Третья Русь: Священная Артания - Острогард - Лукоморье
«В IХ-X веках арабским и персидским географам были известны три русские земли: Киевская, Новгородская и Третья Русь, которую они называли Артанией или просто Артой, Ордынией. ...Купцы привозили из этой страны чёрных соболей, свинец и чрезвычайно высококачественные клинки, распрямлявшиеся при сгибании пополам. Артанские купцы ничего не рассказывали о своей родине и никому не позволяли себя провожать, а тех, кто незаконно проникал в их страну, попросту, топили в реке. Возможно, именно этой скрытностью обусловлен острый дефицит информации о локализации Артании». (Н. Новгородов, журнал «Природа и человек», №2, 2000 г. стр. 66)…
Беловодье - Асгард, Алтай, Священная Артания, Урал, Острогард - Сибирь, Дальний Восток.
Археологи много сделали в раскрытии тайн прошлого в истории человечества. Но им предстоит ещё много сделать в исследовании районов, прилегающих к загадочной Гиперборее в обоих полушариях Земли, наконец, заглянуть на дно Северного Ледовитого океана, куда ушла Гиперборея около 13 тысяч лет назад.
Из далёкого Гиперборейского прошлого, после космической катастрофы, вместе с уцелевшими народами в Сибирь, на Алтай, в Индию, в Китай и на другие участки суши Земли перекочевали сказания, легенды, мифы, названия.
Из географических сочинений Средневековья известно, что в конце первого тысячелетия у русов было три государства. О Руси Новгородской и Киевской Руси мы уже рассказали. Но была ещё третья загадочная Русь, которая располагалась на северо-востоке от Москвы, на Урале, Алтае, в Сибири, на Дальнем Востоке, где находились «человеческие котлы», в которых плодились, размножались, и откуда расселялись народы по планете Земля.
Абу - Зайд Ахмед ибн - Сахл аль - Балхи, живший в Х веке нашей эры, в своей «Книге видов Земли» записал: «Ещё племя называется Артания, а царь его живёт в Арте. Люди отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтоб кто - нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, путешествующего по их земле. Только они отправляются по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят чёрных соболей и свинец»... [148]
Поэтому в силу закрытости для посторонних Артании, российским исследователям пришлось долго ломать голову, чтобы, наконец, найти место расположения третьей Руси.
На территории современного Омска, в Сибири, когда-то была столица древнего Беловодья - Асгард, что означает: Ас - Бог - гард – город – Город Богов. Древний Асгард был разрушен джунгарами в 1530 году нашей эры. А через 186 лет на его месте, в 1716 году, на слиянии рек Оми и Иртыша, сначала возник Скит, потом - современный город Омск. На левом берегу Иртыша до сих пор можно увидеть древние курганы, погосты, подземные ходы, которые древнее Египетских пирамид.
Когда Солнце отражается в воде Иртыша, то вода в реке приобретает молочный оттенок. Может быть, от этого возникло название «Беловодье». А название «Иртыш» расшифровывается как «Ирий Тишайший».
Если взглянуть на географическую карту Меркатора 1594 года, то на ней можно увидеть в районе Северного Ледовитого океана Гиперборею, затем Скандинавию, Кольский полуостров. К юго-востоку от Гипербореи можно рассмотреть на карте Беловодье - землю богоподобных людей, которым удалось выжить после катастрофы и создать Великую страну от северных широт до Тихого океана. Из огромного Беловодья самым благодатным оказался Алтай, где хранятся многие тайны и архив истории человечества, где на скалах можно увидеть петроглифические комплексы, на которых наши далёкие предки зашифровали важную информацию для потомков.
Наконец, российским исследователям в последнее время, в частности, Олегу Фомину, удалось найти и описать таинственную священную Артанию, имя которой напоминает нам книжного героя для юношеских лет - мушкетёра д’Артаньяна. Возможно, автор приключений о нём имел какое - либо отношение к Артании. Большое спасибо Олегу Фомину за книгу «Священная Артания», ибо до появления этой книги я не имела никакого представления, да и многие другие, об Артании, кстати, о родине моих предков. Пусть Олег Фомин простит меня за то, что приходится использовать его книгу для цитирования при составлении пособия по истории Древней Руси, ибо другой книги об Артании у нас пока нет. Да и нет книги по истории Древней Руси. И вообще Олега Фомина следует назвать первооткрывателем Артании - целой части света.
В предисловии к книге О. Фомина написано, что в сердце Артании, в окрестностях древнего города Мурома, встречается белый гриб - боровик с золотой шапкой. Боровик - это вегетативный символ таинственной Артании. Название «боровик» расшифровывается, как «бровь Оки». Белый гриб относится к разряду с алхимическим названием «трубчатые». Волга - это «влага» - глава - глава Артании. Артерия Артании - река Лама. Отсюда - Волоколамск. Сердце Артании - Муром. Вестник Артании - можжевельник - верес. Верес - после боровика - второй натуральный иероглиф Артании. У него очень мощные корни, иногда до 10 метров в глубину, и он имеет свойство быстро разрастаться. Местные названия можжевельника - арчовник, арса. Вместо «арса» говорят «арча». А это раса. Русская раса. Значит Артания - чакра Святой Руси. К слову, одно из прарусских государств Средиземноморской Руси (V тысячелетие до нашей эры) называлось Арсавия.
Земля - живое существо, как и человек. У человека - семь чакр. У Земли тоже должно быть семь чакр. Одна из чакр Земли находится в Артании, другая - в Городе Богов - на Тибете. Чакра в переводе с санскрита означает колесо. Чакра - это тонкая составляющая часть души. Чакры имеют вихревую структуру и представляют собой силовые вихри тонкой энергии и имеют вид спиральных конусов. Через чакры происходит информационно - энергетическое взаимодействие души человека, Артании, Земли с окружающим пространством, с Космосом.
