Теоритическая часть к государственному квалификационному экзамену 2 страница
По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, «Руины стреляют», «Экскурсия по Верхнему городу» и др.).
Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.
Маршрут строится с учетом следующих требований:
– показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых «петель»;
– наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
– переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
– наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.
- безопасность экскурсантов.
Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.
Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.
При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:
1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;
2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;
4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;
6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы.
9. Составление экскурсионных текстов. Отличия между контрольным и индивидуальным текстами экскурсии.
Существует два вида экскурсионных текстов. Один из них, первичный по времени создания, составляется творческой группой при разработке новой темы экскурсии. Он носит название «контрольный текст». Основа рассказа на экскурсии – индивидуальный текст.
Требования к экскурсионным текстам: полное раскрытие темы; краткость изложения; достоверность фактического материала; чёткость формулировок; информационность; чистота литературного языка.
Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности, с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся. В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии. Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов.
Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст. У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для использования в ходе проведения экскурсии.
По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом. Однако при равном содержании экскурсоводы могут использовать разные обороты речи, могут излагать рекомендуемые факты, цифры и примеры в иной последовательности. Индивидуальность экскурсии состоит и в том, что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приемы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах.
10. Формирование «портфеля экскурсовода». Условия отбора наглядных пособий, требования к их внешнему виду и оформлению.
«Портфель экскурсовода» - комплект дополнительных наглядных пособий, включающий в себя набор наглядных материалов, используемых в ходе экскурсии, чтобы максимально дополнить или восстановить недостающие звенья зрительного ряда. «Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.
Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.
В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним. Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.
И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).
Классификация наглядных пособий: естественные (срезы деревье, насекомые , семена), изобразительные (художественные: картины, рисунки, открытки; условно-схематические: схемы, таблицы; условно-географические: исторические и географические карты; фотографии, копии документов), технические: экранные: кино- и видеофильмы; звуковые: магнитофонные записи и т.д.)
Требования к внешнему виду: формат 18х24 или 24х30, ясность и четкость изображения, хорошее цветовое решение, выразительность, практичность и простота оформления.
К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Каждый экспонат – фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа – имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии. Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание. Например, для трёхчасовой экскурсии рекомендуется использовать не более 15 наглядных пособий.
Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем рекомендации по использованию материалов «портфеля» включают в методическую разработку. Демонстрацию наглядных пособий сопровождают наглядные жесты. Недопустимо, чтобы экскурсовод сам рассматривал пособие при его показе, - может сложиться впечатление, что он плохо знаком с материалом. Нельзя держать руку с пособиями на уровне груди. Она должна быть высоко поднята (приблизительно на уровень головы), что не только улучшает обзор, но и подчеркнёт уверенность экскурсовода. Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления. Демонстрируя наглядные пособия, экскурсовод обычно комментирует их. Приготовленные по теме наглядные пособия не нужно показывать раньше, чем это следует по ходу изложения.
11. Составление технологической карты экскурсии.
Технологическая карта экскурсии – это её основной документ, в котором излагаются цель, задачи, маршрут и объекты показа экскурсии, ее продолжительность, содержатся организационные и методические указания. Объем этого документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.
К составлению технологической карты предъявляются следующие требования:
· обеспечение полного раскрытия темы;
· выбор наиболее эффективных методических приёмов;
· четкость рекомендаций по организационным вопросам;
· дифференцированность подхода к обслуживанию экскурсантов;
· обязательное соблюдение структуры экскурсии (втсупление, основная часть, заключение);
· логичность;
· рациональное соотношение общего и локального материала;
· отражение принципа построения маршрута.
Эффективность технологической карты зависит от правильного заполнения всех семи граф.
В графе «Участки (этапы) перемещения по маршруту экскурсии» называется пункт сбора экскурсантов, где будет озвучено вступление. Следующим – отрезок маршрута, на котором освещается первая подтема экскурсии. Далее перечисляются по порядку участки между другими объектами показа.
В графе «Места остановок» называются те точки маршрута, где предусмотрены остановки, выход из автобуса или предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов, или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии.
В графе «Объекты показа» перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.
Графа «Продолжительность осмотра». Графа для указания времени, необходимого для: а) показа объекта и рассказа о нём; б) самостоятельного осмотра объекта экскурсантами; в) продвижения к следующей остановке экскурсии. Сумма времени, указанная в графе, равна общей продолжительности экскурсии
Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы (не больше 5), излагаемые при раскрытии подтемы.
В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей с целью обеспечения их безопасности.
