Вводная часть

Информация о предстоящем курсе: структура, результат, как построено занятие, рабочие материалы, папочка, пенал, административная информация, ожидания… Возможно, эту вводную часть лучше рассказывать в конце занятия, а не в начале.

Предстоящий курс рассчитан на восемь занятий. Первые четыре занятия предназначены для знакомства с возможностями и задачами создания мультфильма, но на этих занятиях еще не создаются материалы будущего мультфильма. С пятого по восьмое занятие, когда Вы уже познакомитесь со всеми этапами и вопросами, мы уже будем непосредственно работать над нашим общим мультфильмом, и по прошествии этого базового курса из восьми занятий у вас за плечами будут первые знания, профессиональный опыт и результат совместного творчества - мультфильм, который станет частью всего мира.

На первых четырех занятиях хоть мы еще не приступим к созданию мультфильма, но сразу будем пробовать себя в разных профессиях. Будем рисовать, подготавливать материалы для мультфильма, пробовать делать анимацию, пробовать озвучивать и смотреть что из всего этого получается.

Чтобы нам было удобно работать мы будем использовать такую ЛИЧНУЮ ПАПОЧКУ, в которой будем хранить почти все материалы, которые относятся к проекту и к обучению. Разве что за исключением фонов. Фоны такие большие, что неудобно их возить с места на место, поэтому фоны будут хранится здесь, на студии. А все остальные материалы, с которыми вы работаете вы будите возить с собой. Таким образом у вас всегда под рукой материалы и просто замечательно, если вы захотите и будите пробовать себя и работать дома, а не только во время наших занятий. Для того, чтобы вы работали дома также есть ПЕНАЛ с основными карандашами, ножницами, резинкой, липучкой. Эти вещи помогают нам создавать мультфильм. За вашими личными вещами вам надо будет нести ответственность самим и не забывать ни в коем случае дома. Ответственность - это очень хорошо. Если вы забудете материалы дома, то будет непросто их восстановить - так что лучше к ним очень бережно и внимательно относиться.

По поводу содержания материалов в вашей личной папке. С каждой нашей новой встречей в вашей личной папке будут появляться ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ по темам текущего занятия. Во-вторых, в папочке будут накапливаться ДЕТАЛИ мультфильма, подготовленные под анимацию. Обычно здесь можно встретить МОДЕЛИ ПЕРСОНАЖА для детального, крупного, среднего, общего плана, а так же вещи, с к которыми взаимодействует герой. Еще здесь есть СЛОВАРЬ профессиональных терминов, которые мы с вами с каждым новым занятием будем постепенно заполнять.

Еще в нашем обучении будут домашние задания, которые тоже храните в ваших личных папочках. И после каждого занятия отдельные материалы мы будем вам давать на флэшке.

1.2 Феномен анимации: непрерывность и дискретность изображения

Знакомство и общение с детьми, работа со списком (фиксация ответов на доске), обсуждение.

Ну что, давайте познакомимся. Меня зовут Миша, я люблю путешествовать и смотреть фильмы, и я очень не люблю когда мне холодно и еще не люблю рекламу на улицах. Давайте чтобы немного познакомится друг с другом представимся по очереди скажем пару слов о том, кто что любит и не любит.

Дети по очереди представляются и рассказывают о себе.

Вы наверное, догадывайтесь, что мы собрались с вами чтобы учится делать мультфильмы. Но что такое мультфильмы? На что они похожи, а на что непохожи? Давайте разберемся. Вот, в левом списке я буду писать на что мультфильм похож, а в правом списке буду писать на что не похож. Получается что можно говорить вообще что угодно и тогда я напишу это слово либо в правый либо в левый список. Например, я говорю "ФУТБОЛ". На футбол мультфильм похож? Не похож. Пишем футбол в правый список.

Задача списка справка быть максимально веселым и нелепым, задача списка слева быть максимально серьезным.

Вот в левый список надо мне кажется еще дописать, что мультфильм похож на: картину, книгу, спектакль, игру, музыку, песню, радиопередачу, кинофильм, комикс.