Артания находится на круглом речном острове, образуемом водами трёх великих рек: Москвы - реки, Оки и Волги. Артания - это Золотое Кольцо России. Это следует понимать и буквально. Упоминание о том, что из Артании вывозят свинец и чёрные соболя, говорит о символах алхимии: свинца и чёрном цвете, что знаменует получение Философского Камня, который, по легенде, излечивает все болезни, омолаживает организм, может сделать человека чуть ли не бессмертным. Чёрный цвет - это цвет первой стадии Философского Великого Делания, nigredo, Работы в чёрном. «Перед нами, - говорит О. Фомин, - чистый случай реализации мифа. Круг - это образ мира (imago mundi). Он соответствует пространству и времени. Традиционно соотносятся Север с летом, Юг - с зимой, Запад - с осенью, Восток - с весной. Это самый первый уровень прочтения мира. В ...алхимии - низ, Юг, - это точка nigredo, смерти и расщепления, духовное зимнее солнцестояние, от которого следует подняться к более высоким стадиям - сначала альбедо (убеление), а потом и рубедо (покраснение). Причём, если первую стадию («Работа в чёрном») принято символически обозначать вороном, то символом второго является гусь - гусыня. В нижней точке Артании, точке зимнего солнцестояния, в точке кошмара (рядом находится деревня Кочемары) находится город Гусь - Железный, от которого по реке Гусь идёт путь до Гуся - Хрустального. Но хрусталь - это не просто красивый минерал, это - Христова соль. То есть путь от Гуся - Железного до Гуся - Хрустального - это путь трансформации низшего в высшее. Характерно, что река Гусь (как гусиная лапка) разветвляется на три рукава, правый из которых называется «Колпь» (древнерусское название феникса) и загибается возле Золоткова. Феникс в алхимии - иероглиф «Работы в красном» - завершающей стадии алхимического делания, результатом чего является обретение Философского Камня, тяжёлого красного порошка, при добавлении в основные металлы порождающего золото. По форме река Гусь напоминает древнюю руну мадр - «человека, поднимающего руки». Ветви ели напоминают руну тиу - «человека с опущенными руками». Поэтому ель избрали зимним новогодним деревом.
По легенде, когда-то Артанией правили три брата - три царя - три волхва: Касым, Кадм, Ермус. Ермус в греческой огласовке даёт Гермеса, что по-русски означает - «яр - мес» - то есть яровой весенний месяц - это время, называемого герметистами Малым и Большим Тружениками (то есть зодиакальные знаки Овен - Телец). Именно в это время следует производить философскую работу. Гусь – хамса - это так в древности называли варну, стоявшей выше всех сословий, в том числе жреческого и царского. Гуси - это цари - жрецы. Царь Мира - в трёх лицах - это хамса. На санскрите хамса означает не столько странник (буквальный перевод), сколько Я - Он. Лосев писал: «Бог не есть имя, но имя есть Бог». Эта субординация имён лежит в основе мироздания. И Россия - Артания - это книга, являющая падшему человеку в его последние дни великую святыню».[149]
Легенда об Артании подтверждается топонимикой. А «имена определяют судьбы вещей. Имя черпает своё существование из самого себя. Случайных имён не бывает, как не бывает и случайных совпадений». (О. Фомин, стр. 254). Те, кто дают имена, дают их промысленно. Полюс - Плёс - врата летнего солнцестояния. С ним созвучны слова: плеск, плоский, пляска - вращательное движение вокруг неподвижного полюса. Плёс - северная резиденция старшего брата - царя - волхва Касыма. Лама - река - в этом названии слышится слово «ломать» Здесь постоянно деревья валятся поперёк реки. В нижней точке Артании находится город Гусь - Железный, от которого идёт путь по реке Гусь до города Гусь - Хрустальный. Арсаки - населённый пункт, примерно, на половине пути между Сергиевым Посадом и Александровым. Деревня Арсамаки - по дороге из Владимира в Гусь - Хрустальный буквально означает «русоборцы» - когда-то там произошла битва русов с татарами. Плёс - Чувиль был когда-то одним из трёх центров Артании. Деревня Ардабьево - недалеко от Гусь - Хрустального, означает «медведь». Слово «Медведь» было обозначением русов - то есть воинско - царского сословия. У ариев «медведь» обозначал царя или воина, вепрь - священника, жреца. Есть населённые пункты Ермишь, Кадом, урочище Ермус. Под Плёсом есть до сих пор деревня Касимовка - родная деревня Анки - пулемётчицы из дивизии Чапаева .
Арабские и персидские письменные источники повествуют: «На речном острове проживали русы. Размер острова - три дня пути в длину и в ширину. На острове - чащи, заросли, земля сырая. Царя русов зовут каган. Русы - народ многочисленный...У русов - обычай оставлять в наследство имущество только дочери, если у руса рождается сын, отец вручает ребёнку меч, заявляя: «Это твоё наследство. Отец приобрёл мечом своё достояние, так и ты должен поступать».
«Русы… возят меха к Румскому морю... до Багдада, на Балх, ...в Китай... Русы называют себя христианами и платят подушную подать... У русов нет недвижимого имущества, деревень, пахотных земель, их занятие - меховая торговля, за меха они берут чеканные монеты... Русы опрятны, заботятся о своей одежде, так как занимаются торговлей... Страна русов богатая, в ней большие богатые города... Русы оказывают почёт гостям. Они не позволяют никому обидеть гостя, защищают его. У русов мечи соломоновы. Когда русы начинают войну, то прекращаются их усобицы, и все действуют единодушно, пока не победят врага... Если русы не согласны с судебным решением царя, то вступают в поединок на мечах. Кто возьмёт верх, тот - победитель в споре. …Знахари у русов занимают привилегированное положение... Русы мужественны и смелы... Одежда русов и славян из льна. Русы бреют бороды... Русы приняли христианство, но исповедание этой веры «притупило их мечи», и они отправили четырёх мужей в Хорезм, чтобы при посредстве хорезмшаха стать мусульманами» (стр. 175, там же).
