Азербайджан в составе Арабского халифата.
Азербайджанской Республики
Азербайджанский Государственный
Аграрный Университет
Кафедра: Истории Азербайджана, философии и права.
Преподаватель: Алиева Фазиля Байрамовна
Лекционный материал по истории Азербайджна
Гянджа - 2015
Тема 4.
Азербайджан в составе Арабского халифата.
План:
1.Начало походов арабов в Азербайджан. Внешняя и внутренняя политика Гирдыманского княжества.
2.Сущность господства халифата: управление, переселение, земельная и налоговая политика, распространение исламской религии.
3.Движение хуррамитов. Освободительное движение под предводительством Бабека.
4.Культура Азербайджана в VII – IX веках. Исламская культура и Азербайджан.
Литература:
1. История Азербайджана. В VII томах. Том II. (на азерб. яз.). Баку, 2007 г.
2. С.Алиярлы. История Азербайджана (с древнейших времён до 70-х гг. 19 в.). Баку, 2008 г.
3. З.М.Буниятов. История Азербайджана. Баку, 2005 г.
4.Н.Велиханлы.Изменение географической географии Азербайджана в результате арабского завоевания. Баку, 1987 г.
5. Н.Велиханлы. “Арабский халифат и Азербайджан”. Баку, 1994 г.
В середине VII в.Азербайджан подвергся арабскому нашествию. Арабы жили в обширной стране, занимавшей весь Аравийский полуостров, значительная часть которого состоит из степей и плоскогорий. Только на юге находилась плодородная и богатая тропической растительностью область Йемен. Через западную область Хиджаз, вдоль берега Красного моря, шла большая караванная дорога из Византии в Йемен. Главными торговыми городами Хиджаза являлись Мекка и Ясриб (Медина).
Кризис рабовладельческого строя, охвативший страны Передней Азии, нашел отражение и на Аравийском полуострове и повлёк за собой сокращение торговли и упадок городской жизни. В этих условиях большое значение для прогрессивного развития арабского общества имело складывание феодальных отношений.
В первой половине VII в. В Аравии в противовес язычеству появилось и распространилось новое религиозное учение – ислам (буквально: преданность богу), основоположником которого был житель Мекки Мухаммед. Последователей ислама называли мусульманами (приверженцами). После смерти Мухаммеда его проповеди были собраны в отдельной книге – Коране («Чтение»).
Возникшая религия призвана была активно содействовать оформлению и укреплению феодальных отношений. Арабская знать использовала её для объединения племён, создания и упрочения феодального государства, во главе которого стал Мухаммед. После смерти Мухаммеда (632 г.) его преемники именовались халифами, т.е.«преемники пророка»,а государство получило название халифат.
Почти одновременно с образованием Арабского государства начались его завоевательные походы против Ирана и Византии.
В период правления халифа Омара (634-644 г.г.) арабы повели наступление на Иран. Их нашествие угрожало и Азербайджану. Албанские отряды во главе с гирдиманским правителем Джаванширом в течение нескольких лет вместе с Сасанидскими войсками участвовали в борьбе против арабов, проявляя большую храбрость и мужество. Военные действия происходили главным образом на берегах Тигра и Евфрата.
Сасанидское государство, истощённое тяжёлыми и длительными войнами не смогло оказать серьёзного сопротивления наступательной силе арабов. В 636 году войска халифата разгромили иранскую армию и разрушили столицу Сасанидов - Медаин.
После поражения иранских войск в борьбе с арабами Джаваншир со своими отрядами вернулся в Албанию.
Лишившись владений в своей стране, иранские феодалы в 639 г. вторглись в Албанию, разграбили Барду и взяли в плен многих жителей города. Дружины под командованием Джаваншира выступили против врагов. В нескольких сражениях албаны разбили неприятеля, освободили пленных и изгнали захватчиков. Когда Джаваншир в бою был ранен, Атрнерсех сам перевязал рану своего друга. Джаваншир женился на дочери сюникского князя. Союз между Албанией и Сюником был ещё упрочен.
Завоевав Сирию, Месопатамию и окончательно разгромив иранскую армию арабы устремились в пределы Азербайджана. Баладзори и ряд других арабских историков признают, что азербайджанцы мужественно сражались за свою независимость.
Арабы овладевали городами, грабили население и принуждали его платить непосильную дань. Но азербайджанцы не покорились завоевателям. В 650 г. на юге Азербайджана вспыхнуло восстание против халифата. Арабские сборщики налогов были схвачены и убиты восставшими. Халиф послал карательные отряды. Тогда повстанцы Карадага и Талыша укрылись в горах и неприступных крепостях и долгое время вели вооружённую борьбу с врагом.
