Этнически смешанные деревни 5 страница

Важные события происходили В 1735—1740 гг. и в Кальсер-Табынской волости. В документах часто упоминается один из предводителей восстания Килдыш-сэсэн (импровизатор) Агиев, которого источники называют «одним из главных к тому бунту (1737) завотчиком». Он — старшина этой волости. Прапорщик Бардовский в рапорте от 25 июля 1740 г. писал, что его карательная команда нашла «воров башкирцев в Кальчирской волости близ горы Авзердяк (Зильмердак в Белорецком районе) на устье р. Зилане, которая впала в Зилим реку, и со оными де ворами был бой, где побито их воров мужска и женска полу 30 человек, взято мужска робят 2, женска 4,

42МИБ.Ч. 1. С. 113. 43Тамже. С. 355.

44 Там же. С. 295.

45 Никольский Н. В. Конспект по истории народностей
Поволжья. Казань, 1919. С. 64.

уфимский уезд




скота лошадей больших и жеребят 10, коров больших и телят 30»46.

Среди повстанцев в 1737—1739 гг. были башкиры Ашир Апасев из Кесе-Табынской и Урус Савалеев из Кумрык-Табынской волостей47.

В годы Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева жители 152 дворов под командой старшины Юмран-Табынской волости Каипкула Аслыкаева и 92 дворов под ведением его помощника Ярмухамета Абдрясева, 125 дворов Кальсер-Табынской волости старшины Юлкутлы Умерова находились в составе повстанческих полков4-.

Тептярские и мишарские деревни

На вотчинной земле башкир Уршак-Минской волости возникла д. Адзитарово. Основали ее тептяри по договору с вотчинниками в 1735 г.49 Это были тептяри -припущенники. Но в прошении жителей этой деревни Абдулгазиза Мурадымова, Шамсутдина Худайбердина, Тухватуллы Хуснутдинова и Мухамадияра Валишина от 17 июля 1843 г. видно, что их предок ясачный татарин Юлдаш Исмагилов купил землю у уршак-минцев по договорной записи 1739 г.50 Таким образом, два источника свидетельствуют о том, что среди тептярей деревни были припущенники, из которых одни только пользовались уршак-минской вотчиной, другие владели ею на основе купчей записи.

Мишари были припущены башкирами в 1758 г., причем без согласия тептярей. Возник спор между ними относительно землепользования. В 1777 г. они «миро-любно» согласились его уладить с оставлением мишарей у себя. В начале XIX в. припускалась новая группа мишарей. Их соседом оказался муфтий — председатель Оренбургского Мусульманского духовного собрания в Уфе Мухаметжан Гусейнов, приобретший в 1791 г. у уршак-минцев землю в собственность51 и основавший хутор Харам Абат. В 30-х гг. XIX в. при этом хуторе тептяри д. Адзитарово создали выселок из трех домов, оказавшись тем самым на чужом участке. Поэтому они были вынуждены вернуться в коренное поселение.

Название д. Адзитарово происходит от антропонима. Людей по имени Адзитар можно встретить в источниках немало. Обратим внимание только на одного из них. В прошении башкир четырех дорог за 1728 г. о притеснениях воевод имеется и тамга жителя д. Мин Минской же волости Атьетяра Илкаева52. Д. Адзитарово находится именно на территории этой волости. Но этого крайне недостаточно для того, чтобы доказать причастность вышеупомянутого вотчинника к названию одноименной деревни. Если не он, то кто же имеет непосредственное отношение к имени деревни? Почему Адзитарово не известно по имени первопоселенца Юлдаша Исмагило-

ва? Имеется ли генетическая связь с двумя другими деревнями — Адзитарово 1-е (Кшанны) и Новоадзитарово, расположенными в Аургазинском районе? Вопросов, как видим, немало, но ответов на них у нас пока нет.

Тептярская деревня по этническому составу постепенно становилась мишарской. В 1834 г. тептярей-мужчин здесь насчитывалось 54 человека, мишарей — 256 душ м.п.53 В 1920 г. в деревне было 999 мужчин и 1055 женщин. Мишари преобладали. Имели 393 двора.

