Немного про ранний период творчества
Первый период творчества Гоголя (1829 – 1835). Он начался с поисков своей темы, своей тропы в литературе. Долгими одинокими вечерами Гоголь усердно трудился над повестями из малороссийской жизни. Петербургские впечатления, чиновничья жизнь – все это было оставлено про запас. Воображение переносило его в Малороссию, откуда еще так недавно он стремился уехать, чтобы не «погибнуть в ничтожестве». Писательское честолюбие Гоголя подогревали знакомства с известными поэтами: В. А. Жуковским, А. А. Дельвигом, другом Пушкина П. А. Плетневым. В мае 1831 г. состоялось и долгожданное знакомство с Пушкиным.
Реваншем за испытанную горечь неудачного дебюта стала публикация в сентябре 1831 г. первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Пушкин объявил публике о новом, «необыкновенном для нашей литературы» явлении, угадав природу гоголевского таланта. Он увидел в молодом писателе-романтике два, казалось бы, далеких друг от друга качества: первое – «настоящая веселость, искренняя, без жеманства, без чопорности», второе – «чувствительность», поэзия чувств.
После выхода первой части «Вечеров...» Гоголь, окрыленный успехом, испытал необыкновенный творческий подъем. В 1832 г. он издал вторую часть сборника, работал над бытовой повестью «Страшный кабан» и историческим романом «Гетьман» (отрывки из этих неоконченных произведений печатались в «Литературной газете» и альманахе «Северные цветы») и одновременно писал статьи на литературные и педагогические темы. Заметим, что Пушкин высоко ценил эту сторону гения Гоголя, считая его самым многообещающим литературным критиком 30‑х гг. Однако именно «Вечера...» остались единственным памятником начальной поры гоголевского творчества. В этой книге, по словам самого писателя, запечатлены «первые сладкие минуты молодого вдохновения».
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
В сборник вошли восемь повестей, различающихся по проблематике, жанровым и стилевым особенностям. Гоголь использовал широко распространенный в литературе 30‑х гг. принцип циклизации произведений.
Повести объединены:
-единством места действия (Диканька и ее окрестности)
- фигурами рассказчиков (все они – известные в Диканьке люди, хорошо знающие друг друга)
-фигурой «издателя» (пасичник Рудый Панько). Гоголь скрылся под литературной «маской» издателя-простолюдина, смущающегося своим вступлением в «большой свет» литературы.
Материал повестей поистине неисчерпаем: это устные рассказы, легенды, байки и на современные, и на исторические темы. «Лишь бы слушали да читали, – говорит пасичник в предисловии к первой части, – а у меня, пожалуй, – лень только проклятая рыться, – наберется и на десять таких книжек».
Особенности времени. Гоголь свободно сополагает события, «путает» века. Цель писателя-романтика – познать дух народа, истоки национального характера. Время действия в повестях «Сорочинская ярмарка» и «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» – современность, в большинстве произведений («Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством» и «Заколдованное место») – XVIII в., наконец, в «Вечере накануне Ивана Купала» и «Страшной мести» – XVII в. В этом калейдоскопе эпох Гоголь находит главную романтическую антитезу своей книги – прошлое и настоящее.
Прошлое в «Вечерах...» предстает в ореоле сказочного и чудесного. В нем писатель увидел стихийную игру добрых и злых сил, нравственно здоровых людей, не затронутых духом наживы, практицизмом и душевной ленью. Гоголь изображает малороссийскую народно-праздничную и ярмарочную жизнь. Праздник с его атмосферой вольности и веселья, связанные с ним поверья и приключения выводят людей из рамок привычного существования, делая невозможное возможным. Заключаются ранее невозможные браки («Сорочинская ярмарка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством»), активизируется всякая нечисть: черти и ведьмы искушают людей, стремясь помешать им.
Смех Гоголя в данном сборнике. Праздник в гоголевских повестях – это всевозможные превращения, переодевания, мистификации, побои и разоблачение тайн. Смех Гоголя в «Вечерах...» – юмористический. Его основа – сочный народный юмор, умеющий выразить в слове комические противоречия и несообразности, возникающие и в атмосфере праздника, и в обычной, повседневной жизни.
Комическое и приемы его создания в «Ночи перед Рождеством».
1. Черты карнавального смеха
2. Средства создания комического эффекта.
1) Традиционные, восходящие к «вертепной» драме»:
— фарс (драка жены кума с кумом и ткачом за мешок, прятанье в мешки).
— смешные и необычные жесты, позы, действия героев:
В это время вареник выплеснул из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова...
«Вишь какое диво!» — подумал кузнец, разинув от удивления рот, и тотчас же заметил, что вареник лезет и к нему в рот, и уже вымазал губы сметаною. Оттолкнувши вареник и вытерши губы, кузнец начал размышлять о том...
— речь героев, например глуповатые шутки:
«Может быть, вы тут забавлялись с кем-нибудь!.. может быть, ты кого-нибудь спрятала уже, а?» — и восхищенный таким своим замечанием, Чуб засмеялся...
— комические приемы в авторской речи, например каламбуры:
Тут черт, подъехавши мелким бесом...
2) Типично гоголевские приемы создания комического эффекта, в основе которых лежит алогизм на всех уровнях (на уровне изображаемого и языковой алогизм).
— Несоответствие причины и следствия:
Это был козак Свербыгуз. Этого уже нельзя было спрятать в мешок, потому что и мешка такого нельзя было найти. Он был погрузнее телом самого головы и повыше ростом Чубова кума. И потому Солоха вывела его в огород, чтоб выслушать от него все то, что он хотел ей объявить.
— Несообразность посылок и выводов:
Вакула объявляет Оксане, что идет топиться «в пролубе»:
«Пропадшая душа! — набожно пробормотала проходившая мимо старуха,— пойти рассказать, как кузнец повесился».
Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист... Может быть, это самое подало повод прозвать его Пузатым.
— Алогичные сравнения:
...Хата их была вдвое старее шаровар волостного писаря...