Тема 1. зарождение средств связи
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»
А. Б. Гехт
Т. С. Комиссарова
В. И. Мосеев
И. А. Цверианашвили
ИСТОРИЯ СВЯЗИ
Практикум
СПб ГУТ )))
Санкт-Петербург
УДК
ББК
Рецензент
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой телевидения и метрологии СПбГУТ
А. А. Гоголь
Рекомендовано к печати
редакционно-издательским советом СПбГУТ
Гехт, А. Б.
К63 |
История связи: практикум / А. Б. Гехт, Т. С. Комиссарова, В. И. Мосеев, И. А. Цверианашвили. – СПб. : Изд-во СПбГУТ, 2016. –………..с.
Практикум включает комплекс заданий для практических занятий.
Предназначен для самостоятельной подготовки к практическим занятиям и итоговому контролю (зачету) по дисциплине «История связи» студентов-бакалавров, обучающихся по всем направлениям.
УДК
ББК
Ó Гехт А. Б., Комиссарова Т. С., Мосеев В. И., Цверианашвили И. А., 2016
Ó Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение высшего профессионального
образования «Санкт-Петербургский
государственный университет телекоммуникаций
им. проф. М.А. Бонч-Бруевича», 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | ……….. |
Тема 1. Зарождение средств связи | ……… |
Тема 2. Возникновение и развитие почты | …………. |
Тема 3. Виды телеграфной связи и основные этапы ее развития | ……….. |
Тема 4. Возникновение, распространение и совершенствование телефонной связи | ……… |
Тема 5. Изобретение радио, освоение радиоэфира и основные виды радиосвязи | ……… |
Тема 6. Создание и совершенствование телевидения | ……….. |
Тема 7. Изобретение компьютера и создание интернета | …….. |
Антон Борисович Гехт Татьяна Сергеевна Комиссарова Василий Ильич Мосеев Иван Алексеевич Цверианашвили
ИСТОРИЯ СВЯЗИ
Практикум
Редактор …………………
Верстка …………………………
План 2016 г., п. …………..
Подписано к печати ……………..
Объем ……….усл. печ. л. Тираж ……….. экз. Заказ …………
Издательство СПбГУТ. 191186 СПб., наб. р. Мойки, 61
Отпечатано в СПбГУТ
А. Б. Гехт
Т. С. Комиссарова
В. И. Мосеев
И. А. Цверианашвили
ИСТОРИЯ СВЯЗИ
ПРАКТИКУМ
Санкт-Петербург
ВВЕДЕНИЕ
Наш вуз был создан в 1930 г.[1] Здание вуза находилось на набережной реки Мойки, дом № 61 и было хорошо известно петербуржцам: в середине XIX в. этот участок купил титулярный советник Г. И. Руадзе на имя своей жены Марии Федоровны. Новая владелица привлекла к строительству известных архитекторов Р. А. Желязевича и Н. П. Гребенку.[2] Большой зал дома (в будущем – Актовый зал института) сдавался для концертов, любительских спектаклей, литературно-художественных вечеров. С 1859 г. в зале проводил вечера Литературный фонд, среди организаторов которого были Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, А. К. Толстой.[3]
В 1929 г. в этом доме разместились Высшие курсы инженеров связи, вскоре ставшие базой для создания института. В его составе были организованы четыре факультета: телефонный, телеграфный, радиотехнический и инженерно-экономический. В том же году открылся рабочий факультет (рабфак) и техникум связи, составившие с институтом единую структуру, названную Ленинградским учебным комбинатом связи (ЛУКС).
Первоначальное название вуза – Ленинградский институт инженеров связи (ЛИИС). Его создание не случайно совпало по времени с первыми пятилетками и начавшейся индустриализацией, включавшую также интенсивное развитие телефонных сетей и создание отечественной промышленности по производству телефонного и телеграфного оборудования. Стране требовались и молодые инженерно-технические кадры, и качественные изменения в технических средствах связи.