Из мишарских поселений раньше всех на территории района возникла деревня под именем первопоселенца Муслюма Каныбекова, впоследствии получившая название Бузовьязы, от гидронима — названия речки. Д. Мус-люмово(Бузовьязы — Бозаяз) была основана на земле Уршак-Минской волости, расположенной в Стерлита-макском уезде. Сохранилась договорная запись башкир о припуске мишарей от 2 марта 1757 г. Припускали мишарей жители д. Мрясово (ныне Старомрясово Давлеканов-ского района). От имени вотчинников волости их поверенным Ретькой Зимбетовым была дана эта. запись: «...команды (мишарского) старшины Сулеймана Деваева, деревни Айметевы* служилым мещерякам Муслюму Каныбекову, Бакиру Бикметову, Абдику Каныбекову с товарыщи в том, что, имея у себя довольную землю, припустили мы их, Муслюма с товарыщи, на старинную крепостную свою землю, празднолежащую, поселитца 12-ти дворами и жить, землю пахать, сено косить и лее рубить, дворами строитца и скота всякого водить, и зверей — выдру, норки, лисиц — гонять, и самосадки** приискивая, делить с нами, башкирцами, пополам. За которое припущение рядили мы ... у них, Муслюма с товарыщи, оброку по 2 руб. по 40 коп. (т.е. по 20 коп. с двора) на год. А владеть им ... тою нашею землею ... с нынешнего 1757-го году впредь 20 лет»54. Далее указывались границы заселяемой вотчины. Запись 1757 г. была подтверждена указом Уфимской провинциальной канцелярии от 4 сентября 1761 г. По истечении срока был заключен новый договор сроком на 50 лет с уплатой оброка по 20 коп. в год с двора. На договоре имеются подписи и тамги сотника и 77 башкир с приложением волостной печати. Вотчинники обязались через 50 лет «отдать эту землю мещерякам по надлежащей цене»55. Часть мишарей была припущена по договору 1764 г.56

Темпы роста численности мишарей были высокие. Так, если в 1795 г. было 152 мужчины и 170 женщин при 60 домах, то в 1859 г. — 749 мужчин и 741 женщина при 212 дворах. 1295 мужчин, 1206 женщин и 460 домов насчитывалось в 1902 г. 3748 человек, в т. ч. 1769 мужчин и 1979 женщин, а также 657 дворов показала перепись 1920 г.

Мишари сами припускали к себе государственных крестьян из татар. Вот почему к 1920 г. национальная принадлежность жителей определялась как «мещеряки и татары».



46МИБ.Ч. 1.С. 456.

47 Там же. С. 347.

48 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башки
рии. С. 287.

49ЦГИАРБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2388. 50 Там же.

51МИБ.Т. 5. С. 311-312. 52МИБ.Ч. 1.С. 124.

53 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 112.

* Мишарская д. Айметово, исчезнувшая из-за переселения ее жителей в другие деревни, находилась в Ногайской дороге. ** Самосадки — дикие борти. 54МИБ. Т.4.Ч. 1.С. 141-142. 55 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 467, 2083. 56Тамже. Ф. 172. Оп. 1.Д. 64.



КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН



Бузовьязы — родина видного сподвижника Е. И. Пугачева мишарского сотника Канзафара Усаева. Ко времени образования деревни ему было 19 лет.

Местом его рождения, по-видимому, является д. Чек-магушево, поскольку он имел там родственников57. Кан-зафар служил муллой, затем был избран сотником — главой 100 дворов мишарей своей деревни. В октябре 1773 г. примкнул к восстанию, служил писарем у атамана Кинзи Арсланова. В штабе Пугачева «пробыл ... с месяц».

