Лекция 8. Общегерманская мифология

План:

1. Космогония.

2. Теогония.

3. Антропогенетические мифы.

4. Верования. Обряды. Обычаи германцев. Мифы о героях.

Космогония

Важнейшие непосредственные источники религии германцев восходят к эпохе викингов. Космогония германцев – мифы о происхождении мира, Вселенной и теогония – мифы о богах описаны в древних сочинениях скандинавов – Старшей и Младшей Эдде (XIII в.). Старшая Эдда на исландском языке включает 10 стихотворных текстов о богах и 18 текстов о героях. В предисловии к Младшей Эдде – произведении исландского историка Снорри Стурлусона – описывается мифическая родословная скандинавских правителей.

Единой германо-скандинавской мифологии, если она когда-либо вообще существовала, не сохранилось. И потому так часто упоминаемая скандинавская мифология представляет самостоятельно и богато развившуюся ветвь германской мифологии. В XX в. в науке господствовал взгляд, что почти вся скандинавская мифологическая система, выразившаяся, например, в песнях Старшей и рассказах Младшей Эдды, может и должна считаться общегерманской. Такого взгляда держался Я. Гримм, искавший в немецких народных сказках и суевериях подтверждения своим выводам.

Согласно космогоническим воззрениям германцев, сотворению мира предшествует Хаос, или великая бездна – Гиннунгагап. Великая пустота, предшествующая сотворению земли, пронизана магической силой. В раннее средневековье германцы помещали бездну на севере (Нифльхейм) и рассматривали как море, покрытое льдами, или великий колодец, из которого вытекают 11 рек. Мир для германцев разделяется на царство злых сил на севере и востоке – там находятся поля мрака Нидавеллир и царство мертвых – Хелль (по некоторым представлениям – он под землей) и на царство раскаленной земли Муспелль (Муспелльхем), которая располагается на юге и принадлежит Черному Великану Сурту. Вода рек, коснувшись колодца, становится ледником, но под действием муспелльского огня на льду появляется человекоподобный гигант Имир. Из растаявшего льда выходит корова Аудумла, которая питает Имира молоком, а сама питается соленым льдом. Из этого льда рождается Бури и три его божественных сына – О́дин, Вили и Ве. Три брата убивают гиганта Имира, переносят его в середину великой бездны, и образуется Вселенная. Из его плоти образуется земля, из крови – вода, из черепа – небо, из костей – горы, из волос – деревья. Посредине круглой земли, окруженной великим океаном, боги строят из ресниц Имира укрепление Мидгард и поселяют в нем созданных вскоре людей. Когда же они построили собственное жилище Асгард – обитель богов – творение завершилось.

Асгарт разделен на две части – царства асов и ванов. Бог Тор отправляется на восток, чтобы сразиться с врагами богов и людей – чудовищами и великанами. Мидгард – это мир людей, построенный богам, бург, ограждающий людей от вторжения великанов. Асгарт подобен Мидгарду, это такая же усадьба, в которой живут и люди, но она отличается своей обширностью и богатством.

Образ мира в представлении германцев – это земной круг Хеймскрингла, который находится под куполом неба.

Нередко мир изображается стоящим под сенью мирового древа Иггдрасиля, который поддерживает небесный свод. Иггдрасиль – это ясень, под которым ежедневно собирается совет богов. Три корня Иггдрасиля уходят в три мира: мир мертвых (Хель), мир льда и мака (мир льдистых великанов) и мир людей Миддангартен (да. middangeard). Описываемое здесь пространственное расположение является противоречивым, поскольку Асгарт, как и Мидгард могут помещаться то в середине неба, то на небе, то в виде корней дерева, обвивающих мир.

Теогония

Для германской мифологии достоверно восстанавливаются лишь четыре общегерманских божества, соотносимые с 4 основными индоевропейскими богами:

Бог Грома (индийский Индра, скандинавский Тор, кельтский Таранис, славянский Перун, балтский Перкунас). Он стоит на колеснице, его оружием служат молния, топор или молот, его спутником является волк.