В последующие годы вуз дважды переименовывался:
· 1938 – Ленинградский электротехнический институт связи
(ЛЭИС). В этом названии в 1940 г. было увековечено имя М. А. Бонч-Бруевича (1888–1940), одного из основоположников отечественной радиотехники.[4] В 1930-е годы в должности профессора он руководил кафедрой теоретической радиотехники, являлся заведующим радиофакультетом, заместителем директора института по учебной части.
· 1993 - ЛЭИС получил статус университета и тогда же появи-
лось новое название: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ). В этом названии отражена современная потребность не только в специалистах-связистах, но и в ИТ-профессионалах в области информационных систем, компьютерных технологий, т. е. направлениях, ставших главными в образовательном процессе вуза.
Качественная подготовка специалистов включает в себя ряд условий, в том числе наличие знаний по истории развития науки и техники, особенно в тех областях, которые являются профессией выпускника вуза. Исходя из этого, в СПбГУТ на всех факультетах введен специальный курс «История связи».
Понятие «связь» является многозначным термином и в широком смысле определяется как взаимодействие или общение с помощью природных (естественных) или технических средств. Поэтому можно считать, что средства общения (связи) в природе появились вместе с зарождением жизни и совершенствовались с эволюцией всего живого на Земле.
На уровне высокоорганизованных животных мы наблюдаем определенное взаимодействие, достаточно разнообразное общение с помощью знаков, жестов, символов и звуков, заложенных на генетическом уровне. В то же время человека от животных отличают осмысленные действия и речь. Таким образом, можно говорить о появлении визуальной и звуковой связи уже на заре развития человеческой общности. С развитием общества и освоением новых территорий возросла дальность передачи сообщений: появились гонцы, барабаны, дудки, трубы и т. п. С ростом объема информации возникла письменность (произошло отделение информации от человека), которую можно рассматривать как один из первых способов сохранения информации вне памяти человека.
Вместе с развитием цивилизации необходимость в обмене информацией только возрастала, что привело к появлению разнообразных способов передачи сообщений. Это же относится и к средствам записи и обработки информации. Связь нужна была не только быстрой, но и действующей на максимально возможное расстояние. Это требование отразилось в названиях постепенно формировавшихся основных видов связи, где присутствует греческое слово «теле» (вдаль, далеко) – телеграфирование (запись на расстоянии), телефонирование (передача речи на расстояние), телевидение (передача изображений на расстоянии). Кроме того, к основным видам связи относятся почта, радио и Интернет.
Наш университет готовит специалистов в области современных систем передачи и приема информации, объединяемых понятием «телекоммуникации». В широком смысле слова телекоммуникации – это средства дистанционной передачи информации (радио, телевидение, телефония, телеграф, телетайп, телекс, телефакс и другие). Впервые этот термин в 1904 г. предложил Эдуард Эстонье (1862–1942), директор Высшей школы почт и телеграфов Франции.[5] Таким образом, с понятием «телекоммуникации» тесно взаимодействует понятие «информация», значение которой резко возросло на рубеже XX–XXI вв.
Понятие «информация» (лат. informatio – разъяснение, изложение) можно рассматривать в научном[6] и общеупотребительном (разговорном) смыслах. В последнем случае под информацией понимаются сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.[7]
XXI век невозможно представить без различных систем связи, объединяемых понятием «телекоммуникации». Однако редко кто задумывался, какой огромный путь развития прошла эта сфера человеческой деятельности.
В зависимости от способа представления информации системы связи можно подразделять на знаковые (телеграф, телефакс), звуковые (телефон), видео и комбинированные системы (телевидение). Наиболее развитой системой связи в наше время является Интернет.
