Правописание суффиксов имен

Существительных

Упражнение 11

От данных слов образуйте с помощью суф­фикса -чик или -щик имена существительные со значением лица. Обозначьте суффиксы, подчеркните согласные перед ними.

Проходить, советовать, ракета, притворяться, сва­рить, резать, рассказать, камень, пилить, баня, бара-бан, стекло, перевозить, чеканка, подносить, смазать, извоз, бетон, разведать, текстиль, буфет, копировать, контора, тюрьма, застройка, заказать, переплетать, упаковка, подписать, перебежать, обидеть, погонять.

Упражнение 12

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы -чик, -щик.

Старый извоз…ик, пожилой точил…ик, перепис…ик древних рукописей, отличный гон…ик, смаз…ик вагонов, рез…ик по дереву, будка пере­воз…ка, мастерство переплет…ка, бригада сборщиков, поднос…ики патронов, работа домен…ика, перекос…ик болезни, собрание застрой…и­ков, зачин…ик ссоры, умелый кровел…ик, специальность мебел…ика.

Упражнение 13

Образуйте от данных слов существительные при помощи указанных суффиксов, составьте с этими существи­тельными словосочетания и запишите их.

1) -ость или -от-a, -есть: подлинный, теплый, све­жий, гуманный, истинный, пустой, текучий, четкий;

2) -ин-а, - изн-а: дешевый, высокий, новый, старый, голубой;

3) -еств-о, -(ин)ств-о: юноша, подданный, меньше, одинокий, достойный, лесничий, шеф, больше.

Упражнение 14

Перепишите, образуя имена существительные от данных слов, используя указанные суффиксы. Составьте по два словосочетания с существительными каждой группы.

1) -ек (-ок) или -ик, -чик: рог, порог, карандаш, еж, помидор, друг, петух, берег, конец, поясок, стакан, пиджак, портфель, сюртук, палисадник, абажур, грех, внук, ларь, фонарь, апельсин, долг, жук, кирпич, червяк, клок, воротник;

2) -ец или -иц-a: брат, кожа, доход, рассказ, каша, сюжет, характер;

3) -ец-о или -иц-е: здоровье, ружье, пальто, крес­ло, строенье, именье, масло, счастье;

4) -оньк- или –еньк-: подруга, душа, Петя, Оля, Федя;

5) -к-: яблоня, башня, черешня, кухня, хижина, смородина, басня, изюмина;

6) -ечк-или -к-: тройка, койка, пуговица, блюдо,
Таня, Женя, семя, лестница.

Упражнение 15

Перепишите, образуя существительные при помощи одного из суффиксов: -ышк-, -ушк-, -юшк- или -ишк-.Ука­жите род существительных, суффиксы и окончания обозначьте.

Ядро, сосед, дума, доля, земля, трава, хлеб, зверь, горе,страсть, плут, завод, перо, соловей, няня,человек, забор, платье, беседа, горло, вор, поляна.

Упражнение 16

При помощи суффикса -ищ- образуйте су­ществительные, укажите их род и запишите в форме именительного падежа единственного числа столбиками по родам. Обозначьте окон­чания.

Дом, дождь, волк, грязь, нога, сапог, окно, жара, арбуз, пыль, ум, болото, борода, холод, бревно, самовар, рука, бас.

Упражнение 17

Прочитайте и скажите, к какому роду (жен­скому, мужскому или среднему) относятся выделенные существи­тельные, какие из них одушевленные, какие - неодушевленные. Пе­репишите, вставляя пропущенные окончания.

1.На белом свете я сиротинушк…: родной батюшк…во сырой земле, рядом с ним лежит моя матушк…(Л.). 2. Обидчик сел на бревнышк…(Н.). 3. Где-то в тру­щобе засвистал соловушк…(М.-П.). 4. Митя снял мок­рый от дождя плащишк… (Сол.). 5. Проснулась вся семеюшк… (Н.). 6. Послушай-ка, дружищ…,ты, сказы­вают, петь великий мастерищ...?(Кр.) 7. Наводненье туда, играя, занесло домишк…ветхий (П.). 8. Впереди всех старичишк…в картузе стоял (Шол.). 9. Коляска легка, как перышк…(Г.). 10. А каков улов был!.. Какой осетрищ…пож...ловал! (Г.) 11. За кормой лу-нищ.. .. Ну и здорово! (М.)

Упражнение 18

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание о и епосле шипящих и ц в суффиксах.

1. Парень смолкнул на минуту, чтоб прочистить мундштуч…к (Твард.). 2. Пастуш…нку Пете трудно жить на свете (Ес.). 3. Спи, мой сыноч…к родной (Исак.). 4. Вечно теплая шапч...нка вся в пуху на нем, туго стянут сюртуч…нко у…ким ремешком (Н.). 5. Самые лучшие танц…ры нашей школы побросали своих дам и бросились к ней (Кав.). 6. Хоть разоч…к, хоть не­множко погрустите обо мне (Исаак.). 7. После раскорч…вки и расчистки кустарника на ц…лину среди лесов легла пашня (Мих.). 8. Под управлением дириж...ра нашего оркестра красиво и густо пел великолепный хор (Скит.). 9. Она покраснела и вдруг, подражая ба­летным танцовщицам, повернулась на одной ножке (Л. Т.).

Упражнение 19

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Сурово метел…ца выла. 2. Из луж…цы напилися, умылись, осв…жилися. 3. Думаю, брат...ц, про эту доро­гу. 4. Так постой же! Нерушимое обещань...це даю. 5. Наши реч…нки водой налило на три аршина. 6. Мо­лодцу скрутили руч…нки. 7. Соседнего помещ…ка Гав­рилу Афанасьича Оболта-Оболдуева та тро…чка везла. 8. Царь дурит - народу гор…шк...! 9. Вот усадьб…шк… дворянская. 10. Из лесу старый волчищ… выходит. 11. За…нька, стой! Не посмей перебежать мне дорогу! 12. Эх, эх! Придет ли врем…чко,

Когда (приди, желанное!..)

Дадут понять крестьянину,

Что розь портрет портрет...ку,

Что книга книг… розь? (Н. А. Некрасов).

Наши рекомендации