Бог Ясного Неба (греческий Зевс, общегерманский Тивас, скандинавский Тюр, индийский Дьяус, балтский Диевас, славянский Дий). Бог Ясного Неба часто выступает и как военное божество. Его оружием служит меч.

Великая Богиня (греческая Гера, индийская Приттхиви, скандинавская Ерд, славянская Макошь, балтская Земес Мате, ирландская Дану).

Бог Земных Сил (греческий Дионис, индийский Рудра, скандинавский Фрейр, славянский Велес, балтский Велс, кельтский Цернунн).

Культурный Герой (греческие Гермес и Геракл, скандинавский О́дин, славянский Геровит, ирландский Луг). Культурный Герой представляет собой всадника на белом коне. Его оружием служит копье.

Четыре общегерманских божества – бог неба и света Tiwaz (сканд. Туr, нем. Zîo), бог грозы Thonaraz (сканд. Thòrr, нем. Donar), бог ветра Wôdanaz (сканд. Odhinn, нем. Wuotan), богиня земли и плодородия Frîja (сканд. Frigg, нем. Frîja) известны почти всем германцам. При этом более надежные точки опоры дает немецкий и англосаксонский материал. Более бедный по объему и содержанию, он отчасти гораздо древнее скандинавского и в большинстве случаев передает германские народные верования непосредственно, т.е. в форме, не затемненной позднейшей литературной обработкой.

В конце XI в. Адам Бременский писал о языческом храме в Упсале, разукрашенным золотом, в котором народ поклонялся статуям трех богов: Тору, О́дину, Фрейру. Тор сидит на своем престоле посредине храма, Водан и Фрейр сидят по разные стороны от него.

Скандинавские источники, очень богатые по содержанию и представляющие широко развитую, детально разработанную систему, сравнительно позднего происхождения: ни одна из песен Старшей Эдды не восходит ко времени более древнему, чем IX век. Эпоха викингов (IX-Χ вв.) – это эпоха христианизации Скандинавии, когда придворные певцы-скальды свободно распоряжались унаследованным мифическим материалом и подвергали его литературной обработке.

Значение германских богов в разных областях германского мира различно; их культы развиваются независимо друг от друга в пределах племенных верований выдвигающих на первый план то одно, то другое божество. Развившись в одной области, культ божества мог затем перейти и в другие. Ярким примером такого перехода может служить история распространения культа О́дина-Водана.

В скандинавской мифологии выделяются две группы богов – асы и ваны.

Асы – основная группа богов во главе с О́дином, отцом большинства асов, которые любили, сражались и умирали, поскольку, подобно людям, не обладали бессмертием. Они жили в небесной крепости Асгард, которая соединялась с Мидгардом радужным мостом Биврёст. Асам – богам-воинам поклонялись герои и короли. О́дин – предводитель героических асов на картине Уильяма Коллингвуда изображен в рогатом шлеме, идущим за юными и прекрасными богами и богинями, воплощающими силу и красоту. Асы противопоставляются ванам – богам плодородия, великанам – етунам, карликам – цвергам, а также женским божествам – дисам, норнам и валькириям. В древности асы воевали с ванами, но затем решили заключить мир и обменялись богами. Асы отправили к ванам Хенира и Мимира, а ваны послали в Асгард Ньёрда, Фрейю, Фрейра и мудрого Квасира.

Асами, кроме Одина, были двадцать семь богов-воинов и двадцать две богини. В мифах наиболее известны Бальдр, Борр, Браги, Бури, Видар, Вали, Ве, Вили, Дагр, Деллин, Локи, Магни, Ньёрд, Тор, Тюр, Форсети, Фрейр, Хед, Хеймдалль, а также богини Эйр, Идунн, Нанна, Нотт, Сага, Сив, Сигинн, Соль, Фригг, Фрейя.