Высокая динамичность развития информационных технологий, сфер и областей их применения вызвала ряд социокультурных проблем,[8] привела к появлению теорий информационного общества,[9] которые делят на две группы:
· теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма и непосредственно из них выходящие,
· концептуальные схемы, отмечающие такое общество как особую стадию в историческом развитии. При этом выделяются два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества:
ü информационное общество рассматривается как как фаза индустриального общества,
ü информационное общество рассматривается в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом.[10]
Общими положительными признаками такого общества называются: умственная технология как ведущая (на предыдущих этапах: ручной труд; трудоемкие технологии; машинное производство; капиталоемкие технологии); широкое использование вычислительной техники для решения задач; увеличение скорости обмена информацией, разработка новых средств ее передачи; увеличение числа людей, вовлеченных в этот процесс; высокая информационная культура; равные возможности в доступе к информации всех слоев населения и др. Главная тенденция изменения технологических процессов – возрастание автоматизации, постепенная замена неквалифицированного труда работой машин и компьютеров.[11]
Знание истории телекоммуникаций в дополнение к специфическим профессиональным знаниям решает и мировоззренческую, общекультурную задачу. Ведь средства коммуникации создавались усилиями многих ученых, инженеров, изобретателей всех развитых стран планеты. Мир коммуникаций интернационален и с его помощью человечество начинает преодолевать накопившуюся вражду и недоверие между народами.
Содержание дисциплины распределено между лекционными и практическими занятиями, являющимися в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основными установленными видами организации учебного процесса.
Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности бакалавров по овладению программным материалом учебной дисциплины. Она закладывает основы научных знаний в обобщенной форме.
Практикум – комплекс заданий для практических занятий, выполняемых бакалаврами самостоятельно.
Цели заданий согласуются с целями практических занятий.
В этой связи цели выполнения заданий: закрепление полученных самостоятельно знаний; развитие практических умений проработки материалов из соответствующей литературы для использования полученных результатов при подготовке к рубежному контролю; закрепление знаний сложных терминов и определений по темам занятий; развитие способности к самостоятельному мышлению, индивидуальным творческим решениям, к самообучению, в том числе:
· знаний процесса формирования и развития основных видов
связи (почты, телеграфа, телефона, радио, телевидения, интернета), процесса развития основных технических идей в этой сфере научно-технических знаний, вклада России в развитие средств связи,
· умений понимать взаимозависимость процессов развития об-
щества и процессов развития средств связи, читать оригинальную литературу в области профессиональной деятельности для получения необходимой информации,
· владений навыками критического восприятия информации,
пониманием современного состояния связи.
Практикум выступает и как средство обратной связи: бакалавры – преподаватель.
Задания рассчитаны на индивидуальное (внеаудиторное при самостоятельной подготовке к практическим занятиям) и групповое выполнение (во время работы в аудитории).
Выполнение заданий предусматривает ряд этапов:
· предварительная работа над конспектом лекции,
· знакомство с научной и учебно-методической литературой по соответствующей теме.[12]
Следует знать, что для бакалавров СПбГУТ открыт доступ к электронно-библиотечной системе IPRbooks, содержащей учебники и учебные пособия, монографии, справочные издания, периодические издания.[13]
Для подготовки к выполнению заданий рекомендуется использовать и другие возможности интернет-ресурсов:
Почта | |
Виды письменности | http://flight-attendant.ru/pismennost/ |
Повоз | http://informvest.ru/984-povoz.html |
