Правописание безударных гласных в корне слова. Прочитайте, найдите в каждом слове с пропущенными буквами корень и определите лексическое значение этого слова
Упражнение 1
Прочитайте, найдите в каждом слове с пропущенными буквами корень и определите лексическое значение этого слова. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя ударение и указывая в скобках проверочные слова.
I. Св…зать - связать (свяжет, связка), ук…рять (в чем-либо), пок…рать (за что-либо), пок…рить (кого-либо), разг…дать (замысел), пригодиться (для занятий), (выразить) сож…ление, др…жать (от холода), др…знить (кого-то), (сильное) потр…сение, (рано) созр…вать, сост…влять (план), зап…вать (лекарство), ув…дать (от холода), пов…дать (друга), перед…вать (привет).
II. Охр…нять (склад), (опытный) вр…тарь, св…ротить (с дороги), сокр…тить (путь), (опустить) гол…ву, возгл…влять (колонну), (сильное) гол…вокружение, (громкие) возгл…сы.
Упражнение 2
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя в этих словах ударение и указывая в скобках проверочное слово. К выделенным словам подберите синонимы.
Насл…ждаться музыкой, неув…даемая красота, уд…вительный случай, обог…тить речь, потр…сающее зре-лище, вопл…тить в жизнь, опл…тить расходы, благосл…- вить на подвиг, благосл…венный край, просл…влять простых людей, сдержать об…щание, увл…кательная экскурсия, зн…менательная дата, пл…нительный образ, оч…ровать зрителей, б…чевать пороки, разв…вающиеся зн…мена, разв…вающиеся страны.
Упражнение 3
Прочитайте, вспомните, с какими эпизодами и персонажами романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» связаны приведенные цитаты. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.
I.Отступник бурных наслаждений, Онегин дома за-
перся, з…вая, за перо взялся. 2. Два дня ему казались
новы уед…ненные поля. 3. Один среди своих владений
чтоб только время проводить сп…рва задумал наш Ев-
гений порядок новый учредить, 4. Ярем он барщины
старинной оброком легким зам…нил и раб судьбу благо-
сл…вил. 5. Все дружбу прекратили с ним. 6. Увы Татьяна
ув…дает бл…днеет гаснет и молчит. 7. Впервые именем
таким страницы нежные романа мы своевольно осв…тим. 8. В тоске безумных сож…лений к ее ногам упал Евгений (А. С. Пушкин.).
Упражнение 4
Перепишите данные группы слов, расставляя ударение, вставляя пропущенные безударные гласные и подчеркивая их. Составьте словосочетания с одним из слов каждой группы.
1.Сентиментализм - с…нт…ментальный, с…нт…менталист. 2. Романтизм - р…мантический, р…мантик. 3. Конфликт - конфликтный, конфликтовать. 4. Традиция - традиционный, традиционность. 5. Теория - т…оретнк, теоретический, т…opетизировать. б. Агита-ция - агитатор, аг…тировать. 7. Аплодисменты - аплодировать. 8. Капитуляция - капитулировать.
Упражнение 5
От данных слов образуйте существительные, обозначающие названия лиц. Составьте с этими существительными словосочетания и запишите, подчеркивая выделенные безударные гласные.
Образец:
Адрес - адресат; доставать письмо адресату.
Оптимизм - ..., пессимизм - ..., пропаганда - ..., агитация - …, фанатизм - ..., антагонизм - ..., сатира - ..., энтузиазм - …, патриотизм - ..., стипендия - ..., инициатива - ...
Упражнение 6
Перепишите, разделяя слова черточками для переноса. Подчеркните выделенные гласные. Укажите лексические значения данных слов (устно).
I. Авангард - аван-гард, аллея - ал-лея, альма-
нах, бастион, вакансия, гениальный, дифирамб, еретик,
желать, завет, идеология, истина, компонент, легендарный, манифест, негативный, обелиск, палитра, ревизия.
II. Салон, тормоз, уникальный, фрагмент, характерный, цивилизация, чеканка, шедевр, щепетильный,
эвакуация, юбилей, ярмарка, якорь.
Упражнение 7
Запоминанию слова поможет знание его этимологии (происхождения). Прочитайте данные слова, укажите их современное значение (в скобках приводится этимология). Составьте с ними словосочетания и запишите их.
аромат (греч. aroma - душистое вещество)
багровый (старосл. багръ - красный цвет)
ветеран (лат. vetus - старый)
иждивение (старосл. иждити - истратить, прожить)
коварный (старосл. коварь - кузнец)
лауреат (лат. Laureatus - увенчанный лаврами)
обаяние (древнерус. обаяти - заговорить, обворожить словами)
полемика (греч. polemikos - враждебный, воинственный)
сигнал (лат. signum - знак)
цигейка (нем. Ziege - коза)
Примечание: Справки об этимологии слов можно получить в «Словаре иностранных слов», а также в «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской.
Упражнение 8
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. При сомнении в написании слов с непроверяемыми гласными обращайтесь к орфографическому словарю. Сформулируйте кратко основные мысли этого текста (устно).
«Онегин» есть самое задушевное произв…дение Пушкина самое любимое дитя его ф…нтазии и можно указать слишком на немногие творения в которых личность поэта отразилась бы с т…кою п…лнотою светло и ясно как отразилась в «Онегине» личность Пушкина...
Прежде всего в «Онегине» мы видим п…этически воспроизв…денную к…ртину русского общества, взятого в одном из инт…реснейших м…ментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть п…эма ист…рическая в полном смысле слова хотя в ч…сле ее г…роев нет ни одного исторического л…ца...
«Онегин» в высшей степ…ни оригинальное и н…цио-нально-русское произв…дение. Вместе с совр…менным ему гениальным творением Грибоедова «Горе от ума» стихотворный р…ман Пушкина положил прочное основание новой русской п…эзии новой русской литературе. (В. Г. Белинский).
Упражнение 9
Прочитайте и установите, какие буквы пропущены, проверьте по орфографическому словарю. Составьте с данными словами словосочетания и запишите их.
Адм…нистративный, л…коничный, вопл…щать, погл…тить, впеч…тление, в…реница, декл…рировать, паф…с, пр…емственность, неот…емл…мый, т...риториальный, суб…ективный, пр…творение, ф…нтастический.
Упражнение 10
Прочитайте и установите, какие буквы пропущены, проверьте по орфографическому словарю. Составьте с данными словами словосочетания изапишите их.
Предш...ственник, уч…ствовать, больш…нство, болшеви…кий, к…нфликт, ор…гинальный, об…тание, полем…ка, д…скуссия, ант…гонизм, гум…низация.
Упражнение 11
Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены, проверьте по орфографическому словарю. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Ант…гонизм, ан…логия, бор…щийся, гума…ный, ин-те…лигенция, ист…ный, миров…зрение, незыбл…мый, опт…мистический, пес…мистический, проп…ганда, про-кл…мация, ровес…ик, свер…ник, труж…ник, уч…ствовать, ч…ствовать.
Упражнение 12
Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены. Проверьте по орфографическому словарю. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы и подбирая к каждому по одному родственному слову.
Аг…тационный, ант…гонистический, к…нфликтный, к…мпрометация, к…нстатация, ал…горический, эл…гический, контр…банда, из…ян, интел…генция, иде…логический, гум…нист, прив…легированный, пес…мистический, м…нументальный, им…тировать, кульм…национный.