«Славяне - тоже народ многочисленный, живут в лесах по равнине. У славян мёд употребляется вместо винограда, у них развито пчеловодство. Славяне поклоняются огню (или быку). Славяне сеют просо. При наступлении времени жатвы они кладут зерно в сито и, обращаясь к нему, произносят молитву. У славян имеются разные музыкальные инструменты... Хмельной напиток славян - из мёда. У некоторых - до сотни сосудов этого медового вина. Они носят рубахи и надевают на ноги сафьяновые сапоги. Их вооружение: копьё, щит, пики, меч, кольчуга… Славяне подвергают суровому наказанию виновных в воровстве и прелюбодеянии... (там же, стр. 176).
В славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у них здание на горе... Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней..., об их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения над восходом Солнца... Другое здание было построено одним из их царей на чёрной горе... В нём они имели большого идола в образе человека, представленного в виде старика с палкою в руке... Ещё другое здание имели они на горе, окружённое морским рукавом, оно было построено из красного коралла и зелёного смарагда. В его средине находится большой купол, под которым находится идол, коего члены сделаны из драгоценных камней четырёх родов: зелёного хризолита, красного яхонта, жёлтого сердолика и белого хрусталя, голова его из червонного золота. Насупротив его находится другой идол в образе девицы, которая приносит ему жертвы и ладан. Это здание приписывают какому-то мудрецу, бывшему у них в древнее время»... (стр. 184 - 185).
Легенды говорят, что волхвам Артаниии была дана великая власть над тремя мирами. Касыму - над миром Верхним (Светлым Ирием Небесным), Кадму - над миром Средним - Землёй, а Ерму - над миром Нижним. Они правили одним из могучих славянских государств, совершая по Законам Сварога Небесного жертвоприношения во славу Древних Славянских Богов (ибо жертвою держится Мироздание). Никто не знает истинных имён этих трёх волхвов. В легендах же они, как Касым, Кадм и Ермус.
Религия русов не была ни славянским язычеством, ни известным нам христианством. Там происходило что-то гораздо более таинственное... Круг соответствует не только пространству, но и времени. Древние налагали время на пространство. И то и другое мыслилось четырёхчастно. Традиционно соотносились: Север - с летом, Юг - с зимой, Запад - с осенью, Восток - с весной. Это естественное восприятие мира в околополярных условиях. Оно возникает из наблюдений за движениями Солнца в течение года. «Проваливаясь» на зиму «под землю», Солнце, именовавшееся «Сыном Божьим», обозначает «точку земного ада» - Юг. Этот процесс предки изображали руной - «человек, опускающий руки». Выбор ёлки в качестве новогоднего дерева связан с тем, что её ветви по форме напоминает руну, изображающую человека с опущенными руками. Потом Солнце - божество «воскресает», появляясь из - за горизонта. Это «воскресение» древние арии обозначали руной madr, изображающей человека с поднятыми руками.
Таким образом, для древних ариев время и пространство - это круг с нижней точкой на Юге - точкой трансформации, где в самом низу речного круга Москвы - реки, Оки, Волги находится город Гусь - Железный, от которого по реке Гусь путь ведёт к городу Гусь - Хрустальный, что символизирует трансформацию от низкого материального состояния (железо) к духовному (хрусталь по-гречески - Христова соль). Ещё более знаменательно, что река Гусь разветвляется на три рукава, то есть в точности своим видом соответствует руне мадр. Правый рукав именуется Колпью, что значит феникс или сокол. Сокол - символ царской власти в Иране, особой силы, именуемой хварено.
Древнейшую религию мира называли «полярным христианством». В центре русской религии - божество Троян или Триглав. Вот, с кем надо соотносить трёх - царей - волхвов. Русы были христианами ещё до христианизации Руси, и у них уже существовало Писание. Вот почему в житии св. Кирилла написано: «Обреть тоу Евангелие и псалтырь Роусьскими писмены писано и человека обреть глаголюща тою беседою, и беседовав с ним и силоу рече прием, своей беседе прикладае и вскоре начеть чисти и сказовати и дивляхуся ему Бога хваляще».
Что же тогда происходило на Руси во время крещения? А нечто более страшное. Здесь скрыта великая тайна. В Новгороде были церкви ещё до крещения Владимиром Руси, которые были снесены киевскими христианизаторами. Уж не прообразование ли здесь раскола 1666 года, когда именно оттуда, с Юга, с нижней точки «зимнего ада», двинулась «церковная справа», «зверь, из бездны выходящий» со свиным рылом нечестивого папежника Паисия Лигарида и его бесноватых приспешников?
Многие сторонники «древнего благочестия», после этого страшного года бросились ...в благодатные земли Артании и дальше в - Заволжье. Неслучайно, если ехать по Рязанке ...и по Муромской дорожке, то всё чаще будут встречаться старообрядческие и единоверческие храмы. Есть и такие деревни, где Никоном не пахло. Отсюда восстанет Русь - Артания, страна Правды. С Востока свет, с Востока! Оттуда грядет Божий Сын судить западную апостасию. Красный, кроваво - красный Восток, как Христова кровь, текущая с Голгофы, как стяги русских войск на Куликовом поле...»[150].