Ямская гоньба | http://informvest.ru/979-yamskaya-gonba.html |
Шмидт, К. Почтовая гоньба в России | http://www.stampsportal.ru/great-russia-stamps/russian-empire/histruspost/744-gonba |
С древнейших времен | http://astrpost.ru/o-filiale/istoriya |
Зарождение почты | http://www.russianpost.ru/rp/company/ru/home/museum/history |
История почты в России | http://history-gatchina.ru/estate/stmaster/post1.htm |
История почты — исследование развития почтовой связи | http://evolutsia.com/content/view/376/43/ |
История появления городской почты в России | http://ria.ru/spravka/20130129/920119858.html |
Почта в XIX - начале XX вв. На рубеже веков | http://www.belpost.by/company/history/etapi-razvitia/xix-xx/ |
История развития почтовой связи на разных континентах | http://post-marka.ru/ |
Почта России. История компании | http://www.russianpost.ru/rp/company/ru/home/history |
История появления смайликов | http://yoursmileys.ru/smilehistory.php |
Автограф: «Черные кабинеты»: история российской перлюстрации. XVIII — начало XX века | http://postnauka.ru/books/46053 |
Телеграф | |
История развития электросвязи | http://www.intuit.ru/department/history/ithistory/3/7.html; http://www.computer-museum.ru/connect/0.htm |
К вопросу о возникновении телеграфа (хроника) | http://www.qrz.ru/articles/article243.html |
Из истории связи. Оптический телеграф | https://www.proza.ru/2012/01/15/746 |
Оптический телеграф Клода Шаппа | http://studyport.ru/referaty/tochnyje-nauki/3901-opticheskij-telegraf-kloda-shappa |
Изобретен оптический телеграф-семафор | http://22century.ru/cal/telegrafo |
Оптический телеграф | http://www.e-reading.by/chapter.php/126082/12/Yanovskaya_-_Kulibin.html |
Оптические телеграфы в истории связи Европы и России | http://nag.ru/articles/article/19816/opticheskie-telegrafyi-v-istorii-svyazi-evropyi-i-rossii.html |
Главная станция оптического телеграфа Российской империи | https://www.nkj.ru/archive/articles/14494/ |
Телеграфная связь | http://megabook.ru/article/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C |
Голос через океан. Появление телеграфа | http://vivovoco.astronet.ru/VV/BOOKS/VOICE/CHAPTER02.HTM |
История телеграфа, телефона, радио | http://home.mts-nn.ru/~pervomay/history/telefon.html |
История создания и развития телеграфа | http://www.3dnews.ru/editorial/razgovor_tekstom http://technofresh.ru/techno-business/techno-people/samuel-finley-breese-morse.html |
История телеграфа | http://scsiexplorer.com.ua/index.php/istoria-otkritiy/1344-istorija-telegrafa.html |
Провинциальные истории. Телеграф | http://ptales.holdgold.ru/page.php?id=74 |
Телеграф | http://mirnovogo.ru/telegraf |
История развития телеграфа | http://web.sinn.ru/~pervomay/history/telegraf.html |
Рождение телеграфной связи | http://www.cryptohistory.ru/book/chast-3-istoriya-rossijskoj-kriptologii/38-rozhdenie-telegrafnoj-svyazi/ |
Создание средств передачи информации. Изобретение телеграфа | http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ISTOR_ENERGET/METOD/UP/frame/15.htm |
Телеграф Земмеринга | http://kipiahu.ru/%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0/ |
Очерки истории науки и техники. 1870-1917. Средства связи. Развитие проводной электрической связи.Телеграф | http://www.bibliotekar.ru/istoria-tehniki/10.htm |
Проводная связь. Трансатлантический кабель | http://www.telecomlaw.ru/history/hi_wire.html#.VnneH_mLTIV |
Телеграфный аппарат системы Морзе | http://www.radiostation.ru/home/museum/22scheme.html |
"Я вам писал тире и точкой...". История телеграфа | http://www.3dnews.ru/579369 http://forum.3dnews.ru/showthread.php?t=100817 |
Изобретение телеграфа в России | http://statehistory.ru/2056/Izobretenie-telegrafa-v-Rossii/ |
История электромагнитного телеграфа | http://www.fizika.ru/fakultat/index.php?theme=10&id=10230 |
Первые телеграфные аппараты и станции на железнодорожном транспорте | http://rzd-expo.ru/history/Telegraf/ |
Украинцев, Ю.Д., Цветов, М.А. История связи и перспективы развития телекоммуникаций | http://www.sernam.ru/book_history.php |