Графа «Методические указания» формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются указания по использованию методических приемов. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода», включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, «После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом».)
12. Заключительная ступень подготовки новой экскурсии: рецензирование документов, приём (сдача) и утверждение экскурсии.
Обязательный этап создания новой экскурсии – заключение о тексте и технологической карте экскурсии. Заключение представляет собой оценку основных документов экскурсии, компетентное мнение о правильности составления этих документов, об их содержании, о возможности проведения качественной экскурсии на основе данного текста и технологической карты экскурсии. Заключение в форме письменного отзыва о контрольном тексте и технологической карте экскурсии даёт специалист, который не является участником творческой группы по разработке новой темы экскурсии. Письменному отзыву может предшествовать рецензирование технологической карты экскурсии, также как и контрольного текста, специалистами данной отрасли знаний, научными работниками или методистами других научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений.
Рецензия, в зависимости от поставленной перед рецензентом задачи, представляет собой отзыв, оценку документа в целом или его определённой части – подтемы, одного из экскурсионных объектов.
При положительной оценке контрольного текста и технологической карты экскурсии, наличии хорошо укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута, назначается дата приёма (сдачи) новой экскурсии.
Сдача новой экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его болезни или наличии других уважительных причин экскурсию сдаёт один из членов группы.
Процесс сдачи новой экскурсии носит деловой характер. Не допускается подмена серьёзного обсуждения прослушанной экскурсии общими рассуждениями и лестными отзывами в адрес её создателей. Именно этот этап подготовки новой экскурсии даёт возможность обнаружить и своевременно устранить недостатки в содержании экскурсии, отборе экскурсионных объектов и использовании методических приёмов проведения экскурсии.
Приём (сдача) экскурсии проводится в форме товарищеской дискуссии, открытого обмена мнениями, выявления и обсуждения недочётов. Основой для обсуждения экскурсии служит общепринятая схема анализа экскурсии.
По итогам заключительного прослушивания при положительном мнении участников приёма новой экскурсии издаётся приказ (распоряжение) о приёме новой экскурсии. Этот документ является актом утверждения экскурсии.
Если по каким-либо причинам экскурсия не принимается участниками прослушивания, то авторам даётся определенное время на исправление выявленных недостатков.
После приёма экскурсии к её проведению считается допущенным руководитель творческой группы или тот её участник, который сдавал экскурсию. Остальные члены творческой группы должны проводить пробные экскурсии в установленном порядке каждый в отдельности. Однако, учитывая их активное участие в разработке данной темы, экскурсия может быть принята не на маршруте, а в ходе собеседования в учебной аудитории.
13. Сущность и требования методики проведения экскурсии.
Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний.
Одной из важнейших составляющих частей экскурсионной методики является методика проведения экскурсии. Методика проведения экскурсии – сумма определённых действий экскурсовода по раскрытию темы экскурсии, логическому и последовательному изложению материала, эффективному использованию зрительных и словесных доказательств на пути достижения поставленной цели. Методика проведения экскурсии (как часть экскурсионной методики) предполагает изучение, систематизацию, формулировку, разъяснение методических приемов в процессе познания окружающей действительности. Она наиболее глубоко разработана. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа. В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики: использования «портфеля экскурсовода»; использования технических средств наглядности; наблюдения; изучения и исследования объектов.
Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию.При проведении экскурсии необходимо соблюдать следующие требования экскурсионной методики: первичность показа над рассказом; сочетание рассказа с показом; выбор наиболее эффективных методических приемов; обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний; обеспечение внимания к теме на всем протяжении экскурсии.
Одно из требований методики проведения экскурсии – обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, т. е. воздействие экскурсионного материала на экскурсантов в течение всех 180 минут, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе). Все время ведения экскурсии (180 минут) заполнено суммой показа, рассказа и пауз между подтемами и основными вопросами темы.
Соблюдение требований методики помогает экскурсоводу донести до аудитории знания в форме, отличной от лекции, беседы, а также обеспечить устойчивый интерес к теме на протяжении всей экскурсии.
Пути совершенствования методики проведения экскурсии:
1) целенаправленно изучать, формулировать и разъяснять методические приёмы, при помощи которых экскурсоводы осуществляют свою деятельность.
2) Обобщать опыт проведения экскурсий, разрабатывать и предлагать такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.
14. Показ, как основной элемент экскурсии. Методические приёмы экскурсионного показа.
