Татарско-тептярские деревни
Сначала обратим внимание на раннюю историю селений, возникших на территории Ельдякской волости.
Тептяри д. Тугаево(в переводе на русский язык — луг) на пользование землей ельдякских башкир в 30-х гг. XIX в. представили комиссии по наделению землей башкирских припущенников договорную запись от 20 мая 1726 г., по которой вотчинники припустили ясачного татарина Иткиню Сулеева (тамга V) на свою землю «поселитца усадьбою одним двором» с условием «ясаку в казну ее императорского величества платить с нами, башкирцами, ему, Иткине 20 по 2 куницы да по 9 батман ... меду на всякой год»108.
Здесь жили и мишари, однако время их припуска нам не известно.
В 1748 г. здесь проживало 26 ясачных татар, ставших тептярями к 1795 г. В 1774 г. было 128 пугачевцев из ясачных татар. По V ревизии их насчитывалось 313 человек; в 1816 г. — 372 тептяря, 14 мишарей; в 1834 г. — 483 теп-тяря, 44 мишаря; в 1859 г. — всех 711 человек; в 1870 г. — 728 татар, в том числе 60 башкир (скорее всего, мишари); в 1920 г. — 908 мишарей. В последнем случае вернее было бы показать их тептярями.
В 1842 г. мишари (44 человека) сеяли 216 пудов озимого и 192 пуда ярового хлеба. 483 тептяря (76 дворов) имели 272 лошади, 238 коров, 410 овец, 255 коз. У пчеловодов было 63 улья и 2 борти. Деревне принадлежали мечеть и мельница.
Д. Утяганово(название от антропонима) в 1747 г. имела 4 двора с 30 мишарами и 8 дворов с 68 ясачными татарами, что свидетельствует о сравнительно давнем ее основании. Они могли здесь обосноваться в начале XVIII в. Среди пугачевцев можно было найти 45 ясачных татар. В 1795 г. здесь насчитывалось 126 тептярей (бывшие ясачные татары), 45 мишарей, 13 башкир (из д. Чишма-Бураево); в 1834 г. — 200 тептярей, 95 мишарей, 19 башкир; в 1859 г. — 489 припущенников и 21 башкир-вотчинник; в 1870 г. — 359 тептярей, 171 мишар; в 1920 г. — 505 тептярей и мишарей.
В 1842 г. 95 мишарей сеяли 480 пудов озимого и 160 пудов ярового хлеба. Они имели 20 лошадей, 22 коровы, 26 овец, 26 коз. На 200 тептярей при 37 дворах приходилось 151 лошадь, 111 коров, 149 овец, 76 коз. В деревне была мечеть.
На земле Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости возникла д. Кадырметово,впоследствии названная Ишма-
Там же. Д. 585. Л. 1-2.
МИБ. Т. 3. С. 237; ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4145. Л. 4.
БУРАЕВСКИЙ РАЙОН
метово.Башкиры д. Унлар Кыр-Унларской тюбы дали мишарю этой же деревни Кадырмету Самойлову сыну Чекмарову договорную запись от 10 октября 1710 г. о припуске его для поселения в свою вотчину на правах общего владения. В ней записано, что «Кадырметю з женою и з детьми и со внучеты поселитца с нами, вотчинниками, в нашей вотчине юртом вместе и пашенною землею ... и всеми угодьи... владеть ему с нами ... вопче. А ясак в казну и всякие подати и подводы гонять ему с нами вопче ж»109.
Еще одно договорное письмо от 1 ноября 1737 г., по которому кыр-унларцы дали «пахотную землю и сенные покосы» по р. Кизган ясачным татарам из д. Имаково Сибирской дороги Осману Азметову, Алкею Бикметову, Биккулу Кадерметову, Муртазе Ибрагимову, Танбулату Тогаеву «с товарыщи». Так формировалось население поселения.
В 1811 г. эта деревня названа Ишмет Тузла («Ишма-меттож»).
