Творчество Мигеля Сервантеса
Многообразие жанров в творческом наследии Сервантеса. Роман «Дон Кихот» как вершина и итог развития ренессансной прозы Испании. Первоначальный замысел романа и его дальнейшая эволюция. Особенности сюжетостроения (сюжетная ситуация) как отражение самой испанской действительности. Противоречивость образа Санчо Пансы, его эволюция. Социальный и философский смысл образа Дон Кихота, его эволюция. Проблема соотнесения образов Дон Кихота и Санчо Пансы. Понятие «донкихотство» и дальнейшая судьба романа.
Творчество Лопе де Веги
Состояние национальной драмы в XVI в. Теоретические положения Л. де Веги-драматурга. Идейное и художественное новаторство народно-героических драм («Фуэнте Овехуна»). Комедии о любви («Собака на сене»). Особенности поэтики комедии интриги. Драматурги школы Л. де Веги.
Общая трудоемкость раздела дисциплины «Зарубежная литература второй половины XX века» составляет 3,5 зачетные единицы, 135 часов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Введение | Л: 2 | СР:2 | К | Практическое задание-1 | ||||
Литература Средневековья | 2-7 | Л: 12 | СР: 18 | ПР-6 | К : еженед. | Практические задания – 2-6 Участие в практ. занятиях – 2-7. | ||
Литература эпохи Возрождения | 8-18 | Л: 20 | СР: 31 | ПР-8 | К : еженед. | Практические задания – 7-15 Реферат -10 Участие в практ. занятиях – 8-15 Экзамен – 36 ч- 18 неделя |
Образовательные технологии
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
По разделу 1.
Практические задания:
· Дать определение понятия «средневековье» и «средневековая литература»; дать периодизацию средневековой литературы.
· Охарактеризовать влияние христианства и католической церкви на средневековую литературу Европе.
· Оценить роль античной культуры и народного творчества в развитии средневековой литературы.
По разделу 2.
Практические задания:
· Дать характеристику устного народного творчества и письменной литературы на латинском языке в развитии культуры раннего Средневековья.
· Выделить особенности мифологического эпоса (героический и фантастический).
· Определить стилевые особенности «Старшей Эдды», установить суть аллитерационного стиха и гномических строф в «Эдде».
· Прочитать «Прорицание вельвы», «Речи Высокого» и найти в них эпитеты, кеннинги, синонимы, примеры выражения абстрактных понятий («обида», «смерть», «война», «счастье», «глупость» и др.).
· Определить жанровую систему клерикальной и светской литературы на латинском языке, выполнить целостный анализ стихотворения ваганта (любого – на выбор).
· Выявить предмет героического эпоса зрелого Средневековья.
· Установить соотношение исторической действительности и эпической правды в героическом эпосе зрелого Средневековья.
· Описать своеобразие «Песни о Нибелунгах».
· Определить темы, идеи и художественные особенности романского героического эпоса.
· Найти характерные черты эпического стиля в любой из героических поэм зрелого Средневековья (4-5 примеров).
· Охарактеризовать рыцарскую система ценностей, определить понятие «куртуазность»
· Назвать основные мотивы и жанры лирики трубадуров.
· Определить своеобразие поэзии труверов и миннезингеров.
· Назвать основные циклы рыцарских романов, описать основные черты их эстетики и поэтики (сюжетная модель, хронотоп, принципы построения системы героев, позиция автора).
· Прочитать 1-2 рыцарских романа на выбор, проследить накопление идеализации и идеальности главного героя романа – рыцаря или главной героини – Прекрасной Дамы (портрет, одежда, отношения с другими людьми, отношение к себе).
· Определить, в чем заключается своеобразие городской литературы, по сравнению с другими литературными потоками зрелого средневековья.
· Охарактеризовать жанрово-родовую картину городской литературы зрелого средневековья.
· Сделать общий анализ композиции фаблио (одного – на выбор)
По разделу 3.
Практические задания:
· Охарактеризовать причины увядания средневекового символизма мышления и становления новой гуманистической этики и культуры; роль античных идей и идеалов в становлении ренессансной литературы и новизну гуманистического понимания человека, общества, природы и их взаимоотношений.
· Назвать периоды в истории ренессансной культуры и объяснить логику ее эволюции.
· Назвать причины раннего утверждения гуманистической культуры в Италии и этапы ее развития.
· Охарактеризовать понятие «новый сладостный стиль» в творчестве Данте и «vita nova» как центральное понятие книги «Новая жизнь».
· Выделить черты средневековой и новой гуманистической культуры, воплотившиеся в «Божественной Комедии» Данте.
· Выделить особенности жанра «Божественной Комедии», составить схему дантова мироздания, подобрать примеры образов-символов, цветописи и звукописи, числовой символики поэмы.