***
«Хазары и булгары появились на Волге (Итили) в IV веке вместе с нашествием гуннов. Ранее они жили в Сибири, где зафиксировано множество топонимов, связанных с этими народами. Более того, на правом притоке Енисея, на реке Тубе, возле с.Тесь, найдена руническая надпись: «О, страна моя Итиль, вечно существуй!» Возможно, арабские авторы имели в виду, что Артания располагалась между сибирскими Хазаром и Булгаром? Обратимся к тексту «Книги климатов» арабского географа Аль - Истархи: «Что касается хазар, то это имя племени людей, а не название столицы, имя их столицы - Итиль: она названа так по реке, которая протекает по ней в Хазарское, по нашему словопроизводству, - в Кайсерское море. Хазары находятся между Хазарским морем, Русом, Руззией и Сериром, иначе Сербаром.
Что же касается реки Итиль, то она вытекает вблизи Кархиза, течёт между Каймакией и Руззией, так что образует границу между ними. А затем Итиль течёт к западу, по верхнему Булгару и обращается опять к востоку, пока не проходит по Руси, потом по Булгару, затем по Буртасу, пока не впадает в Хазарское море».
В этом описании есть два ключевых слова, позволяющих предполагать в Итили реку Томь и нижнее течение Оби. Слова - Карзис и Кайсерское море. В Кахизе (Карзисе) легко узнаётся «киргиз». Енисейские киргизы населяли в первом тысячелетии Минусинскую котловину и нынешнюю Хакасию, а Томь имеет истоки в самой непосредственной близости от этих мест. Не случайно две речки, впадающие в Томь, справа возле Томска, называются Малой и Большой Киргизками: по ним степняки до конца ХVII века беспокоили томичей внезапными набегами. Что касается Кайсерского моря, то из него при незначительном стяжении получается Карское море, в которое впадает Обь. Кроме того, византийский историк Феофилакт Самокатта писал о. р. Тиль, которую тюрки называют Чёрной:... «а Томь и есть тёмная или чёрная река».
«Есть ещё одно важное свидетельство, позволяющее предполагать локализацию таинственной Артании в Томском Приобье. В четырёхтомнике немецкого географа Рихарда Хеннига «Неведомые земли» есть ссылка на «Книгу познания», написанную безымянным испанским монахом в ХIV веке. В этой книге упоминается царство Ардеселиб, находившееся по соседству с Кара - Китаем. Столицей этого христианского царства монах называет город Грасиону. Вполне логично предполагать, что Ардеселиб и есть Артания. Коли так, локализация последней значительно облегчается, поскольку столица Ардеселиба в несколько иной транскрипции - Грустина - вместе с соседствующим Кара - Китаем показана на всех картах Сибири, изданных в средние века в Западной Европе. И у Меркатора, и у Сансона, и у Гондиуса, и у Герберштейна город Грустина располагается на Оби. Наиболее детально локализовал Грустину французский географ Г. Сансон, опубликовавший свою карту в Риме в 1688 году. На его карте обозначена река Томь, на которой располагается Грустина. Здесь и сходятся знаменитые чёрные соболя, томский свинец и не менее знаменитое кузнечное железоделательное производство. Известно, что государь всея Руси заменял кузнецким людям пушной ясак железным.
Предположение о западносибирской локализации Третьей Руси позволяет объяснить расположение загадочного норманнского Острогарда. Известно, что норманны говорили о двух русских землях - Гардариках и Острогарде... Гардариками норманны называли Новгородско - Киевскую Русь, а Острогардом - какую-то Восточную Русь. В.Н. Татищев, ссылаясь на Гельмгольда, писал: «Русь называется Остергард того ради, что на востоке лежит. Она же и Хунигард именуется для того, что там первое селение гуннов было». Далее Татищев ссылается на Артелия: «Второе пришествие в Паннонию гуннов и аваров из русских мест, «где и доднесь югра имя своё сохранила».
Если верить Татищеву, из Руси вышли и готы: «Недавно мне смоленской знатной человек письмом сообсчил, что у князя Радивила видел в древней литовской истории, что готов начало было в Руси, а не чрез море пришли, и для того литва доднесь руссов гути имянуют».
Специалист по палеотопонимике - томский профессор Алексей Малолетко обнаружил на Оби безупречные готские топонимы. Томские лингвисты отмечают много схождений в говорах обских селькупов с древнегерманскими языками. На германское звучание имён богов обских остяков обратили внимание ещё шведские военнопленные, сосланные Петром Первым в Сибирь. Наконец, у испанского монаха в «Книге познания» в составе Ардеселиба упоминается Готия. Всё это делает правдоподобным предположение о том, что «готов начало было в Третьей Руси на Оби». Это предположение позволяет объяснить весьма странный пассаж у Митридата, который говорит, что на берегах германских островов есть остров, называемый Озерикта, на котором растут кедровые леса и имеется янтарь. На Оби издревле известны весьма продуктивные кедровники, а недавно обнаружен и янтарь.
В древности германцы часто хаживали в Острогардию, о чём свидетельствуют надписи на камнях у Перингскиолда: «Азур в Острогардии, в Греции воспитан был». «Асгут фельдмаршал в Острогардии и Тургилл, Штурбион померли в Острогардии». «Ульфон отошёл к востоку или в Острогардию и, мужественно нападши, разорил». Нетрудно объяснить высокий интерес шведов к Острогардии, если несколькими веками раньше их предки вышли из этой земли.
То, что Острогардия была на Оби, обосновывается ещё и тем, что именно здесь археологи находят бронзовые чаши ХII-ХIII веков работы германских мастеров из низовьев Рейна. Одна такая чаша, обёрнутая в бересту, выпала из подмытого берега р. Кети в её устье (правый берег Оби), другая обнаружена томским археологом Яковом Яковлевым на левобережье Оби, напротив первой, при раскопках памятника Алдыган. Объяснить такую концентрацию германских предметов в Приобье товарным обменом затруднительно, поскольку обмен рассеивает предметы. Почему бы не предположить, что эти чаши были принесены на Обь Азуром, Асгутом, Штурбионом, Улафоном и другими германскими путешественниками в Острогард?