В 1795 г. здесь было 28 тептярей; в 1811 г. — 32 тептяря, 18 мишарей; в 1816 г. — 31 тептярь, 22 мишаря; в 1834 г. — 36 тептярей, 23 мишаря; в 1859 г. — всех 134 припущен-ника, 4 башкира-вотчинника; в 1870 г. — 80 тептярей, 60 башкир (вместо мишарей, часть действительно башкиры), в 1920 г. — 406 башкир, что не соответствует действительности. Они были тептярями и мишарями. Крайне незначительна доля башкир.
В 1842 г. на 23 мишаря было засеяно 96 пудов озимого и 160 пудов ярового хлеба. Им принадлежало 20 лошадей, 20 коров, 9 овец, 1 коза.
А теперь очередь дошла до сел, находящихся на вотчинной земле Эске-Еланской волости.
Д. Бигенеевовозникла на основании договорного письма башкир от 2 февраля 1741 г. «1741 г. февраля 2-го дня Уфимского уезда Казанской дороги Иланской волости отдали мы, вотчинники, Юсуп Ишмурзин, Казак Калканов, Сарбай Гайнунов, Ишбулда ... свою землю ясачным татарам на 10 дворов Ишбулату Альметеву, Тюменею Ишимкаеву, Усману Кутлину, Абтюкею Бикметову, Арслану Юлкееву, Бикею Ишкакову с товарыщи на реке Уяды селить»110. Среди пугачевцев был 21 человек. В 1748 г. было 30 ясачных татар, в 1795 г. — 93 тептяря, в 1816 г. - 92, в 1834 г. - 134, в 1859 г. - 203, в 1920 г. -412 тептярей.
В 1842 г. на 26 дворов приходилось 40 лошадей, 68 коров, 26 овец, 33 козы. Она имела мечеть, 2 мельницы.
О времени основания д. Карабаево(название от антропонима) имеются два документа с двумя разными датами: первый опубликован, по нему ясачные татары, ставшие тептярями, обосновались здесь по договору 7186 (1678) г., данному им эске-еланцами111; второй, выявленный в архиве, свидетельствует о том, что «из татар тептяри получили от башкирцев Ички-Еланской волости договорную запись 14 июня 7204 (1696) г.»"2. Как бы то ни было, последний стал основанием для наделения тептярей землей после издания закона о земле 1832 г.
В 1758 г. «поверенный» башкир д. Калмаш Дуваней-ской волости Казанской дороги Кусядык Юмакаев, «имея
109 МИБ. Т. 3. С. 64-65.
110 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 3; Ф. 2. Оп. 1. Д. 4571.
111 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 141.
112 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 7.
у себя довольную землю», припустил ясачных татар д. Карабаево Абдрахмана Аблизова, Тюмекея Килмекеева, Ишбулды Солтанова, Аймана Айтуганова «на старинную празднолежащую землю поселитца 4-мя дворами в деревне Ишметовой, жить, землю пахать и в наших дачах сено косить, лес рубить и скота всякого водить, зверей, лисиц гонять и самосадки, приискивая, с ними, башкирцами, делить пополам». Вотчина, где они были поселены на 20 лет, находилась по pp. Сырыш, Каран и Чермасан113.
При проведении II ревизии в 1748 г. здесь проживало 200 ясачных татар, из которых 57 стали пугачевцами. По рапорту повстанческого атамана Адиля Бигашева полковнику Бахтияру Канкаеву от 1774 г. видно, что он, направляясь для организации обороны Ангасякского винокуренного завода, остановился в д. Карабаево114.
В 1795 г. было 193, в 1816 г. - 269, в 1834 г. - 408, в 1859 г. — 630 тептярей, в 1920 г. — 1232 татарина. Этническую принадлежность определили правильно, поскольку ясачные татары в конце XVIII в. перешли в тептярское сословие, затем вернулись в свой этнос.
Тептярь Сабак Ракаев — долгожитель, его сын Муха-метсадык, внук Мифтахитдин (1834 г.)
О состоянии земледелия материалов по тептярям еще не обнаружено. Приводим несколько цифр о животноводстве (на 66 дворов с 408 тептярями приходилось 95 лошадей, 197 коров, 324 овцы, 26 коз) и пчеловодстве (250 ульев, 15 бортей). Была мельница. У мусульман была своя мечеть.