· Назвать основные проблемы сборника «Канцоньере», особенности лирического героя произведений Петрарки, особенности итальянской сонетной формы, проанализировать любой сонет Петрарки с точки зрения стихосложения
· Назвать жанровые признаки новеллы; охарактеризовать новеллы Дж. Боккаччо как первый этап в истории европейской новеллы эпохи Возрождения (особенности тематики, героя).
· Соотнести новеллы «Декамерона» Дж. Боккаччо и новеллы М. Наваррской и Б. Деперье (по материалу, жанровому регистру, типу повествования) и охарактеризовать эволюцию жанра.
· Определить место «Кентерберийских рассказов» Д. Чосера в истории развития европейской новеллы эпохи Возрождения.
· Выявить причины и смысл циклизации новелл в европейской литературе эпохи Возрождения.
· Прочитать по несколько новелл (на выбор) из «Декамерона» Дж. Боккаччо, «Гептамерона» М. Наваррской, «Новых забав и веселых разговоров» Б. Деперье и «Кентерберийских рассказов» Д. Чосера, сделать целостный анализ одной из новелл, введя ее в контекст истории развития жанра новеллы в европейской литературе эпохи Возрождения.
· Определить особенности французского Ренессанса и его периодизацию.
· Назвать основные темы, проблемы и черты поэтики лирики Вийона, проанализировать любую балладу с точки зрения основных мотивов, авторской философии человека и мира.
· Выделить и охарактеризуйте народно-смеховой пласт повествования в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и пласт, отражающий современную автору действительность, сформулировать суть синтеза двух культур (карнавальной и новой гуманистической) в романе Рабле.
· Определить основные идеи трактата Ж.. дю Белле «Защита и прославление французского языка» - манифеста «Плеяды».
· Выделить темы, идеи и систему выразительных средств в лирике Ронсара; сделать целостный анализ стихотворения Ронсара «Веретено».
· Назвать основные этапы в развитии английского гуманизма, определить жанрово-родовую палитру английской ренессансной литературы.
· Охарактеризовать своеобразие творческой эволюции Шекспира.
· Проанализировать поэтику и проблематику одного из сонетов Шекспира.
· Выявить разницу между итальянской и английской сонетной формой.
· Охарактеризовать проблему историзма в хрониках Шекспира, показать развитие темы «человек и государство» от первой ко второй тетралогии.
· Выявить своеобразие комического у Шекспира, назвать особенности поэтики комедий; проанализировать приемы создания комического эффекта в комедиях Шекспира (на материале одной комедии - на выбор).
· Выявить основные тенденции развития «трагического» периода творчества Шекспира; охарактеризовать своеобразие трагического, определить суть внешних конфликтов в трагедиях, описать место трагикомедий в творческой эволюции писателя.
· Сделать анализ текста (один на выбор): монолог Гамлета «Быть или не быть?», развитие внутреннего конфликта Отелло, образ шута в «Короле Лире», финал трагедии «Макбет»
· Охарактеризовать своеобразие Возрождения в Испании.
· Описать развитие жанра романа в испанской ренессансной литературе (пасторальные, рыцарские, плутовские романы).
· Выявить эстетику и поэтику плутовского романа, его значение для становления романа Нового времени.
· Проанализировать соотношение смешного и серьезного в изображении героя анонимной повести «Жизнь Ласарильо с Тормеса».
· Охарактеризовать жанровое своеобразие романа Мигеля Сервантеса «Дон Кихот», особенности сюжетостроения, принципы создания системы героев, социальный и философский смысл образа Дон Кихота, его эволюции; проанализировать речь Дон Кихота перед пастухами о «золотом веке».
· Определить состояние национальной драмы и национального театра в Испании XVI в.
· Назвать основные положения теории Л. де Веги-драматурга.
· Охарактеризовать идейное и художественное новаторство Л. де Веги-драматурга, подобрать фрагменты текста из комедии «Собака на сене» для характеристики особенностей поэтики комедии интриги.
Реферат по книге М. М. Бахтина «Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»:
1. «Карнавальное начало» в понимании М. М. Бахтина
2. Опыт анализа «пиршественных сцен» романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» в книге М. М. Бахтина «Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».
3. Образы романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и современная ему действительность.
4. Анализ гротескного образа тела у Рабле в книге М. М. Бахтина «Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».
5. Бахтинское понимание образов материально-телесного низа в романе Рабле.
6. Проблема смеха Рабле в книге М. М. Бахтина «Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»
7. Бахтинская концепция площадного слова в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
8. Народно-праздничные образы в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Темы практических занятий:
1) Литература Средневековья: эволюция.
2) Данте – последний поэт средневековья и первый поэт Нового времени
3) Французская поэзия эпохи Возрождения
4) Поэтика романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
5) Комедии В. Шекспира. Их место в мировой комедийной традиции
6) Трагедии Шекспира: специфика трагического.
7) Драматургия Лопе де Веги: поэтика и проблематика