Этнически смешанные деревни 6 страница
15 августа 1791 г. вотчинники вторично дали договорную запись сроком на 60 лет с единовременной платой 400 руб. Кроме того, тептяри платили им по 25 коп., с двора в год91. Договор был утвержден 17 июня 1796 г.
Таким образом, есть все основания утверждать, что жители д. Сахаево состояли из основателей ее башкир, оказавшихся по разным причинам (за участие в восстании 1704—1711 гг. и др.) припущенниками, и татар, припущенных вотчинниками и ставших тептярями, часть которых владела, другая часть пользовалась землей.
По У ревизии в деревне насчитывалось 78 тептярей м.п. 148 душ их было к VIII ревизии 1834 г. 305 человек и 65 домов показала выборочная перепись 1870 г. Через 25 лет в 131 дворе проживало 750 человек. 1386 жителей и 259 домов было в 1920 г.
Деревня, расположенная при озерах Яктыкуль и Сасыкуль, в конце XIX в. имела 2 бакалейные лавки, мечеть и школу при ней.
В конце XVIII в. в материалах V ревизии указано и второе название деревни — «Улукуль тож».
На вотчинной земле бишаул-табынцев находится самостоятельная д. Улукулево, национально смешанная по населению и расположенная при одноименном озере. Первыми поселенцами ее были мишари и служилые татары, припущенные вотчинниками по договорным записям 1752 и 1760 гг. Мишарями текст первого договора не был представлен властям. Поэтому он не сохранился, его содержание нам не известно. Что касается второго, то он опубликован в сборнике. 3 ноября 1760 г. служилый татарин Рысмет Уразметов из д. Игень-Елга, Муллай Мулла-шев из д. Арово, Илкей Уразаков, Суюндук Токбаев из д. Юрмаш, ясачный татарин Муслюм Сюлекеев из д. Аб-дуллино Ногайской дороги из команды мишарского старшины Алмекея Алкеева и ясачный татарин Зияш Янбаев из д. Илеево Сибирской дороги из команды старшины Алексея Бикметова обратились в Уфимскую провинциальную канцелярию с просьбой о переселении на новые места жительства. Причиной их желания переменить местожительство являлись низкая урожайность, неплодо-
90 ЦГИАРБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 750. Л. 3, 13-14.
91 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 258. Л. 7.
КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН
родие земель, вызванные низким развитием культуры сельского хозяйства, преобладанием в земледелии переложной системы92. Чтобы «исправно нести службу и гонять подводы» и «в конец не оскудеть», они взяли «на оброк землю под городом (Уфой) на Нагайской дороге в Бешаульской волости у башкирцев блис деревень Унгаро-вой, Акташевой, Муксиновой на большом озере Улукуле в деревне Рысметево, подле которой и большая дорога обстоит с версту. На которой земле и жительство иметь ... желаем. Только без дозволительного о том житье указа переехать ныне мы, именованные, имеем опасение»93. 9 ноября того же года Уфимская канцелярия разрешила им «во оной деревни Рысметовой на показанном озере Улукуле жительствовать, не исключая ис команд нынешних старшин, ... и дать нам позволительной указ»94. Одним словом, деревня берет свое начало в 1760 г. Вскоре она была переименована и до наших дней называется Улукулево.
Безземельные башкиры и тептяри осели здесь по договорному письму от 22 июля 1785 г., заключенному сроком на 50 лет с ежегодной уплатой вотчинникам по 25 коп. с двора95. Ясачные татары пополнили состав тептярей, а служилые татары — ряды мишарей.
Количественно этнический состав населения деревни выглядит следующим образом:
Таблица 7
Этнический состав жителей (м.п.) | 1816 г. | 1834 г. |
Мишари Башкиры Тептяри | 14 5 87 | 13 7 75 |
В первой половине XIX в. мишари находились под управлением 3-го мишарского кантона, башкиры — 8-го башкирского кантона, а тептяри находились во 2-й теп-тярской команде Уфимского уезда. В 1834 г. только 13 башкирами было засеяно 296 пудов хлеба. Затем деревня в составе 5-й юрты 8-го башкирского кантона больше не встречается.