Д. Абдуллино(название от антропонима) возникла на основании двух договорных записей от 17 мая 1782 и 8 апреля 1786 гг., данных тептярям башкирами-эске-еланцами115. Другое ее название Кучукбай.
В1795 г. здесь проживали 15 мужчин и 4 женщины из тептярей, в 1816 г. — 30, в 1834 г. — 61 тептярь и 13 башкир, в 1859 г. — 182 тептяря и 32 башкира, в 1870 г. — 361 тептярь, в 1920 г. — 300 тептярей.
В 1842 г. на 13 башкир сеяли 48 пудов озимого и 120 пудов ярового хлеба. На 61 тептяря и 13 башкир, проживающих в 9 дворах, приходилось 20 лошадей, 30 коров, 8 овец, 32 козы.
Название д. Бустанаевоот антропонима: известен сын первопоселенца Сатыш Бустанаев X, эске-еланский вотчинник, участвовавший с башкиром Сармашем Курмана-евым и другими в отдаче в 1710 г. служилому татарину Мусею Кинзебаеву мельничного места на р. Гарейка с правом поселения «усадьбою 4-ми дворами»"6. Впоследствии здесь обосновались по припуску ясачные татары и мишари. Однако ни тептяри из ясачных татар, ни мишари «не знали время появления здесь своих предков» и заявляли, что они «на землю прав не имеют»117.
В восстании Пугачева участвовало 28 ясачных татар. В 1795 г. здесь было 108 тептярей из татар, в 1816 г. — 142 тептяря, 30 мишарей, 26 башкир118; в 1834 г. — 220 тептярей, 45 мишарей, 37 башкир; в 1859 г. — 336 припущен-
113 МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 160.
1,4 Документы ставки Е. И. Пугачева, повстанческих властей и учреждений. С. 137.
115 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1.Д. 175. Л. 16; Малоизученные ис
точники по истории Башкирии. С. 140.
116 МИБ. Т. 3. С. 57-58.
117 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 3.
118 Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 1755.
БИРСКИИ УЕЗД
ников (тептяри и мишари) и 84 башкира-вотчинника; в 1920 г. — 741 тептярь и башкир.
На 37 башкир в 1842 г. было засеяно 144 пуда озимого и 192 пуда ярового хлеба. 45 мишарей имели посев 296 пудов озимого и 40 пудов ярового хлеба. 220 тептярей при 36 дворах владели 80 лошадьми, 101 коровой, 120 овцами, 85 козами. На 37 башкир при 6 дворах приходилось 15 лошадей, 16 коров, 12 овец, 15 коз. В деревне были мечеть и кузница.
Хотя в одном опубликованном документе о припуске тептярей эске-еланскими башкирами указана дата 1750 г., д. Каратамак"9при одноименной речке возникла гораздо раньше. Обратимся к содержанию другой договорной записи от 17 мая 1713 г.: «Майя в 17 день писана запись: Уфимского уезду, Осинские дороги, деревни Кошмана-ковы* башкирцы Биймет Кудашев , Тергов Килеев , Сулемен Алмаков с товарыщи дали есьми в Бирску сию на себя запись тое же Осинские дороги татарам деревни Ямяшяды Литве Емелькину да тое ж деревни Кошманаковы Роману Трабаеву с товарыщи ж в том: отдали мы, Биймет с товарыщи, в вотчине своей им, Литве с товарыщи, под усад и под пашню земли и сенные покосы. А межи и урочища в той вотчине вышеписанной земле и сенным покосам: от речки Каратамаку по арке на сломленную березу и до Янышевой городьбы, и подле той городьбы до болота, а от того болота до осиного куста и до Тялялина колка, и от того колка через лес до вышеписанной речки Каратамаку. И им, Литве с товарыщи, в той нашей, Бийметеве, вотчине, в вышеписанных межах поселитца усадьбою 8-мью дворами пашня пахать, и сено косить, и зверя ловить. А с тое пахатной земли и сенных покосов с них, Литвы с товарыщи, и з детей их и со внучат нам. и детям нашим и внучатам имать в помочь великому государю в ясак по 4 гривны на всякой год беспереводно»120. Таким образом, 1713 г. является временем возникновения д. Каратамак. 1750 г. следует считать ошибочной датой еще и потому, что в 1760 г. ее жители мишари Юзей Адилев и Мустафа Муксинов , проживая в своей деревне, попали на учет II ревизии 1748 г. («по минувшей генеральной ревизии они написаны»), где из-за «распашки земли хлеба мало родится и по недороду трав» они переехали на жительство по припуску башкир Султанму-рата Кинзегулова «с товарыщи» в д. Каратяки (ныне Кушнаренковский район)|2'.