Для покорения Азербайджана халиф Осман (644-656 г.г.) двинул сюда армию под командованием Салмана ибн-Рабия. Арабские войска захватили Тебриз и Нахчывань и вступили в Аран. Они взяли Байлакан и осадили Барду. Несмотря на самоотверженную защиту Барды, город пал под ударами численно превосходившего неприятеля. Салман ибн-Рабия обложил жителей данью. Войска халифата захватили часть городов и областей Азербайджана. Но полностью подчинить страну арабам и на этот раз не удалось из-за мужественного сопротивления народных масс.
Одним из опорных пунктов борьбы азербайджанцев и армян против арабских завоевателей сделался Арцах.
При халифе Али (656-661 гг.) среди арабской знати началось ожесточенная борьба за власть. Воспользовавшись этим, население завоеванных областей Азербайджана перестало повиноваться халифату и выплачивать дань. Свою самостоятельность стремилось сохранить и Гирдыманское государство. В 660 г. Джаваншир вступил в переговоры с византийским императором Константином II и заключил с ним заключение, направленное против халифата.
В это время над Азербайджаном нависла угроза со стороны хазар, вторгшихся через Дербентский проход. Войска Джаваншира отразила их нападение. В битве на берегу Куры албаны нанесли поражение хазарам и изгнали их из страны. Но в 662 г. хазары вновь появились в Азербайджане, разграбили и уничтожили здесь много городов и селений.
Тем временем в Арабском государстве власть перешла в руки правителя Сирии Муавия,который провозгласил себя халифом, положил начало господству династии Омейядов (661-750 гг.).Столицей халифата стал город Дамаск. Считая сложившуюся обстановку благоприятной, Джаваншир предпринял переговоры с новым халифом. Дважды совершив поездку в Дамаск, Джаваншир заключил мир с Муавиёй и добился признания себя правителем Албании. К этому времени он принял титул князя Албании. Стремясь к упрочнению государственной власти в Албании, Джаваншир подчинял непокорную знать. Этой политикой была крайне недовольна часть крупных феодалов, пытавшихся добиться самостоятельности. В 681 г. Джаваншир был ранен заговорщиками и умер. Перед смертью он разделил свои владения между сыновьями. Они повели междоусобную войну, которая ослабила страну. Правителем Албании стал племянник Джаваншира Вараз Трдат (670-699 гг.), но при нём борьба феодалов за власть не прекратилась. Пользуясь распрями, раздиравшими Албанию, арабы, византийцы и хазары напали на Азербайджан. Положение народных масс стало ещё более тяжёлым: они вынуждены были платить дань одновременно халифату, Византии и хаганату.
В начале 80-х гг. VII века, когда в Аравийском государстве разгорелась междоусобная война, феодалы Азербайджана, прекратили уплату дани халифу. В 684 г. албанское войско разгромило вторгшихся в Албанию хазар. Чтобы предотвратить дальнейшие набеги хазар, правитель Албании в 685 г. заключил с хаганатом мирный договор.
После прекращения междоусобиц в халифате арабы усилили наступление на Азербайджан, Армению, Грузию и в результате упорной борьбы захватили их.
В 705 г. завоеватели упразднили в Албании власть династии Мехранидов. Её последний представитель – Шеруйэ был увезён в Дамаск и тайно казнён. В начале VII века в Азербайджане вспыхнуло восстание против власти халифата, но оно было жестоко подавлено арабскими войсками под предводительством Мухаммеда ибн – Мервана. Он беспощадно расправлялся с повстанцами. В 706 г. он обманом зазвал в Нахчыван многих представителей албанской знати, подозреваемых им в подготовке нового восстания против халифата. По свидетельству албанского летописца, около 800 этих феодалов было схвачено и заживо сожжено.
Халифат, значительно усилившийся к началу VIII в.распространил своё владычество на Среднюю Азию, Северную Африку, Испанию. Для окончательного утверждения арабского господства в Азербайджане сюда в 30-х гг. VIII в. Была послана 150 –тысячная армия под командованием Мервана ибн-Мухаммеда. Завоевателям удалось покорить Азербайджан, Грузию и Армению лишь после 90-летней борьбы. Азербайджан был включён в состав Омеядского халифата.