Работа с левым списком. Разные виды искусства, к которым относится и мультипликация имеют отличительные и общие черты. Критериями сравнения этих видов искусства могут быть: время (для детей очень понятно в форме наличия начала и конца), правдоподобность (похоже или непохоже на реальность), чем воспринимаем (слух, зрение, воображение), наличие или отсутствие разговоров, из каких материалов создан, наличие или отсутствие истории или настроения. Возможно, для удобства сравнения разных видов подготовить примеры этих видов и демонстрировать - фрагмент кинофильма, фрагмент театрального спектакля, картина, радиопередача, музыка.

Чем мультфильм похож на картину? Да, картина нарисована и мультфильм нарисован — этим они похожи. А на музыку похож? Да, пожалуй, чем-то похож — и музыка, и мультфильм создают настроение. А на книгу мультфильм похож? Да, и в мультфильме есть история, и в книге. На кино тоже похож. Мультфильм почти совсем как фильм — есть и история, и настроение, и герои.

А чем мультфильм отличается от картины, книги, музыки, кино? Читая книгу, мы представляем себе историю, а в мультфильме видим. В кинофильме видим историю, но в кинофильме живые актеры и декорации, а в мультфильме все нарисовано. На картине все нарисовано, как в мультфильме, но картина не имеет начала и конца. Музыка имеет начало и конец, но мы только слышим и не видим, а мультфильм и слышим и видим. В комиксе все нарисовано и есть начало и конец, но мы не слышим комикс и герои не двигаются.

Какое из всех отличий, или всех характеристик мультфильма получается самое главное? Мне кажется, что ответ скрыт в самом слове «анимация». Анима — душа, анимация — одушевление, оживление, чудо. И чудо в мультфильме - это самая его отличительная черта. В мультфильме можно увидеть такое, что не увидишь больше нигде - как оживают предметы или как происходят превращения. Давайте, посмотрим как это бывает.

Просмотр фрагмента мультфильма Роберта Саакянца “Ух ты, говорящая рыба” https://vimeo.com/56674869

вводная часть - student2.ru

Итак, смотрите, есть одушевленные предметы, а есть неодушевленные. И в мультфильме может ожить даже пуговица или ложка. Но как мы можем понять, что герой жив, не умер? По каким признакам? Вот подсказка - есть такая детская игра «Море волнуется раз» и там есть такая фраза - «Морская фигура на месте замри!». Да, самое-самое главное в оживлении, в жизни - это движение. Герой живой, если он двигается, совершает какие-то действия, разговаривает или хоть чуточку, но шевелится. А как сделать так, чтобы герой шевелился? Вот самое простое движение — моргание глаз героя — как сделать такую анимацию? Давайте разберемся.

Использование съемки видео на фотоаппарат. Выбирается доброволец, дети становятся кругом. Игра в шоу. Может быть использование реквизита, элементов циркового фокуса.

Чтобы понять как сделать анимацию моргания глаз нарисованного героя, давайте сначала проведем эксперимент и сделаем простое видео с морганием глаз настоящего человека. Кто будет доброволец? Вот, я достаю камеру, приготовься — больно не будет. Смотри прямо в камеру, я скажу «СЪЕМКА» и тогда ты моргнешь, договорились?.

После съемки видеофрагмента с морганием, он открывается прямо в программе Adobe Premier и несколько раз проигрывается.

Конечно, видео моргания сделать несложно, да? Мы видим, что это живой герой, он моргает. А теперь давайте посмотрим из чего состоит это видео. Как вы помните, в отличие от картины, у мультфильма и фильма есть начало и конец, то есть они ограничены временем. Вот сейчас я буду время нашего видео замедлять, смотрите.

Просмотр видеофрагмента вдвое медленнее, потом в десять раз медленнее, в двадцать раз медленнее. https://vimeo.com/56692656

вводная часть - student2.ru

Ого! Смотрите, что получается - движение было беспрерывным, а теперь распалось на отдельные картинки. Что мы видим? Время нашего фильма состоит из мгновений. У нашего глаза есть такое свойство, которое называется инерция зрения, благодаря которому мы соединяем из отдельных кадров непрерывное изображение. И если получается, что фильм состоит из кадров, то движение героя состоит из отдельных положений, которые в анимации называются фазами.

Давайте сейчас откроем наши папочки и найдем лист, на котором написано "СЛОВАРЬ МУЛЬТФИЛЬМА". И вот там список разных понятий. Вам надо сейчас найти то определение, о котором мы сейчас говорили и записать напротив него слово "ФАЗЫ", то есть называние этого определения. Итак, "отдельные положения героя при его движении называются - фазы".