Затем «выезжал я неоднократно, — говорил он на допросе 4 августа 1774 г., — под Оренбург на сражение с выласками, за что и пожалован был в ... полковники. И послан ... в Уфимский уезд возмущать народ, набирать себе толпу и уверять, что он, Пугачев, — подлинно (царь) Петр Федорович, а противящихся вешать»58. Участвовал в боевых операциях под Кунгуром, Екатеринбургом и Уфой. Во время сражения под Уфой он попал в плен, затем был выпущен после мнимого раскаяния. Но у себя дома Канзафар был пойман верными царизму односельчанами — походным старшиной Муксином Абдусалямо-вым и мишарским старшиной Ишмухаметом Сулеймано-вым, которые повезли его в Уфу. По пути ему удалось бежать59, и он направился к Пугачеву, который стоял у р. Ай. Он получил «манифест о возмущении народа и указ для ведома всем, что я (главный) полковник». Для того, чтобы напасть на Уфу и «разбить российские войска», Усаев создал в Западной Башкирии четырехсотенный повстанческий отряд, состоявший «из башкирцев, мещеряков, татар и заводских крестьян». Однако в начале августа 1774 г., по его словам, «будучи под деревнею Ермолкиною (ныне Бижбулякский район), башкирским старшиною (Кара-Табынской волости) Кидрясом (Мул-лакаевым из д. Кидрячево ныне Давлекановского района) з двумя мещеряками, бывшими у меня охотно (добровольно) в толпе, я пойман и сюда (в Бугульму) представлен»60. За поимку Канзафара К. Муллакаев получил 50 руб. и похвальный указ. Усаев находился под следствием в Казани и Москве. По приговору Сената сослан на каторжные работы в Рогервик (ныне г. Палдиски в Эстонии), где разделил судьбу выдающегося сподвижника Пугачева Салавата Юлаева. Умер 10 июля 1804 г.

Муксин Абдусалямов просил власти передать ему и его брату Зямгуру во владение дома Канзафара Усаева, мишарей-первопоселенцев, повстанцев Абдюка Каныбе-кова и его сына Рафика, ссылаясь на то, что эти лица участвовали в разгроме его домов в д. Бузовьязы61.

В д. Бузовьязы и вокруг нее происходили в эти годы важные события. Среди повстанцев с карателями воевали 226 мишарей из команды старшины Ишмухамета Сулей-манова и 79 — из команды Муксина Абдусалямова62.

Ишмухамет Сулейманов 24 февраля 1774 г. сообщил в Уфу, что повстанцы готовы захватить д. Бузовьязы. И вместе с Муксином предлагал использовать мишарскую

команду в карательных действиях против отряда пугачевского полковника Караная Муратова. Объединенные башкирские отряды повстанцев старшин Ишкини Аисова, Мурадыма Сеитмамбетова, сотника Каймурзы* и Губай-дуллы Кадангулова напали на дд. Тукаево и Бузовьязы, а передовые их отряды появились в дд. Адзитарово и Алмантаево63.

Старшины Муксин Абдусалямов и Ишмухамет Сулейманов, оставаясь «верными» властям, вели беспощадную кровавую борьбу против пугачевцев. С середины июня 1774 г. отряды этих старшин перешли под командование Михельсона. Преследуя войско Пугачева, Муксин дошел с Михельсоном до Казани. Начальник секретных комиссий П. С. Потемкин приказал этим двум старшинам вернуться в Башкирию для борьбы с восставшими, которые во главе с Салаватом Юлаевым продолжали военные действия. Теперь все силы карателей были направлены на северо-восток Башкирии, где продолжалось пламя народной войны. Среди них находились команды Ишмухамета Сулейманова, Бахтияра Янышева, Зямгура Абдусалямова, участвовавшие в разгроме трехтысячного отряда Салавата Юлаева недалеко от крепости Ельдяк ив его преследовании. 25 ноября 1774 г. Салават был захвачен близ д. Каратавлы. Муксин и Зямгур Абдусалямовы играли особую роль в пленении народного вождя.

