Исторический центр города и роль будущего здания в нем
СОДЕРЖАНИЕ
1.Банковское дело………………………………………………………………….………………………………………………………….3
2. Исторический центр города и роль будущего здания в нем…………………………………………………….…5
3.Требование к участку (Нормативные документы по строительству объектов
Банка России)…………………………………………………………………………………………………………………………………….10
4. Застройка в историческом центре города…………………………………………………………………………………..12
5. Современная архитектура в историческом центре городов (зарубежный опыт)
Взаимодействие с окружающей средой………………………………………………………………………………………...13
6. Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………..21
Банковское дело
Типологическое развитие зданий банков находится в прямой связи с историей развития банковского дела. Известно, что банки возникли как результат денежно-товарных отношений в древности. Уже в античном и феодальном мире банк выступает как посредник в платежах, выполняет функции размена денег. Типологически банк в это время — лавка менялы (встал, banco — скамья, лавка), т.е. торговое учреждение с присущими этому типу общественных зданий чертами. В Вавилоне и Греции банковскими операциями занимались корпорации жрецов, надежным местом для хранения денег, т.е. банком, являлся храм. Так, известно, что сберегательные и ссудные функции выполняли храм Аполлона в Дельфах, храм Артемиды в Эфесе, афинские храмы. Таким образом, здание банка формировалось на основе общественных зданий иного функционального назначения, и в архитектурную типологию банка были включены их черты.
Древнее банкирство исчезает с крушением Римской империи, где оно достигло наибольшего расцвета. Начинает прослеживаться острое реагирование банковского дела на социальные изменения, т.е. на смену деловых отношений. В дальнейшем можно будет проследить эту тенденцию на протяжении всего хода истории до сегодняшнего дня. Каждый рубеж веков, каждая эпоха перемен дает резкий взлет, а затем резкий спад потребности в банках. В средние века банковское дело возникает вновь, причем теперь существует уже не только частный банк, но банк, находящийся в ведении и под контролем городских властей — жиробанк как публичное правовое предприятие.
Эти банки с приходом капитализма трансформировались в банкирские фирмы, кроме того в этот период были учреждены банковские ассоциации в форме акционерных предприятий. Здание банка представляет собой в этот период контору и соответствует типологическим требованиям к административному зданию. Именно в этот период начинает складываться банк в сегодняшнем понимании этого слова как учреждение, аккумулирующее в себе денежные накопления, предоставляющее кредит, осуществляющее денежные расчеты, учет векселей, эмиссию денег и ценных бумаг, операции с золотом, иностранной валютой и другие функции. Появляется потребность в здании банка как конкретном новом типе общественного здания. Основной тип банка в Европе в этот период — коммерческий банк универсального типа.
Историческое развитие банковской системы России шло несколько особым путем. До отмены крепостного права в России существовали исключительно государственные, казенные банки. Но уже к концу XIX-началу XX века капитализм создал в России высокоразвитую банковскую систему, ведущее положение в которой заняли акционерные коммерческие банки. В России повышенное внимание строительству гражданских зданий стало уделяться с сере- дины XVIII века — именно к этому периоду относятся появление и становление зданий банков.
Как отдельный тип общественного здания здание банка сформировалось к концу XIX века. К этому периоду определились и основные функциональные блоки здания банка:
- операционный блок;
- расчетно-кассовый блок;
- блок хранения ценностей;
- блок охраны;
- блок конторских помещений.
Определился основной типологический признак здания банка: его двуединая функция — открытая и закрытая. Причем эта особенность, как правило, очень выпукло проявляется в объемно-планировочном решении здания банка. С одной стороны, своей репрезентативностью здание банка должно привлечь как можно большее количество клиентов, с другой стороны, как хранилище ценностей, оно должно быть надежно скрыто от нежелательного доступа посторонних.
Каждый из функциональных блоков развивался и совершенствовался в зависимости от конкретных исторических и экономических особенностей. Для XX века характерны следующие основные этапы банковского строительства:
- после Первой мировой войны увеличилась потребность в зданиях банков в странах Западной Европы;
- в 1930-е годы после экономического кризиса возросла, потребность в зданиях банков в США и Канаде;
- после Второй мировой войны появилась потребность в зданиях банков в странах народной демократии;
- в 1960-е годы распад колониальной системы повлиял на потребность в зданиях банков в Западной Европе;
- конец 1980-х-1990-е годы в России — увеличение потребности в зданиях банков разных типов как ответ на социальные перемены, произошедшие в экономике страны.
Классификация зданий банков определяется, прежде всего, типом банка и его местом в структуре города.
В зависимости от типа банки подразделяются:
1. По функции и характеру выполняемых операций: центральные (эмиссионные); коммерческие; сберегательные; специального назначения; универсального назначения.