Просмотр примеров известных мультфильмов на замедленной скорости, таким образом, что видна смена фаз, кадров. https://vimeo.com/56679611

вводная часть - student2.ru

Значит, чтобы нам оживить что-то, сделать в мультфильме любое движение, нам надо менять положения и делать отдельные кадры. А потом, если мы будем эти кадры смотреть быстро, то в нашей голове они соединятся в непрерывное изображение. Так устроен наш глаз и наш мозг, это называется инерция зрения. Вы, наверняка, хорошо помните - в темноте, если чем-то светящимся быстро двигать, то вместо светящейся точки получается линия. Вот это и есть инерция зрения.

Просмотр эффекта инерции зрения, анимационная зарисовка " Twinkle little star". http://www.youtube.com/watch?v=84TGH7B1QnA

вводная часть - student2.ru

Глаза

Демонстрация картинки - Лазарь. Еще не мультфильм.

вводная часть - student2.ru

Сейчас я вам покажу как происходит чудо оживления. Вот фигура человека у которого закрыты глаза. Его зовут Лазарь. Он друг очень известного героя, про которого вы наверняка слышали - Иисус. Иисус был сыном Бога и совершал разные чудеса. Например, когда его друг Лазарь умер, он его оживил. И вот из такой истории я хочу сделать мультфильм. Вот начало моего мультфильма - мы видим как неподвижно лежит Лазарь. Пока он так неподвижен, я берусь утверждать, что он абсолютно мертв и ни сколечко не жив. И даже более того, пока я вижу только вот такую неподвижную картинку, я берусь утверждать, что это вообще не мультфильм, потому что тут ничего не двигается и никакой герой не выглядит живым.

Как можно показать, что герой все-таки жив? По каким признакам мы понимаем что он жив? Чихнул, закашлялся (утонувший), зевнул, открыл глаза.

Демонстрация макета глаз.Важность глаз.

вводная часть - student2.ru

Итак, вот перед нами глаза. Глаза - одна из самых важных частей человека. С помощью глаз мы видим мир и можем его понимать - светло или темно, уныло или весело, страшно или смешно. Девяносто процентов восприятия мира происходит через глаза и всего десять процентов приходится на остальные органы чувств - нос, уши, кожу. И больше всего мы понимаем про человека, когда мы куда глядит ему? Верно, в глаза.

Список выражений про глаза.

У меня есть список, который нам поможет разобраться, почему глаза - самая важная часть героя. Смотрите, что тут написано. "ГЛАЗА В ГЛАЗА" - чаще всего, когда мы общаемся с кем-то мы смотрим ему в глаза. И если он смотрит нам в глаза, значит, между нами есть прочный контакт. "ГЛАЗА - ЗЕРКАЛО ДУШИ"- значит, глядя в глаза, мы можем увидеть очень многое. Например, когда человек нас обманывает или что-то скрывает от нас. Глядя ему в глаза, мы можем понять, куда он смотрит и что его интересует. "БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА" - значит, привлекает внимание. "В ПОЛГЛАЗА"- значит, наоборот, внимания почти нет. "УВИДЕТЬ ЧУЖИМИ ГЛАЗАМИ" - значит посмотреть с другой стороны, встать на место другого человека. Даже есть такое выражение "ТОЧКА ЗРЕНИЯ".

А теперь смотрите, вот я делаю анимацию - двигаю, меняю детали и много раз снимаю изменения на фотоаппарат. Анимацию можно делать очень разными способами. Вот такой способ очень простой, эта технология создания анимации называется ПЕРЕКЛАДКА. Откройте сейчас ваш словарь и запишите это слово напротив верного определения.

Технология "перекладка" так называется, потому что, чтобы сделать движение героя, состоящие из разных положений (а вы уже знаете что эти положения называются ФАЗАМИ), достаточно просто перекладывать, то есть двигать уже готовые части-детали. В кукольной анимации надо работать не с нарисованными персонажами а с объемными куклами и снимать не сверху вниз, а с боку. А в способе рисованной анимации каждое положение надо было бы рисовать заново.

