Модуль 1, 2. история античной литературы
1.Календарные мифы в античной литературе.
2. Космогонические мифы в произведениях античных авторов.
4.Древнегреческие мифологические сюжеты в европейской живописи Нового времени.
5. Античные сюжеты в русской живописи.
6. Античные мотивы в лирике А.С. Пушкина.
7. Античность в русской поэзии серебряного века.
8. Античные сюжеты в драматургии XX века.
9. Отражение античных мифов в современном языке.
10. Олимпийские боги как аспект поэтической образности в русской и зарубежной
лирике.
11. Своеобразие римской мифологии.
12. Споры вокруг Гомера: современное состояние «гомеровского» вопроса.
13. Особенности изображения героя в поэмах Гомера.
14. Изображение быта древних греков в поэме Гомера «Одиссея».
15. Женские образы в поэмах Гомера.
16. Взаимоотношения людей и богов в гомеровском эпосе.
17. Традиционные эпитеты в поэмах Гомера.
18. Сравнения в поэмах Гомера.
19. Образ Ахиллеса в «Илиаде» Гомера.
20. Гуманистическое звучание поэм Гомера.
21. Русские переводчики «Илиады» и «Одиссеи».
22. Гомеровские образы в произведениях русских поэтовХIХ-ХХвеков.
23. Дидактический хар актер поэмы Гесиода «Труды и дни».
24. Интерпретация космогонических и теогонических мифов в «Теогонии» Гесиода.
25. Патриотическая тема в греческой элегии.
26. Чему учит Феогнид?
27. Сатирический характер ямбической поэзии Архилоха.
28. Семонид Аморгский и ямбическая традиция.
29. Картины природы в архаической мелике.
30. Тема любви в древнегреческой поэзии 7-6 вв. до н.э.
31. Застольная тематика в архаической лирике
32. «Анакреонтическая» традиция в европейской лирике.
33. Русская «анакреонтика».
34. Идеал человека в поэзии Пиндара.
35. Басни Эзопа и басенное творчество последующих веков.
36. Эзоповские сюжеты в баснях И.А. Крылова.
37. Аристотель о трагедии.
38. Проблема происхождения древнегреческой трагедии в работе Ф. Ницше «Происхождение трагедии из духа музыки».
39. Вяч. Иванов о древнегреческой трагедии
40. Русские переводчики греческих трагедий.
41. О.М. Фрейденберг – исследовательница греческой трагедии и комедии.
42. Тема справедливости в трагедии Эсхила «Персы».
43. Роль предзнаменований в трагедий Эсхила «Персы»44. Функции хора в трагедиях
Эсхила.
45. Тема родового проклятия в трилогии Эсхила «Орестея».
46. Основной конфликт трагедии Эсхила «Прикованный Прометей».
48. Характер трагического конфликта в трагедии Софокла «Антигона».
49. Вл. Соловьев об образе Антигоны.
50. Тема рока в трагедии Софокла «Царь Эдип».
61. Тема изменчивости человеческого счастья в трагедиях Софокла.
62. Образ Электры в трагедии Софокла «Электра».
53. Аристотель о мастерстве Софокла.
54. Психологический портрет Медеи в трагедии Еврипида.
55. Тема любовной страсти в «Ипполите».
56. Образ Ифигении в трагедиях Еврипида.
57. Образ Федры в произведениях Еврипида, Сенеки, Расина, М. И. Цветаевой.
68. Прием "deus ex machina" в трагедиях Еврипида.
59. Авантюрный характер сюжета «Иона» Еврипида.
60. Особенности трактовки темы войны и мира в комедиях Аристофана «Мир»,
«Лисистрата».
61. Спор о трагическом искусстве в комедии Аристофана «Лягушки».
62. «Балаганные» эпизоды в «Лягушках» Аристофана.
63. Сатирический образ софиста в комедии Аристофана «Облака».
64. Значение творчества Аристофана.
65. Фантастические элементы в комедиях Аристофана.
68. Философия любви в диалоге Платона «Пир».
67. Учение о вселенской душе в «Федре» Платона.
68. Проблема художественного воспитания в «Государстве» Платона.
69. Образ Сократа в диалогах Платона.
70. Проблема актуальности учения Аристотеля о литературе в наше время.
71. Маски «влюбленного юноши» и «раба» в комедиях Менандра.
