Диагностическая работа для учащихся 6-х классов по истории
При выполнении заданий 1, 2, 4-6, 8-10 обведите кружком номер верного ответа. Для других заданий запишите ответ в указанном месте. |
1. К событиям эпохи раннего Средневековья относится
1) правление византийского императора Юстиниана I
2) созыв первых Генеральных штатов во Франции
3) война Алой и Белой розы в Англии
4) провозглашение Темучина великим ханом Монгольской империи
2.Прочитайте отрывок исторического источника и укажите пропущенный в нём год.
«Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: "Пойду и завоюю землю Александрову". И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: "Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою" ...и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего...»
1) | 1223 г. | 2) | 1237 г. | 3) | 1240 г. | 4) | 1242 г. |
3. Установите соответствие между понятиями и их значением.
Понятия | Значения понятий | ||
А) | Баскаки | 1) | крупное наследственное земельное владение |
Б) | Посад | 2) | представители ордынского хана на Руси, следящие за сбором дани |
В) | Вотчина | 3) | служилые люди, вооруженные огнестрельным оружием |
Г) | Стрельцы | 4) | часть русского города, где жили торговцы и ремесленники |
5) | объезд князем земель для сбора дани |
Под каждой буквой, обозначающей понятие, запишите в таблице цифру, под которой указано его значение.
А | Б | В | Г |
4. Первым гуманистом называют итальянского поэта
1) Фому Аквинского
2) Франческо Петрарку
3) Марко Поло
4) Алкуина
5. Прочтите отрывок исторического источника и укажите название средневековой организации, которое в нём пропущено.
«Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своём доме два широких станка и один узкий...
Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как в середине.
Никто из <...> не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.
Подмастерья – ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит колокол к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола».
1) | гильдия | 2) | орден | 3) | коммуна | 4) | цех |
6. Что из перечисленного ниже относится к последствиям опричной политики?
1) создание стрелецкого войска
2) усиление позиций удельных князей
3) разгром родовых боярских вотчин
4) укрепление личной власти царя
7. Установите соответствие между исторической личностью и событием, связанным с его именем.
Личность | Событие | ||
А) | Владимир Красное солнышко | 1) | строительство Успенского собора |
Б) | Олег | 2) | при нем в Москву из Владимира переехал митрополит |
В) | Иван Калита | 3) | участвовал в крестовом походе |
Г) | Андрей Боголюбский | 4) | во главе 80-тысячного войска отправился в поход на Царьград |
Д) | Ричард Львиное сердце | 5) | разбил арабов при Пуатье |
6) | осадил византийский форпост в Крыму |
Под каждой буквой, обозначающей человека, укажите в таблице цифру, под которой указано событие, связанное с его именем.
А | Б | В | Г | Д |
8. Какие из представленных событий относятся к правлению Ивана III?
А) | Ливонская война |
Б) | Битва на реке Шелони |
В) | Любеческий съезд князей |
Г) | Стояние на реке Угре |
Д) | Стоглавый собор |
Е) | Строительство Успенского Собора |
1) | АБЕ | 2) | БВГ | 3) | БГЕ | 4) | АВГ |
9.Какое произведение относится к творчеству Андрея Рублева?
1) | Богоматерь Владимирская |
2) | Троица |
3) | Богоматерь Донская |
4) | Спас Нерукотворный |
10. Укажите архитектурное сооружение, построенное в готическом стиле.
1) | 2) |
3) | 4) |
11. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности букв выбранных элементов.
А) | возникновение английского парламента |
Б) | строительство белокаменного московского Кремля |
В) | крещение Руси |
Г) | изобретение книгопечатания И. Гутенбергом |
Ответ: |
12. Используя знания российской и всеобщей истории, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ | ||
А) | Одной из причин участия рыцарей в Крестовых походах было | 1) | укреплению международного авторитета Руси |
Б) | Принятие христианства Владимиром Святославовичем объективно способствовало | 2) | ослабление половецкой опасности |
В) | Одним из последствий походов в степь, организованных Владимиром Мономахом стало | 3) | желание разбогатеть за счёт захвата новых земель |
В таблице под буквой, обозначающей начало суждения, укажите соответствующий номер, относящийся к правильному варианту его завершения.
А | Б | В |
13. Установите соответствие между событиями и датами. Под каждой датой запишите номер, которым обозначено соответствующее событие.
События: | |||
1) | Невская битва | 4) | Первое летописное свидетельство о Москве |
2) | Принятие Судебника | 5) | Созыв первого Земского собора в Кремле |
3) | Стояние на реке Угре |
1147 г. | 1240 г. | 1480 г. | 1497 г. | 1549 г. |
14.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков, обозначенных буквами в тексте. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующий номер.
В начале XV в. немецкие рыцари угрожали _______(А) княжеству, во главе которого стоял князь Витовт, и Польскому королевству, которым правил Ягайло. 15 июля 1410 г. у местечка _______(Б), войска сошлись. В распоряжении Витовта были русские полки. Сначала поляки и литовцы дрогнули и бросились в бегство, но _______(В) полки задержали рыцарей. Поляки и литовцы воспользовались этим, вернулись на поле битвы и окончательно разгромили _______(Г).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим (изменяя окончания, если нужно), мысленно заполняя каждый пропуск.
1) | Литовское | 5) | Грюнвальд |
2) | смоленские | 6) | Гастингс |
3) | Владимирское | 7) | шведы |
4) | тевтоны |
А | Б | В | Г |
Задания 15-18 выполняются с использованием нижеприведенных рисунков (схемы и изображения). |
15. Назовите историческое событие, которое связывает представленную схему и изображение.
Ответ: _________________________________________________________
16. Напишите название реки, обозначенной на карте цифрой 1.
Ответ: _________________________________________________________
17. Напишите имя военачальника, чей стан располагался в месте, обозначенном на карте цифрой 2.
Ответ: _________________________________________________________
18. Сформулируйте три последствия этого события.
________________
____________________________