В 1864 г. в д. Улукулево из Мензелинского уезда переселилось: из д. Старое Ахметабызово* — 5, из д. Альмет-муллино* — 10, из д. Казакларово* — 5 душ м.п. Все эти деревни ныне находятся в составе соседнего Татарстана. Из д. Бишаул-Унгарово перешло сюда 17 человек (в т.ч.
92 МИБ. Т. 4. Ч. 2. С. 590.
93 Там же. С. 35-36.
94 Там же. С. 36-37.
95 ЦГИА РБ. Ф. 2 Оп. 1. Д. 4879. Л. 3; Д. 1755. Л. 169.
96 Там же. Л. 23.
* В 1816 г. в Байлярской волости Мензелинского уезда в д. Старое Ахметабызово проживало башкир — 17, тептярей - 67, ясачных татар — 4 души м.п., причем тептяри были припущены вотчинниками в 1643 г., а татары - в 1651 г., в д. Альметмуллино было: башкир — 71, тептярей — 80, ясачных татар — 63 души м.п. (припущены в те же годы, что и в д. Старое Ахметабызово). Д. Казакларово относилась к Сарали-Минской волости: башкир — 17, ясачных татар — 50, служилых татар — 35, солдат — 1, тептярей — 15 душ м. п. Все были припущены башкирами. Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 450. Л. 6, 7, 9.
семьи Сагадия Салихова, Хисамутдина Резяпова, Муха-метвали Мухаметшарипова)97.
В 1870 г. в д. Улукулево в 81 доме проживало 288 мужчин и 281 женщина. В деревне было 3 бакалейные лавки, хлебозапасный магазин, 2 мечети и религиозная школа. 369 мужчин и 371 женщина при 143 дворах было в 1895 г. 1114 человек (в т.ч. 524 мужчины и 590 женщин) и 214 домов показала перепись 1920 г.
* * *
Юмран-табынцы приняли на свою землю тептярей дд. Кабаково, Кулушево и Савалеево.
Д. Кабаково основана'тептярями в 1760 г. по договору с вотчинниками, утвержденному через год Уфимской провинциальной канцелярией. Жили здесь и другие при-пущенники: башкиры и мишари. В 1804 г. за 2 тыс. руб. была припущена новая группа тептярей. Все припущен-ники платили вотчинникам по 20 коп. с двора в год.
Количество жителей можно увидеть в табл. 8.
Таблица 8!
Этнический состав жителей (м.п.) | 1816 г. | 1834 г. |
Тептяри Башкиры Мишари | 144 4 4 | 8 8 |
В 1816-г. тептяри имели 55 дворов, башкиры — 3, мишари — 2 дома.
Все три сословия находились под разными управлениями. Башкиры деревни были в составе 4-й юрты 8-го кантона. В 1834 г. на 13 человек они сеяли 9 четвертей, т.е. 72 пуда озимого и ярового хлеба99.
В 1870 г. в 85 дворах проживало 277 мужчин и 267 женщин. Среди тептярей насчитывалось 44 башкира. 157 домов с 449 мужчинами и 439 женщинами было в 1895 г. По понедельникам проводился базар. Три жителя имели бакалейные лавки. Кроме других отраслей хозяйства, тептяри занимались пчеловодством, рыболовством. При мечети открыли школу. К 1920 г. жителей стало 1266 человек при 249 домах.
Тептярская д. Кулушево возникла при озере Кун-дузлы-саз, pp. Улу-Елга и Таллык в 1785 г. по договору с вотчинниками, заключенному сроком на 40 лет с единовременной уплатой башкирам 480 руб. и ежегодным платежом владельцам вотчины по 20 коп. с двора100. В 1795 г. насчитывалось 88, в 1834 г. — 126 тептярей м.п. 363 тептяря и 66 дворов было в 1870 г. Через 25 лет их стало 444 человека, имелся 91 дом. 724 человека и 143 двора показала перепись 1920 г. В 1870 г. преобладающей национальностью считали татарскую, в 1920 г. — башкирскую. Однако все они — тептяри.
Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 160. Л. 31.
Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755; Ф. 172. Оп. 1. Д. 160.
Там же. Д. 4873. Л. 159. 'Там же. Д. 1755.
УФИМСКИЙ УЕЗД
Д. Савалеево при р. Кызылга называли и Кулушево. Второе название свидетельствует о родственных связях жителей двух деревень. Деревня основана в 1764 г. по договорной записи вотчинников с тептярями, которая была продлена в 1806 г.101 Она названа по имени тептяр-ского старшины 2-й команды Савалея Султангильдина. В 1795 г. в деревне было 35, в 1834 г. — 66 душ тептярей м.п. В 1870 г. в 33 домах проживало 99 мужчин и 79 женщин. В 1895 г. 70 дворов с 170 мужчинами и 155 женщинами, в 1906 г. — 207 мужчин и 200 женщин при 65 дворах. Жители деревни имели бакалейную лавку, мечеть и школу.
В 1920 г. в 87 дворах проживало 512 человек. Преобладающей национальностью их определена башкирская.
* * *
На земле вотчинников Дуван-Табынской волости находились дд. Кармаскалы и Новокиешки.
Д. Кармаскалы, расположенная при озере Белое и pp. Кармаскалы и Карламан, основана по договорной записи башкир и мишарей от 16 марта 1758 г. Приводим ее содержание: «Уфимского уезду, Нагайской дороги, Дуван-Табынской волости, деревни Кырламан башкирец поверенной от мирских людей за письмом татарским Акиней Емантаев, будучи в пригороде Каракулине, дал сию на себя от крепостных дел запись тое же Нагайской дороги, деревни Кырмыскалы служилым мещерякам Исекею Алмееву, Усману Усупову с товарыщи в том, что имея у себя довольную, а затем праздно лежащую землю, отдали мы, Акиней с товарыщи, со всего мирского согласия ему, Исекею с тов., поселитца 1.5-ю дворами. А та земля и сенные покосы по межам состоят по речке Кыр-мыскале с устья и до Бишольской межи, и до Минляр-ской межи, а от нее на вершину речки Кырмыскалу на остров и до лесу Таусыныру, и до острова до Казею-Кур-зюну. А владеть им, Исекею с тов., тою нашею землею и сенными покосы с нынешнего 1758-го году впредь на 20 лет. А оброку рядили мы, Акиней с тов., у них, Исекея с тов., на год по 3 руб. И во оных наших межах им, Исекею с тов., мельницу построить, землю пахать, сено косить, лес рубить, хмель щипать»102.
Деревня росла за счет новых припусков мишарей. В 1816 г. в ней насчитывалось 342, в 1834 г. — 538, в 1870 г. - 1845 (309 дворов), в 1920 г. - 3767 человек. Со второй половины XIX в. здесь было 3 мечети и столько же школ. Жители имели 2 водяные мельницы, 20 лавок. По четвергам проводили базар, с 20 ноября по 2 декабря — ярмарку. В 1919—1930 гг. тут находилось волостное правление одноименной волости. Д. Кармаскалы состояла из трех частей под номерами 1, 2, 3. Кроме мишарей, здесь жили и тептяри.
Д. Новокиешки возникла на земле дуван-табынцев по договорной записи от 10 июля 1791 г. между вотчинниками из команды старшины Мукаша Абдрахманова и тептя-рем Семескеевым «с товарищами» из д. Киешки о припуске их сроком на 40 лет103. По V ревизии 1795 г. тептярей
101 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 100.
102 МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 169.
103 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1244. Л. 33 (в другом месте датой
договора указано 10 мая).
насчитывалась 101 душа м.п., в 1870 г. — в 90 дворах 563 человека. Перепись 1920 г. показала 1283 человека и 247 домов. Д. Новокиешки называли и Каран-Киешки.
* * *
Башкиры Курпес-Табынской волости приняли тептярей дд. Шареево и Худайбердино.