Д. Каратамак имела и другое название Кангильдино, как и Новоалтыбаево («Новокангильдино тож»). Была Староалтыбаево, раннее название которой было Старо-кангильдино. Одним словом, здесь следует искать родственную связь, она есть.
По V ревизии 1795 г. у нас нет сведений о численности жителей. В 1816 г. тептярей из татар было 200 человек при 23 дворах, в 1834 г. — 232, в 1859 г. - 369 тептярей, в 1920 г. — 663 татарина.
В 1842 г. 232 тептяря имели 79 лошадей, 89 коров, 121 овцу, 150 коз. Была мечеть.
История башкирской д. Кушманаковоуходит в глубь XVII в. Об этом уже говорилось, когда речь шла о д. Ша-баево. В 1712 г. было две деревни: Кушманаково и Старо-кушманаково. Кроме того, в тот год возобновили припуск служилого татарина Шабая Кинтудина сына Биягина. Выходит, что первый раз Шабай был припущен еще в конце XVII в.122
О припуске тептярей в эту деревню можно найти сведения в одном сборнике, где под 1790 г. сказано, что по договору башкир Эске-Еланской волости от 14 мая тептяри получили право на пользование землей123. Однако среди участников Крестьянской войны 1773—1775 гг. были и ясачные татары (18 человек) из этой деревни. Кроме того, еще в 1748 г. в Кушманаково по р. Сибирган было 69 ясачных татар, в Новокушманаково — 60124. Все это свидетельствует о поселении их в Кушманаково между ревизиями 1721 и 1748 гг. А вот мишари были припущены действительно в 1790 г., через 5 лет их оказалось здесь 7 мужчин и 5 женщин125, а тептярей 82 человека. В 1816 г. было 94 тептяря, 8 мишарей; в 1834 г. — 134 тептяря, 4 мишаря, 22 башкира; в 1859 г. — всех 299 человек; в 1920 г. — все 465 человек ошибочно показаны башкирами вместо тептярей из ясачных татар.
В 1842 г. на 160 тептярей, мишарей, башкир при 28 дворах приходилось 99 лошадей, 123 коровы, 126 овец, 372 козы. У пчеловодов было по 25 бортей и ульев. Деревня имела мечеть, а также 2 мельницы.
Д. Новоалтыбаевотесно связана с д. Кангильдино («Алтыбаево тож»). 30 июня 1731 г. житель д. Кангильдино татарин Баймет Мухаметов объявил в Уфимской провинциальной канцелярии крепостных дел и просил следующую запись подтвердить: «Се яз Кудаш Кашпер-дин сын и Киле Кашпердин сын Уфимского уезда Осинской дороги Иланской волости д. Кошманакова башкирцы дали на Уфе сию запись тое же дороги д. Кангильдино ясачному татарину Тойгузе Толубаеву сыну в том, что в нынешнем 7204-м (1696) году июня 14 дня отдали мы, Кудаш и Киле ... владеть ему вечно вотчиною свою в Уфимском уезде Осинской дороги в межах Танаша ... вотчина смежна Учпилинской (т.е. Эске-Еланской) волости з башкирцы меж речки Аралачи и меж речки Узи и Кодушлею ... Платить Тойгузе нам по кунице (в год)»126.
Д. Новоалтыбаево («Новокангильдино тож») возникла как выселок из коренной д. Старокангильдино (Алтыбаево) и ее жители на право владения или пользования землей представили договорную запись 1696 г., но получили отказ от губернских властей, которые признали законным актом для этого запись 30 июня 1731 г., утвержденную или засвидетельствованную в 1746 г.127
А теперь о времени возникновения дочерней деревни. Впервые она упоминается в материалах V ревизии 1795 г., когда в ней насчитывалось 46 тептярей. В 1920 г. проживало 307 татар при 59 дворах.
