Национальные парки и заповедники как природоохранные территории
Наряду с материальной составляющей в культурном ландшафте всегда присутствует ментальная. Она определяется наличием живой культуры. В сферу живой культуры входят традиции природопользования, художественные промыслы, народные ремесла и технологии, традиции обустройства и сакрализации жизненного пространства, религиозные верования, обрядовые народные и религиозные обычаи, фольклорные традиции.
Одним из видов живой традиционной культуры являются национальные сады, парки и заповедники. Национальный парк — это территория, на которой в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена, на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.
В классическом понимании национальный парк имеет функциональное зонирование территории. На территории национального парка выделяются заповедное ядро, по режиму соответствующее природному заповеднику, рекреационную и буферную зоны, в которых разрешается хозяйственная деятельность различной интенсивности (туризм и иные формы рекреации, традиционное природопользование, щадящая сельскохозяйственная и лесоустроительная деятельность). На практике в ряде случаев роль заповедного ядра играет прилегающий к национальному парку природный заповедник (например, Баргузинский заповедник, прилегающий к Забайкальскому национальному парку).
Отечественная система заповедников и национальных парков имеет международное признание. 27 российских заповедников и 3 национальных парка получили международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО («Водлозерский», «Угра», «Смоленское поозерье»). 9 заповедников и 5 национальных парков находятся под юрисдикцией международной Конвенции о сохранении всемирного культурного и природного наследия, 12 заповедников и 1 национальный парк - под юрисдикцией международной Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы, 3 заповедника входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий.
С учетом особенностей режима и статуса, находящихся на этих территориях природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:
● государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
● национальные парки;
● природные парки;
● государственные природные заказники;
● памятники природы;
● дендрологические парки и ботанические сады;
● лечебно-оздоровительные местности и курорты.[14]
Однако методологические подходы к сохранению традиционной живой (в особенности реликтовой) культуры практически не разработаны, нет общепринятых типологий и классификаций этой группы наследия. Поэтому действия национальных парков по выявлению, систематизации и сохранению такого рода культурного наследия будут носить пионерный, поисковый характер. Коллективам национальных парков нельзя отказываться от работы в данном направлении, ведь возраст людей, которые, как правило, являются носителями традиционной культуры, весьма преклонный. С их уходом будут безвозвратно утрачены определенные культурные навыки, технологии, определенное художественное и поэтическое видение мира.
Исходя из того, что каждый народ имеет право на свою собственную культуру и что его приверженность этой культуре часто оказывается подорванной в результате влияния индустриализации и повсеместного распространения явлений массовой культуры, обеспечение сохранности этнической самобытности касается защиты фольклорных традиций и их носителей.
Национальные парки России обладают не только природными достоинствами, в них сохраняются образцы культуры, созданные в различных исторических и природных условиях. Они являются иллюстрацией богатой истории и культурного разнообразия нашей страны. Хорошим примером сочетания выдающейся ценности и исключительности природных и культурных составляющих является Кенозерский национальный парк. На обширной территории (1392 квадратных километра) этого памятника природного наследия расположено большое количество озер, среди которых самые крупные – Кенозеро и Лёкшмозеро. Живописные линии береговых линий и очертания озер, валунные поля дают наглядное представление о пейзаже ледникового периода геологической истории Севера Европейской равнины. Чрезвычайным разнообразием отличается флора и фауна парка. Здесь сохранились редкие и исчезающие виды. Но основную ценность культурного ландшафта Кенозерья составляет целая сеть сельских ландшафтных комплексов, формировавшихся в период с XI по XVI века. Это один из ранних очагов новгородской колонизации. Здесь воочию представлен типичный сельский ландшафт Русского Севера со всеми особенностями многовековых культурных традиций поморов. В селах сохраняется историческая планировка и традиционные дома. В ландшафте Кенозерья можно видеть гармоничное сочетание старинных сельских поселений с традиционной системой сельскохозяйственных угодий общинного земледелия.
На территории парка располагаются уникальные деревянные храмы (архитектурный ансамбль церкви Св. Георгия XVII века в селе Порженское и ансамбль из двух храмов 1700 года – шатровой церкви Происхождения Честных Древ Христовых и церкви Обретения Главы Иоанна Предтечи, а также колокольни, объединенных трапезной и переходами) и 35 часовен, построенных в XVII-XIX веках, 26 поклонных крестов, 29 священных рощ, 39 памятников археологии. Многие деревянные часовни имеют богатое внутреннее убранство. Особенно интересны «небеса» – расписные перекрытия молельных залов, с библейскими сюжетами. Как правило, все часовни располагаются в комплексе со «священными» рощами, дошедшими со времен язычества. Кенозерье долгое время было одним из центров бытования былинного народного творчества; кенозерский героический эпос вошел в сокровищницу фольклористики огромным наследием (83 былины).