27 июня 1739 г. башкиры д. Атмекеево Курпес-Табынской волости припустили ясачных татар для поселения дворами «на своей вотчинной земле по границам до устья р. Зилим по нижней стороне Менеузе речки и до вершины Асаты из оброку вопче». Здесь и возникла д. Шареево104. В 1834 г. тептярей было 98 человек м.п. 80 дворов и 457 человек показали по выборочной переписи 1870 г. Основателем поселения был Шарей Бабарисов.
В 1920 г. в д. Шареево (Икулово) 1031 тептярь проживал в 196 домах.
Д. Худайбердино возникла в 1771 г.'05 на основе договорной записи башкир о припуске тептярей во главе с тептярским старшиной Худайберды Уразметовым. В 1795 г. в деревне было 5, в 1834 г. 6 душ м.п. Первые жители вышли из дд. Шареево, Бакралы, Улукулево106. Новое поселение находилось недалеко от д. Сарт-Чишма. Оно не развилось ввиду возвращения тептярей на прежние места жительства. Вскоре деревни не стало.
Таким образом, одна группа тептярских деревень (Адзитарово, Шареево) возникла в годы башкирского восстания 1735—1740 гг., другая (Кабаково, Улукулево, Киешки, Ильтуганово, Тимкино, Савалеево и др.) — в 1760—1764 гг. (выселки образовались чуть позже), мишари создали свои деревни (Биштяка, Бузовьязы, Кармаскалы) после подавления восстания 1755 г. Все тептярские и мишарские деревни были основаны на башкирских вотчинных землях по договорным записям, составленным между вотчинниками и припущенниками.
Остальные деревни были возведены между 1921 — 1925 гг. К ним относились следующие татарские аулы: Качеван (в 1925 г. там было 23 хозяйства), Сарсаз (26), Арсланово (87), Булякай (41), Тугай (14), Янбай (21), Чиш-ма (7 хозяйств). После 1926 г. были основаны Аккуль, Вар-шавка, Куяшкино, Кушкуль, Суак-Куак, Симский, Таусен-гирово, Якты-Куль и Якты-Ялан.
В восстании Пугачева участвовало из дд. Сахаево 57 человек, Шареево — 85, Старокиешки — 77, Новокиешки — 48, Биштяка - 27, Тимкино — 52, Ильтуганово — 71, Адзитарово - 30 человек. Все они находились в ясачном сословии из татар, ставших тептярями107.
Чувашские деревни
Из них самой ранней является Алмантаево (Сихонки-но). Деревня возникла на земле башкир д. Мусино Минской волости в 1761 г., когда чуваши-язычники и чуваши-новокрещены были припущены вотчинниками
104 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 258. Л. 15. Она была известна
еще в 1723 г., состояла из 10 дворов. Автор благодарит X. Л. Аб-
драфикова за эти сведения.
105 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 100.
106 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 68.
107 Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башки
рии. С. 288.
КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН
на условиях уплаты в год по 20 коп. с каждого двора108. Об обстоятельствах их переселения из Зюрейской дороги Казанского уезда в одном документе говорилось следующее: ясачные чуваши «по всекрайнему недостатку у них в старом их жительстве пашенной земли и сенных покосов, по утеснительному заселению тамошных обывателей, перешли с позволения письменного мирских людей со всеми семействы и скотиною и заселились в деревне Алмантаево; на старине при выезде домы и все что до економии принадлежала тяжелое, которого вести было сюда неможно, разпродали»109. Сюда прибывали все новые группы чувашей. В 1764 г. здесь осели чуваши, составлявшие 20 дворов"0. По записи от 29 мая 1777 г. мусинцы приняли на 50 лет новую партию переселенцев во главе с Егоровым-Елбатуровым"1. И, наконец, мусинцы продали новокрещеным чувашам Сиханову и Иванову с тов. землю в бассейне pp. Кабан-Улган и Сухояш112. Это произошло в начале XIX в.
Названия деревни происходят от имен первопоселенцев — Алмантая и Сихана, не известных, однако, нам по источникам. Сын второго приобрел для деревни землю в собственность.
