Реши исторические задачи. 5 баллов
Всероссийская олимпиада школьников по истории. Школьный этап
7 класс. 2015 – 2016 учебный год
Время выполнения работы – 60 минут. Общее количество баллов – 75
Задание 1. Какое событие описано в данном фрагменте исторического источника.
(2 балла за правильный ответ)
«Последним оплотом защитников стала Десятинная церковь. Татары начали бить ее стены таранами. Храм рухнул, погибли под его руинами последние защитники и воевода Дмитр»?
_____________
Задание 2. Хронологическая задача. 2 балла
Между двумя этими событиями 100 лет. Оба они связаны с освобождением Руси от одного и того же завоевателя. Первое событие послужило началом освобождения Руси, а второе ее полным освобождением. О каких событиях идет речь?
______________________________
Задание 3.Укажите лишнее имя в ряду, свой выбор кратко поясните. 4 балла
1. а) Перун; б) Посейдон; в) Велес; г) Сварог.
_______
2. а) Андрей Боголюбский; б) Всеволод Большое Гнездо; в) Юрий Долгорукий; г) Ярослав Мудрый.
__________
Задание 4. Впишите правильную букву или буквы вместо пропусков (там, где это необходимо). 5 баллов
1) п___са___ник
2) бор___н___чес___во
3) м___тр___п___лит
4) мес___н___ч___ство
5) р___з___денция
Задание 5. Перед вами перечень событий разных исторических периодов. Определите, какие из них относятся к Х в., XI в., XIII в. 10 баллов.
1. Крещение Руси
2. Ледовое побоище
3. Составление «Русской Правды»
4. Битва на Калке
5. Первый договор с Византией
6. Нашествие войска хана Батыя
7. Съезд русских князей в Любече
8. Восстание древлян
9. Создание Киевской митрополии
10. Походы князя Святослава в Придунайскую Болгарию
Впишите порядковые номера событий в соответствующую колонку таблицы
X в. | XI в. | XIII в. |
Реши исторические задачи. 5 баллов
А) Какое жилище на Руси называлось избою, а какое – хоромами? В чем их различие?
_______________________________________
Б) Византийский император Константин около 948 г. писал: «Когда наступает ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми русами и отправляются в круговой объезд именно в славянские земли. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои корабли... снаряжаются и отправляются в Византию». Кто эти князья, и какое явление описал византийский император?
__________________________
Задание 7. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) . 4 балла
1) хан, русский, контроль, княжество, представитель, дань, ордынский, местный, власть, сбор.
__________________________
2) население, Русь, должностной, содержание, лицо, счет, местный, система.
__________________________
Задание 8. Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы. 4 балла«...Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так и не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр... Затем послал Владимир по всему городу сказать: “Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом”. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: “Если бы не было так хорошо, не приняли бы этого князь наш и бояре...”».
1) Что это за событие?____________________________________________________
2) Когда оно произошло (укажите год)?_____________________________________
3) Назовите документ, в котором оно описывается?
_____
4) При каком князе произошло это событие?
_____
Задание 9. По описанию узнайте картину, назовите её автора. 4 балла
На картине изображено русское войско, под покровом густого тумана закончившее переправу через реку. Художник изобразил русских воинов, напряженно вглядывающихся в сторону противника, готовых биться до последней капли крови. Русские полки стоят стройными рядами. Вооружение пеших и конных ратников ярко блестит в лучах солнца. Над полками развеваются знамена, среди них выделяется черный великокняжеский стяг. Князь объезжает полки. Он воодушевляет их на ратный подвиг.
_____________
Задание 10.Прочитайте текст. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами. (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 10)
Первое столкновение русских и монгольских войск произошло в ____(1)____ году на реке ___(2)___, союзниками русских князей в той битве являлись ____(3)____. Однако, за этим поражением не последовало нашествия, оно началось лишь через 14 лет в ___(4)___ году, монгольскими войсками руководил хан ___(5)____. Первым городом подвергшимся осаде и разорению стала ____(6)_____. За несколько месяцев были взяты и сожжены важнейшие города Северо-Восточной Руси, а дружина великого князя Юрия Всеволодовича была полностью уничтожена на реке ___(7)__. Лишь небольшой городок __(8)__ сопротивлялся захватчикам в течение семи недель, за что был прозван монголами «злым городом». Сохранилось предание лишь об одной победе русских войск, победе небольшого отряда, ведомого боярином ___(9)___. В результате нашествия русские княжества потеряли самостоятельность, а великий князь утверждался ханом в Орде, получая __(10)___, специальную грамоту, подтверждавшую старшинство.
1._____________________________________
2._____________________________________
3._____________________________________
4._____________________________________
5._____________________________________
6._____________________________________
7._____________________________________
8._____________________________________
9._____________________________________
10.____________________________________
Задание 11.Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу. (1 балл за каждый верный ответ, максимальный балл– 5).
11.1.Древнейшие ворота московской крепости, сохранившие своё название – Боровицкие | |||||
11.2.Икона, привезённая А. Боголюбским на Русь, получила название Донской. | |||||
11.3.Ордынский выход – это налог на вывоз товаров из Орды. | |||||
11.4.Самая обширная по территории земля среди всех русских земель в период раздробленности – Новгородская. | |||||
11.5.При Иване III к Москве было присоединено Казанское ханство. | |||||
11.1 | 11.2 | 11.3 | 11.4 | 11.5 | |
Задание 12. Прочитайте отрывок из стихотворения, заполните пропуски и ответьте на вопросы (1 балл за правильный ответ, максимальный балл – 4):
Как ныне сбирается вещий _____________
Отмстить неразумным ________________
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Вопросы:
1. Кто автор стихотворения? _____________________________________________
2. Как называется стихотворение? _________________________________________
3. Как зовут князя? ____________________________________________________
4. Кому собрался отомстить князь? ________________________________________
Задание 13. Перед вами два памятника, относящиеся к древнерусской архитектуре. Памятники воздвигнуты с разницей в столетие, однако носят одинаковое название. Ответьте на вопросы и заполните таблицу(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 10 баллов)
№ 1 | № 2 |
Строение №1 | Строение №2 | |
Общее название этих строений | ||
Город | ||
Век постройки |
Задание 14. Какое явление в истории русского государства изображено на исторической карте? К какому периоду оно относится?(За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальный балл – 2)
______________________
15. О какой исторической личности идет речь? 4 балла