Из новых деревень отметим Абдрашбаш,или Новый Тукран (в 1920 г. 474 тептяря), Кутлиярово,возникшую
119 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 141.
* Еще в 1730 г. башкиры д. Кушманаково Самау и Таукай
Кудашевы, д. Кузбаево Биимбет Уразметов «с товарищи» припустили тептярей д. Каратамак на свою вотчину «из оброку в год по два рубля». ЦГИАРБ.Ф. 172. Оп. 1.Д. 175. Л. 4.
120 МИБ. Т. 3. С. 98.
121 Там же. Т. 4. Ч. 2. С. 37-38.
122 Там же. Т. 3. С. 84-85.
123 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 141.
124 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791. Л. 334-338.
125 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 31. Л. 62.
126 Там же. Ф. 172.0п. 1.Д. 172. Л. 91; Ф. 2. Оп. 1. Д. 4571.
127 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 31. Л. 62.
БУРАЕВСКИЙ РАЙОН
Таблица 182 |
между 1859 и 1870 гг. В 1870 г. в 46 дворах проживало 293 башкира, в 1920 г. — в 192 дворах 947 тептярей. Для анализа, выяснения этого противоречивого подхода к определению этнического происхождения жителей у нас нет материалов, поэтому вопрос оставляем открытым. Д. Тугарякововозникла между 1834 и 1859 гг. По X ревизии в ней было 134 тептяря, в 1920 г. — в 72 дворах 372 тептяря.
Марийские деревни
Их в районе несколько. Самая ранняя из них Шукша-ново(с 1726 г. Большешукшаново). Она возникла при р. Варзи на основании незасвидетельствованной договорной записи башкир Эске-Еланской волости от 15 июня 7204 (1696) г., данной марийцам128. Затем возникшее недоразумение между сторонами было улажено новой записью от 24 января 1701 г. «Да яз, Альмян Явгильдин , да яз, Емечке Чювашев , да яз, Савелей Тюгельба-ев с товарыщи Уфимского уезда Осинской дороги
Иски-Иланской волости башкирцы всею волостию дали на Уфе сию нашу запись тое же Осинской дороги деревни Шукшан черемиске Васке Еналтаеву, Бикмурзе Декель-баеву, Бекбулату Беккузину с товарыщи в том, что в нынешнем 1701 году генваря 24 дня живут они Васка с товарыщи на нашей Альмяновой с товарыщи вотчинной земле в той д. Шукшане им, Альмяну с тов., били челом государю на них и Васка с тов. по записи требовал в неустойке 50 рублев. Против Васкина челобитья бил ему, Альмяну, с тов. допрос. Полюбовно помирились»129. Все договоренности о припуске и уплаты припущенни-ками оброка обоюдно подтвердили миром.
Оказалось, что часть марийцев (17 душ в 1834 г.) пользовались землей башкир Тазларской волости. Здесь тоже возникли осложнения, которые были решены мирным путем. «Се яз, Чюраш Аслышев, да яз, Бете Апасев, да яз, Баукей Рыспаев, с товарыщи всей волости Уфимского уезда Осинской дороги Тазларские волости башкирцы дали есми сию на себя запись на Уфе тое же дороги д. Шукшан черемиску Бикбулату Биккузину в том, что в нынешнем 1701 году бил челом великому государю Бек-булат на нас, Чюраша с тов., по записи, что родственники наши дали ему запись, чтоб жить ему в той нашей вотчине и владеть пахотною землею, что Чюраш их высылал и жить не давал». Договорились их не высылать. За припуск марийцы платили владельцам вотчины по кунице и по полубатмана меда в год130.
В 1736 г. по договору башкир Эске-Еланской волости выделившиеся из коренной деревни создали при р. Анга-сяк свою деревню под названием Малошукшаново131. Есть и другие сведения: такая запись была составлена 18 декабря 1729 г.132
Проследим развитие селений.
К 1795 г. все марийцы перешли в тептярское сословие. В коренной деревне было 45, в дочерней — 57 пугачевцев.