В движении Пугачева участвовало 79 повстанцев из д. Староалмантаево.
В 1795 г. в деревне насчитывалось 117 мужчин и 122 женщины, в 1816 г. — 137 новокрещеных чувашей (46 дворов) и 29 чувашей из язычников (7 дворов)"3. VIII ревизия показала 179 мужчин. С конца XVIII в. называлась Сихонкино («Алмантаево тож»). В 1870 г. в 84 дворах проживали 257 мужчин и 303 женщины, в т.ч. 3 русских жителя. Имелась церковь. В 1895 г. в д. Сихонкино (Алмантаево), находящейся при р. Уштиля, было зафиксировано при 187 домах по 528 мужчин и женщин. Она имела церковно-приходскую школу, хлебозапаеный магазин, 2 бакалейные и 1 винную лавки.
К 1920 г. — это огромное село, состоящее из 281 двора с 664 мужчинами и 715 женщинами (всего 1379 человек). Высокий темп роста населения был вызван главным образом новым припуском чувашей в эту деревню.
В 1892 г. во время волнения жители дд. Сихонкино и Верхнетимкино Уфимского уезда вторглись в дачу помещика Аксакова и произвели порубку леса. Служащих помещика, намеревавшихся их задержать, порубщики прогнали. И за три дня вывезли около 400 подвод разного леса. При подавлении выступления 7 крестьян были арестованы"4.
Деревень под названием Алмантаево было несколько. Одна из них — Алмантаево («Камышлыкуль тож»).
108 МИБ. Т. 5. С. 55, 676.
109 Крестьянство и крестьянское движение в Башкирии в
XVII - начале XX в. Уфа, 1981. С. 16.
110 МИБ. Т. 4. 4.1. С. 289.
111 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1244. Л. 80, 81. •
112 Там же. Л. 166.
113 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. В 1816 г. отмечены две дерев
ни — Староалмантаево и Новоалмантаево («Сихонкино тож»).
Значит, они территориально отделялись друг от друга. Но впос
ледствии слово «новое» не употреблялось. Однако здесь не
совсем точно показаны названия этих деревень. Должно быть
Староалмантаево («Сихонкино тож») и Новоалмантаево
(«Камышлыкуль тож»).
14 МИБ. Т. 1. Ч. 2. С. 228; Крестьянское движение в России в 1890-1900 гг. М., 1959. С. 612.
В одной купчей от 4 апреля 1786 г. она впервые упоминается как новая115. Однако еще 29 марта 1779 г. вотчинники д. Мусино Минской волости дали договорную запись «живущим на нашей земле в деревне Алмантаевой Уфимского уезда ис чюваш новокрещенам Федору Романову, по чюваски Усахину, Елисею Тихонову — Есаулу, Борису Андрееву — Уткаширу с товарыщи в том, что отдали мы, поверенные, и товарищи наши, участвующие, всего в 35 дворах, башкирцы... со общаго согласия для поселения 20 дворами, жалованную от предков ее императорского величества вотчинную нашу землю впредь на 60 лет ис платежа нам оброку на каждый год по 4 руб.»116. Далее указаны ориентиры границ пользуемой чувашами земли (р. Уршак до ее устья и озера Кылы, по р. Уштиля до ее устья; отвели и лесной участок по р. Туралтав, до устья Кабан-Улган, р. Сухояш). За припуск чуваши должны были «на больших ямских дорогах на Уршаке-реке паром делать и мост мостить, обще деревни Алмантаевой з жителями дву деревень (под названиями Алмантаево-Камыш-лы и Староалмантаево) содержать, на протоке, называемой Кыле, построя, мельницу содержать безоброчно»"7.
Для уплаты подушных и арендных денег за припуск вышеназванные припущенники (еще и СавеЛей Максимов — Салихвар, Петр Васильев — Еразбай) в том же году заняли у уфимских купцов Подьячевых 555 руб. денег"8.
