Возможные клише для комментирования
КОММЕНТИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Что такое «комментарий к проблеме»?
• Комментарий - это пояснительные замечания по поводу выделенной проблемы.
• Он должен быть связан с авторской позицией
• Комментарий показывает, насколько автор сочинения сумел увидеть аспекты проблемы, намеченные автором текста.
• Прокомментировать проблему - значит показать, как автор текстапонимает и объясняет события и ситуации, описанные в тексте, то есть уловить ход авторской мысли.
Виды комментария
Текстуальный | Концептуальный |
Предполагает объяснение текста вслед за автором Следование от текста к действительности, связывая мысли автора со своими знаниями жизни | Предполагает опору на понимание проблемы, различного рода интерпретации, следование от действительности к тексту. |
ü На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? ü На какие аспекты проблемы обращает внимание? ü Как позволяет увидеть эти аспекты? Какими фактами, событиями иллюстрирует её? ü Почему именно эти аспекты волнуют автора? ü Какое высказывание заслуживает особого внимания? Почему? ü На чьи мнения , высказывания ссылается автор? Почему? | ü К какому типу проблем принадлежит выбранная проблема? ü Актуальна ли она в наши дни? ü Как часто мы сталкиваемся с ней? ü Почему эта проблема привлекла внимание автора? ü Какой аспект этой проблемы рассматривает автор? ü Как позволяет увидеть эти аспекты? Какими фактами, событиями иллюстрирует её? ü Почему именно эти аспекты волнуют автора? |
Внимание!!!
• Любой комментарий должен опираться на прочитанный текст, иметь ссылки на него.
• Но приводимые факты должны быть объяснены, связаны с авторской позицией.
• Если будут приведены только факты, то комментарий превратиться в пересказ и будет оценен экспертом нулём баллов.
Нужные советы
• По сути, комментарий - это небольшой анализ текста. Здесь есть опасность сбиться на пересказ или погрешить чрезмерным цитированием. Следует помнить, что все цитаты эксперт исключает при подсчёте слов. Некоторые экзаменуемые поступают "хитро" - они не заключают цитаты в кавычки, думая, что у эксперта нет возможности прочитать текст. Это не так, поэтому не допускайте заведомых ошибок.
• По комментарию эксперт должен понять, правильно ли ученик понял текст. Всё, что происходит в тексте, происходит не с автором, а с рассказчиком, героем. Не путайте! Автор решает проблему, высказывает свою позицию, иногда в завуалированной форме, применяет те или иные изобразительные средства, но все события происходят с героем.
• Будьте аккуратны с высказываниями типа "Эта проблема очень актуальна". Очень осторожно используйте слова "актуально", "злободневно", "современно". И не используйте слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки, а просто используются для набора нужного количества слов. Цитирую: "Эта проблема актуальна? Возможно. А злободневна ли она? Несомненно". И что за этими фразами? Ничего. Кроме того, ученик сделал одновременно логическую и речевую ошибки, так как не понимает, что слова "актуально" и "злободневно" - синонимы.
текст «Музы»
• (1)Старая поговорка гласит: «При громе оружия музы молчат». (2)Плохая поговорка. (3)И плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать, не помышляя о помощи борющемуся народу.
• (4)По счастью, не все музы таковы. (5)Мне ведомы и иные. (6)Они сами являлись на мобилизационные пункты, получали назначения и потом в солдатских шинелях и кирзовых сапогах спешили на передовую. (7)Их часто видели в окопах и землянках; они делили хлеб и судьбу, труды и опасности с теми, кто грудью стоял за свою землю.
• (8)И так было всегда. (9)Нет никаких сомнений, что «Слово о полку Игореве» – не только вдохновенная поэма, но и военный очерк очевидца, созданный свидетелем описываемых событий. (10)Нет никаких сомнений в том, что автор «Слова» проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца. (11)В противном случае «Слово» не было бы столь достоверным и столь зримым в деталях, увидеть и запомнить которые мог только участник похода. (12)Сама тональность «Слова» не могла бы быть столь пронизанной живейшим участием к бедам и испытаниям, какие выпали на долю Игоревых полков, не могла бы быть такой, если бы сам певец не делил ратных трудов и судеб с дружинниками.
• (13)То же было и позже, в годины народных бед и военных гроз. (14)«Певец во стане русских воинов» появился в дни Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года в военном лагере под Тарутином, где находился вступивший с началом войны в ополчение В. Жуковский. (15)В разгар войны поэт Денис Давыдов стал во главе партизанского движения и бил врага и днём и ночью, в лесах и в открытом поле, в зимнюю стужу и в осеннюю распутицу.
• (16)Этим славным традициям певцов-воинов следовали поэты и прозаики в Отечественной войне тысяча девятьсот сорок первого – сорок пятого годов. (17)Они отдавали кровному делу родной земли своё перо, а часто и саму жизнь. (18)Смертью храбрых пали Аркадий Гайдар, Иосиф Уткин, Семён Гудзенко… многие-многие другие – вечная им память и вечная слава. (По И. Бражину*)
• *Бражин Игорь Константинович – современный публицист.
Комментарий
• Раскрывая проблему, автор опровергает истинность пословицы «При громе оружия музы молчат». И. Бражин говорит, что «плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать…». По мнению автора, всегда были творческие люди, которые непосредственно участвовали в боевых действиях (предложения 4-7).
• В качестве примера, подтверждающего его точку зрения, В. Бражин приводит историю создателя «Слова о полку Игореве», «который проделал вместе с дружинойИгоря весь поход от начала до конца». Продолжая систему аргументов, автор говорит отрадициях «певцов-воинов» от Дениса Давыдова до поэтов и прозаиковВеликой Отечественной войны 1941-1945 годов. В заключение автор приходит к выводу, что многие творческие люди во все времена отдавали «кровному делу нетолько свое перо, но и … саму жизнь».
Выводы
• Нужно помнить, что в комментарии мы всегда мысленно отвечаем на вопрос : автор(что делает?)
- отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на, приводит пример того, как .. , отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, ... рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу
- В комментарии опираться на тест
- Не пересказывать, а анализировать текст. Писать не о том, что делают герои, а о том, что видит автор, описывая героев или ситуацию
- Не увлекайтесь цитированием. НЕ цитируйте больше одного предложения. Цитаты ОБЯЗАТЕЛЬНО объясняйте.
Возможная цепочка комментария
Возможные клише для комментирования
- Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни ... (взаимоотношений кого с кем). - Не случайно писатель изображает (кого, что) ... Поступок героя свидетельствует о том, что… Слова (мысли) героя показывают, что ... - Автор осуждает/одобряет поступок (поступки) героя (героев) .. - Автор сочувствует своему герою (своим героям) . - Симпатии автора на стороне (кого) ... - Автор убеждён в том, что - Автор разделяет мнение (кого) .. - Автор искренне восхищён, огорчён (чем) - Автор приводит нас к выводу о том, что. | - Проблема (чего?) - одна из важных проблем нашего времени. - Данная социальная (нравственная и т. д.) проблема имеет многовековую историю. - Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда). - Как и большинство из нас, автор считает, - Вопреки мнению большинства автор считает, что ... - Автор полемизирует (с кем) ... - Автор подробно рассматривает ... - Автор обращает наше внимание на .. - Таким образом, автор убеждает нас в том, что Автор заставляет читателя задуматься (над чем) ... - Автор текста обращает внимание на ... - В размышлениях автора звучит мысль (о чём?) |