По дисциплине «Организация туризма». 1 страница
1. Определение терминов «туризм», «путешествие». Значение туризма как социального и экономического явления. Примеры основных характерных черт туризма.
Путешествие — термин, характеризующий перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения.
Туризм — туристическое путешествие, а также деятельность юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по его организации
Существуют четыре взгляда на туризм как явление современного мира:
- туризм, как отрасль хозяйства;
- туризм, как межотраслевой комплекс, или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формирует туристскийпродукт;
- туризм, как самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов;
- туризм - это деятельность туристов во время отдыха.
Это значит, что в современном мире туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем.
С точки зрения отраслевых стандартов, наиболее рациональным является включение туризма в единый отраслевой комплекс вместе с физической культурой и санаторно-курортным делом. В то же время туризм необходимо рассматривать и как экономическую деятельность. В этом случае туристские предприятия нуждаются в значительном расширении экономической самостоятельности, а некоторые виды туризма (внутренний, въездной, социальный, детский туризм) - в приоритетной поддержке со стороны государства.
Основные характерные черты туризма:
а) выезд за пределы обычной среды; б) временный характер передвижения; в) цели поездки; г) туристская мотивация.
Главный критерий определения туристского региона — выбор объекта цели путешествия (средство размещения;город, местность, район, область;континент).
Туристическая индустрия — совокупность объектов для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов оздоровительного, делового, познавательного и иного назначения, используемых для удовлетворения потребностей туристов, экскурсантов, возникающих во время совершения туристического путешествия и (или) в связи с этим туристическим путешествием. Субъекты туристической деятельности — туроператоры, турагенты.Субъекты туристической индустрии — субъекты туристической деятельности, а также иные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с удовлетворением потребностей туристов, экскурсантов, возникающих во время совершения туристического путешествия и (или) в связи с этим туристическим путешествием
Туристская индустрия является важным элементом субсистемы «объект туризма». Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида: внешние (экзогенные); внутренние (эндогенные). К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся: природно- географические; культурно-исторические; экономические,социальные.
2. Основные виды отечественной индустрии туризма. Главные особенности успешного развития рекреационного, познавательного, паломнического видов туризма в Республике Беларусь.
Рассматривая отечественную индустрию туризма необходимо отметить, что основными видами туризма в РБ являются:
а) рекреационный (популярность следующих белорусских санаториев: “Озёрный”, “Радон”, “Приозёрный”, “Юность”, “Лепельский”);
б) познавательный (кустовой принцип планирования, формирование культурно-туристских зон,
изучение историко-культурного наследия национальных парков «Беловежская Пуща», «Браславские озёра», «Припятский», «Нарочанский», Березинского биосферного заповедника) ;
в) религиозный (паломнический: посещение православных, католических, мусульманских святынь);
г) деловой ( инвестиционный климат, создание свободных экономических зон);
д) транзитный;
е) этнический
Особенности успешного развития отдельных видов туризма в Беларуси:
а) популярность белорусских санаториев среди туристов ближнего зарубежья (рекреационный туризм)
б) высокий профессионализм гидов и гидов-переводчиков, наличие сформированных культурно-туристских зон и архитектурных памятников разнообразных стилей (познавательный) ;
в) высокий уровень религиозности населения Беларуси, официально разрешённая государством деятельность культовых центров основных конфессий, например: православный Свято-Успенский монастырь г.п.Жировичи, Национальный санктуарий Матери Божьей Будславской католической церкви (паломнический)
г) функционирование отелей среднего класса и класса-«люкс» в столице и областных центрах (деловой);
д) экономико-географическое положение государства, высокое качество транспортных коммуникаций, гарантия высокого качества услуг национальных перевозчиков (транзитный);.
