Правописание суффиксов имен
Существительных
Упражнение 11
От данных слов образуйте с помощью суффикса -чик или -щик имена существительные со значением лица. Обозначьте суффиксы, подчеркните согласные перед ними.
Проходить, советовать, ракета, притворяться, сварить, резать, рассказать, камень, пилить, баня, бара-бан, стекло, перевозить, чеканка, подносить, смазать, извоз, бетон, разведать, текстиль, буфет, копировать, контора, тюрьма, застройка, заказать, переплетать, упаковка, подписать, перебежать, обидеть, погонять.
Упражнение 12
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы -чик, -щик.
Старый извоз…ик, пожилой точил…ик, перепис…ик древних рукописей, отличный гон…ик, смаз…ик вагонов, рез…ик по дереву, будка перевоз…ка, мастерство переплет…ка, бригада сборщиков, поднос…ики патронов, работа домен…ика, перекос…ик болезни, собрание застрой…иков, зачин…ик ссоры, умелый кровел…ик, специальность мебел…ика.
Упражнение 13
Образуйте от данных слов существительные при помощи указанных суффиксов, составьте с этими существительными словосочетания и запишите их.
1) -ость или -от-a, -есть: подлинный, теплый, свежий, гуманный, истинный, пустой, текучий, четкий;
2) -ин-а, - изн-а: дешевый, высокий, новый, старый, голубой;
3) -еств-о, -(ин)ств-о: юноша, подданный, меньше, одинокий, достойный, лесничий, шеф, больше.
Упражнение 14
Перепишите, образуя имена существительные от данных слов, используя указанные суффиксы. Составьте по два словосочетания с существительными каждой группы.
1) -ек (-ок) или -ик, -чик: рог, порог, карандаш, еж, помидор, друг, петух, берег, конец, поясок, стакан, пиджак, портфель, сюртук, палисадник, абажур, грех, внук, ларь, фонарь, апельсин, долг, жук, кирпич, червяк, клок, воротник;
2) -ец или -иц-a: брат, кожа, доход, рассказ, каша, сюжет, характер;
3) -ец-о или -иц-е: здоровье, ружье, пальто, кресло, строенье, именье, масло, счастье;
4) -оньк- или –еньк-: подруга, душа, Петя, Оля, Федя;
5) -к-: яблоня, башня, черешня, кухня, хижина, смородина, басня, изюмина;
6) -ечк-или -к-: тройка, койка, пуговица, блюдо,
Таня, Женя, семя, лестница.
Упражнение 15
Перепишите, образуя существительные при помощи одного из суффиксов: -ышк-, -ушк-, -юшк- или -ишк-.Укажите род существительных, суффиксы и окончания обозначьте.
Ядро, сосед, дума, доля, земля, трава, хлеб, зверь, горе,страсть, плут, завод, перо, соловей, няня,человек, забор, платье, беседа, горло, вор, поляна.
Упражнение 16
При помощи суффикса -ищ- образуйте существительные, укажите их род и запишите в форме именительного падежа единственного числа столбиками по родам. Обозначьте окончания.
Дом, дождь, волк, грязь, нога, сапог, окно, жара, арбуз, пыль, ум, болото, борода, холод, бревно, самовар, рука, бас.
Упражнение 17
Прочитайте и скажите, к какому роду (женскому, мужскому или среднему) относятся выделенные существительные, какие из них одушевленные, какие - неодушевленные. Перепишите, вставляя пропущенные окончания.
1.На белом свете я сиротинушк…: родной батюшк…во сырой земле, рядом с ним лежит моя матушк…(Л.). 2. Обидчик сел на бревнышк…(Н.). 3. Где-то в трущобе засвистал соловушк…(М.-П.). 4. Митя снял мокрый от дождя плащишк… (Сол.). 5. Проснулась вся семеюшк… (Н.). 6. Послушай-ка, дружищ…,ты, сказывают, петь великий мастерищ...?(Кр.) 7. Наводненье туда, играя, занесло домишк…ветхий (П.). 8. Впереди всех старичишк…в картузе стоял (Шол.). 9. Коляска легка, как перышк…(Г.). 10. А каков улов был!.. Какой осетрищ…пож...ловал! (Г.) 11. За кормой лу-нищ.. .. Ну и здорово! (М.)
Упражнение 18
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание о и епосле шипящих и ц в суффиксах.
1. Парень смолкнул на минуту, чтоб прочистить мундштуч…к (Твард.). 2. Пастуш…нку Пете трудно жить на свете (Ес.). 3. Спи, мой сыноч…к родной (Исак.). 4. Вечно теплая шапч...нка вся в пуху на нем, туго стянут сюртуч…нко у…ким ремешком (Н.). 5. Самые лучшие танц…ры нашей школы побросали своих дам и бросились к ней (Кав.). 6. Хоть разоч…к, хоть немножко погрустите обо мне (Исаак.). 7. После раскорч…вки и расчистки кустарника на ц…лину среди лесов легла пашня (Мих.). 8. Под управлением дириж...ра нашего оркестра красиво и густо пел великолепный хор (Скит.). 9. Она покраснела и вдруг, подражая балетным танцовщицам, повернулась на одной ножке (Л. Т.).
Упражнение 19
Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Сурово метел…ца выла. 2. Из луж…цы напилися, умылись, осв…жилися. 3. Думаю, брат...ц, про эту дорогу. 4. Так постой же! Нерушимое обещань...це даю. 5. Наши реч…нки водой налило на три аршина. 6. Молодцу скрутили руч…нки. 7. Соседнего помещ…ка Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева та тро…чка везла. 8. Царь дурит - народу гор…шк...! 9. Вот усадьб…шк… дворянская. 10. Из лесу старый волчищ… выходит. 11. За…нька, стой! Не посмей перебежать мне дорогу! 12. Эх, эх! Придет ли врем…чко,
Когда (приди, желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портрет...ку,
Что книга книг… розь? (Н. А. Некрасов).