Первый из них, помимо денег за поимку Салавата Юлаева, получил от губернатора пять аршин алого сукна на кафтан. Муксин был одним из тех, кто захватил Батыр-шу Галиева, одного из предводителей восстания 1755 г. в Башкирии. Ишмухамет Сулейманов был награжден золотой медалью за услуги властям в искоренении «бунтовщиков». Его династия была верна семейной традиции по борьбе с народными массами. Отец, Сулейман Деваев, подавлял восстания тептярей и бобылей в 1747 г. и башкир в 1755 г. Дед - Девай Деваев — участник борьбы с восставшими в 1738 г.64

В первой половине XIX в. д. Бузовьязы становится местом пребывания начальника 2-го, иногда и объединенного 2—3-го мишарских кантонов. Сама деревня входила в 1-ю юрту 2-го кантона. В 30-х гг. XIX в. начальником кантона был сотник Фазулла Зямгурович Резяпов (здесь же жили его братья Абдуллатиф, Зайнулла, Рахматулла, Ибатулла). В 40-х гг. его место занял сын Шагибак Фазул-лович Резяпов65.

Жители занимались земледелием, животноводством, промыслами, торговлей. В 1902 г. работала русско-башкирская школа, действовало почтовое отделение.

Бузовьязбаш - поселение мишарей, возникшее между 1915—1919 гг. В 1926 г. поселок имел 19 хозяйств. Можно предположить, что его основали жители д. Бузовьязы.

Д. Биштяка (биш — пять, тэкэ — баран) сегодня называется Шаймуратово в честь народного героя, командира 112-й (16-й) Башкирской кавалерийской дивизии, про-



57 МИБ. Т. 4. Ч. 2. С. 389, 390.

58 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башки
рии. С. 220.

59 Гвоздикова И. М. Документы свидетельствуют // Поиски и
находки. Уфа, 1984. С. 118-119.

60 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башки
рии. С. 223.

61 Там же. С. 402.

62 Там же. С. 288.

* Султанаева.

63 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башки
рии. С. 163, 216, 394.

64 Гвоздикова И. М. Документы свидетельствуют. С. 115—116,
123.

65 Адрес-календарь или общий штат Российской империи на
1848 год. Ч. 2. Оренбургская губерния. С. 114.

УФИМСКИЙ УЕЗД




славившегося в годы Великой Отечественной войны, уроженца деревни Минигали Мингажевича Шаймуратова. Деревня основана мишарями по договорной записи о припуске, заключенной между башкирами-вотчинниками д. Мусино Минской волости и мишарским старшиной Урманом Уразовым в мае 1755 г.66 Всего было 8 дворов. К ним прибавилось в 1764 г. еще 7 семей. Мишари, припущенные минцами, в 1759 г. оформили купчую, став владельцами приобретенных земель.

17 апреля 1792 г. мусинцы припустили тептярей из команды старшины Мавлюта Мусина сроком на 50 лет. 18 апреля 1792 г. теми же вотчинниками из д. Мусино припущена сроком на 70 лет другая группа тептярей из команды старшины Гумера Баязитова67.

Мишари и тептяри подчинялись разным управлениям. В первой половине XIX в. мишари находились в составе 12-й юрты 3-го мишарского кантона, а тептяри - в рядах тептярской команды № 1 Уфимского уезда. Затем деревня относилась к Кармаскалинской волости.

Мишари численно преобладали над тептярями. В 1816 г. мишари имели 76 домов (211 мужчин), а тептяри — 13 (78 душ м.п.). По VIII ревизии 1834 г. мишарей было 630 человек, тептярей — 16068. 902 мишаря показала IX ревизия. Им принадлежало 95 домов. В 1895 г. всех жителей насчитывалось 1017 мужчин и 991 женщина при 349 дворах. В 547 домах проживало 1296 мужчин и 1389 женщин в 1920 г. Мишари — преобладающая национальность. Высокий прирост населения можно объяснить не только естественным ростом, но и припуском новых групп тептярей и мишарей.

В конце XIX в. здесь получили распространение плотницкое и печное ремесла. Имелась лесопилка. По воскресным дням проводился базар. 4 хозяина держали домовые лавки. Мусульманский приход владел 3 мечетями.

От кантонного периода истории деревни сохранилось одно «военно-судное дело», по которому указом 1835 г. губернатором В. А. Перовским разжалованы в рядовые старшинский помощник Абдулхабир Умеров и походный старшина Сахивалит Абдулгафаров за незаконный сбор денег по 50 коп. с каждой из 212 душ69.