Гипотеза о западносибирской локализации Третьей Руси позволяет рассматривать её в составе общего этнопотока, в его накопителе, пульсационно вбрасывавшем в Европу хеттов, киммров, скифов, сарматов, гуннов, готов…
Арабы называли Третью Русь Артанией, тюрки и монголы - Ордой, норманны - Острогардом, французы и испанцы - Ардеселибом. А как её называли сами русы? Судя по упоминавшимся средневековым западноевропейским картам, они называли её Лукоморьем.
Откуда у наших далёких предков возникло название "Лукоморье"? Если взглянуть на карту Герхарда Меркатора (1569 г.), то увидим, что побережье Арктиды – Гипербореи (со стороны Сибири) по форме напоминает натянутый лук. Форму натянутого лука имеет и побережье Ледовитого океана Сибири, района реки Оби ("Беловежья"). Это особенно отчётливо видно из космоса. Ведь наши далёкие предки эпохи существования Арктиды (Гипербореи) и Атлантиды поднимались в Космос, что подтверждают многие артефакты. Отсюда, вероятно, и произошло русское название прародины всех европейских народов - "Лукоморье". На карте Меркатора можно прочитать и название - "Лукоморье", написанное латинскими буквами: " Lucomorye". Об этом знали наши предки в XV - XIX веках. Только их потомки в XXI веке забыли это. А наш великий поэт А.С. Пушкин увековечил Лукоморье в своей поэзии. "В славянской мифологии есть образ древнего северного царства на краю света, называемого Лукоморьем: там растёт мировое древо - ось мира, корни которого уходят в преисподнюю, а вершина-в небеса. По этому древу путешествуют боги..." Так и "кот учёный" А.С. Пушкина ходит "по цепи" по этому мировому древу (дубу). А из славянской мифологии известно, что кот и медведь - любимые животные русского бога Велеса. "Народные легенды говорят об общей прародине всех европейских народов - Лукоморье. Для нас, потомков древних русов, Лукоморье - это место, где "... Русский дух..., где Русью пахнет".[151]
Возможно, название «Лукоморье» было принесено сюда нашими далёкими предками, переселявшимися в более тёплые края из арктической Прародины - Гипербореи, располагавшейся на таймырских берегах ледовитых морей Карского и Лаптевых. Воспоминания о причинах исхода с их северной прародины сохранились в глубинах народной памяти, в былинах и сказаниях.
Урал - естественный Каменный Пояс, который отделяет Европу от Азии. Азиатскую часть России называют Сибирью, Дальний Восток - частью Сибири. До ХVIII века Уральские горы назывались Каменным Поясом. Новое название дал историк, государственный деятель ХVII-ХVIII веков Василий Никитич Татищев. Река Урал - бывший Яик - получила новое название в наказание от Екатерины Великой после восстания яицких казаков Емельяна Пугачёва.
Что касается названия Сибирь - то здесь имеется несколько точек зрения. Название Сибирь впервые появилось в ХIV веке в Каталонском атласе 1375 года. Среди многочисленных народов Сибири, помимо этноса русских, в Сибири проживали ибиры, сибиры, сабиры, савары. У российских татар до сих пор распространено имя Сабир. Согласно устным и древним преданиям, ещё задолго до появления сибирских татар - потомков родов, входивших в состав Чингисхановой орды, в Верхнем Приобье или Прииртышье жил древний народ по имени сывыр и сыбыр, который поселился в Сибири сразу после потопа. Когда же появилось татаро-монгольское воинство, сывыры и сыбыры, по легендам, скрылись под землю. Скорее всего слово «Сибирь» ведёт начало от имени этих народов.
Ханты утверждают, что остатки древних городищ в Сибири и на Урале принадлежали народу ещё до появления аборигенов по имени сивиры (савары), которые были искусными кузнецами и литейщиками. Согласно эвенским преданиям, край Сивир распадался на три части - территории.
Корневая основа «сиб - сив» есть и в названии древних прорицательниц сивилл - сибилл, которые, по легендам, - родом с северо-востока и владели мудростью мира. По сказаниям, очень давно, в Древний Рим прибыла из Сибири одна Сивилла и подарила последнему царю Древнего Рима Тарквинию Гордому девять священных книг, из которых якобы шесть были сожжены, остальные переписывались от руки, но также были уничтожены варварами после захвата Рима.
Имя «Сивиллы» объединяет в себе имена двух славянских божеств - Сивы и Вилы. Вилы - славянские добрые феи - девушки с распущенными волосами, которые помогали обиженным, лечили людей, предсказывали будущее.
Название страны Сибирь также можно интерпретировать, как «страна сибиллов - шаманок - сибирячек».
Есть ещё одна гипотеза происхождения названия Сибирь - этим названием эта территория обязана имени первобогу Шивы.
Сибирь - это этнический котёл великих и малых народов, чьё происхождение теряется во мраке тысячелетий. Некоторые этносы жили здесь всегда, другие появились недавно. Но все народы Урала, Сибири, Дальнего Востока - хранители древних культурных ценностей. В ХХ веке учёными, филологами, исследователями России был совершён подвиг - были записаны легенды - сказания народов Сибири и Дальнего Востока. Этого собранного материала хватит на 60 томов. К 2000 году вышло 17 томов издания «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».
Ещё в ХIХ веке песни сказителей Сибири любили слушать и русские. Богатые рыбопромышленники специально приезжали на народные празднества и с наслаждением слушали сибирских рапсодов и случалось, что за пропения 2-3 былин ему прощались денежные или натуральные долги.