72. Тема брака в комедиях Менандра.
73. Мифологические сюжеты в поэзии Каллимаха.
74.Особенности разработки мифа об аргонавтах в «Аргонавтике» Аполлония
Родосского.
75. Пейзаж в идиллиях Феокрита.
76. Буколическая тематика в идиллиях Феокрита.
77. Тема любви в идиллиях Феокрита.
78. Особенности создания характера героя в «Параллельных жизнеописаниях»
Плутарха.
79. «Великие доблести» и «великие пороки» героев биографий Плутарха.
80. Биографии Плутарха и мировая литература.
81. Сатирические изображения олимпийских богов в произведениях Лукиана.
82. Хронотоп греческого эротического романа.
83. Черты софистической прозы в «Эфиопике» Гелиодора.
84. Авантюрный хронотоп романа Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт»
85. Особенности разработки «авантюрного» сюжета в романах Гелиодора и Татия.
86. Буколическая атмосфера романа Лонга «Дафнис и Хлоя».
87. Образы влюбленных в греческом романе.
88. Греческая литература в книге А. Боннара "Греческая цивилизация: литература и
историческая действительность".
88. А.Ф.Лосев о писателях древности («Гомер»).
90. Значение книги «Занимательная Греция» М.Л. Гаспарова для изучения греческой
литературы.
91. Римская действительность в «Комедии о горшке» Плавта.
92. Характерные образы паллиаты в комедиях Плавта «Менехмы» и «Хвастливый
воин».
93. Проблема воспитания в комедии Теренция «Братья».
94. Образ хитрого раба в комедиях Теренция.
95. Основные темы поэтов-"неотериков".
96. Тема любви в поэзии Катулла.97. Образ возлюбленной в лирике Катулла.
98. Черты «александризма» в поэзии Катулла.
99. Основные положения учения Эпикура о природе в поэме Лукреция «О природе
вещей».
100. Представления Лукреция о смерти и душе («О природе вещей»).
101. Изображение космических катастроф в поэме Лукреция «О природе вещей».
102. Варьирование стиля в речах Цицерона.
103. Образ Аркадии как идеального государства в «Буколиках» Вергилия.
104. Загадка четвертой эклоги «Буколик» Вергилия.
105. Особенности разработки сельской темы в «Георгиках» Вергилия.
106. «Энеида» Вергилия и гомеровский эпос.
107. Образ Энея в поэме Вергилия.
108. Картины гибели Трои в «Энеиде» Вергилия.
109. Образ Дидоны в поэме Вергилия «Энеида».
110. Прославление Рима в поэме Вергилия «Энеида».
111. Философия «золотой середины» в «Сатирах» Горация.
112. Политическое и морально-философское содержание «Од» Горация.
113. Ода Горация «К Мельпомене» и стихотворение Пушкина «Памятник».
114. «Искусство поэзии» Горация как теоретический манифест римского классицизма.
115. Тема любви в элегиях Тибулла и Проперция.
116. Ранние элегии Овидия: темы, настроения.
117. «Дидактика» в поэмах Овидия «Наука любви» и «Средство от любви».
118. Мир греческой мифологии в «Метаморфозах» Овидия.
119. Философская основа «Метаморфоз» Овидия.
120. Психологическая разработка мифологических образов в «Метаморфозах» Ови
121. Стоическая мораль в трагедиях Сенеки.
122. Особенности разработки образа Медея в «Медее» Еврипида и Сенеки.
123. «Кровавый» характер трагедий Сенеки.
124. Натуралистические элементы в романе Петрония «Сатирикон».
125. «Сатирикон» Петрония как пародия на греческий роман.
126. «Новые богатые» на страницах «Сатирикона».
127. Басни Эзопа и Федра.
128. Пороки общества в эпиграммах Марциала.
129. Марциал – мастер краткой, остроумной импровизации.
130. Объекты сатиры Ювенала.
131. Морализирующий характер сатир Ювенала.
132. Изображение быта римской провинции в романе Апулея «Золотой осел».
133. Философско-этическая концепция романа Апулея «Золотой осёл».
134. Роль сказки об Амуре и Психее в раскрытии идейного замысла романа «Золотой
осёл» Апулея.
135. Значение притчи в евангельских текстах "Нового Завета".
.