III. Творчество Булгакова в 30-е годы
— Охарактеризуйте общественно-политическую ситуацию в СССР в 30-х годах ХХ-го столетия.
(Это эпоха глобальных экономических преобразований и жесткой политической диктатуры. Расцвет культа личности И. В. Сталина. Время, когда расстреливали за инакомыслие без суда и следствия. Во всех областях культуры и искусства — утверждение «единственно правильного направления».)
В 1935—36 годах Булгаков пишет пьесы, в том числе «Иван Васильевич», которая была доведена в театре Сатиры до генеральной репетиции и снята накануне премьеры (вспомним «Театральный роман» Булгакова («Записки покойника»), в котором он показывает хорошо известную ему театральную кухню изнутри).
Сталин все более склонялся к идеализации Ивана Грозного, а Булгаков осмелился осмеять его. О кровавом царе автор решился говорить с усмешкой, уничтожавшей страх. Милославский у Булгакова произносит: «Простите, ваше величество, за откровенность, но опричники ваши просто бандиты». И это накануне 1937 года.
В результате Булгаков оказался выключенным из литературного процесса. Произведения его не печатали. Пьесы не ставили. Он оказался в настолько бедственном положении, что написал письмо правительству с просьбой о предоставлении ему любой работы в театре: режиссером, статистом, даже рабочим сцены. Вот отрывок из письма Булгакова:
«Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене...
Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо».
Булгаков все-таки был принят во МХАТ ассистентом режиссера. Ему не грозили нищета и голод. Но писатель не мог публиковать свои произведения и был обречен «на пожизненное молчание».
IV. Вывод по уроку
— Что вы можете сказать о Булгакове как о человеке?
(Это смелый человек, ставивший правду жизни выше самой жизни. И во времена, когда расстрелять могли за одно слово, он не побоялся писать произведения в каждой строчке которых подвергались сомнению основы современного ему общества.)
— Каково место Булгакова в русской литературе?
(Он органично продолжил и развил образы и темы русской литературы, начатые Н. В. Гоголем, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым.)
Домашнее задание
1. Перечитать сатирические произведения Булгакова, страницы учебника, посвященные сатире Булгакова, подготовиться к обсуждению.
2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об истории создания сатирических произведений «Роковые яйца», «Собачье сердце».
Урок 2 (63). Сатира Булгакова
Цели урока: закрепить понятие о сатире, прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя.
Методические приемы: повторение, закрепление понятий, постановка проблемных вопросов для обсуждения, развитие речевых навыков.
Оборудование: на доске эпиграф из «Жизни господина де Мольера» М. А. Булгакова:
«Сатира, действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но на вряд ли найдется в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной».
Ход урока
I. Слово учителя
Вспомним, что такое сатира и каков предмет ее изображения.
Сатира — вид комического (komikos греч., веселый, смешной), эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т. д.). Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры — противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.
Виды сатиры. Ирония — смешное скрывается под маской серьезного. Юмор — серьезное скрывается под маской смешного. Сарказм — высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.
Средства сатиры. 1) гиперболизм, гротескность; 2) несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием; 3) контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.
II. Беседа
— Вспомните русских и советских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими?
(Крылов, Грибоедов, любимый Булгаковым Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Саша Черный, Маяковский, Зощенко, Аверченко, Тэффи, Ильф и Петров, Е. Шварц, братья Стругацкие, Высоцкий, Кибиров, Войнович, Довлатов...)
— А есть ли у Пушкина сатирические произведения?
(Эпиграммы на Воронцова: «Полумилорд, полукупец...», сатирические строки Евгения Онегина (гости на балу у Лариных).)
— Как воспринимались сатирические выпады в 30-х годах ХХ-го века?
— Каково, по-вашему, место сатиры в советской литературе? В современной литературе? На эстраде?
— Что в центре внимания сатиры сейчас?