Демонстрация анимации моргания глаз. Монтаж на компьютере. Демонстрация фильма - с закрытыми глазами неподвижно лежит Лазарь. "Оживись, Лазарь!", - сказал Иисус. Барабанная дробь и бац! Лазарь открывает глаза, он живой! https://vimeo.com/56694067

вводная часть - student2.ru

Но, чтобы получился настоящий мультфильм нам понадобится не только оживить героя, но и рассказать какую-то историю. И чем интереснее и необычнее будет эта история, тем лучше. Например, глаз может быть не два. Бывают герои, у которых один глаз? Да, например, циклопы. Или пираты. А если пять глаз? Пять глаз, оказывается, у мухи. А восемь у пауков. А сколько глаз может быть у инопланетянина? А у робота? А у рыбы или птицы? И ведь у всех глаза будут разные - у робота глаза, наверное, квадратные, а у мухи в сеточку. Мужские глаза наверняка отличаются от женских и от детских, а чтобы показать, что это глаза старого человека, то вокруг глаз правильно нарисовать много морщин. Глаза человека и глаза кошки совсем не похожи друг на друга и вы всегда сможете отличить одни от других. Значит нам надо не только понять ЧТО рисовать, но и КАК рисовать. Чтобы нам было легче в этом разобраться, давайте составим список, чьи это могут быть глаза, и потом каждый из вас выберет ЧЬИ глаза будет делать, а значит и КТО будет героем в его истории.

Составления списка - чьи могут быть глаза? Выбор героя истории. Демонстрация макета глаз. Просмотр глаз мультипликационных героев, отгадывание чьи это глаза.

Так, вы выбрали для своей истории героя и теперь можно приступать к созданию глаз этого героя. Для этого давайте еще раз посмотрим что именно нам нужно нарисовать, из чего состоит глаз. Вот зрачок, который смотрит, вот белок - поле, по которому может двигаться зрачок, вот веко, которое закрывает и зрачок и белок, прячет их, а вот ресницы, которые для красоты. Сначала мы нарисуем эскиз наших глаз на тонкой бумаге. Если нам не понравится, мы можем нарисовать другой эскиз, а если понравится, то можем изготовить детали по этому эскизу.

Изготовление деталей для анимации глаз.

Чтобы сделать анимацию с глазами вашего героя вам надо понять или придумать, что будет происходить с вашими глазами и что это будет значить. Давайте, чтобы нам было проще составим список, что могут делать глаза и тогда вы сможете выбрать те движения глаз, которые будут подходить для вашей истории.

Список - что могут делать глаза.

Итак, глаза могут МОРГАТЬ, СМОТРЕТЬ КУДА-ТО, ПОДМИГИВАТЬ, ПЛАКАТЬ, МЕЧТАТЬ, ОСМАТРИВАТЬ, БОЯТЬСЯ, ЗАСЫПАТЬ. Теперь вам надо выбрать, что именно будут делать ваши глаза, и что будет делать ваш герой. И прежде чем начать рисовать детали глаз, давайте запишем в ваш словарь первое правило анимации. «Чтобы можно было что-то двигать, что-то оживить нам надо нарисовать это отдельно».

вводная часть - student2.ru

Анимация глаз. Просмотр результата.

Итак, чтобы подытожить наш сегодняшний урок, давайте повторим, что мы сегодня узнали. А чтобы нам было проще на следующем нашем занятии вспомнить, что было сегодня, я даю вам список вопросов, на которые вам надо ответить дома. Это будет первое домашнее задание, а второе - придумать до конца историю про ваши глаза, которые мы сегодня анимировали и в следующий раз мы ее доделаем. Главное ограничение для этой истории - она должна быть короткой, как история с Лазарем. В истории с Лазарем всего две части, два кадра - начало и конец. И в вашей истории должно быть всего две части - движение глаз, которые вы делали сегодня и еще одна часть, сцена, которую вы должны придумать дома.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

01 - Просмотреть мультфильмы армянского режиссера Роберта Саакянца (даем каждому на флэшке)

02 - Чтобы учится добывать информацию задание узнать как можно больше об армянском режиссере Роберте Саакянце.

03 - ответить на контрольные вопросы по прошедшему занятию

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

01 Чем мультфильм отличается от радио, от картины, от кино?

02 Какая самая отличительная возможность мультфильма? Что такое анима?

03 Каким образом мультфильм получается из картинок?

04 Без чего не бывает мультфильм?

05 Почему глаза - самая важная часть персонажа?

Наши рекомендации