Срок аренды — 60 лет. Однако к началу XIX в. многие из этих припущенников по их желанию были переселены в чувашские деревни Стерлитамакского уезда. Только в 1812 г. вд. Васильевка («Зиган тож») выехали 18 семей, еще 3 — в д. Сихонкино. Поэтому вотчинники в 1814 г. продали эту землю, отданную чувашам, титулярному советнику М. С. Угличинину с тем, однако, условием, чтобы он не стеснял в землепользовании оставшихся здесь в малом количестве припущенников"9.
В 1795 г. в д. Алмантаево (Камышлы) насчитывалось лишь 44 человека государственных крестьян, в 1816 г. — 38 душ, по VIII ревизии — 42 души м.п.120 44 двора и 316 жителей было к 1895 г. Перепись 1920 г. показала в д. Камышлы (Алмантаево) 476 человек и 125 домов. Жители — чуваши.
В 1773—1775 гг. среди пугачевцев находилось 37 чувашей из д. Новоалмантаево.
Третья д. Алмантаево (Калмантаево) называлась от гидронима Суук-Чишма (холодный родник). Возникла на земле Минской волости перед V ревизией 1795 г. с населением 47 человек. В 1811 г. в 10 дворах жили некрещеные чуваши-язычники. Их было 30 мужчин. По VIII ревизии их насчитывалось 32 души м.п.121 В 1870 г. в 14 дворах проживали 49 мужчин и 46 женщин. Преобладающей национальностью их показана русская. В 1920 г. с. Сихонкино называлось Суук-Чишма и Алмантаево. Но д. Суук-Чишма в списке нет. Только за 1925 г. показан починок Суук-Чишма (Успенский), расположенный в 7 верстах от центра одноименной волости в с. Булгакове. Причем
115 МИБ. Т. 5. С. 191.
116 Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 88-90.
117 Там же. Т. 5. С. 89.
1,8 Там же. С. 90; ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1244. Л. 81.
119 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 45. Здесь и возникла деревня
этого помещика под названием Верхнеугличино.
120 Тамже, Ф. 138. Оп. 2. Д. 48. Л. 6; Д. 68. Л, 4.
121 Тамже. Ф. 172. Оп. 1. Д. 48, 64.
УФИМСКИЙ УЕЗД
преобладающей национальностью жителей показали башкирскую. Починок имел и второе имя — Успенский, свидетельствующее о наличии церкви такого названия. Башкиры — мусульмане и вдруг в их починке — церковь? По-видимому, здесь национальность жителей показана ошибочно.
Д. Именликуль(«Николаевка тож») возникла при одноименной речке и р. Уршак на вотчине Юмран-Табынской волости по договорной записи от 30 июля 1797 г., данной башкирами дд. Ибрагимово, Ильчибаево и Тукучево о припуске новокрещеных чувашей сроком на 70 лет с единовременной платой 700 руб. и ежегодным денежным оброком по 15 руб. со всего селения122. Жители деревни состояли из выходцев д. Нижние Месели (ныне Аургазинский район), откуда прибыли 50 человек. Из д. Васильевка (Зирган) переселились 6 душ м.п. В 1870 г. в д. Николаевка (Именликулево) насчитывалось 403 человека при 70 дворах, в 1895 г. (указан другой ориентир деревни — «при р. Кара-Елга») — в 126 домах 709 человек, в 1906 г. — почти столько же (129 дворов и 704 жителя). Перепись 1920 г. показала возросшее количество дворов (182) и жителей (920).
Д. Ильтеряково(Бегеняш) возникла на вотчине Минской волости в самом начале XIX в. Разрешение на припуск получил по договорному письму от башкир чуваш Байтеряк Январов с тов. сроком на 30 лет с платой вотчинникам по 10 руб. оброчных денег в год со всего селения. Второе название деревни косвенно говорит о родственных связях с одноименной чувашской деревней в нынешнем Стерлитамакском районе. В 1816 г. в 4 домах жили 18 душ мужчин из новокрещеных чувашей, в 5 дворах — 19 язычников. По VIII ревизии их было 54 души м.п. В 1870 г. в 31 доме показано 92 мужчины и 112 женщин. 55 дворов и по 188 мужчин и женщин было в 1895 г. 535 человек при 99 домах зафиксировано к 1920 г. Интересно отметить, что переписями преобладающую национальность жителей дважды показали мордовскую, хотя чуваши — основные ее жители.