Д. Киешки, расположенная при одноименной речке, была основана тептярями на основе купчей записи с башкирами д. Мусино Минской волости от 17 марта 1764 г. Данная запись о покупке ими земли подтверждалась договором между сторонами в 1795 г. Однако вскоре выяснилось, что купчая запись от 17 марта 1764 г. была дана 14 башкирам д. Сабырово и тептярям д. Тимкино, а не тептярям д. Киешки. Причем последние не представили текст купчей, а лишь ссылались на нее. Такое положение объясняется тем, что жители исчезнувшей д. Сабырово оказались в дд. Киешки и Сальзигутово. Вотчинники после издания указа от 11 февраля 1736 г. могли продать им землю, поскольку этим законом такое отчуждение земель разрешалось70. Одним словом, часть тептя-

66 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1244. Л. 2.

67 Там же. Л. 80. По словам самих тептярей, некоторые из
них были припущены с уплатой башкирам оброка по 25 коп.
со двора в год по договору от 10 мая 1765 г. Там же. Ф. 2. Оп. 1.
Д. 1755. Л. 101.

68 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 459. Л. 50.

69 Там же. Ф. 6. Оп. 1. Д. 102. Л. 2.

70 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1244. Л. 56, 92.

рей осела на земле мусинцев в качестве припущенников, пользовавшихся их землями, а другая часть действительно владела землей на правах собственников на основе записи 1764 г.

В 1791 г. образовалась дочерняя д. Новокиешки. С того времени коренное поселение именовалось Старо-киешки.

По V ревизии 1795 г. в д. Старокиешки тептярей было 116 душ м.и., по VIII - 217 душ. В 1870 г. 722 тептяря проживало в 118 домах. Преобладающая национальность определена как башкирская71.

1578 человек и 325 дворов насчитывалось в деревне в 1920 г. И здесь национальность показана как башкирская72. Однако вернее было бы указать жителей как тептярей, поскольку их было большинство, а башкир — выходцев из д. Сабырово — меньшинство.

Д. Тимкино расположена также на земле д. Мусино Минской волости. Вотчинники по записи 2 февраля 1764 г. припустили 14 дворов, в т.ч. 3 дома башкир д. Сабырово, 2 двора башкир д. Мусино и 9 дворов мишарей д. Тимкино «для жительства и поселения вечно» по pp. Агидель и Чесноковка. Запись утверждена Уфимской провинциальной канцелярией 17 марта 1764 г. «За тот вечный припуск» жители д. Мусино «от тех припущенников» получили 263 руб. Тем самым припущенники получили равные права с вотчинниками, т.е. стали владельцами полученной ими земли. Определены и границы этой земли. «На Ногайской дороге, разстоянием от города Уфы в 15-ти верстах, между села Вознесенского (ныне — Чесноковка) и деревни ... Мусиной в межах окружно-стию, а именно: начиная от Белой реки, от устья Чесно-ковки, не дойдя до оной, поворотя влево степью возле земли дворянина Дмитрия Погорского на две березы, а от тех берез степью ж, поворотя вправо, на конец лощины к кол очку, поворотя вправо по речке Чесноковке на устье болотины, называемой Сары-Сазе, а оттоль на березовой колочек, а со оного между лесу, называемого Проворотье, по черной дороге до речки Бельяды, до устья оной, чрез Уршак на устье речки Уязянь, оною речкою Уязянь до клатбища Токтарова, а от оного клатбища дубовым логом низом возле колка, называемого Зити-Бярянь, а возле оного на озеро Ветловое, возле оного по суходолу, а от оного суходолу подле дубников, состоящих близ колку, называемого Карагай-Ташлы, а от оных дубников на черной тал лощиною до речки, коя пала в речку ж Карламан, идучи тою речкою до колков, называемых Ташлы-Син-кир, проворотьями на черной тал между лесу, называемого Тау-Синкир, а от оного возле дубников степью на осокоревой куст до Актубы, а от оной Актубы до куста, называемого Утяку, а от оного Утяку степью на таловой кустик, а со оного кустика степью ж до суходолу, называемого Кунь-Тумыш, а со оного на Емуранское клатбище возле Белой, на состоящие осокори, называемые Чек, а со оных осокорей возле Белой вниз до Уршацкого устья, а от оного Уршацкого устья до вышеписанной межи до устья речки Чесноковки»73.