В зависимости от способа организации различают организованный и неорганизованный туризм.По продолжительности путешествия выделяют туризм краткосрочный и долгосрочный. Существуют классификации по используемым транспортным средствам: сухопутный (автобусный, автомобильный), воздушный (авиционный), водный (круизинг, яхтинг), подводный (батискафинг), интенсивности туристских потоков: односезонный, двухсезонный, всесезонный, источникам финансирования: социальный, коммерческий, в зависимости от возрастной категории туристов: детский, юношеский, взрослый (семейный), для лиц третьего возраста. Отдельные виды туризма: приключенческий,спортивный, экологический, сельский. Отдельно можно назвать: хобби-туры- поездки для занятия любимым делом: болельщиков на спортивные состязания, для дегустации вин, съезды коллекционеров и др.
обучающие туры- с целью изучения языка, прикладных искусств и др., а также повышения квалификации,
ностальгические туры- поездки к памятным местам, индивидуальным для каждого человека, например на родину, в места учебы и др.
3.Уровни, на которых формируется и реализуется туристическая политика. Примеры основных функций и аспектов реализации туристической политики.
Туристическая политика формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, локальном.
Цели туристской политики связаны с конкретным и экономическим и историческими условиями развития страны и степенью зрелости самой туристской индустрии .
В Республике Беларусь формирование и реализация целей различных уровней осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством РБ ( областные, городские, районные исполнительные комитеты).
Таким образом, туристическая политика должна рассматриваться как составная часть общей политики государства, как деятельность, тесно связанная с экономикой, социальной сферой, культурой, экологией и другими общественно значимыми системами.
В рамках формирования и реализации туристической политики государство выполняет целый ряд функций:
а) координацию (объекты размещения типа «люкс» («Хайат», «Кемпински»), делового назначения, апарт-отели («Комфорт»), отели-«гарни» («Минскотель») строятся преимущественно в г. Минске, это связано с подготовкой к чемпионату мира по хоккею, который будет проводиться в 2014-ом году);
б) стимулирование (выгодные условия получения кредитов учредителями сельскохозяйственных усадеб, организация конкурса «Лучший предприниматель года», проведение семинаров, конференций, круглых столов, инициированных МСиТ РБ, НАТ РБ);
в) регулирование (обязательная аттестация гидов, гидов-переводчиков, осуществляемая под руководством НАТ РБ),
г) планирование (утверждение Президентом РБ программ развития туризма на пятилетние сроки),
д) маркетинг национального туристического продукта (участие делегаций МСИТ РБ, государственных и частных туристических предприятий в отечественных, международных выставках и ярмарках).
Туристскую политику принято рассматривать в двух аспектах-- как национальную, так и международную. Содержание первого характеризует мероприятия, которые носят локальный (местный) характер и определяются государством самостоятельно. Международная туристская политика основывается на договорахи других видах соглашений, которые регламентируют отношения развития международного туризма. Международная туристская политика всеболее успешно осуществляется в рамках международных туристских организаций, а также политических и экономических союзов государств (СНГ, ЕЭП и др.).
4. Особенности частных, совместных, иностранных предприятий индустрии туризма, физических и юридических лиц в сфере туристической деятельности
Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах сумм внесенных ими вкладов ( “Вояжтур”, “Топтур”)
Обществом с дополнительной ответственностью является учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, а также договором субсидиарной ответственности. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества ( Виаполь).
Акцонерные общества — это общества, уставный фонд которых разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости и формируется за счет их продажи (Белорусский спутник).
Различают открытые акционерные общества (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО).
Унитарным предприятием является коммерческая организация, наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия ( Центркурорт)
Одной из хозяйственно-правовых форм туристских предприятий является деятельность индивидуального предпринимателя (ИП) ИП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание,
Совместное предприятие-это учрежденное совместно двумя или более лицами-представителями иностранного и отечественного государства общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров (Алатантур).
Иностранным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником - иностранным гражданином имущество.
5. Определение терминов «стандарт», «сертификат», «сертификация». Уровни, категории стандартов. Виды сертификации, причины приостановления, отмены действия сертификата.
Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Цели стандартизации можно разделить на общие и узкие.