При озере Денис-Куль перед самой V ревизией 1795 г. образовалась чувашская д. Ефремкино(Денис-Куль). Однако не удалось точно установить по договорной записи принадлежность башкирской вотчины, где была основана деревня. По местоположению предположительно можно сказать, что она возникла на вотчине Дуван -Табынской волости. Время ее возведения относится к 1792—1794 гг. V ревизия 1795 г. учла 125 душ м.п., VI (1811 г.) — 118. Население деревни сформировалось за счет переселенцев из дд. Филиппово (171 человек) и Ка-раево (Алекеево или Алексеево — 76 человек), расположенных в Ядринском уезде Казанской губернии, а также из д. Тастуба (5 человек) Уфимской губернии123. В 1870 г. деревня состояла из 72 дворов с 400 жителями. 605 человек при 123 домах было в 1920 г.
В 1906—1919 гг. образовались чувашские дд. Антоновка(в 1920 г. 101 человек и 19 дворов), Дмитриевка(140 человек, 29 домов), Кузьминовка(85 человек, 11 дворов), Матросовка(137 человек, 25 домов). Д. Новоандре-евкаперепись 1920 г. еще не показала, но в 1925 г. в деревне было 38 хозяйств, причем большинство жителей тогда состояло из мордвы.
122 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 51.
123 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 53.
Мордовские деревни
Следующая, по счету четвертая, деревня под названием Алмантаевоимела второе имя «Павлово тож». По договорной записи башкир д. Мусино Минской волости от 22 февраля 1780 г. в заброшенную деревню вслед за выездом из нее по истечении срока аренды бывших припу-щенников Байметя Уразметова с товарищами получил разрешение для поселения 30 дворами новокрещеный мордвин Павел Дементьев «со товарищы», вышедшими из села Рождественское («Мордовский Бугуруслан тож») Бугульминского округа. Они были припущены сроком на 40 лет за единовременную плату в сумме 140 руб. и за ежегодный оброк в размере 25 коп. с двора. Они получили арендную землю в районе озера Кыртлы-Куль, pp. Малый и Большой Сухояш до озера Янчурина124.
В дальнейшем в источниках история этой деревни не прослеживается. Как она называется сегодня, нам не известно.
Мордовская д. Романовев 1920 г. состояла лишь из 8 дворов с 52 жителями, что косвенно свидетельствует о ее недавнем основании. Мордовские дд. Ракитовка(Ракитов Куст) и Грачевкавозникли в 1921—1924 гг. В первой из них было 9 хозяйств, во второй — 22 двора к 1925 г., причем жители последней были чувашами (сегодня деревня относится к мордовской)125.
Марийская деревня
Марийцами, находящимися в тептярском сословии, была основана единственная деревня на территории района, которая называлась Тансаитово.Приводим текст договорной записи, на основе которой марийцы осели и основали свое поселение. «1759 года июля второго на десять дня Уфимского уезда Нагайской дороги Уршак-Минской волости башкирцы старшина Ибрагим Мрясев, мулла Мухамет Юсупов, Арслангул Юлумбетов, будучи в Уфе от Уфимских крепостных дел, дали сию запись того же Уфимского уезда д. Бикмурзиной есашным черемисам Узчюре Айтемирову, Усалаю Исянгулову с тов. по договорному той Минской волости трех деревень мирских людей больших и малых общаго согласия татарскому письму за тамгами их, а именно: Ярмыша Бекчурина, Абдулкарима Сюяргулова, Балты Уразова, Таймаса Каш-кина, Яныбека Назарова, Азигула Муашева, Хусейна Бекбулатова, Кадыргула Бегишева, Аскара Юлумбетова, Алимбета Юлдашева, Башира Азмамбетова, Ряпти Зиям-бетова, Токтара Азигулова, Токумбетя Кашкина, Алдара Улумбетова, Абдула Рептикеева такое при написании сей записи в Уфимской провинциальной канцелярии у крепостных дел и объявили в том, что припустили мы старшина Ибрагим Мрясев с вышеписанными товарищи из черемис Узчуру Айтемирова с товарищи же для поселения на нашей старинной жалованной земле на речке Уяш Уязы всего десятью дворами с тем, чтобы им, черемисам, на степи пашни пахать, сено косить, на хоромное строение и на дрова с рубкою лесов в пристойном месте на
124 МИБ. Т. 5. С. 105-106.