Телеграфная связь в России должна быть сохранена, но усовершенствована при помощи новых технологий, считают в Минкомсвязи РФ | http://minsvyaz.ru/ru/events/26467/ |
Телефон | |
Изобретение телефона | http://xroniki-nauki.ru/lyudi-nauki/izobretenie-telefona |
История телефона | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39131507-5991-11da-8314-0800200c9a66/index.htm |
Самые первые телефоны в мире | http://www.uznayvse.ru/interesting-facts/samyie-pervyie-telefonyi-v-mire.html |
1200-летний телефон: удивительное изобретение цивилизации Чиму | http://nashaplaneta.su/blog/1200_letnij_telefon_udivitelnoe_izobretenie_civilizacii_chimu/2015-09-26-82450 |
История изобретения телефона | http://www.mobiset.ru/articles/text/?id=64 |
Телефон | http://izobretaika.in.ua/istory-izobreteniy/telefon/ |
История телефонов: возникновение и развитие | http://www.ezhich.ru/index.php?page=39&art=2683 |
Техника в ее историческом развитии. Глава X. Развитие электросвязи. 2. Развитие телефонии | http://bibliotekar.ru/spravochnik-185-tehnika/106.htm |
Радио | |
Радио | http://bibliotekar.ru/enc-Tehnika-2/98.htm |
Ранняя история радио | http://www.localhistory.scit.wlv.ac.uk/Museum/Engineering/Electronics/history/ValveEra.htm |
История изобретения радио | http://www.viol.uz/history/history/page2.shtml |
Меркулов, В. Когда радио «заговорило». А. С. Попов — отец звукового радио | ftp://ftp.radio.ru/pub/2007/10/6.pdf |
Кто все же изобрел радио: Маркони или Попов? | http://inosmi.ru/untitled/20011128/139714.html |
Гончаров, В. Б. Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТиТ) | http://www.computer-museum.ru/connect/robtt2.htm |
Козловская, О. Большие успехи НРЛ | http://www.computer-museum.ru/connect/nnovlab.htm |
История отечественного радиовещания 1921-1999 | http://evartist.narod.ru/text5/46.htm#з_02 |
История радио. От изобретения Попова до новейших разработок Ростеха | http://rostec.ru/news/4516466 |
Члиянц, Г. Из истории авиационных радиостанций (1914-1917 гг.) | http://www.computer-museum.ru/connect/avia_station.htm |
Образовательный ресурс: Александр Попов – изобретатель радио | http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200700702 |
Телевидение | |
Перечень статей рубрики История телевидения | http://www.qrz.ru/articles/category/8 |
Голядкин А.Н.История отечественного телевидения в контексте мировой телевизионной истории | http://ftv.msu.ru/about/scientific/80let/goliadkin.php |
История телевидения: от первых опытов до микросхем | http://ria.ru/spravka/20071121/88907533.html |
Рубченко, Ю. Грабовский Борис Павлович и его «Телефот». Мифы и реальность | http://uk8aie.pr.uz/index.files/grab_telefot1.htm |
История телевидения в России | http://tass.ru/spravochnaya-informaciya/523158 |
Социальные функции телевидения. История и тенденции развития | http://www.evartist.narod.ru/text1/10.htm |
От черно-белого телевидения к киберпространству | http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4626 |
Интернет | |
Краткая история сети Интернет | osnet.narod.ru/src/2.htm |
История развития российского Интернета | http://ria.ru/history_spravki/20110919/439857350.html |
История развития протоколов передачи данных | http://communications.narod.ru/sbornic/nets/v92_ver2.htm |
Музеи | |
Центральный музей связи им. А.С. Попова | http://www.rustelecom-museum.ru/ |
Музей истории Центрального телеграфа | http://www.mn.ru/moscow/89349 |
Музей истории телефона | http://old.telmuseum.ru/history/phone2.htm |
Музей телевидения | http://www.cityspb.ru/guide-461902/0/ |
Музей отечественной киноаппаратуры Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения | http://www.spbculture.ru/ru/map/offices/403/ |
Историко-технический музей развития высокочастотного и ультразвукового оборудования ВНИИТВЧ им. В. П. Вологдина | http://vniitvch.ru/museum_vnii.php |
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи | http://www.artillery-museum.ru/ |
Виртуальный компьютерный музей | http://www.computer-museum.ru/aboutmus/ |
Правильность выполнения заданий оценивает не только преподаватель, но и студенты-сокурсники, поэтому практикум является коллективным творчеством группы.