2. По форме собственности: государственные; акционерные; неакционерные; кооперативные.
3. По уровню управления: местные; городские; районные.
4. По количеству сотрудников и числу операционных мест: малые; средние; крупные; крупнейшие.
5. В зависимости от места в структуре города:
- в центре города- территориальное управление банка (штаб квартира);
-в планировочном районе- отделение банка- банковское агентство;
- в микрорайоне, сельском поселении- филиал банка.
Исторический центр города и роль будущего здания в нем
«Историческая среда»
В конце 1970-х годов отношение к исторической среде малых и средних городов изменилось к лучшему. При разработке генеральных планов исторических городских поселений стали учитываться охранные зоны памятников. Но началась перестройка, и новые социально-экономические и правовые условия создали ситуацию, при которой над историческими городами нависла угроза окончательной утраты их самобытной среды.
Промышленные предприятия уродовали центры городов, превращали их в рабочие посёлки, ухудшали экологическую обстановку... Но пока они работали, было ещё полбеды. Беда наступила, когда они остановились, потому что в местные бюджеты перестали поступать налоги. Не стало денег на поддержку в мало-мальски приличном состоянии (а тем более на реставрацию) уцелевших исторических зданий.
А в малых и средних городах, оказавшихся невольными заложниками одного или нескольких крупных градообразующих предприятий, их остановка вызвала не только экономический, но и социальный коллапс. Население таких городов постоянно сокращается, большая часть оставшихся жителей находится за чертой бедности. В этих условиях властям и населению или вообще не до историко-культурного наследия, или их усилия по его сохранению приобретают не то что отчаянный, а даже истеричный характер.
В этом смысле весьма показательна ситуация, сложившаяся в Вышнем Волочке. Сегодня город находится в крайне сложном положении: предприятия не работают, численность населения неуклонно сокращается: в 1989 г. там проживало 65 тыс. человек, в 2002 г. - 56 тыс., в 2010 г. - 51 тыс. человек. Тем не менее в 2010 г. на Венецианской биеннале несколько ведущих российских архитектурных бюро представили амбициозные проекты новых публичных и рекреационных зон, разработанных специально для Вышнего Волочка. На их презентации присутствовал даже глава городской администрации.
Но несоответствие масштаба проектируемых общественных зданий реальным потребностям, а тем более финансовым возможностям города, является настолько вопиющим, что наводит на мысль то ли о хватании за соломинку, то ли об элементарной безответственности. Действительно, можно ли всерьёз полагать, что строительство в Вышнем Волочке нескольких крупных рекреационно-общественных центров сможет само по себе, благодаря достоинствам современной архитектуры, привлечь в город массы туристов и тем самым улучшить экономическую и социальную ситуации? Авторы представленных проектов - Плоткин, Скуратов, Чобан, Явейн и др. - пока что не столь известны в стране и мире, как Гауди, Ле Корбюзье или Райт.
Комплексную реконструкцию и реставрацию исторического центра (такого масштаба, как в Суздале) проекты не предусматривают. Отметим, что Вышний Волочек очень нуждается в объездной дороге, в разгрузке перекрёстка на трассе Москва - Петербург, на котором выстраиваются гигантские пробки из большегрузных машин, создающих экологическое бедствие местного масштаба... Но проблемы такого рода лежат вне сферы внимания проектировщиков.
Нет никакого сомнения, что эти проекты в гипотетическом случае их реализации (вдруг, например, госбюджет или кто-нибудь из миллиардеров выделит деньги) станут дорогостоящей потёмкинской деревней. У нас уже есть печальный пример подобного строительства, не учитывающего реальные потребности города, - Ледовый дворец (Конькобежный центр Московской области) в Коломне. Масштаб и затраты огромные, но большую часть времени объект пустует.
Есть ещё одна проблема. Даже если проектируемые здания будут самым органичным образом вписаны в среду Вышнего Волочка, всё равно в реальности это будет означать замену больших площадей естественного рельефа (прежде всего островов) большими суперсовременными постройками. Не произойдёт ли в итоге такая же катастрофа исторической среды города, как в Коломне после строительства Ледового дворца?
Но поскольку реализация этих проектов по экономико-социальным причинам маловероятна, то скорее всего в данном случае мы имеем дело лишь с «бумажной» архитектурой. Зодчие поиграют в свои игры и переключатся на более актуальные задачи, а Вышний Волочек останется наедине со старыми проблемами.
Если же город не только «жив», но и относительно «здоров», то главной опасностью для сохранения исторически ценной среды является стихийная застройка новыми домами и перестройка старинных зданий, в том числе памятников архитектуры. Владельцы стремятся увеличить полезную площадь домов, надстраивают этажи, заменяют дерево кирпичом, возводят на крышах мансарды. Современные здания дисгармонируют с исторической средой по высоте и стилю, уничтожают сложившиеся визуальные ориентиры. Особая проблема - «новорусские» виллы специфической архитектуры за высокими заборами, которые их влиятельные и обеспеченные хозяева ухитряются строить чуть ли не на центральных площадях городов.