125 Список населенных пунктов Башреспублики. С. 129,
131, 141.
КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН
оной речке Уяш Уязы с мельничным строением и оной отданной земле межи по нижеписанным урочищам состоят, во-первых, от речки Уяш Уязы сыртом до малого березнику и оттоль чрез степь прямо до другой речки Уяш Узы и от оной к озеру нижнею стороною до Тиренкуль Тамак и оттоль вверх до речки Уяш Узы, а по той речки сено им, черемисам, не косить, а косить оное в степи от речки Уяш Узы стороною до лесу Нички Сикирем и до дороги того лесу и от той дороги, перейдя лес к другому лесу Юртбар Сикирем до Верхнего Каратала и оттоль, возвратясь, до лесу ж Бренчи до вершины и до дороги Кучукбаевской и оттоль, возвратясь, нижнею стороною той же дороги и по лесу той же Бренчи и по речке Кайклы до устья левою стороною, а по правую сторону им, черемисам, дела нет, а от речки Кайклы до речки Уяш Узы, а оттоль прямо на вышеписанную прежнюю межи и оным, черемисам, Узчуре с тов., жить на оной нашей отданной земле от вышеписанного числа впредь 20 лет из оброку с каждого двора по 25 коп. на год, всего на оные годы будет оброку 50 руб. и живучи им, черемисам, Узчуре с тов. на оной нашей отданной земле на степи пашню пахать, сено косить в пристойных местах, на оной речке Уяш Узы мельницу строить и на хоромное, мельничное и на всякое строение и на дрова во оных межах лес рубить и жить им добропорядочно с таким договором, есть ли впредь на тое же речку пожелаем мы, старшина с тов., к ним других припустить для поселения, то уже по согласию с ними, черемисами, обще и буде кто из них, черемис, явится кто в каком воровстве или неистовстве себе содержании, таковых безо всякого с той земли ссылать, а буде кто из них на оной нашей земле в межах станет зверя ловить, как-то: лисиц и прочаго самосадку найдет или рой пчел, то с ним старшина Ибрагим с тов. делить пополам, а кроме той отданной земли им в другая урочища не вступаться и оная наша вотчинная земля иному никому не продана и не заложена и в оброк не отдана и ни в какия крепости не укреплена, кроме их, черемис-припущенников, не имеется, а буде кто оным, черемисам, станет чинить какое утеснение или не дожив урочных лет я, старшина с тов., от владения откажем или станем чинить какое помешательство и утеснение им со оной земли не дожив урочных лет выше сего, то взять им, черемисам, Узчуре с тов. на нас, старшине Ибрагиму с тов., за всякое хоромное строение и за городьбу по настоящим ценам, что чего стоит, тако ж за протори и убытки все сполна что они скажут, тому и верить, не приемля от нас никакого оправдания, а переходя же им ис прежняго жительства на объявленную отданную нашу землю для поселения о позволительном указе править первым черемисам Узчюре с тов. по порядку в Уфимской провинциальной канцелярии или где надлежит, а без того им на оную отданную нами землю не переезжать и для того им, черемисам, Узчуре с тов. сия запись и впредь в запись, в том я, старшина Ибрагим Мрясев, татарским письмом руку приложил, башкирец мулла Мухамет Юсупов подписал и руку приложил, Арслангул Юлумбетов тамгу приложил такову. Со слов старшины Ибрагима Мрясева с тов. переводил Константин Иванов»126.