Уроков литературы в 6 классе

102 часа

№ урока Тема и основное содержание урока Тип урока
I четверть
Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор Вводный урок
Определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия» Урок чтения и изучения произведения
«Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки Урок чтения и изучения произведения
Подвиги Геракла. Мифы о богах и героях Древней Греции. Язычество. Древнегреческая мифология в русской культуре Урок внеклассного чтения
Легенда. Отличие мифа от легенды. Геродот. «Легенда об Арионе» Урок чтения и изучения произведения
«Илиада» и «Одиссея» Гомера — великие древнегреческие поэмы. Древнегреческие аэды. Рассказ о Гомере и его поэмах. «Одиссей на острове циклопов» — один из ключевых эпизодов поэмы возвращения Урок чтения и изучения произведения
«Одиссей на острове циклопов. Полифем». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, хитроумие Одиссея. «Одиссея» — песнь о героических подвигах, мужественных героях Урок чтения и изучения произведения
Обряды и обрядовый фольклор. Произведения календарно-обрядового цикла: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора Урок чтения и обсуждения произведений
Календарно-обрядовые песни. Фольклор нашего края Урок внеклассного чтения
Пословицы и поговорки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем Урок чтения и обсуждения
Пословицы и поговорки: многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок Урок развития речи
«Повесть временных лет» — первая русская летопись. «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (ум, находчивость) Урок чтения и обсуждения произведения
И. И. Дмитриев: рассказ о поэте. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством Урок чтения и обсуждения произведения
И. А. Крылов: страницы биографии. Басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик» Урок чтения и обсуждения произведений
Лицейские годы жизни А. С. Пушкина. Южная ссылка. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. Антитеза Урок чтения и изучения произведения
Лицейские друзья Пушкина. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. Двусложные размеры стиха Урок чтения и изучения произведения
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи Урок чтения и изучения произведения
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка» Урок чтения и обсуждения произведения
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы Урок чтения и обсуждения произведения
«Выстрел»: три выстрела и три рассказа о них. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — цикл повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием Урок внеклассного чтения
О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства Урок чтения и изучения произведения
Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын Урок чтения и изучения произведения
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян Урок чтения и изучения произведения
Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына. Композиция Урок чтения и изучения произведения
Композиция. Сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши Урок чтения и изучения произведения
Изображение русского барства. Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кириловны и Дубровского Урок чтения и изучения произведения
Изложение с элементами рассуждения «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?» Урок развития речи
П. Мериме. «Маттео Фальконе»: время создания новеллы. Образ рассказчика. Нравственные уроки новеллы Урок чтения и обсуждения произведения
  II четверть  
Детство и юность М. Ю. Лермонтова. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Метафора. Стихотворения «Листок», «Утес» Урок чтения, изучения и обсуждения произведений
«Три пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация. Баллада. Трехсложные размеры стиха Урок чтения и изучения произведения
Кавказ в произведениях Лермонтова. «Казачья колыбельная песня». Поэма «Беглец» Урок внеклассного чтения
Иоганн Фридрих Шиллер: судьба писателя. Баллада «Перчатка» в переводах М. Ю. Лермонтова и В. А. Жуковского: романтическое повествование о феодальных нравах. Рыцарь — герой, защищающий свое человеческое достоинство Урок чтения и обсуждения произведения
И. С. Тургенев: страницы биографии. «Бежин луг» Урок чтения и изучения произведения
«Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков Урок чтения и изучения произведения
Крестьянские дети в русской литературе. Образы крестьянских мальчиков, рассказы, духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность Урок развития речи
Образы крестьянских мальчиков. Значение художественной детали. Картины природы в рассказе «Бежин луг» Урок развития речи
Страницы биографии Ф. И. Тютчева. Стихотворение «Неохотно и несмело...»: передача сложных, переходных состояний природы. «С поляны коршун поднялся...»: реальный и символический планы стихотворения. Стихотворение «Листья»: листья — символический образ яркой, но краткой жизни Урок чтения и обсуждения произведений
А. А. Фет: страницы биографии. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»: жизнеутверждающее начало в стихотворении. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Урок чтения и обсуждения произведений
Природа как воплощение прекрасного в стихотворении «Еще майская ночь». «Учись у них — у дуба, у березы...»: природа как естественный мир, служащий камертоном для жизни человеческой души Урок чтения и обсуждения произведений
Страницы жизни Н. А. Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа. Роль пейзажа Урок чтения и изучения произведения
«Железная дорога». Роль пейзажа в стихотворении. Картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа Урок чтения и изучения произведения
Диалог-спор. Горькая ирония автора при описании «светлой стороны». Своеобразие композиции стихотворения. Размеры стиха Урок чтения и изучения произведения
Н. А. Некрасов. Поэма «Дедушка» Урок внеклассного чтения
Жизненный опыт И. С. Лескова — основа его творчества. «Левша». Сказ как форма повествования. Изображение Александра I и атамана Платова Урок чтения и изучения произведения
Изображение Александра I и атамана Платова. Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров Урок чтения и изучения произведения
Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония). Образ атамана Платова (обобщение). Образ левши. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от униженности и бесправия народа Урок чтения и изучения произведения
Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Приемы сказочного повествования. Образ левши. Лесков — «писатель будущего» Урок развития речи