Воден (О́дин)

О́дин (или Вотан, Óðinn, Odin, Wodan) – верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец асов. Бог войны и победы, супруг Фригг. Древние римляне отождествляли его с Меркурием / Гермесом. Это бог мудрости и божественного знания (черты Меркурия). Водан означает ярость, он снаряжен доспехами (черты Марса), правит войнами и вселяет в людей храбрость перед лицом врагов. Мудрец и шаман, знаток рун и преданий, он, в то же время, является богом военной аристократии, хозяином Вальхаллы и повелителем валькирий. Культ О́дина в древнейшую пору был сосредоточен на Нижнем Рейне у франков. Водан имел первоначально лишь ограниченное значение бога ветров и отождествлялся с римским Меркурием (день недели – среда dies Mercuru, mercredi, сканд. Odhinsdagr, англ. Wednesday). По мере того как выдвигались прирейнские франки, на которых впервые и наиболее сильно сказалось влияние высшей римской культуры, развиваются и расширяются представления об их национальном боге Водане, который становится теперь носителем и выразителем высшего духовного развития, шедшего с юга. В этом новом освещении он переходит к лангобардам на Эльбе, к саксам, датчанам, наконец, в Швецию и Скандинавию вообще, где он сразу занимает первенствующее положение верховного божества – но только в глазах высших слоев общества, а не народа. Тацит отмечал, что Woden was venerated as the ancestor of Hengist and Horsa, the legendary founders of the English nation, and that most of the early Saxon kings claimed descent from Woden. Низшие классы продолжают по-прежнему поклоняться главным образом Тору и Фрейю; высшее сословие устами своих певцов-скальдов прославляет О́дина как властителя вселенной, отца богов, вершителя судеб, бога неба и солнца, мудрости и поэзии, носителя и представителя высших духовных и нравственных начал. Когда уже в христианскую пору мифологические представления древних приводятся в систему, О́дин естественно становится центром последней; вокруг него группируются, подчиняясь ему, все остальные божества, как его братья, сыновья и дочери. Это же позднее развитие привело на севере к раздвоению богов на два рода: асов (О́дин и его потомки) и ванов (Ньорд, Фрей, Фрея и другие божества).

По легенде, О́дин, вооруженный копьем, являлся людям чаще всего в образе одноглазого старика (свой правый глаз О́дин отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости) в синем плаще и войлочной шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков. Считалось, что под видом бедного странника он бродит по всему свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своем коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.

Лекция 8. Общегерманская мифология - student2.ru

О́дин въезжает на коне Слейпнире в Вальхаллу.

Удивительные истории о призрачных конях и всадниках известны в Великобритании каждому. Не менее удивительна уффингтонская Белая лошадь – один из знаменитых наскальных рисунков длиной 112 м. Подобных рисунков в этой холмистой части Англии имеется много. Все они изображают лошадей или всадников, похожих на гуннов. Предполагается, что они возникли в эпоху железного века. В непосредственной близости от них часто находят земляные валы, о предназначении которых можно только гадать. Были ли эти белые лошади и великаны символами богов плодородия? Служили ли земляные валы укреплениями или ограничивали площадки для культовых церемоний? Нет объяснения и гигантским размерам этих фигур, рассмотреть которые можно только с воздуха.

Спутники О́дина – во́роны Хугинн (Huginn) думающий и Мунинн (Muninn) помнящий и волки Гери жадный и Фреки прожорливый, а также его ездовое животное – восьминогий конь Слейпнир (Sleipnir) скользящий. В правой руке О́дина копье Гунгнир. Оно никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Его корабль – Скидбладнир (Skíðblaðnir) сложенный из тонких дощечек был самым быстрым кораблем и при надобности мог быть сложен как ткань. Скидбладнир мог вместить все воинство Асгарда и плавал по морю и по суше. Его паруса всегда наполнялись попутным ветром.