В 1842 г. на 63 двора с 358 жителями приходилось 197 лошадей, 282 коровы, 200 овец, 50 коз. Под усадьбой было 70, под пашней — 650, под сенокосом — 200, под лесом — 600 десятин. Имел.и 2 мельницы. В дочерней деревне 14 дворов с 99 жителями имели 85 лошадей, 50 коров, 85 овец, 25 коз, а также под усадьбой 14 десятин, пашня занимала 260, сенокосные луга — 210, лес — 300 десятин. В первой было 25, во второй 30 ульев.
В доме крестьянина с 70-х гг. XIX в. работало министерское одноклассное училище, в котором в 1909 г. обучалось 14 детей, из них 2 девочки.
Д. Арсланбековобыла основана по договорной записи башкир Ельдякской волости от 16 апреля 1808 г., данной марийцам133. Тогда здесь жили ясачные марийцы и марий-цы-тептяри в количестве 23 человека из дд. Тюлдей и Кулчубаево. В 1920 г. их насчитывалось 100 человек.
В 1842 г. 4 двора с 19 марийцами имели 30 лошадей, 45 коров, 75 овец, 31 козу. У пчеловодов было 10 ульев.
Удмуртские деревни
Самой ранней из них является Бикзяново(название от антропонима), возникшая на земле башкир Ельдякской волости по жалованной грамоте 13 августа 7129134 (1621) или 7139 (1631) г.135 Однако ни первая, ни вторая дата не соответствуют действительности. Сначала обратимся к содержанию грамоты. В 1841 г. из архива Оренбургской палаты гражданского суда получили «копию с грамоты 7139 года августа 31-го дня», где сказано, что «прислана от великого царя и великого князя Алексея Михайловича всея России самодержца на Уфу в приказную избу стольнику и воеводе Льву Афонасьевичу Плещееву грамота о пожаловании Осинской дороги деревни Киикбаевой ясачного черемисина Киикбая Ивашкина и вотяка Ужина Хусеинова с товарыщи Бердышевым из платежа оброку в Уфимском уезде бунтовщичьею башкирскою землею по правую сторону р. Таныпа и прочим поименованным в ней урочищам». Это была копия с копии. Поэтому здесь много неясного.
Во-первых, Алексей Михайлович царствовал в 1645— 1676 гг., поэтому он никак не мог дать грамоту от 1621 или 1631 гг. Во-вторых, уфимский воевода Л. А. Плещеев здесь воеводствовал не в 20—30-х гг. XVII в., а в 1647— 1649 гг.136 Выходит, что эту грамоту они могли получить только в 1647—1649 гг.
128 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 140.
129 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 135; Ф. 1. Оп. 1. Д. 1327.
Л. 39.
130 Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 175. Л. 128-129; Ф. 419. Оп. 1.Д.
15. Л. 55.
131 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4571. Л. 3.
132 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 134.
133 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4580. Л. 5. Подлинник договора см.
ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2001. Л. 9.
134 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 147;
ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 983. Л. 3.
135 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1623. Л. 47.
136МИБ.Ч. 1.С. 514.
БИРСКИЙ УЕЗД
И последнее. Поскольку указанная в грамоте отводимая удмуртам и марийцам земля находилась на правом берегу р. Танып, постольку они в 1841 г. не были признаны ее владельцами («утвердить тептярей из удмуртов владельцами земли невозможно, тем более обозначенная в той копии из книги земля состоит по правую сторону р. Таныпа»)137. Но поселение удмуртов существовало не на собственной — жалованной, а на арендованной у башкир земле.
И в дальнейшем наблюдается припуск других групп удмуртов. Вот текст одного договорного письма. «1762 года февраля ... дня Иланской волости команды старшины Салима Аитова (между прочим, сын первопоселенца д. Аитово Эске-Еланской волости) деревень Куда-шевой и Кушманаковой башкиры Балтас Сахаев , Бигей Мрякеев , Султан Биксяферов , Суяргул Сулейманов , Ахмер Усенов и Максют Исмаилов , Абдукей Исмаилов , Султанбек Саферов дали
Уфимского уезда Осинской дороги команды старшины Ураза Идристина д. Бикзяновой вотякам 8 дворам в том, что дали сей договор 1762 года, дабы им вотякам по силе оного заселиться дворами и производить хлебопашество»138.