71 Список населенных мест по сведениям 1870 г. Т. 45.

72 Список населенных пунктов Башреспублики. С. 140.

73 МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 288-289; ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп 1. Д. 1244.
Л.164.



КАРМАСКАЛИНСКИИ РАЙОН



Первопоселенцами д. Тимкино были тептяри Муса, Мряс и Кузяк Бикметовы, Сатлык Кирилов, Алимгул Юлдашев, Кузяш и Якшибай Байдашевы, Чюрюбай Бабиков и Тимекей Ишимбетов. По имени Тимекея деревня называется Тимкино74.

В 1795 г. в д. Тимкино было учтено 115 мужчин из теп-тярей. В 1801 г. образовалась д. Новотимкино (в 1834 г. 99 мужчин). Коренное поселение стали называть Старо-тимкино. Новотимкинцы владели землей по той же записи 1764 г., по какой имели ее в собственности их деды. По VII ревизии 1816 г. в д. Новотимкино при р. Ельмурза 64 души м.п. проживало в 30 домах. Приход имел свою мечеть75. Старотимкинцы приняли к себе мишарей на правах уплаты им оброка. В 1834 г. мишарей насчитывалось 21 мужчина и 26 женщин. Тептярей было 189 мужчин. , Затем коренное поселение по течению р. Уштиля называется Нижнетимкино (в 1906 г. 118 дворов с 631 жителем, 2 бакалейные лавки), а новое — Верхнетимкино (в 1906 г. в 115 домах проживал 571 человек; имелась лавка). В двух деревнях при двух мечетях было мусульманское «училище». В 1920 г. в д. Нижнетимкино в 171 дворе жили 880 тептярей, в д. Верхнетимкино было 152 дома и 784 жителя из тептярей и башкир76.

В 1795 г. образовался выселок из д. Тимкино, ставший д. Балтино. Основал деревню сын первопоселенца коренного поселения Балта Тимекеев (Тимкеев, Тимкин). По V ревизии там проживало 6, по VII — 9, по VIII ревизии — 8 тептярей-мужчин77. В 1870 г. д. Балтино назвали Илья-сово. 97 мужчин и 85 женщин жило при 32 дворах. У прихожан были мечеть и школа. При этом все они названы башкирами, а татары учтены особо: в 7 домах 28 мужчин и 23 женщины78. В 1920 г. в 23 дворах зафиксированы 51 мужчина и 59 женщин. Все 110 человек — тептяри.

Д. Ильтуганово возникла на Минской земле в 1764 г., когда ясачных татар припустили башкиры д. Мусино. Первопоселенцем был сотник из д. Карамалы Ильтуган Ильмикеев79. Известно, что в восстании Пугачева участвовал 71 ясачный татарин из д. Ильтуганово. Затем деревня дважды упоминается в опубликованных источниках за 1789, 1791 гг. 435 жителей, в т.ч. 22 башкира, при 62 дворах было в 1870 г. По Всероссийской переписи 1897 г. деревня насчитывала 812 человек и 140 домов. В распоряжении прихожан находились мечеть и школа, 1 лавка. Деревня тогда названа Алимгулово, причем указано и третье ее название — Именликулево. Перепись 1920 г. показала в ней 903 тептяря и мишаря, 184 дома. Наблюдаются, как видно, высокие темпы увеличения населения, происходившего как за счет естественного роста, так и из-за притока тептярей из других мест.

В 1795 г. по договорной записи с минцами возникла д. Новоильтуганово. Тогда население ее состояло из 6 мишарей и 72 тептярей80. За припуск они платили башкирам 10 руб. в год. Затем сведений о деревне в источ-

никах не встречается. В 1920 г. в 49 дворах проживало 224 человека из татар.