Конкретизация общих целей связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих безопасность услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, качество услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса, экономию всех видов ресурсов, безопасность хозяйственных объектов, связанную с предотвращением возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций и т.д.
Узкие (конкретные) цели стандартизации относятся к определенной области деятельности (туризму), сфере услуг в целом, тому или иному туристскому предприятию в отдельности, конкретной туристской услуге и т.д.
Стандартизация осуществляется на различных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политехнического региона мира принимают стандарт. В зависимости от уровня, на котором осуществляется стандартизация, различают следующие ее виды:
· международная стандартизация — деятельность, открытая для соответствующих органов любой страны;
· региональная стандартизация — деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира;
· национальная стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. В свою очередь, национальная стандартизация может осуществляться на разных уровнях: государственном, отраслевом, в том или ином секторе экономики, на уровне ассоциаций, объединений, предприятий.
Слово «сертификация» в переводе с латинского языка означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться, что услуга «оказана верно», необходимо знать, каким требованиям она должна соответствовать и каким образом можно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.
Сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях:
· создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
· содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
· защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя);
· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
· подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация может быть как обязательный, так и добровольной.
Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия услуг гостеприимства требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Обязательные требования относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды.
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Решение о последней обычно связано с проблемами конкурентоспособности услуг, продвижением услуг на рынок (особенно зарубежный), предпочтениями потребителей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные услуги. Наиболее распространенным примером добровольной сертификации в индустрии гостеприимства является сертификация предприятий на соответствие требованиям определенной категории по действующей классификации.
Объектами обязательной сертификации являются туристские услуги и услуги средств размещения, оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
При обязательной сертификации должны проверяться характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использоваться методы проверок (оценок), позволяющие провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам (паспорту маршрута, информационно-рекламному проспекту, туристской путевке и пр.), а также требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.
6.Компоненты внутренней и внешней дифференцированной среды. Этапы создания туристического предприятия. Сходства и различия целей и миссий туристических предприятий.
Туристское предприятие находится в сильно дифференцированной среде. Внутренняя среда состоит из различных компонентов и представлена функциональными областями, общими для всех типов фирм (департаментом управления персоналом, бухгалтерией, отделом продаж, службой маркетинга и т.д.). Внешняя среда — это то, что окружает предприятие и воздействует на него (потребители, конкуренты, партнеры и поставщики, правительственные и иные государственные учреждения и организации, общественные и профессиональные объединения, представительства иностранных государств, союзы и иные объединения потребителей). Среда никогда не бывает стабильна. Определенный состав, структура и состояние как внутренней, так и внешней среды туристского предприятия определяют систему его возможностей по удовлетворению потребностей потребителей на данный момент.
Главными задачами деятельности туристского предприятия являются создание привлекательных туристских продуктов, соответствующих потребностям туристов, поддержание предложения на уровне спроса, а также сохранение конкурентоспособности туристского продукта. Для решения этих и других задач вначале необходимо создать само туристское предприятие и организовать его деятельность, что предполагает определенную последовательность действий, включающую несколько этапов (рис.4.2)
Предприятие не может функционировать без целевых ориентиров. Категория «цель» относится к фундаментальным понятиям менеджмента. Цель — опредмечиваемый мотив, побуждающий к действию. На ее достижение оказывают влияние различные контрагенты, так или иначе связанные с деятельностью предприятия и вовлеченные в процесс его функционирования: собственники, клиенты (потребители или рынок), деловые партнеры, местные организации и общество в целом. Целеполагание означает выбор ориентира, определяющего направление движения или направленность действий, детерминирующих их смысловую содержательность.
Значение целеполагания обусловливается следующими факторами: выявлением необходимых функций управления; обоснованием состава и величины ресурсов; разработкой структуры предприятия и построением системы его управления; выработкой стратегии развития и составления текущих планов; проверкой исполнения, мотивирования и оценки персонала.
Миссия — формулировка основного социально значимого функционального назначения предприятия в долгосрочном периоде. Это высшая цель, которая определяется ожиданиями действий, реакций или результатов деятельности данного субъекта со стороны его потребителей, партнеров, контрагентов.