В 1795 г. в этой деревне было 93 мужчины и 94 женщины из удмуртов. В 1834 г. насчитывалось 232, в 1859 г. - 351, в 1870 г. - 363, в 1920 г. - 405 удмуртов.
В 1842 г. на 232 человека при 41 дворе приходилось 250 лошадей, 187 коров, 400 овец, 150 коз, а также 100 ульев. Им принадлежали следующие угодья: усадьба — 200, пашня — 550, луга — 880, лес — 800 десятин.
В министерском одноклассном училище, размещенном с 1906 г. в здании, принадлежащем казне, в 1909 г. обучалось 36 мальчиков и 6 девочек, в т.ч. 7 русских детей.
Д. Касияровоназывали также Вотское Тазларово,подчеркивая территорию, где она возникла — на вотчине Тазларской волости. Удмурты имели не купленную у башкир вотчину, а арендованную у них землю. Деревня была основана в самом начале XVIII в., а договор с башкирами заключили спустя 15—20 лет. В 1838 г. жители деревни на пользование землей представили властям договорную запись от 1722 г. Запись такова: «Уфимского уезда Осинской дороги Тазларской волости башкирцы Бикей Апачев, Айтуган Ергаков, Туйчибай Екшимбетов (тот, который основал одноименную деревню, находящуюся ныне в Бал-тачевском районе), Уразгильды Сейтяков (сын первопоселенца д. Сейтяково тоже Балтачевского района) с товары-щи не для какого тайного подлогу и всякого переводу во всю сущею правдою дали мы сию запись на себя той же дороги и волости деревни Кисияровой тептярям и вотякам Байсигу Сарбаеву, Байлаю и Акмету Исеевым, Бутешу и Амину Ивашевым, Янышу Яналину с товарыщи в том, что жить им, Сарбаеву с товарыщи, на вотчинной нашей земле по-прежнему из оброку по четыре куницы и один батман меду брать нам, Бикею с товарыщи, погодно»139.
В 1800 г. в ней было 280, в 1816 г. - 376, в 1834 г. - 516, в 1870 г. - 672, в 1920 г. - 434 удмурта140.
В 1842 г. на 78 дворов (516 человек) приходилось 540 лошадей, 330 коров, 600 овец, 200 коз. У пчеловодов имелось 100 ульев и 80 бортей.
Д. Алтаевопо неопубликованным материалам возникла по договорному письму от 5 июня 1811 г. башкир дд. Алпаутово, Каразирик, Ваисякино Ванышевской тюбы Эске-Еланской волости, по которому они «припустили на свою землю одного уезда команды старшины Д. Николаева д. Асавбаш тептярей из вотяков Имаша Тюгаева, Байсары Имашева, Имангула Ишаева с товарыщи с 20 дворами сроком на 70 лет до будущего 1890 г. из оброка по 50 коп. с двора в год»141. Однако она впервые упоминается уже в опубликованном источнике за 1757 г., когда мариец д. Миядыково Князь Токмордин занял 13 руб. у удмурта д. Алтаево Василия142.
О развитии села у нас мало материала. В 1834 г. здесь учтено 209, в 1859 г. - 355, в 1870 г. - 368, в 1920 г. -490 удмуртов.
В 1842 г. 33 двора (209 человек) владели 140 лошадьми, 180 коровами, 280 овцами, 140 козами.
Теми же эске-еланскими башкирами по договорной записи 1772 г. были припущены на вотчину удмурты и возникла д. Асавтамак,т.е. в устье р. Асав. С припущен-ников владельцы земли взимали по 50 коп. с двора в год143.
В 1795 г. здесь зафиксировано 201, в 1816 г. — 68, в 1834 г. - 101, в 1859 г. - 166, в 1870 г. - 189 удмуртов, в 1920 г. — 358 удмуртов и башкир.
На 40 дворов в 1842 г. приходилось 130 лошадей, 120 коров, 170 овец, 190 коз. Имели 40 ульев.