Много таких вилл появилось в центре подмосковного Дмитрова. Разрушение его исторической среды началось ещё в середине ХХ века, когда возводились новые здания (в том числе промышленные), причём эта тенденция остаётся актуальной и сегодня. В центре города построены современные здания рынка, ЗАГС, гостиницы, автовокзал, архитектурный стиль которых абсолютно чужд городскому ансамблю. К 850-летнему юбилею города без согласования с органами охраны памятников проведены работы по реконструкции площади в охранной зоне Дмитровского кремля, у подножия древних валов, а также установлено множество бронзовых скульптур весьма сомнительного художественного достоинства.
В Звенигороде несколько лет назад была отдана под застройку кирпичными коттеджами территория Поречьевских курганных могильников IX-XII веков, несмотря на то что зоны охраны были утверждены и областными, и местными органами власти. В Звенигородском кремле («на Городке») рядом с Успенским собором недавно появился новодел - кирпичная церковь немалых размеров.
А возведение в Коломне уже упомянутого Ледового дворца? А сколько «новорусских» вилл проявилось на территории Коломенского кремля и в центре Сергиева Посада? А снос в Ногинске для строительства пешеходного моста через Клязьму нескольких старинных домов, хоть и не имевших статуса памятников, но составлявших характерную историческую застройку? А строительство в том же Ногинске здания Центра занятости, которое и по высоте, и по архитектурному решению резко диссонирует с исторической средой центра и перекрывает вид на городской собор? А уничтожение памятников архитектуры XIX века в Волоколамске?..
А ведь сохранение неповторимого исторического лица своего города - важный фактор воспитания так называемой духовной оседлости, чувства гордости за малую родину. Вряд ли его могут пробудить возведённые рядом с древними стенами современные здания.
«Исторический облик»
Как сделать, чтобы такими благими намерениями, как благоустройство города, не оказалась вымощена дорога в ад - утрата памятников архитектуры и разрушение исторической среды?
Чаще всего предлагаются два способа решения. Первый - предоставление исторических зданий в долгосрочную аренду или на правах собственности при условии их восстановления и надлежащего содержания. В соответствии с законодательством об объектах культурного наследия добросовестным инвесторам могут быть предоставлены арендные или налоговые льготы. Если инвестор берётся за восстановление следующего памятника, льготы могут быть увеличены.
Во всех цивилизованных странах частная собственность на памятники архитектуры, истории и культуры, гарантирующая соблюдение всех требований охранного режима, - обычная практика. Но, как известно, человеческая жадность безгранична, а охранный режим весьма обременителен: исторические здания нельзя ни перепланировать, ни перестраивать, их ремонт безумно дорог, потому что приходится пользоваться услугами специализированных реставрационных организаций, к тому же закон обязывает собственников и арендаторов периодически обеспечивать доступ к памятнику экспертов, учёных и экскурсантов. Кроме того, исторические здания, как правило, имеют низкий уровень инженерного обеспечения, их техническое состояние и уровень комфорта не соответствуют современным требованиям, потому что большинство из них многие годы не ремонтировалось.
Поэтому брать на себя и нести это бремя имеет смысл только в одном случае: когда добросовестное владение памятником обеспечивает почёт и уважение со стороны и государства, и общества. Если же они безразличны к судьбе памятников, то желание у собственника, как правило, одно: при первой же возможности избавиться от всех обременений, либо снеся памятник (пусть даже уплатив штраф), либо целенаправленно доведя его до разрушения (дескать, не уберегли), чтобы потом построить на его месте новодел, в лучшем случае муляж.
Второе часто предлагаемое решение проблем сохранения исторической среды малых и средних городов - развитие туризма. Например, в Суздале затраты на реставрацию памятников и создание сферы обслуживания окупились за несколько лет, а доходы позволяют и поддерживать памятники, и развивать социальную сферу города.
Но проблема в том, что в случае принятия решения развивать туристическую отрасль экономики город попадает в заколдованный круг: ведь чтобы туризм приносил деньги, нужна регенерация исторической среды, но для её осуществления требуются финансовые вложения. Суздалю понадобились сравнительно небольшие затраты, потому что и город небольшой (11 тыс. жителей), и степень сохранности исторической среды была достаточно высокой, и госбюджет в 1980-е годы выделял на поддержку культуры гораздо больше средств, чем сейчас. Но для регенерации исторической среды Александрова, в котором проживают 63 тыс. человек, для вывода из городского центра промышленных предприятий, сноса или реконструкции множества неприглядных зданий советской эпохи понадобятся значительные капиталовложения, однако сегодня их взять неоткуда. Перспектива окупаемости регенерированной исторической среды более чем сомнительна: даже если этот проект удастся реализовать, Александров вряд ли сможет привлечь больше туристов, чем Суздаль.