Для упрочения своей власти в Азербайджане халифы использовали мусульманскую религию. Насаждение ислама представляло собою затяжной процесс. Относительно быстро новая религия распространилась в южной части Азербайджана, на Мугани и в прикаспийских областях, где то того жители придерживались зороастризма и различных других верований. Сравнительно легко восприняли ислам ремесленники и купцы таких больших городов, как Ардебиль, Марага и Дербент. Это происходило потому, что арабы создавали выгодные условия для развития торговли. Тем не менее среди горожан имелось немало людей, которые противились принятию мусульманства. Долгое время свои прежние религии :зороастризм и христианство, сохранили жители ряда горных районов.
Арабские завоеватели уничтожили зороастрийские и христианские рукописи в Азербайджане, разрушали храмы и другие культовые памятники, прививали населению ненависть к иноверцам.
В период арабского владычества весь Азербайджан оказался в составе одного государства, что объективно благоприятствовало дальнейшему слиянию всего населения страны в единое целое, ещё большему экономическому и культурному сближению между её южными и северными областями. Длительная борьба за независимость против ига сасанидских и арабских феодалов способствовало более тесному сплочению азербайджанцев, ускоряла формирование их этнического единства.
Арабы заимствовали административное устройство и финансовое ведомство у Византийской империи и Сасанидского Ирана. Для управления обширной территорией и многочисленными покорёнными народами халифат создал систему эмиратов (наместничеств).
Первоначально Азербайджан с юга до Аракса входил вместе с Фарсом, Хорасаном и Бахрейном в состав третьего эмирата, а Азербайджан к северу от Аракса, Армении и Северная Месопотамия образовали четвёртый эмират. В дальнейшем южные области Азербайджана с большей частью Ирана и Месопотамии были включены в состав первого эмирата, северную же территорию Азербайджана, Армению,восточную часть Малой Азии и Северную Месопотамию объединили в третий эмират. Резиденцией первого эмирата была Марага, а третьего - вначале Двин и с 789 г. - Барда. Север Азербайджана разделялся на три области - Аран, Мугань, Ширван.
Каждый эмират состоял из нескольких магалов (округов) с центрами в наиболее крупных городах. Магальными центрами являлись Ардебиль, Берзенд, Байлакан, Шемаха, Кабала, Шеки, Барда, Маранд, Урмия, Салмас, Тебриз, Сераб и др.
Во главе эмирата стоял эмир(наместник),назначаемый халифом и обладавший всей полнотой гражданской и военной власти. Сбором налогов ведал особый чиновник – амиль. Судебные дела вершили кази.
В таких важнейших, стратегических пунктах страны, как Ардебиль, Байлакан, Дербент, Барда, Нахчывань и Марага стояли арабские гарнизоны. Халифат использовал их для поддерживания своего господства в Азербайджане и подавления часто возникавших народных восстаний.
В некоторых областях страны всё ещё сохранялась власть местных феодалов. Областью Ширван, центром которой был одноимённый город, правили ширваншахи. Центром феодального владения хурсаншахов была крепость Хирс к югу от Ширвана, у горы Беш-Бармак. К западу отсюда лежало владение лираншахов с резиденцией в Шамахе. Все эти феодалы находились в вассальной зависимости от халифата, отвечали за сбор налогов в пользу Арабского государства и обязаны были в случае необходимости выставлять войска.
Таким образом, главную свою опору на территории Азербайджана Омейяды видели в арабской знати и вооружённых силах.
В VII-VIII вв. в арабском обществе всё ещё сильны были рабовладельческие тенденции.
Арабы сохранили на завоёванных ими землях существовавшую до их прихода систему феодальной эксплуатации крестьян. Но большинство арабской землевладельческой знати продолжало сочетать феодальную эксплуатацию крестьян с использованием труда рабов. В результате этого в покорённых халифатом странах в первое время наблюдалось укрепление рабовладельческого уклада и, следовательно, задерживалось дальнейшее развитие феодальных отношений.
Во время непрерывных завоевательных походов арабы обращали в рабство большое количество пленных, а иногда даже население целых городов и сёл. При захвате Мугани 10 тысяч жителей были превращены в рабов и розданы арабским военачальникам. В 30-е г.VIII века эмиры заставляли население Ширвана и Южного Дагестана ежегодно поставлять в качестве рабов около 4 тысяч юношей и девушек.
После покорения Азербайджана наибольшая часть земель и оросительной воды была объявлена собственностью халифата. При владычестве арабов преобладающим видом феодальной земельной собственности в Азербайджане, как и в других подвластных им странах, по-прежнему оставались государственные угодья, называемые теперь дивани.