Практикум рассчитан на 10 занятий, содержание которых включает:
· Составление опорного конспекта теоретического материала по теме
занятия.
Опорный конспект – развернутый детализированный план. Основу составления опорного конспекта составляет анализ самостоятельно найденных данных по теме занятия.
Опорный конспект включает только основные положения темы; иллюстрации, схемы, таблицы, показывающие логические взаимосвязи вопросов; краткие примеры практического применения.
· Составление глоссария.
Глоссарий (лат. glossarium – собрание глосс; др.-греч. глосса – непонятное слово в тексте книги с толкованием) – словарь-справочник терминов с комментариями и примерами.
Рекомендации по составлению глоссария:[14]
ü выделение основных понятий из опорного конспекта,
ü расположение понятий в списке в алфавитном порядке,
ü подготовка статьи глоссария, т. е. определение термина с комментариями и примерами.
Пример составления глоссария:
Телекомму-никации | · Комплекс технических средств, предназна- ченных для передачи информации на расстояние. Информация поступа-ет в самых разнообразных видах: как цифровые сигналы, звуки, печатные слова или изображения. Пересылка выполняется посредством телеграфа, телефона, радио, по проводам или радиоволнами; иногда эти способы комбинируются. · Электронные сети для обеспечения комму- никации между рассредоточенными группами пользователей. Наиболее известна телекоммуникационная система Интернет. · Передача на большое расстояние звука или данных при помощи проводов, радио, компьютера или спутника. Телефонные и телеграфные системы, изобретенные в 19 в., преобразовывали речь или буквеннные символы в электрич. импульсы для дальнейшей передачи. В то время, как более ранние системы передавали каждый сигнал последовательно, современные способны одновременно управлять тыся-чами сообщений, связывая между собой отда-ленные точки. | Словари и энциклопедии на Академике / http://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/4711/%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%9E%D0%9C%D0%9C%D0%A3%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98 |
· Телекоммуникация - это связь при помощи электронного оборудования, такого, как телефоны, компьютерные модемы, спутники и волоконно-оптические кабели. В период с начала до середины 20 века появились такие нововведения, как телефонный обмен, электромеханические коммутаторные системы, кабели, ретрансляторы, несущие системы, микроволновое оборудование, а потом в индустриально развитых районах мира начали распространяться телекоммуникационные системы. С 1950-х годов до 1984 года в этой отрасли продолжали развиваться новые технологии. Например, спутниковые и усовершенствованные кабельные системы, цифровая и волоконно-оптическая технологии и видеотелефонная связь. Отрасль коммуникаций была полностью компьютеризирована. Все эти модификации способствовали распространению телекоммуникационных систем по всем странам мира. После 1984 года в результате технического прогресса распространились телекоммуникационные системы, способные обеспечить универсальные услуги людям по всему миру. Это происходит, когда телекоммуникационные технологии объединяются с другими информационными технологиями в смежных областях, таких как электроника и обработка данных. | http://base.safework.ru/iloenc?navigator&spack=110LogLength%3D0%26LogNumDoc%3D857200220%26listid%3D010000000100%26listpos%3D4%26lsz%3D12%26nd%3D857200220%26nh%3D1%26 |
· Тематику сообщений (по предложению преподавателя).[15]
· Тексты с ошибками.
· Обсуждение документальных и научно-популярных фильмов по проблемам истории связи.
· Применение метода «экспресс-рецензии».[16]
· Составление хронологических таблиц.
· Вопросы для обсуждения и повторения.