Да и развитой туризм сам по себе не панацея. Например, население города Мышкина, несмотря на неплохую сохранность исторической среды, наличие удобных подъездных путей (автомагистрали, пристани на Волге), открытие новых музеев, работающую программу «Мышкин - город классической провинции» и возведение туризма в ранг приоритетной политики городского развития, за последнее десятилетие сократилось с 6,5 тыс. до 5,8 тыс. человек. Причём почти тысяча человек (треть трудоспособного населения) работают на компрессорной станции «Газпрома».
Как же решать проблемы сохранения и регенерации исторической среды малых и средних городов? Только комплексно. Местные и региональные власти должны начать работать по двум направлениям.
Первое - экономическое (соответственно и социальное) развитие. Малые и средние города должны постепенно, шаг за шагом, приобретать способность к устойчивому саморазвитию прежде всего за счёт активизации собственных экономических возможностей в сочетании с федеральной и региональной политикой избирательной поддержки проблемных территорий.
О необходимости развития туризма уже упоминалось. Однако не менее необходимо возрождать местную промышленность, что в современных условиях означает более жёсткий подход к соблюдению экологических требований и приданию предприятиям презентабельного внешнего вида, и это особенно важно, если заводы находятся в исторических центрах городов и их вывод по каким-то причинам невозможен.
Например, администрация Киржача, найдя эффективного собственника, смогла вывести из кризиса одно из крупнейших текстильных предприятий России - фабрику «Киржачшёлк». Важной частью экономической политики Углича (в дополнение к развитому туризму) является стабилизация ситуации на часовом заводе «Чайка». Для его сохранения городские власти сделали всё возможное: предоставили льготы по налогам и отсрочки платежей в бюджет, позволили осуществлять взаимозачёты по электроэнергии и теплу. Эти меры были оправданными, потому что численность работающих на часовом заводе составляет около 5 тыс. человек и крах этого предприятия означал бы крах социальной сферы города.
Ещё один положительный пример - подмосковный город Хотьково, градообразующее предприятие которого - завод «Электроизолит» - в советское время было ориентировано исключительно на нужды военно-промышленного комплекса. В 1990-е годы при поддержке городской администрации завод был перепрофилирован, на его базе было создано совместное предприятие с немецкой фирмой «Бушинг», которое выпускает широкий ассортимент электроизоляционных изделий. Успешная городская промышленность в сочетании с высоким уровнем развития туризма (Покровский Хотьков монастырь, музей-усадьба Абрамцево) обеспечивает удовлетворительные экономические, социальные и культурные показатели современного состояния Хотьково.
Второе направление - совершенствование механизмов действия законодательства по охране исторической среды и формирование в обществе (в том числе при помощи СМИ) нетерпимого отношения к порче и уничтожению памятников архитектуры. Строительство в исторических центрах не должно начинаться без внесения в генеральные планы проектов градостроительного развития городов, без их соответствующей историко-архитектурной проработки и обязательного согласования с органами охраны памятников.
Полезно обратиться к опыту зарубежных стран, привлекающих к созданию градостроительных проектов и программ социально-экономического развития городских территорий не только местные власти, но и представителей градообразующих предприятий, малого и среднего бизнеса, общественных структур. Постоянно повышается уровень квалификации участников проектирования и реализации проектов развития городов, повсеместно проводятся тематические семинары, конференции, смотры-конкурсы, в том числе международные.
Важно отметить, что между зарубежными малыми и средними городами очень развиты горизонтальные контакты: они сотрудничают в сферах разработки градостроительных проектов и социально-экономических программ, возрождения культурных традиций, развития туризма, благоустройства, решения экологических проблем. В связи с этим уместно вспомнить существовавшую в СССР и принятую в мире традицию городов-побратимов. В современной России в большинстве случаев побратимство ушло в прошлое или осталось только на бумаге, но в развитых странах эта традиция очень сильна и играет существенную роль. Европейские муниципалитеты гордятся своими побратимами и ведут с ними постоянные диалоги.
Рассматривая опыт наиболее развитых стран мира, где с повсеместным внедрением информационных технологий и предъявлением все более и более жёстких экологических требований к качеству жизни урбанизация постепенно сменяется дезурбанизацией, можно сделать вывод, что будущее экономической и социально-культурной жизни России не за мегаполисами, а за малыми и средними городами. Сохранение их самобытной исторической среды становится одной из первостепенных задач государства и общества.