Тема 12. Революция 1917 г. и гражданская война в России
(2 занятия - 4 часа)
План семинара
1. Февраль 1917 г. Альтернативы развития страны в период от февраля к октябрю 1917 г.
2. Октябрь 1917 г. Формирование новых органов власти.
3. Гражданская война в России. Политика военного коммунизма.
4. Образование СССР.
По первому вопросу:
Ø Проанализировать основные группы противоречий, приведших к революции:
o объективного характера (между городом и деревней; центром и окраинами; русскими и инородцами; государством и личностью);
o противоречия, связанные с нерешенностью модернизационных задач (сохранение помещичьего землевладения, незавершенность индустриализации, отсутствие у буржуазии политической власти и т.д.);
o противоречия временного «конъюнктурного» плана (неудачи на фронте, огромные военные расходы, социальные лишения и т.д.).
Ø Раскрыть ход событий февраля- марта 1917 г.;
Ø Дать определение и время существования сложившейся системы «двоевластия»;
Ø Показать каковы были основные альтернативы развития страны от февраля к октябрю 1917 г. (реформаторская и радикальная);
Ø Охарактеризовать состав Временных правительств, их деятельность, причины кризисов;
Ø Обратить внимание на то, какие основные партии действовали в России, какова была их позиция по центральным вопросам того времени (власть, мир, выход из кризиса, аграрный вопрос).
По второму вопросу:
Ø Охарактеризуйте события сентября-октября 1917 г.;
Ø Объясните причины прихода к власти большевиков;
Ø Система управления Советской власти и ее первые мероприятия;
Ø Оценки событий октября 1917 г. в историографии (социалистическая революция, открывшая путь всему миру к социализму; рабоче-крестьянская, демократическая революция, конечная цель которой – переход от капитализма к социализму; военный переворот большевиков в союзе и при опоре на матросов и солдат; заговор, захват власти кучкой большевистских лидеров и др.).
По третьему вопросу;
Ø Дать определение понятию «гражданская война» и обозначить ее хронологические рамки;
Ø Проанализировать причины гражданской войны, вытекающие из комплекса противоречий, связанных с разгоном Учредительного собрания и формированием однопартийной системы, заключением Брестского мира, политикой большевиков в сфере промышленности, банков, аграрном вопросе, в отношении церкви и т.д.;
Ø Иностранная интервенция: состав, цели и действия;
Ø Сравнить силы, программы, действия белых и красных в период гражданской войны;
Ø Сформулировать, что такое военный коммунизм;
Ø Обратить внимание на хронологию, причины (объективные и субъективные), меры военного коммунизма;
Ø Объяснить причины победы красных в гражданской войне;
Ø Охарактеризовать потери страны от гражданской войны и осмыслить ее уроки.
По четвертому вопросу выяснить:
Ø Причины образования СССР;
Ø Суть дискуссии среди руководства страны о создании союзного государства (план автономизации; план союзного государства);
Ø Какие республики и когда первыми вошли в состав СССР;
Ø Значение создания Союза СССР.
Темы рефератов:
1. Ленин и его роль в событиях 1917-1920 гг.
2. Керенский - глава Временного правительства.
3. Лидеры белого и красного движения.
Литература основная:
1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел IV, глава 16,17.
2. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – 768 с. Раздел IV, глава 9, параграф 5; Раздел V, глава 1, 2.
3. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2012. – Главы 31, 32.
Литература (дополнительная):
1. Аксенов В.Б. Война и власть в массовом сознании крестьян в 1914-1917 гг.: архетипы, слухи, интерпретации//Российская история. – 2012 – №4.
2. Давыдов А.Ю. Проигранная война красных: нелегальная экономика 1917-1920 гг.//Вопросы истории. – 2013. – №11.
3. Исхаков С.М. Генерал А.М. Коледин. Фронтовые письма 1915-1917 гг.//Вопросы истории. – 2012. – № 11.
4. Письма ротмистра лейб-гвардии Уланского полка А.В. Поливанова родным (октябрь 1916-май 1917 г.). Публикацию подготовил В.Н. Кузнецов.//Вопросы истории. – 2012. – № 9.
5. Прайсман Л.Г. Чехословацкий корпус в 1918 г.//Вопросы истории. – 2012. – № 5,6.
6. Репников А.В. – И.Н. Гребенкин Русский офицер в годы мировой войны и революции. 1914-1918 гг.//Вопросы истории. – 2012. – № 2.
7. Репников А.В. – Р.Г. Гагкуев. Белое движение на Юге России. Военное строительство, источники комплектования, социальный состав. 1917-1920 гг.// Вопросы истории. – 2013. – №4
8. Сенявская Е.С. – В.Л. Кожевин Российское офицерство и Февральский революционный взрыв//Российская история. – 2013 – №5.
