будет давать или экономические, или политические, или исторические аспекты.
Как это использовать на уроках? Ведь мало написать общий конспект – необходимо учитывать каждый класс – нет одинаковых уроков.
Мотивация обучения истории. Мотивы есть у всех – субъективное отношение школьника к учению, в основе которого лежит его личная цель. Все мотивы делятся на познавательные и социальные. Познавательные:
1) широкие познавательные мотивы
2) самообразование
3) процессуальные (интересен сам процесс занятия историей)
Социальные:
1) мне нужен аттестат
2) позициооно-оценочный: мне нужно 5, а не 2, иначе мне мозг прополаскают
3) мотив сотрудничества – очень хорошо общаться с девочкой, которая сидит на первой парте
Почему историю не любят? Страх, обида, неудовлетворенность, устойчивая неуверенность, скука, низкий уровень притязаний (ниче нам не надо), очень трудно учиться.
Положительная мотивация – всегда интересно, учитель настроен оптимистично, нравиться история, что изучаем культуру, никогда на уроке не унизят, не обидят, никогда ему никакую едкость кажут, от которой он будет обижаться, а потом делать из этого проблему,
Интерес – положительная потребность – хочу на урок истории. 2 типа – ситуативный (вот сегодня хочу заниматься, а завтра нет), и устойчивый (интересно из урока в урок).
Дифференциация обучения – учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группировки учащихся. Критерии деления по группам:
1) социальные особенности: память, и т.д.
2) мотивация: склонности, интересы
3) физиологические особенности: темперамент, характер