В сказаниях О́дин выступает под множеством имен и прозвищ. Это связано с традициями скальдической поэзии, где приняты поэтические синонимы – хейти и непрямые упоминания о предмете – кеннинги. Вот некоторые из имен О́дина – Альфедр (Alföðr всеотец), Игг (Ygg страшный), Хар (Hár высокий), Вератюр (Veratýr повелитель людей), Бельверк (Bölverkr злодей). Перечень имен приводится в одной из глав Старшей Эдды «Речах Гримнира»:

Звался я Грим,

звался я Ганглери,

Херьян и Хьяльмбери,

Текк и Триди

Тунд и Уд,

Хар и Хельблинди;

Санн, и Свипуль,

и Саннгеталь тоже,

Бильейг и Бальейг,

Бёльверк и Фьёльнир,

Хертейт и Хникар,

Гримнир и Грим,

Глапсвинн и Фьёльсвинн;

Сидхётт, Сидскегг,

Сигфёдр, Хникуд,

Альфёдр, Вальфёдр,

Атрид и Фарматюр;

с тех пор как хожу

средь людей, немало

имен у меня.

Тиу

Древнейшее божество германского Олимпа – Tîwaz (Туr, Zîo), имя которого фонетически совпадает с инд. Dyâus, грeч. Ζεύς, лат. Ju-piter, от и.-е. корня *diu- блистать, сверкать. Еще в первые века н.э. он считается верховным божеством почти у всех германцев, хотя из бога неба он в силу культурных условий, вероятно, уже успел превратиться в бога войны, каковым и остается до конца. Название вторника, заимствованное германцами у римлян (dies Martis, mardi), переводится как день Тиу (сканд. Týsdagr; ср. англ. Tuesday, нем. диалект. Zîstig, литерат. Dienstag). В древнейшее время культ Тиу особенно процветал на материке у свевов-семнонов (Тацит, Германия, глава 39), позднее в Скандинавии, под видом Фрейя – в Упсале, в Швеции.

Тор

Тор – бог грозы (Thоrr, зап.-герм. Donar), древнейшее национальное божество Скандинавии со своим скипетром, т.е. молотом владычествует в воздухе и правит громом и молнией, ветром и дождем, хорошей погодой и урожаем. По своим функциям он ближе всего подходил к греч. Зевсу и лат. Юпитеру (день недели – четверг dies Jovis, jeudi, сканд. Thorsdagr, англ. Thursday, нем. Donnerstag). В Норвегии он считался верховным божеством, покровителем и защитником человека во всех его начинаниях. Таким он перешел и в Исландию и лишь отчасти был впоследствии вытеснен Воданом.

Фрейя–богиня плодородия, любви.

Фрейр – божество плодородия, которое дарует смертным мир.

Фригг, Фриявозлюбленная в германо-скандинавской мифологии богиня брака, любви, семейного очага, жена О́дина, восседающая рядом с ним на троне Хлидскьяльве, откуда божественные супруги могли обозревать все девять миров. Фригг, обладая знанием судьбы, никогда не предсказывала ее.

Валькириивыбирающие павших в скандинавской мифологии представляют воинственных дев, участвующих в распределении побед и смертей в битвах, помощниц О́дина.

За отмеченными более или менее ясными мифологическими образами лежит безбрежный океан так называемой низшей мифологии, которая скрывается в народных сказках, обрядах и суевериях и сосредоточивается, главным образом, на культе душ и демонов. Это древнейшие слои религиозных верований всех европейских народов: культ предков, домовых, эльфов, великанов и других отчасти бесформенных и неясных олицетворений стихийных сил природы.

Антропогенетические мифы

Антропогенетические мифы представляют собой мифы о происхождении первочеловека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары.

В германской мифологии обнаруживаются два мифа – о сотворении людей демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска ясень и Эмблу ива) или из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).

Сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века.

Наши рекомендации