Д. Сальзигутово основали тептяри по договору 1789 г., заключенному с теми же вотчинниками д. Мусино Минской волости81. По данным другого источника известно, что еще в 1764 г. минцы припустили 10 дворов тептярей, образовавших новое поселение Сальзигутово82. В 1795 г. в ней числилось 18 душ м.п. тептярей. В 1816 г. их было 36, в 1834 г. — 39 мужчин. В 1895 г. д. Сальзигутово названа Киешки, т.е. указаны генетические связи ее жителей, подтверждая тем самым место их выхода. В тот год в деревне проживало 242 (48 дворов), в 1920 г. — 274 (55 домов) человека. Преобладающей национальностью показана башкирская83.

Д. Сабырово имеет долгую историю. Ее житель Салих Ярышев с товарищами называли себя башкирами. Однако вотчинники Суби-Минской волости отрицали их башкирское происхождение, еще в 1779 г. ссылаясь на то, что их предки, припущенные на землю башкир Минской волости, были татарами. Минцы взыскивали ежегодно с Салиха Ярышева с тов. оброк по 18 коп. в год, т.е. ту же сумму, которую должны были платить их предки по припуску. Уфимская нижняя расправа освободила их от оброка в пользу вотчинников84.

Оказывается, что их предок татарский князь Умряс-мурза Ямметов Ишеев, выходец из Свияжского уезда Казанской губернии, был припущен вотчинниками еще задолго до 1700 г. В том году он получил грамоту на землю «по Уршаку реке, на низ идучи берегом левою стороною до устья Ичтимы речки, а верхняя мета до Мотаровской горы, и тою горою до Билярзы речки, а от той речки до Черного лесу, и до перелеска, и до Берсвяны речки, до толстой березы и до Калмацкого озера, а от озера Калмац-кого до устья Штили речки». С этих угодий платили они тептярский ясак и несли царскую службу. Жили, однако, не на этой земле, а в башкирской д. Шалтыково. Значит, вотчиной владели наездом. Затем они «поселились своею деревнею Баимбетовою», примерно в 1692 г.85 Впоследствии по непонятным причинам потомки Ишеева лишились этой вотчины и по договорной записи от 17 марта 1764 г. башкиры д. Мусино Минской волости оформили им «вечный припуск» с получением от них 263 руб.86 Тогда потомки князя Умряса-мурзы в лице Салиха Ярышева с тов. жили в д. Сабырово по р. Уршак. С тех времен до 1920 г. ни одна ведомость не включала эту деревню. Советская перепись показала две деревни: Старосабы-рово 20-дворной с 104 башкирами и Новосабырово 12-дворной с 67 башкирами. Обе находились в Булгаков-ской волости Уфимского кантона. Сегодня их не найти на карте района.

Все вышеназванные населенные пункты тептярей возникли на вотчинной земле башкир д. Мусино Минской волости по их припуску.



МИБ. Т. 4.4. 1.С. 288.

ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 168.

Список населенных пунктов Башреспублики. С. 140.

ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д, 64. Л. 5; Ф. 138. Оп. 2. Д. 68.

Список населенных мест по сведениям 1870 г. Т. 45.

ЦГИА РБ. Ф. 351. Оп. 1. Д. 3100. Л. 54.

Там же.

81 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 99.

82 МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 289. Часть тептярей припустили жите
ли д. Мрясово Уршак-Минской волости.

83 Список населенных пунктов Башреспублики. С. 141.
. 84 МИБ. Т. 5. С. 677.

85 Там же. Ч. 1. С. 100-102.

86 Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 287-289.

УФИМСКИЙ УЕЗД




* * *

А теперь речь пойдет о тептярских деревнях, основанных на вотчине Бишаул-Табынской волости. Это — дд. Сахаево и Улукулево.

Ранняя история д. Сахаево не совсем ясна. Тем не менее на основе имеющихся материалов можно выяснить время ее основания и решить другие вопросы. В 1706 г. казанским комиссаром А. Сергеевым, прибывшим в Уфу для подавления башкирского восстания и сбора лошадей, было казнено 9 башкир. Среди них был житель д. Сахаево Ногайской дороги Кармыш Сахаев87. Деревня башкирских вотчинников впоследствии становится припущен-ническим поселением тептярей.