«Любой северный или сибирский сказатель - профессионал мог много часов подряд исполнять... древние сказания о богах, героях - богатырях и выдающихся предках, поддерживая вдохновение либо алкоголем, либо галлюциногенными снадобьями, приготовленными из толчёных высушенных мухоморов. Изредка, при отсутствии водки, певец для большего воодушевления съедает перед началом пения несколько мухоморов - 7-14-21, то есть число, кратное семи: от них он просто приходит в исступление и походит на бесноватого. Так всю ночь напролёт диким голосом распевает он былины, даже и давно, казалось забытые, а утром в изнеможении падает на лавку. Мало тронутые его беспомощным состоянием, слушатели бывают довольны, что услышали песни своих отцов, пропетые с таким чувством»...
Автор книги «Тайны Евразии» В.Н. Дёмин продолжает: «Зазорного в искусственной подпитке творческого вдохновения ничего нет: растёртый в порошок и разбавленный водой высушенный мухомор - древнейший способ достижения экстаза не одних только шаманов и поэтов. Многие учёные склоняются к мысли, что знаменитый сакральный напиток древних ариев, который по-древнеиндийски именовался сома, а по-древнеирански - хома, есть не что иное, как настой или отвар из мухоморов. ...Ведь индо-иранские и обско-угорские языки и народы имеют общие корни... Индоарии (как и индоевропейцы в целом) некогда обитали на севере. Здесь же и создавались многие гимны «Ригведы» и «Авесты», и не исключено, что главным стимулятором вдохновения их создателей и уж тем более многочисленных исполнителей, был всё тот же мухомор» (стр. 160).[152]
Самоеды (ненцы) унаследовали от гиперборейцев умение ориентироваться в бескрайних заснеженных просторах, зрительного видения на десятки километров, загадочны и встречи ненцев с «подземной чудью» и с загадочным Белым Стариком, помогающим людям в минуты смертельной опасности...
В настоящее время вопросами полярного ясновидения занимаются целые научные коллективы. Опираясь на выводы выдающегося российского астронома и теоретика - космолога с мировым именем Николая Александровича Козырева (1908-1986), который «считал Время самостоятельной материальной субстанцией, лежащей в основе мироздания....и через время можно будет осуществить мгновенную связь с самыми далёкими объектами Космоса, ...что многие физические и психические явления, необъяснимые с точки зрения традиционной науки, усиливаются в полярных широтах - особенно к северу от 73-й параллели, ...где включаются и начинают работать телепатические способности, присущие ...каждому человеку, но до поры до времени дремлющие в его подсознании. Этим и объясняется тот поразительный факт, что ненцы, эвенки, чукчи и другие коренные жители Заполярья, не сговариваясь, съезжаются в нужное время и к нужному месту на сход. Север - уникальный геокосмический и энергоинформационный феномен...» (стр. 167).[153]
Симметрично противолежащие полюса вписываются во взаимодействующие поля, связанные с Солнцем, с планетами Солнечной системы, с Галактиками Вселенной, которые в свою очередь, пронизывают человека, космизируя его, превращая во вселенское существо, усиливая скрытые в нём возможности. Даже однажды полученный полярный заряд может навсегда обусловить существование человека. Пример тому - судьба М.В. Ломоносова.
В случае необходимости, северные народы прекрасно ориентируются и по звёздам. У них своя специфическая космогония, которая, возможно, связана с гиперборейскими астрономическими традициями. Вот, как описывает жизнь гипербореев античный историк Диодор Сицилийский (ок. 90-21 года до н.э.), который, в свою очередь, опирался на труды историка Гекатея, жившего в VI веке до н.э.: «Напротив галльского берега, к северу, есть остров в океане не меньше Сицилии, который населён гиперборейцами, названными так, потому что живут за спиной Северного ветра. На этом острове хороший климат, плодородная земля и много плодов, созревающих дважды в год. ...Говорят, что на этом острове Луна спускается очень низко к земле, и различные возвышенности и впадины хорошо на ней видны, что Аполлон посещает остров раз в девятнадцать лет, так как за это время звёзды делают полный круг, и потому греки отмечают цикл из девятнадцати лет названием «Великий год». ...Высшая власть в городе и на этом острове отдана в руки людей, которых называют Бореады, ибо они потомки Борея, и власть переходит от одних к другим по прямой линии»...[154]
В результате природного катаклизма климат резко изменился, и жители Блаженной земли мигрировали на евразийский континент через устье Оби, где, по словам некоторых исследователей, находились знаменитые столпы Геракла. Дальнейший путь лежал через Сибирь... В конечном итоге потомки гипербореев - атлантов расселились по всему свету. Наш соотечественник - учёный Н.С. Новгородов считает, что одним из полярных очагов древней арктической цивилизации и праматери мировой культуры - полуостров Таймыр и прилегающие к нему территории, откуда веерообразно шла миграция прапредков современных этносов.
Знания по астрономии возникли на севере и оттуда распространились по всему миру. Палеоастрономические объекты обнаружены на Кольском полуострове, в Сибири, в 85 км к западу от Иркутска, у села Мальта. Настоящий астрономический комплекс в виде святилища - обсерватории обнаружен в пойме реки Тобол, на севере Курганской области, на Южном Урале, близ Аркаима, в округе Джесказгана…
Со стороны западных европейцев и азиатских государств всегда существовал большой интерес к Русскому Северу и Сибири. Ещё во времена татаро-монгольского ига, через территорию России и частично Южной Сибири, проследовали посланцы ряда европейских дворов, которые оставили ценные записки о России, Сибири и их народах. В ХVI веке известный картограф, о котором мы уже говорили, Герард Меркатор, снабжал всех европейских путешественников инструкциями о том, что нужно искать на Русском Севере: «За островом Вайгачом и Новой Землёй сейчас же простирается огромный залив, замыкаемый с востока мощным Табинским мысом. В середину залива впадают реки, которые, протекая через всю страну Серику (Китай) и будучи, как я думаю, доступны для больших судов до самой середины материка, позволяют легчайшим образом перевозить любые товары из Китая и других окрестных государств в Англию. ...Что существует громадный выдающийся к северу мыс Табин, я твёрдо знаю, это не только из Плиния, но и других писателей и некоторых карт, правда грубовато начертанных. Я выяснил из достоверных магнитных наблюдений, что магнитный полюс находится не очень далеко за Табином. Вокруг этого полюса и вокруг Табина много скал, и плавание там очень трудно и опасно».[155]
Откуда попали к Меркатору эти сведения и карты?