Существует широкое и узкое понимание миссии. Широкое толкование миссии (кредо) отображает философию, предназначение и смысл существования предприятия. Философия определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми предприятие осуществляет свою деятельность. Предназначение включает действия, которые предприятие намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией оно намеревается быть. Оно может меняться в зависимости от глубины изменений, происходящих на предприятии и в среде его функционирования. Узкое толкование миссии рассматривает ее как сформулированное утверждение, для чего или по какой причине существует предприятие, т.е. раскрывает смысл его существования, в котором проявляется отличие данного предприятия от ему подобных.
7. Взаимодействие горизонтальных и вертикальных связей в структуре управления предприятием. Выбор организационно-правовой формы и организационной структуры управления предприятия индустрии туризма.
Горизонтальные и вертикальные связи в структуре управления предприятием могут носить линейный (обмен информацией между линейными руководителями — лицами, отвечающими за деятельность предприятия или его структурных подразделений) и функциональный (обмен информацией по различным функциям управления) характер, что характеризует тип организационной структуры управления.
Организационная структура управления (ОСУ) — упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование, развитие как единого целого. Элементами структуры управления являются звенья управления (подразделения, отдельные работники) и уровни (ступени) управления,отношения между которыми поддерживаются благодаря горизонтальным и вертикальным связям. Горизонтальные связи являются одноуровневыми и носят характер согласования; вертикальные представляют связи подчинения.
Выбор типа ОСУ туристского предприятия определяется, прежде всего, ее способностью обеспечить достижение поставленных целей. С одной стороны, речь идет о том, чтобы оптимально применить имеющиеся в наличии средства, создать необходимый для эффективной деятельности порядок и стабильность. С другой — организационная структура управления должна быть достаточно гибкой для своевременного реагирования на изменения внешней среды.
В зависимости от характера связей между подразделениями предприятия различают следующие типы ОСУ: линейную (Директор-менеджер), функциональную (директор- отдел продаж, директор- отдел маркетинга и рекламы, директор- отдел транспорта), линейно-функциональную ( главный офис - филиалы) и матричную.
Линейно-функциональная (штабная) ОСУ предполагает специализацию управленческого процесса по функциональным подсистемам (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.д.) предприятия. По каждой из них формируется иерархия служб, пронизывающая предприятие снизу доверху. Подобные структуры наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. Недостатками же данного типа ОСУ являются: отсутствие гибкости во взаимоотношениях между подразделениями; невозможность быстрого реагирования на изменение условий внешней среды; недостаточная оперативность принятия управленческих решений.
Матричная ОСУ использует принцип двойного подчинения исполнителя: с одной стороны — непосредственному руководителю функционального подразделения, с другой — руководителю проекта, направленного на решение конкретной задачи (например, разработка и внедрение на рынок нового туристского продукта). Как правило, проектная группа работает на временной основе и включает в свой состав специалистов различных подразделений.
Создание матричной ОСУ предприятия считается целесообразным в случае необходимости решения определенной задачи в сжатые сроки, внедрения технологических инноваций и быстрого реагирования на изменения конъюнктуры рынка. Недостатком такой системы управления является сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение.
Рассмотренные структуры являются базовыми и могут быть детализированы применительно к конкретному предприятию.
8.Основные документы, которые необходимы для учреждения туристического предприятия в Республике Беларусь. Порядок и требования к выбору названия туристического предприятия. Порядок документационных регистраций в процессе завершения организационного оформления предприятий.