Бишаултабынцы Ильчигул Виталии, Мамбетчура Иткеев припустили тептярей в д. Сахаево, но время оформления договорной записи не известно. 5 февраля 1734 г. их сыновья — Нибосай Ильчигулов (его тамга Этнически смешанные деревни 5 страница - student2.ru ) и Ильчибай Мамбетчурин (тамга Этнически смешанные деревни 5 страница - student2.ru ) дали запись о припуске служилого татарина из д. Арсланбеково Чюбар-абыза Бикеева (его тамга Этнически смешанные деревни 5 страница - student2.ru ) и татарина из д. Сахаево Алимбета Митресова (тамга Этнически смешанные деревни 5 страница - student2.ru ) «в товарищество», т.е. с правом владения уступленной вотчинной земли с уплатой в казну ясака и других податей. Земля «называется Таштюбою да Караяром, что на Инзере да ниже Караяру, да Кайды речки, и по оной речке островом аремою». В первый припуск, как и во второй, припущенные татары получили равные права с башкирами-вотчинниками. Интересно отметить и то, что среди припущенников были люди по фамилии Сахаевы, получившие от башкир право вотчинников88. Удивительно, но факт, что в первый припуск татар среди них был и Кармыш Сахаев, тезка и однофамилец казненного Сергеевым башкира. И вот его сын Тлевкей Кармышев (его тамга Этнически смешанные деревни 5 страница - student2.ru ) 5 февраля 1734 г. наравне с башкирами-вотчинниками участвовал в припуске двух татар.

В опубликованных документах за 1737 г. еще раз упоминается эта деревня, когда из-за голода вынуждены были продать себя в дворовые за 25 руб. писарю роты г. Уфа М. П. Жукову два башкирских мальчика из Минской волости, башкирка из Бурзянской волости, чувашка из д. Токмаклы и татарский мальчик Ирсыбай Бескыбаев из д. Сахаево, которые должны были «вечно жить в работе без всякие отговорки», а «за вину и ослушание» владельцу дано право «смирить их домовым смирением»89.

Формирование тептярского населения деревни продолжалось и во второй половине XVIII в. Жители башкирских дд. Акташ, Бишаул-Унгарово и Муксиново Бишаул-Табынской волости заключили договорное письмо о припуске тептярей в д. Сахаево. Текст его гласит: «1758 года генваря 15 дня Уфимского уезда Нагайской дороги Бишаул-Табынской волости команды старшины Ислакая башкирцы с согласия больших и малых Припустили на собственную их землю для вечного владения деревни Сакаевой: Сарабая Сакаева, Калмурзу Сакаева, Батыра Чурсобаева, Мансура Тлявкеева, Девлетбая Урсе-неева, Абубакира Бикбавова, Булата Калмакаева, Акбаша

87 Акманов И. Г. Один из памятников прошлого. Агидель. 1966. № 12. С. 82.

88МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 317-318. 89 Там же. С. 365.

Севентеева, Биктимира Сантинова, Утегула Танатарова, Сулеймана Кулметова, Кинзикея Укулметова и Уруса Актова, всего 14-ю дворами, со взятым в уплату денег 75 руб. и пользоваться им разными выгодами и борти делать, птицу, зверей и рыбу ловить, сено косить, хмель щипать без препятствия и на речке Суду Карламане мельничным местом, а межа той их земле значит: первая от устья Инжера, по другую сторону речки Симу, и вверх по оной и от устья речки Куртя по сю сторону вверх от устья речки Асаклы подле озера Кажкак-куля по Белой болоте идти от состоящей в вершины оной от круглой степи вниз по Белой болоте, от вершины речки называемой Кыш-лав-Илги и по Белой же болоте вдоль озера Кундузлы-куля вниз до устья оного болота и по Белой болоте до устья озера Кизи-куля вниз по Инжеру до устья оного, а в Инжере им дела нет,... до вершины озера Каракуля, по ту сторону Каракуля, от овечьего брода по другую сторону ... к Белой по черной дороге, вверх до Аитового жилища... Помянутым 14 дворам ... оброк имеют отдавать по 20 коп.»90.

Наши рекомендации