Д. Байшадыпри одноименной речке возникла «с давних лет из оброка без документа» на вотчине Ирэк-тинской волости.
В 1795 г. здесь было 165, в 1816 г. - 198, в 1834 г. - 272, в 1870 г. - 501, в 1920 г. - 797 удмуртов.
В 1842 г. 44 двора находились на 17 десятинах, пашня занимала 390, сенокосные луга — 200, лес — 300, неудобные угодья — 210 десятин.
В министерском одноклассном училище в 1909 г. обучались 49 детей, из них 7 — русских.
Д. Мамадывозникла при одноименной речке на ель-дякской земле по договору башкир от 10 июля 1778 г.144 Тептяри из вотяков в 1838 г. представили копию партикулярного (частного) договора от июля 1778 г., где сказано, что «оной дан от башкирцев Ельдякской волости вотякам деревни Нанъяды Тусуму Янгильдину, Сеиту Кузяеву с товарыщи для поселения 10-ти дворами с платежем оброка по 2 рубля в каждый год по межам и урочищам без означения срока»145.
В 1795 г. здесь проживали 107, в 1816 г. — 154, в 1834 г. - 220, в 1859 г. - 369, в 1870 г. - 386, в 1920 г. -642 удмурта.
В 1842 г. на 40 дворов приходилось 150 лошадей, 140 коров, 300 овец, 150 коз. Имели 50 ульев и 20 бортей.
Д. Курзя,или Воткурзявозникла «по допуску башкир-вотчинников Ичкиеланской волости без актов»146. Она
137 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1623. Л. 47.
138 Там же. Ф. 172.0п. 1.Д. 175. Л. 65.
139 Там же. Д. 8. Л. 67.
140 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4145. Л. 27; Ф. 172. Оп. 1.Д. 8.
141 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 17.
142 МИБ. Т. 4. Ч. 2. С. 380.
143 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 139;
ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755, 4619; Ф. 172. Оп. 1. Д. 175.
144 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 147.
145 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4145. Л. 4.
146 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 138.
МИШАРИ И ТАТАРЫ В БАШКОРТОСТАНЕ
могла возникнуть в 70-х гг. XVIII в., когда попала в очередную ревизию 1795 г., там было 30 удмуртов. В 1859 г. насчитали 163, в 1920 г. — 398 удмуртов.
Д. Давлекановов 1925 г. состояла из 22 дворов, а Сар-сазаеще не было.
Русские поселения
Сегодня их 9. Самая ранняя из них Кадриково(Мордвиновка). Башкиры д. Бадраково Бадраковой тюбы Эске-Еланской волости в 1812 г. продали свою землю (16429 десятин) адмиралу Мордвинову, и в 1823 г. она была заселена им крестьянами. Так возникли дд. Надежда и Кадриково147. В 1920 г. последняя состояла из 71 двора, где проживало 440 русских.
По припуску башкир Ельдякской волости в д. Казан-цево(сегодня Вострецово)переселился 41 удельный крестьянин мужского пола из Сарапульского уезда Вятской губернии. Это произошло в 1817—1818 гг.148 В 1870 г. в селе взято на учет 445 человек при 72 дворах. Жители тогда имели 2 мельницы, 5 лавок, здесь по четвергам проводился базар. В 1920 г. в 147 дворах проживали 768 человек. Казанцевская пристань имела 4 двора с 60 жителями.
Сегодня село носит имя героя Гражданской войны, кавалера четырех орденов Красного Знамени С. С. Вост-рецова.
В 1842 г. 40 дворов и 253 жителя имели 250 коров, 170 лошадей, 150 овец, 40 коз, 70 свиней, а также 50 ульев, 2 кузницы. Была часовня.
По дд. Вечтомовка(в 1920 г. 328 человек), Александ-ровка(в том же году 482 человека), Крещенка(в 1870-х гг. открыли земское училище, где в 1909 г. обучались 27 детей; в 1920 г. состояла из 45 дворов с 243 жителями) крайне мало материала. Дд. Кам-Ключ, Николаевка, Салимовка, Тепляки(Асавбаш, Никольское) крайне мало обеспечены источниками. Все они были основаны после переписей 1920 и 1925 гг.