К учредительным документам, которые необходимо разработать, относятся: устав предприятия (при учреждении предприятия любой формы собственности); учредительный договор (если в число учредителей входят два лица и более) или решение учредителя о создании предприятия (если в качестве такового выступает одно лицо); заявление учредителя или лица, уполномоченного учредителями для государственной регистрации. Выше перечисленные документы предъявляются в компетентный орган власти
( городской, районный исполнительный комитеты)
Устав — это свод правил, устанавливающих порядок и организацию деятельности предприятия. Это важный документ, и к его составлению следует относиться предельно внимательно. При разработке устава необходимо исходить из требований законодательных актов, действующих на территории государства регистрации предприятия, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности предприятия в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Учредительный договор — документ, регламентирующий условия и порядок совместной деятельности учредителей и содержащий следующие сведения:
· о размере и составе уставного фонда;
· порядке распределения прибыли;
· размере и порядке изменения долей, паев или акций каждого из участников в уставном фонде;
· размере, составе, сроках и порядке внесения участниками вкладов;
· об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов и т.д.
Учредительный договор заключается в случае, если учредителей несколько.
При выборе фирменного наименования туристского предприятия необходимо знать, что зрительный или звуковой образ вызывает массу ассоциаций, которые не всегда могут оставлять благоприятное впечатление. Общие требования к названию туристского предприятия следующие: индивидуальность, броскость, легкость запоминания и воспроизведения, благозвучие на русском, английском и других основных языках, отсутствие отрицательных ассоциаций, узнаваемость, содержательный смысл. Удачное название может стать фактором привлечения туристов.
При состоявшейся государственной регистрации предприятия заявитель (учредитель или лицо, уполномоченное учредителями) получает временное свидетельство о регистрации, которое действует в течение 30 дней с момента выдач и. В течение этого времени заявитель должен осуществить все мероприятия, необходимые для получения предприятием статуса юридического лица. В этом и заключается организационное оформление туристского предприятия:
• получение кода Общереспубликанского классификатора предприятий и организаций, кода Общереспубликанского классификатора организаций по виду их деятельности в органах Госкомстата;
• регистрация предприятия в инспекции Министерства налогов и сборов и получение учетного номера плательщика в течение 10 дней после государственной регистрации;
• получение справки в Министерстве финансов (или его органе) о внесении регистрируемого предприятия в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
• открытие текущего счета в банке и внесение на этот счет 50 % уставного фонда;
• изготовление печати и штампов (с разрешения органов внутренних дел);
• регистрация предприятия в различных фондах: социальной защиты, пенсионном, медицинского и социального страхования, органах статистики и т.д.;
• изготовление фирменных бланков для деловой переписки, визитных карточек.
По истечении 30 дней с момента получения временного свидетельства заявитель должен вернуть в орган, зарегистрировавший предприятие, временное свидетельство со всеми необходимыми отметками и справками и получить взамен его постоянное свидетельство о регистрации установленного образца.
9. Главные условия выбора и последующего оборудования офиса туристического предприятия. Требования, предъявляемые персоналу туристического предприятия. Кадровая работа в процессе формирования туристического предприятия. Содержание трудового договора в процессе трудоустройства. Разница между реорганизацией и ликвидацией юридического лица. Порядок ликвидации юридического лица.
· месторасположение
· наличие внешной рекламной вывески
· подъездные пути, стоянки
· чистота
· уют и дизайн
· удобство
· наличие документа на право пользования офисом (помещением), подтверждающего право пользования служебным, т.е. располагающимся в административном здании, помещением (чаще всего — договор аренды помещения).
· микроклимат, поддержание оптимальных параметров температуры и влажности.
· оформление помещений для посетителей и персонала.
· .информация для потребителей (должна располагаться в доступном для обозрения месте).
Известен ряд универсальных правил, соблюдение которых позволяет повысить эффективность работы персонала и культуру обслуживания посетителей.
- Продумайте расположение рабочих мест.
- Следите за экологией офиса.
- Будьте доступны.
- Приспосабливайтесь к клиенту.
- Правильно оформляйте витрину.
Требования для персонала:
профессиональная подготовка и кваллификация, наличие спец. образования, документ государственного образца;
· знание законодательных и нормативных актов, формальности и т.д.
· умение давать чёткий и грамотный ответ на поставленный вопрос;
· владеть необходимой информацией;
· регулярно повышать кваллификацию;