Значительное количество земель в Азербайджане принадлежало арабским переселенцам, которые наряду со знатью и войсками являлись опорой халифата. Переселенцы были поставлены в максимально привилегированное положение. Им передавались наиболее плодородные и лучше орошаемые земли Мугсанской и Ширванских степей, Куринской низменности. Эмиры и военачальники размещали переселенцев преимущественно в местностях, имевших стратегическое значение. Арабская знать быстро обзавелась в Азербайджане обширными угодьями и феодально-зависимыми крестьянами.
В Азербайджане продолжали сохраняться земельные владения, находившиеся в наследственной собственности у местной феодальной знати. В арабских источниках такие угодья носили название мюльк. Обладатели его именовались маликами.
При господстве Омейядов в Азербайджане получило распространение условная форма феодальной земельной собственности – икта (отрезок). Пожалование его означало передачу государством отдельному лицу права на взимание поземельного налога – хараджа с населения определённых местностей. Владелец икта – иктадар взыскивал в свою пользу харадж и заставлял жителей выполнять обременительные повинности. Распространение икта вело к усилению феодальной зависимости крестьян.
Завоеватели вначале оставили нетронутой прежнюю податную систему. По мере же укрепления своей власти они ввели в Азербайджане многочисленные налоги, которые обогащали феодальную верхушку и разоряли трудовое население.
Налогом облагались все отрасли хозяйства, приносившие доход. Арабы брали десятую долю доходов от зерна, фуража, плодов, добычи соли, ловли рыбы, горных разработок, чеканки монет, эксплуатации дорог, каналов, судов и т.д.Арабский автор Х в. Ибн-и пишет, что налоги взыскивались звонкой монетой, хозяйственными принадлежностями, мулами, украшениями и др.В налоговой системе преобладала натуральная подать, и только за производство ценных культур нужно было платить деньгами.
Арабские феодалы называли местных крестьян презрительной кличкой улудж (деревенщина, мужик). Крестьяне были наиболее жестоко эксплуатируемой частью населения. Эмиры брали с них обременительные подати за пользование землёй и водой.
Помимо хараджа и джизйи в этот период существовал и целый ряд других налогов, таких как зекат, уплачиваемый состоятельными мусульманами в пользу бедных, зекат алфитр-налог-фитра, преподносившийся по случаю окончания мусульманского поста (оруджлуга), садака или милостыня, передававшаяся в пользу бедных. Кроме этого, налогами были обложены нефтяные источники и соляные промысла в Ширване.
Произведённая в 725-726 г.г. перепись населения, а также инвентаризация земли, скота и т.д. внесла изменения в систему налогообложения. Появились новые виды налогов. Подати взимались даже с брачных договоров. А в Южном Азербайджане из прежних сасанидских налогов были восстановлены так называемые «подарки к Новрузу и махраджану».
Такое положение дел вызвало резкое недовольство, принявшее, как и во всём Халифате форму религиозных и социально-политических выступлений. Вскоре весь Кавказский регион был охвачен восстаниями. В 778-779 г.г. появились первые известия о хуррамитском движении. Эти восстания удалось подавить лишь в период правления халифа Харун ар-Рашида. Начиная с 778 г. и вплоть до конца VIII в.он сменил на Южном Кавказе свыше пятнадцати правителей. В 793-794 г.г. в Байлакане вспыхнуло восстание горожан, которые захватили власть в городе. В первом сражении, происшедшем между восставшими и арабским войском близ Барды, байлаканцы добились победы.
В начале IX в. движение хуррамитов в Азербайджане приобрело новый размах и вскоре, выйдя за его пределы, распространилось в провинциях Исфахан, Рей и Хамадан. Хуррамиты по своим идейным корням, связанные с движением маздакитов, несмотря на причисление их мусульманскими философами к «крайним» шиитам, фактически отвергали ислам, ставя своего пророка Ширвана выше Мухаммеда. Проповедуя возможность создания справедливого общества на Земле, хуррамиты верили в переселение душ и в конечную победу сил добра над силами зла, борясь за передачу земли в распоряжение общине. Ведя свои проповеди, специальные представители хуррамитов - мелеки, призывали население к борьбе. Эта борьба, проводившаяся под религиозными лозунгами, постепенно превратилась в общенародное движение, направленное против арабов и правоверного ислама. Основной движущей силой этого движения являлись крестьяне, однако к нему примкнули городская беднота и ремесленники, а также некоторые феодалы, недовольные режимом Халифата.
Нараставшее возмущение арабским гнётом в начале IX в.вылилось в Азербайджане в народное движение, именовавшееся хуррамитским. Это название, по-видимому, происходит от слова «хуррам»,что означает весёлый, радостный.