Самостоятельная работа включает также (помимо выполнения индивидуальных и групповых заданий):
· подготовку к текущему, промежуточному и итоговому контролю с использованием тестирующих материалов, примеры которых приводятся в конце каждой темы.
Авторы выражают благодарность за помощь в работе над практикумом своему коллеге по кафедре В. Н. Фролову.
ТЕМА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ СРЕДСТВ СВЯЗИ
Задание № 1
Составить, используя учебную литературу, опорный конспект по теме 1 по предложенному плану, сопровождая его презентацией:
1. Язык как средство связи.
2. Системы передачи информации звуковыми средствами.
3. Системы передачи информации визуальными средствами.
Задание № 2
Составить хронологическую таблицу:
Простейшие средства связи | Дата появления | Место появления | Примечание (естественные; искусственные: звуковые, визуальные) |
Задание № 3
По предложению преподавателя отдельные студенты готовят «экспресс-рецензию» на опорный конспект по теме занятия.
Задание № 4
По предложению преподавателя отдельные студенты готовят справку (сообщение), сопровождая его презентацией, о Полибии, описавшем изобретение Энея Тактика «Водяной телеграф».
Задание № 5
По предложению преподавателя отдельные студенты готовят справку (сообщение), сопровождая его презентацией, о С. Морланде, изобретателе рупора.
Задание № 6
По предложению преподавателя отдельные студенты готовят сообщение, сопровождая его презентацией, на тему: «Зачем бьют склянки на флоте?»
Задание № 7
Вопросы для обсуждения и повторения:
ü На какие виды можно разделить все средства связи?
ü Почему речь человека рассматривается как первая информационная революция?
ü В чем отличие языка человека как знаковой системы от «языка» других животных?
ü Какие факторы повлияли на эволюцию простейших средств связи?
ü Почему простейшая оптическая (от греческого «зрительное восприятие») связь была более совершенной по сравнению со звуковой сигнализацией?
ü В каких случаях и какие средства визуальной сигнализации использовались в Древнем мире?
ü Как простейшие средства связи улучшали управление обществом и обеспечивали прогресс в его развитии?
ü Какие из простейших средств связи использовались в Древней Руси?
ü Какое средство связи было самым быстрым до появления электросвязи? Где оно зародилось?
ü Какие простейшие средства связи и сигнализации используются в современное время?
Задание № 8
Выполнить тестовые задания по теме 1:
Варианты ответов
№ | a | b | c | d | |
Первая информационная революция связана с появлением | алфавита | письменности | речи | электричества | |
Способы увеличения дальности передачи речи (при переходе от присваивающего типа к производящему типу хозяйства): | гонец | эстафета | акустический резонанс | все вместе взятое | |
«Язык» животных: | врожденный | приобретенный | развивающийся | средство общения и передачи накапливаемого опыта | |
«Язык» человека | врожденный | приобретенный | развивающийся | средство общения и передачи накапливаемого опыта | |
Значение первой информационной революции (оставить две характеристики) | возможность общаться | Возможность передавать информацию | Возможность передавать собственный опыт | Возможность использования чужого опыта | |
Причины второй информационной революции (оставить два показателя) | переход от аграрной экономики к индустриаль-ной | переход от присваивающей экономики к экономике производящей | переход от родоплеменного строя к государству | переход от первобытного стада к родопле-менному строю | |
Значение второй информационной революции (оставить два показателя) | Закрепление информации на матери-альном носителе | отделение информации от человека | Появление почты | изобретение телеграфа | |
Назовите имя древнегреческого ученого, который первым разработал простейшие факельные сигналы | Полибий | Эней Тактик | Клеоксен | Демоклит | |
Самый известный маяк в истории – Александрийский – построен | В III в. до н. э. | В V в. до н. э. | В III в. н. э. | В V в. н. э. | |
Общая особенность простейших средств связи (использование приемов, которые легли в основу многих дальнейших средств передачи информации на расстояние): | Звуковой резонанс | Ретрансля-ция | Кодирова-ние | Все вместе взятое |