9. Тютюкин С.В. Александр Керенский. Страницы политической биографии (1905-1917 гг.) //Российская история. – 2013 – №4.
10. Фельдман М.А. Гражданская война в России: две проблемы в историографии//Вопросы истории. – 2012. – № 2.
11. Фельдман М.А. Рабочие Урала в составе Красной и Белой армий//Вопросы истории. – 2013. – № 9.
12. Энтин Дж. К истолкованию русской революции 1917 г.//Вопросы истории. – 2012. – № 8.
13. Юдин Е.Е. Император Николай II в восприятии русской аристократии. 1894-1914 гг.//Вопросы истории. – 2014. – №3.
Тема 13. СССР в 1920-1930-е гг. (3 занятия- 6 часов)
План семинара
1. НЭП: причины, меры, противоречия, итоги.
2. Основные этапы внешней политики СССР в 1920-1930-е гг.
3. Внутрипартийная борьба 1920-х гг. Модель власти, сформировавшаяся на рубеже 1920-1930-х гг.: Оценки в современной историографии.
4. Экономическая политика Советского государства: индустриализация, коллективизация.
5. Репрессии в предвоенный период.
6. Итоги экономического развития страны в предвоенное десятилетие.
По первому вопросу:
Ø Охарактеризовать хронологические рамки НЭПа (1921- конец 1920-х гг.).
Ø Сформулировать причины перехода к НЭПу:
o глубокий социально-экономический и политический кризис;
o массовые восстания в сельской местности, выступления в городах, в армии и на флоте;
o стремление большевиков удержать власть любой ценой;
o крушение идеи «введения» социализма и коммунизма путем ликвидации рыночных отношений;
o спад революционной волны на Западе и т.п.
ØРаскрыть меры НЭПа в экономической, политической, идеологической, духовной сфере.
Ø Показать, как современники относились к введению новой экономической политики.
Ø Охарактеризовать причины и суть кризисов НЭПа, мероприятия власти по их преодолению.
Ø Выяснить итоги НЭПа, обратив внимание на восстановление в основном довоенного уровня экономики.
По второму вопросу ключевое внимание уделить характеристике этапов внешней политики СССР:
Ø 1922-1933гг.
Ø Прогерманская ориентация внешней политики в целях противодействия «главным потенциальным противникам» - Англии и Франции. 1924 г. – признание СССР Англией, затем Италией, Францией.
Ø 1933-1939 гг. Переориентация внешней политики на западные демократии. Попытка создания системы коллективной безопасности (антифашистский фронт).
Ø 1939-1940 гг. Сближение с Германией. Подписание пакта о ненападении (23.08.1939г.) и договора о дружбе и границе 28.09.1939г. 30.11.1939-12.03.1940 гг. – война СССР с Финляндией. Потери СССР: 75 тыс. человек убито, 170 тыс. ранено и обморожено. Исключение СССР из Лиги Наций. Внешнеполитическая ситуация накануне Великой Отечественной войны.
По третьему вопросу:
Ø Показать изменения в партии, произошедшие в 1920-е гг.:
o запрет фракций в РКП(б);
o учреждение поста генерального секретаря РКП (б);
o усиление контроля партаппарата;
o ограничение внутрипартийной демократии;
o усиление борьбы в партруководстве;
o разгром сторонников «мягкого» внутрипартийного режима;
o превращение ОГПУ в инструмент партийной власти и внутрипартийной борьбы.
Ø Выделить и охарактеризовать наиболее острые периоды борьбы внутри большевистской партии (1923-1924 гг.; 1925 г.; 1927 г.; 1928-1929 гг.).
Ø Привести оценки модели власти в СССР, сформировавшейся на рубеже 1920-1930-х гг., высказанные в современной историографии («сталинизм», «культ личности», «режим личной власти», «партократия», «идеократия», «номенклатура», «тоталитаризм», «народовластие традиционного общества, облеченное в советскую форму»).
По четвертому вопросу:
Ø Обратить внимание на то, когда провозглашен курс на индустриализацию страны (декабрь 1924 г.);
Ø Сформулировать цели индустриализации:
o ликвидация технико-экономической отсталости;
o достижение экономической независимости;
o подведение технической базы под отсталое сельское хозяйство;
o развитие новых отраслей промышленности;
o создание ВПК.
ØПоказать особенности индустриализации:
o высокий темп индустриализации;
o милитаризация экономики;
o приоритетное развитие тяжелых отраслей промышленности;
o ориентация на внутренние источники накопления.