Учение хуррамитов являлось идеологической оболочкой многих народных движений не только в Азербайджане, но и в Средней Азии и Иране. Большое влияние на него оказали идеи маздакитов. Хуррамиты главной своей целью ставили изгнание иноземных захватчиков.
Начальный этап движения хуррамитов связан с именем Джавидана – мелкого феодала, владевшего крепостью Базз, расположенной в Ардабильском округе. Начавшееся в 808 г. под его руководством выступление против режима Халифата вскоре было подавлено войсками халифа.
Ослаблению выступлений способствовала и борьба между хуррамитскими лидерами за руководство движением. В 816 г. хуррамитские предводители Абу Имран и Джавидан встретились в открытом бою, закончившимся смертью первого и смертельным ранением второго. После смерти Джавидана во главе хуррамитского движения встал Бабек. Выросший в бедной крестьянской семье в селении Билалабад Мимазского рустака, Бабек рано познав невзгоды жизни, по приглашению Джавидана с 18 лет примыкает к хуррамитам.
Хуррамитские выступления, переросшие в великое освободительное движение продолжались примерно 21 год и нанесли тяжёлый удар по Арабскому Халифату, потрясли его основы. Отдельными отрядами хуррамитов руководили ближайшие помощники Бабека – такие видные полководцы, как Адин, Абдулла, Тархан, Рустам, Муавийа и др.
Бабекитское движение по своей силе и размаху был самым мощным на Ближнем и Среднем Востоке. За годы своей борьбы хуррамиты уничтожили шесть регулярных армий Халифата.
В 830 г. бабекитское войско заняло Хамадан, что лишило Халифат основных стратегических и транзитных путей, связавших его с восточными землями. Для проведения совместной борьбы с Халифатом Бабек установил связь и с византийским императором. Видя серьёзную угрозу, нависшую над Халифатом, халиф ал-Мутасим, заключив мир с Византией, бросил все свои силы против Бабека. Военачальником арабских карательных войск был назначен усрушанский тюрок Афшин Хайдар ибн Кавус, прославившийся во время арабо-византийских войн.
Некоторые феодалы, учавствовавшие в движении хуррамитов, поняв,что цели этого движения противоречат их собственным интересам, предали его и отдалились от хуррамитов. В конце августа 837 г. после продолжительной осады удалось овладеть крепостью Базз. По сведениям источников, в сражении за эту крепость погибло более 100 тысяч арабских воинов и 80 тысяч восставших.По пути в Византию, куда Бабек намеревался пробиться со своим небольшим отрядом, он остановился в Аране, где и был схвачен в результате предательства своего бывшего союзника албанского князя Сахла ибн Сунбата. По приказу халифа ал-Мутасима в начале 838 г.в городе Самира Бабек был подвергнут мученической казни. Сторонники Бабека вплоть до самого конца IX в.продолжали активно участвовать в выступлениях против режима Халифата.
Было несколько причин поражения Бабека:
1) измена представителей привилегированных сословий, когда-то примкнувших к восстанию;
2) арабы привлекли к войне с Бабеком смелых тюркских бойцов и полководцев (Афшин, Абу Садж и др.);
3) Несмотря на тяжёлые людские потери, арабы имели возможность пополнять свою армию новобранцами с трёх континентов.
В конце 30-х – начале 40-х годов IX века в междуречье Куры и Араза бывший союзник Бабека Абу Мусса поднял новое антиарабское восстание. Восставшие укрылись в крепости Ктич в Карабахе. Арабский полководец Буга коварно пригласил Абу Муссу на переговоры. Нарушив обещание обеспечить безопасность, он взял в плен Абу Муссу и отправил его в столицу халифата. Несмотря на поражение движение хуррамитов основательно расшатало Арабский халифат, послужило катализатором новых выступлений. Вождя восставших, Бабека сравнивали с великим карфаргенским полководцем Ганнибалом.
Т.О.в середине VII века арабы, завоевав Иран,напали на Азербайджан, начали насаждать здесь религию ислам, грабили народ, угнетали население Азербайджана. Борьбу против арабов возглавил Джаваншир. Отряды хуррамитов во главе с Джавиданом, затем с Бабеком освободили обширные территории. Был распространён арабский язык.
С принятием исламской религии в VII веке произошел коренной перелом в историческом предопределении Азербайджана. Исламская религия дала сильный толчок формированию единого народа и его языка, сыграла решающую роль в ускорении этого процесса.
Существование единой религии между тюркскими и нетюркскими этносами на всей территории их распространения в Азербайджане явилось причиной формирования единых обычаев, расширения родственных отношений между ними, их взаимодействия.