В этом же веке, благодаря «Запискам о Московии» Сигизмунда Герберштейна, в Европу попала подробная инструкция, с помощью которой можно было добраться до Печоры, Оби, Югры. Мы здесь полностью приводим эту инструкцию из книги В. Н. Дёмина «Тайны Евразии» (стр. 340-344), в которой содержатся интересные сведения о третьей Руси - о Лукоморье, которую воспел Пушкин, а мы даже, до выхода этой книги, не знали, где это Лукоморье находится. Оказывается россияне ХVI века знали это.
«Владения московского государя простираются далеко на восток и несколько к северу до тех мест, перечисление которых следует ниже. Об этом доставлено было мне некое писание на русском языке, содержащее расчёт этого пути. Я и перевёл его и прибавил здесь с верным расчётом. Впрочем, те, кто едут туда из Москвы, больше держатся обычной и кратчайшей дороги от Устюга и Двины через Пермию. От Москвы до Вологды считается пятьсот вёрст, если от Вологды до Устюга спускаться вниз по реке Вологде, и затем по Сухоне, с которою она соединяется, то получим также пятьсот вёрст, эти реки под городом Стрельце, в двух верстах ниже Устюга, соединяются с рекой Югой, которая течёт с полудня, от её устьев насчитывается свыше пятисот вёрст.
По своём слиянии Сухона и Юга теряют прежние имена и принимают имя Двины. Затем через пятьсот вёрст по Двине можно добраться до Холмогор, в шести днях пути, вниз отсюда, Двина впадает в океан шестью устьями. Наибольшая часть этого пути совершается водою, ибо сухим путём от Вологды до Холмогор, с переправой через Вагу, - тысяча вёрст. Недалеко от Холмогор, пройдя семьсот вёрст, впадает в Двину река Пинега, которая течёт с востока, с правой стороны. От Двины можно через двести вёрст по Пинеге добраться до мыса, называемого Николаевым, где на расстоянии полуверсты суда перетаскивают в реку Кулой, а река Кулой начинается на севере из озера того же названия, от её истоков шесть дней пути до устьев, где она впадает в океан. При плавании вдоль правого берега моря приходится миновать следующие владения: Становище, Калунчо и Апну. И, обогнув мыс - Карговский Нос и Становище, Каменку и Толстый, можно попасть, наконец, в реку Мезень, по которой в шесть дней пути добираются до одноимённой деревни, расположенной в устьях реки Пезы.
Поднимаясь по ней снова налево к летнему Востоку в трёхнедельный путь, можно встретить реку Пеской. Оттуда пять вёрст волокут суда в два озера, открываются две дороги, одна из них, с левой стороны, ведёт в реку Рубиху, по которой можно добраться в реку Чирку. Другие волокут суда иной дорогой и более краткой - из озера прямо в Чирку, от неё, если не задержат бури, через трёхнедельный промежуток попадают в реку Цильму и притом к её устьям. Цильма впадает в большую реку Печору, которая в том месте простирается в ширину на две версты. Спустившись туда, в шестидневный путь достигают до города и крепости Пустозерска, около которого Печора шестью устьями впадает в океан. Жители этой местности, люди простого ума, впервые приняли крещение в 1518 году по Рождестве Христово.
Если плыть по Печоре от устьев Цильмы до устьев реки Усы, то это составит путь в один месяц. Уса же имеет свои истоки на горе Земной пояс, находящейся влево от летнего Востока и течёт с огромной скалы той же горы, называемой Большой Камень. От истоков Усы до её устья насчитывают свыше тысячи вёрст. Печора течёт в этой северной стороне с юга. Если подниматься по ней от устьев Усы до устьев реки Шугура, то это составит трёхнедельный путь. Те, кто писал этот дорожник, говорили, что они отдыхали между устьями рек Шугура и Подчерема и что сложили припасы, которые привезли с собою из России, в соседней крепости Струпили, которая расположена у русских берегов на горах справа.
За реками Печорой и Шугуром, у горы Каменный Пояс, точно так же у моря, на соседних островах и около крепости Пустозерска живут разнообразные и бесчисленные народы, которые называются одним общим именем самояди (то есть, так сказать, сами себя ядущие). У них имеется великое множество птиц и разных животных, каковы, например, соболя, куницы, бобры, горностаи, белки и в океане животное - морж, о котором сказано выше, кроме того, есть, белые медведи, волки, зайцы, джигетан, киты, рыба по имени сёмга и весьма многие другие. Эти племена не приходят в Московию, ибо они дики и избегают сообщества и сожительства с другими людьми.