Ø Раскрыть источники индустриализации:
o экспорт ресурсов (зерна, полезных ископаемых, леса и т.д.);
o доходы, получаемые от развития сельского хозяйства;
o займы государства у населения;
o денежная эмиссия;
o использование «спецконтингента».
ØОхарактеризовать задания первого и второго пятилетних планов, сложившуюся систему управления экономикой.
ØКоллективизация и ее цели:
oликвидация «аграрного перенаселения»;
o огосударствление частного сектора экономики;
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o ликвидация кулачества как класса;
o
o перекачивание средств на нужды индустриализации;
попытка наладить эффективное сельскохозяйственное производство.
o
o
Ø Ход коллективизации. Репрессии в отношении крестьянства. Спецпереселенцы. Голод 1932-1933 гг. падение сельскохозяйственного производства.
По пятому вопросу:
Ø Репрессии 1930-х гг. : «Шахтинское дело», процесс над меньшевиками, дело о «вредительстве на электростанциях», дело «троцкистско-зиновьевского центра», «процесс военных» и др.;
Ø Образование ОГПУ и ГУЛАГа.
ØОценка масштабов репрессий;
Ø Роль принудительного труда в экономике страны.
По шестому вопросу:
Ø Подвести итоги экономического развития СССР накануне Великой Отечественной войны;
Ø Достижения и провалы. Нерешенные проблемы;
Ø Изменение места СССР в мире по базовым экономическим показателям (валового и душевого производства основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции);
Ø Подвести общий итог по теме, высказав свое мнение по поводу оценок, существующих в отечественной историографии на предмет достигнутых результатов:
в
ØРезультаты форсированного экономического развития страны в области промышленности и сельского хозяйства
ØМесто СССР в мире по объему промышленного производства
ØИзменения в социальной структуре населения
ØМатериальное положение населения , уровень развития здравоохранения, средняя продолжительность жизни
ØСостояние образования
ØОтечественная историография о результатах развития СССР в предвоенный период.
oо второй половине 1930-х гг. в основном построен социализм (ортодоксальная коммунистическая т.з.);
o социалистическая революция прогрессивна, но социализм в СССР не построен (концепция реформизма);
o социализм признается идеалом, но может быть построен в результате совершенствования капитализма (социал-демократическая концепция);
o социалистическая идея не состоятельна, несостоятельна и командная экономика, сложившаяся в 1930-е гг. (концепция буржуазного либерализма);
o сталинский режим антирусский и прозападный. (идея самобытного пути развития России).
Темы рефератов:
1. И.В. Сталин. Оценки его личности в современной историографии.
2. Автономная индустриальная колония «Кузбасс».
3. Индустриализация и коллективизация в Кузбассе.
4. Пакт о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г.
5. Значение принудительного труда в экономическом развитии СССР.
Литература обязательная:
1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел IV, глава17.
2. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – 768 с. Раздел V, глава 3,4
3. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – Главы 33,36.
Литература дополнительная:
1. Абинякин Р.М. Увольнение бывших офицеров из РККА в 1921-1934 гг.//Вопросы истории. – 2012. – №2.
2. Арзаканян М.Ц. – В.П. Смирнов. От Сталина до Ельцина: автопортрет на фоне эпохи//Вопросы истории. – 2012. – №4.
3. Ватлин А.Ю. Граф Фридрих Вернер фон дер Шуленбург и эпоха массовых репрессий в СССР//Вопросы истории. – 2012. – №2.
4. Воейков Е.В. Трудовая повинность на лесозаготовках в годы индустриализации СССР//Вопросы истории. – 2014. – №3.
5. Ильиных В.А. Раскрестьянивание сибирской деревни в советский период: основные тенденции и этапы//Российская история. – 2012 – №1.
6. Кедров Н.Г. Замкнутый круг российской историографии коллективизации крестьянства.//Вопросы истории – 2014. – №3.
7. Кондрашин В.В. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918-1939 гг.//Вопросы истории. – 2013. – №7.
8. Короленков А. В. Политическая система при Сталине: взгляд российского и немецкого историков//Российская история. – 2013 – №3.
9. Макаренко П.В. «Шахтинский процесс» и его влияние на советско-германское сотрудничество//Вопросы истории. – 2013. – №10.
10. Нефедов С.А. Продовольственное потребление советских трудящихся в 1930-е гг.//Вопросы истории. – 2012. – №12.
11. Папков С.А. Обыкновенный террор. Политика сталинизма в Сибири/ С.А. Папков. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012 - 440 с.
12. Папков С.А. тройки ОГПУ-НКВД в Сибири в 1925-1938 гг.//Вопросы истории. – 2012. – №6.
13. Рыбаков П.А. Коллективизация в Московской области в восприятии крестьянства//Вопросы истории. – 2013. – №8.