Поэтика «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева

1. Проблема жанра «Путешествия....» в современном литературоведении. Черты романа в произведении Радищева, малые жанры в составе «Путешествия...»

2. 2.Новаторство Радищева в области композиции своего произведения. «Открытый» характер композиции.

3. Специфика развития сюжета. Система ложных посылок. Мотивы путевой литературы, их роль в организации сюжета «Путешествия...». Роль вставных глав.

4. Новые принципы изображения главного героя произведения. Автобиографический характер путешественника. Психологизация повествования. Соотношение автора и героя.

5. Художественные приемы создания образной системы, соотношение с основной идеей. Роль эпиграфа в идейном замысле произведения. Приемы типизации.

6. Проблема художественного метода. Стилевое своеобразие «Путешествия...».

Литература:

1. А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

2. Кулакова Л. И., Западов А. В. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»: Комментарий. М., 1974.

3. Травников С. Н. Радищев и русские путешествия XVIII в. // Идейно –художественное своеобразие произведений русской литературы XVIII в. М., 1978. С. 117 – 125.

4. Макогоненко Г. Радищев и его время. М., 1956.

5. Кулакова Л. И. Композиция «Путешествие из Петербурга в Москву». Л., 1972.

6. Ковалева Н. И. Жанровое своеобразие «Путешествие из Петербурга в Москву». // Проблемы изучения русской литературы XVIII в. Л., 1974. Вып. 1. С. 98 – 106.

7. // Проблемы поэтики русской литературы XIX в. М., 1983.

Повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза».

Поэтика чувствительности в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

1. Автор и произведение в эстетике русского сентиментализма («Что нужно автору?» и «Предисловие к альманаху «Аониды» Карамзина).

2. Система персонажей и ход событий в повести.

3. Субъектная организация текста. Образ повествователя. Доминирующие формы речи, их функции.

4. Оппозиция «природа – цивилизация» в тексте повести. Функции пейзажа в повести. Природа как действующее лицо произведения. Типология пейзажных зарисовок. Что нового вносит Карамзин в изображение мира природы, его связи с миром человека?

5. Роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, детали в создании образа. Портрет и его значение в повести.

6. «Бедная Лиза» в историко-литературной перспективе.

Литература

1. // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. Л., 1985. С. 111 – 117.

2. Алпатова Т. А. Повествователь – герой – читатель на страницах повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». // Литература в школе. 2002. №7. С 3-6.

3. Зорин А.Л., Немзер А.С. Парадоксы чувствительности: Карамзин «Бедная Лиза». // Столетия не сотрут…: Русские классики и их читатели. М., Книга, 1989. С.8-20.

4. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура 18 - начала 19 века. // Ю.М.Лотман. История и типология русской культуры. СПб: Искусство – СПб, 2002. С. 383 – 388, 430 - 445.

5. Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 209 – 216.

6. Орлов П. А. Русская сентиментальная повесть. // Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С. 5 – 32.

7. Павлович С. Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов, 1974. С. 148 – 158.

8. Пиксанов Н. К. «Бедная Анюта» и «Бедная лиза». // XVIII век. М., Л., 1958.

9. Топоров В. Н. О “Бедной Лизе” Карамзина: к 200 – летию со дня выхода в свет. //Славяноведение. 1992. № 5. С. 3 – 35.

10. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. М.: РГГУ, 1995

11. Фохт Т. П. литературная и фольклорная традиция в повести Карамзина “Бедная Лиза”. // Фольклорная традиция в русской литературе. Волгоград, 1986.

(для студентов заочного отделения)

1. Жанровое своеобразие анонимных повестей первой четверти 18 века.

2. Василий Кориотский – новый тип героя в русской литературе 18 века. («Гистория о Василии Кориотском»).

3. Образ дворянина в сатирах А. Кантемира.

4. Реформа русского стихосложения: достоинства и недостатки теоретических трактатов Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова..

5. Жанровое своеобразие лирики В. Тредиаковского.

6. Образ Петра I в лирике Ломоносова.

7. Тема мира в пьесе Ломоносова «Тамира и Селим».

8. Переводная деятельность М. Ломоносова (псальмы).

9. Характер историзма в трагедии А. Сумарокова «Дмитрий Самозванец».

10. Комедии А. Сумарокова: особенности сюжетопостроения.

11. Повести М. Чулкова: темы, идеи, образы.

12. Жанровое своеобразие лирики М. Хераскова.

13. Особенности творчества поэтов второй половины 18 века (Львов, Муравьев, Ржевский).

14. «Душенька» И. Богдановича: специфика жанра.

15. Литературные сказки Левшина, Комарова.

16. Фольклорные мотивы в лирике Державина Г. Р. (На рождение в Севере порфирородного отрока», «Ласточка», «На смерть жены, Екатерины Яковлевны»)

17. Тема смерти в лирике Державина.

18. Державин о назначении поэта и поэзии («Памятник», «Мой истукан», «Лебедь», «Храповицкому»)

19. Героико – патриотическая тема в лирике Г. Державина.

20. Жанр оды в лирике Державина.

21. Анакреонтические мотивы в творчестве Г. Державина.

22. Повесть «Каиб» И. Крылова как произведение 18 века.

23. Шутотрагедия И. Крылова «Трумф»: проблема художественного метода.

24. Черты жанра путешествия в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева.

25. Житие Федора Ивановича Ушакова А. Н. Радищева: тема, особенности жанра.

26. Любовная лирика Н. Карамзина.

27. Фольклорные мотивы и элементы в комической опере 18 века.

28. Романтические черты в творчестве Н. Карамзина.

29. Жанровое своеобразие журнальной пулицистики 18 века.

30. Фольклорные традиции в лирике И. Дмитриева.

Наши рекомендации