От устьев Шугура, вверх по реке до Пояса, Артавиша, Каменя и большего Пояса - три недели пути. Подъём на гору Камень занимает три дня, спустившись с неё, можно добраться до реки Артавиша, откуда до реки Зибута, от неё - в крепость Ляпин, от Ляпина - до реки Сосвы. Живущие по этой реке называются вогуличами. Оставив Сосву справа, можно добраться до реки Оби, которая начинается из Китайского озера. Через эту реку они едва могли переправиться в один день, да и то при скорой езде: ширина её до такой степени велика, что простирается почти до восьмидесяти вёрст. И по ней также живут народ вогуличи и югричи. Если подниматься от Обской крепости по реке Оби до устьев реки Иртыша, в который впадает Сосва, то это составит три месяца пути. В этих местах находятся две крепости - Ером и Тюмень, которыми управляют властелины - князья югорские, платящие (как говорят) дань великому князю московскому. Там имеется много животных и превеликое множество мехов.
От устьев реки Иртыша до крепости Грустины два месяца пути, отсюда до Китайского озера по реке Оби, которая, как я сказал, имеет в этом озере свои истоки, более чем три месяца пути. От этого озера приходят в весьма большом количестве чёрные люди, не владеющие общепонятной речью, и приносят с собою разнообразные товары, прежде всего жемчуга и драгоценные камни, которые покупают народы грустины и серпоновцы. Эти последние получили имя от крепости Серпонова, лежащей в Лукоморье на горах за рекою Обью.
С людьми же Лукоморья, как говорят, случается нечто удивительное, невероятное и весьма похожее на басню, именно, говорят, будто каждый год, и притом в определённый день - 27 ноября... они «умирают», а на следующую весну, чаще всего 23 апреля, наподобие лягушек, «оживают» снова. Народы - грустинцы и серпоновцы ведут с ними необыкновенную и неизвестную в других странах торговлю. Именно, когда наступает установленное время для их «умирания» или «засыпания», они складывают товары на определённом месте, грустинцы и серпоновцы уносят их, оставив меж тем и свои товары по справедливому обмену: если те, возвратясь опять к жизни, увидят, что их товары увезены по слишком несправедливой оценке, то требуют их снова. От этого между ними возникают весьма частые споры и войны. Вниз по реке Оби, с левой стороны, живёт народ каламы, которые переселились туда из Обиовни и Погозы. Ниже Оби, до Золотой старухи, где Обь впадает в океан, находятся следующие реки: Сосва, Березва и Данадим, которые все начинаются с горы Камень Большого Пояса и соединённых с нею скал...
Река Коссин вытекает из Лукоморских гор, при её устьях находится крепость Коссин, которою некогда владел князь Венца, а ныне - его сыновья. Туда, от истоков большой реки Коссина, - два месяца пути. Из истоков той же реки начинается другая река, Кассима и, протекши чрез Лукоморию, впадает в большую реку Тахнин, за которой, как говорят, живут люди чудовищной формы: у одних из них, наподобие зверей, всё тело обросло шерстью, другие имеют собачьи головы, третьи - совершенно лишены шеи и вместо головы имеют грудь. В реке Тахнине водится также некая рыба с головой, глазами, носом, ртом, руками, ногами и другими частями совершенно человеческого вида, но без всякого голоса, она, как и другие рыбы, представляет собою приятную пищу.
Всё то, что я сообщил доселе дословно переведено мною из доставленного мне русского дорожника. Хотя в нём, по-видимому, и есть нечто баснословное и едва вероятное, как, например, сведения о людях немых, умирающих и оживающих, о Золотой старухе, о людях чудовищного вида и о рыбе с человеческим образом, и, хотя я сам также старательно расспрашивал об этом и не мог узнать ничего, наверное, от какого-нибудь такого человека, который видел бы это собственными глазами (впрочем, они утверждали, на основании всеобщей молвы, что это, действительно, так), - всё же мне не хотелось опустить что-нибудь, дабы я мог доставить другим более удобный случай к разысканию сих вещей. Поэтому я воспроизвёл и те же названия местностей, которыми они именуются у русских. ...Горы вокруг реки Печоры называются Земной Пояс, то есть Пояс мира и Земли. От озера Китай получил имя великий хан китайский, которого московиты называют «царь китайский».
Лукомории - суть приморские лесистые местности, тамошние обитатели живут в них без всяких домов. Хотя составитель дорожника сообщал, что весьма многие народы Лукомории подвластны государю московскому, однако, раз вблизи находится царство Тюмень, государь которого - татарин и на их народном языке называется царём тюменским, то есть царём в Тюмени, и он не так давно причинил большие уроны государю Московскому, то вероятно, что эти племена, по причине соседства, подчинены скорее ему.
У реки Печоры, о которой упоминается в дорожнике, есть город и крепость Папин или Папинов - город, жители его, имеющие отличный от русского язык, называются папинами. За этой рекой простираются до самых берегов её высочайшие горы, вершины которых вследствие непрерывных дуновений ветров, совершенно лишены всякого леса и почти даже травы. Хотя они в разных местах имеют разные имена, однако вообще называются Поясом мира. На этих горах вьют гнёзда соколы - герофаль - коны, ...Также растут там деревья кедры, около которых водятся самые чёрные соболя... И во владении государя московского можно увидеть одни только эти горы, которые вероятно, представлялись древним Рифейскими или Гиперборейскими. Так как они покрыты постоянными снегами и льдом и перейти через них нелегко, то по этой причине область Энгронеланд (Гренландия) совершенно неизвестна.
Князь Московии Василий, сын Ивана, некогда посылал через Пермию и Печору, для исследования местностей за этими горами и для покорения тамошних народов, двух начальников из своих приближённых: Симеона Фёдоровича Курбского, названного так по своей отчине и происходившего из ярославского рода, и князя Петра Ушатого. Из них Курбский... в мою бытность в Московии... на мои расспросы об этом походе отвечал, что он потратил семнадцать дней на восхождение на гору и всё - таки не мог перейти через верхушку горы, называемую на его родном языке Столп, то есть колонна. Эта гора простирается к океану до устьев рек Двины и Печоры. Но довольно о дорожнике...»[156].
Глава 49