Резервный урок  
  III четверть  
А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация Урок чтения и изучения произведения
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Чехов — «художник жизни» Урок развития речи
Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град...». А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...» Выражение переживаний и мироощущения автора поэтического текста Урок чтения и изучения произведения
Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...» Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе Урок чтения и изучения произведения
Подготовка к сочинению-описанию природы или уроку-концерту Урок развития речи
Родная природа в произведениях русских поэтов, художников и музыкантов XIX века Урок развития речи или урок-концерт
Историко-культурный контекст XX века. А. С. Грин. «Алые паруса». История Ассоль Урок чтения и обсуждения произведения
История Грэя. «Делать... чудеса своими руками» Урок чтения и обсуждения произведения
Ассоль — девушка, умевшая видеть «отраженный смысл иного порядка». «Пламенное растение — чудо» Урок чтения и обсуждения произведения
А. П. Платонов: страницы биографии. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни Урок чтения и обсуждения произведения
«Сказка нужна не только детям, но и взрослым» (К. Г. Паустовский) Урок развития речи
«Сказка нужна не только детям, но и взрослым» (К. Г. Паустовский) (продолжение темы) Урок развития речи
М. де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Урок внеклассного чтения
Антуан де Сент-Экзюпери. История создания сказки «Маленький принц». Мир детства в сказке Урок чтения и обсуждения произведения
Астероиды и их жители: в чем смысл этих образов? Маленький принц на планете Икс Урок развития речи
Маленький принц на планете Земля. «А как это — приручить?», «...Зорко одно лишь сердце» Урок чтения и обсуждения произведения
Дружба и прощание летчика и Маленького принца. Афористичность текста сказки Урок чтения и обсуждения произведения
М. М. Пришвин: становление писателя. «Кладовая солнца» Урок чтения и изучения произведения
«Кладовая солнца» как сказка-быль Урок чтения и изучения произведения
Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца» Урок чтения и изучения произведения
Смысл рассказа о сосне и ели, растущих вместе. Смысл названия произведения. Образы Травки и Антипыча. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы Урок чтения и изучения произведения
Рассказы «Золотой луг», «Синий лапоть», «Таинственный ящик». В мастерской художника. Рассказ «Столбы» Урок внеклассного чтения
«Сегодня я создал рассказ...» Урок развития речи
Великая Отечественная война в жизни советского народа. К. М. Симонов — военный корреспондент. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Урок чтения и обсуждения произведения
Д. С. Самойлов. «Сороковые». Учимся читать выразительно Урок чтения и обсуждения произведения
Стихотворения и песни российских поэтов о Великой Отечественной войне. С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...». Ю. Друнина. «Зинка» Урок внеклассного чтения
Великая Отечественная война: литературное краеведение Урок-экскурсия (заочная экскурсия)
Детство и юность В. П. Астафьева. «Конь с розовой гривой» Урок чтения и изучения произведения
Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Особенности использования народной речи. Истинная и ложная любовь. Эпизод «Поход за ягодами на увал». Автор и рассказчик в произведении. Речевая характеристика героев Урок чтения и изучения произведения
Образ главного героя рассказа. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Яркость и самобытность героев (Санька Леонтьев, бабушка Катерина Петровна) Урок чтения и изучения произведения
В. П. Астафьев. Сборники рассказов «Конь с розовой гривой», «Последний поклон» Урок внеклассного чтения
Подведение итогов III четверти Контрольный урок
Актуальное чтение Урок внеклассного чтения
Резервный урок  
IV четверть
В. Г. Распутин: страницы биографии. «Уроки французского» Урок чтения и изучения произведения
Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Характеристика литературного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою Урок чтения и изучения произведения
Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика Урок чтения и изучения произведения
«Уроки доброты». Подготовка к сочинению «Главный герой рассказа В. Г. Распутина „Уроки французского“» Урок развития речи
Анализ творческих работ учащихся Урок развития речи
Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» Урок чтения и обсуждения произведения
Характеристика героя произведения. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека Урок чтения и обсуждения произведения
Учимся читать выразительно. А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Н. М. Рубцов. «Звезда полей». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине Урок чтения и обсуждения произведений
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении Урок чтения и изучения произведений
Стихотворения русских поэтов XX века о природе и Родине Урок внеклассного чтения (контрольный урок)
Г. Тукай: слово о татарском поэте. Любовь к своей малой родине. Верность обычаям. Традиции своего народа в стихотворении «Родная деревня». Стихотворение «Книга»: роль книги в жизни человека. Литературное краеведение Урок чтения и обсуждения произведений, внеклассного чтения
К. Кулиев: слово о балкарском поэте. Стихотворение «Когда на меня навалилась беда...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний. Связь жизни народа с жизнью его языка, поэзии. Народные обычаи в стихотворении «Каким бы малым ни был мой народ...». Литературное краеведение Урок чтения и обсуждения произведений, внеклассного чтения
В. М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Критики» или М. А. Зощенко. Рассказы «Аристократка», «Галоша», «Монтер» Урок чтения и обсуждения произведений
В. М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Критики» или М. А. Зощенко. Рассказы «Аристократка», «Галоша», «Монтер». Урок чтения и обсуждения произведений
Марк Твен и его герои. «Приключения Гекльберри Финна» Урок чтения и обсуждения произведения
Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях Урок чтения и обсуждения произведения
Юмор в произведении. Характеристика героев романа «Приключения Гекльберри Финна» Урок чтения и обсуждения произведения
Подведение итогов года Итоговый урок
Что читать летом Урок внеклассного чтения
Резервный урок  

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Наши рекомендации