Показ в экскурсии это – целенаправленный процесс изучения объектов и извлечение из них зрительной информации, сопровождаемый анализом и квалифицированными пояснениями экскурсовода. Показ – двусторонний процесс, объединяющий действия экскурсовода с деятельностью экскурсантов. Его составляющими являются: выбор месторасположения группы; расстановка экскурсантов; последовательность показа; протяженность показа во времени; приемы показа; средства показа.
Особенности показа: активность показа, логическая последовательность показа, главенствующее значение показа, сюжетность показа, парадоксальность показа.
Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:
1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;
2) показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке);
3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;
4) показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте;
5) показать объект таким, каким он был в период описываемого события.
Научить экскурсанта правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать - одна из основных задач показа.
Эффективный показ экскурсионных объектов требует определенных условий:
а) правильно выбранные точки показа;
6) время, более выгодное для показа;
в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;
г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов;
д) умения и навыки экскурсовода;
е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.
Существуют особые условия показа архитектурных объектов. Например, показывая архитектурный памятник, не следует подходить к нему с фасада, так как восприятие памятника экскурсантами будет плоскостным и живописным, а не архитектурным.
Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:
1) на ходу автобуса из окон при скорости 40—60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации или методического приема справки;
2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса( до 20 км/ч) при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами;
3) наблюдение объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена;
4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта.
Методические приемы показа:
Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта.
Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.
Экскурсионный (зрительный) анализ. Предполагает детальное изучение экскурсионного объекта или осмотр его отдельных деталей с целью более глубокого изучения. Разновидности: искусствоведческий анализ, исторический анализ, естественнонаучный анализ.
Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Сущность этого приема заключается
в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания и другие события. Сюда же относят места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте. Если здание превратилось в руины, на помощь приходят наглядные пособия «портфеля экскурсовода».
Прием локализации событий - т. е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность приковать взгляды экскурсантов к данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие.
Прием зрительного сравнения. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты. Одна из задач данного методического приема – выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость.
Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Показывая здание, памятное место, экскурсовод идет путем объединения различных сторон, деталей свойств в единое целое. Например, прием интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов. На заключительном этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство нескольких зданий.
Прием зрительной аналогии построен на сравнении: а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта; б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее. Задача экскурсовода, использующего этот прием при показе объекта, – привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде аналогичного объекта, который они видели на прежних экскурсиях. При этом у каждого экскурсанта может быть своя аналогия.
Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект. Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями.
Методический прием движения: движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения, в ряде случаев используют замедленное движение на автобусе вокруг комплекса объектов.
Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует прочитывать ее вслух. Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т. е. объект, о котором идет речь, не сохранился
15. Рассказ в экскурсии. Методические приёмы экскурсионного рассказа.
Рассказ в экскурсии — условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе.
Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: а) комментирует, поясняет, дополняет увиденное; б) реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.
Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.
Основная особенность рассказа состоит в том, что он носит характер монолога. В то же время нужно отметить, что отдельные экскурсоводы делают попытки превратить часть экскурсии в открытый и скрытый диалог.
В практике можно обнаружить шесть особенностей рассказа:
1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы.
Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии. Например, рассказ, подготовленный для экскурсии с детьми, нельзя без изменения использовать на экскурсиях для взрослых.
2. Подчиненность рассказа показу. Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и поясняет то, что видят экскурсанты, направлен на зрительное воссоздание картины, которая по замыслу авторов экскурсии должна возникнуть перед мысленным взором экскурсантов.
3. Использование в рассказе зрительных доказательств. Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Экскурсовод так строит показ, чтобы «заговорил» сам объект, чтобы экскурсанты увидели то, о чем он рассказывает. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятника.
4. Адресность рассказа, т. е. привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа экскурсовода состоит в том, что, рассказывая, экскурсовод имеет в виду конкретный объект — здание, архитектурный ансамбль, памятник природы .
5. Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность — это не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, их толкование. Конкретность требует, чтобы на экскурсии преподносился не материал вообще, а материал, раскрывающий конкретную тему.
6. Утверждающий характер рассказа. Рассказывая об историческом событии, экскурсовод с максимальной убедительностью утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте, что его участниками были называемые им лица, а не кто-нибудь иной.
Необходимо иметь в виду и такую особенность рассказа, как наличие в нем подтекста. Подтекст — это внутренний, добавочный (скрытый в речи) смысл текста, рассказа экскурсовода. Подтекст находит выражение в чувствах экскурсовода, эмоциональной насыщенности его рассказа, в жестах и мимике, в тональности речи. Суть подтекста — отношение экскурсовода к предмету разговора, оценка определенного факта или какой-то детали в излагаемом материале.