Тематика творческих проектов

1. Жанрово-стилевое многообразие лирики декабристов.

2. Образ разочарованного временем героя в творчестве В.К. Кюхельбекера («Ижорский»).

3. Тема каторги и ссылки. Творческая история и идейный смысл стихотворения А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд» и А.И. Одоевского «Струн вещих пламенные звуки».

4. Тема Отечественной войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, В.Ф. Раевского, Ф.Н. Глинки.

5. Трансформация традиционных жанров (ода, послание, элегия) в творчестве К.Ф. Рылеева («Временщику», «Гражданское чувство», «На смерть Байрона»).

6. Поэтическая индивидуальность творчества Д. Давыдова.

7. Тема Родины и народа в творчестве А.Н.Некрасова.

8. Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обрыв».

9. И.С. Тургенев как пропагандист русской культуры на Западе.

10. Решение «женского вопроса» в пьесах А.Н. Островского

11. Герой времени в пьесах А.Н. Островского.

12. Душа и природа в поэзии Ф.И Тютчева.

13. Любовная лирики Ф.И.Тютчева.

14. Любовная лирика А.А.Фета и ее особенности.

15. Фольклорные мотивы в лирике А.К. Толстого.

16. «Случайное семейство» в произведениях Ф.М Достоевского

17. Женские образы в роман «Идиот» Ф.М Достоевского.

III. всесторонние и проблемные анализы произведений русской литературы, представленные в форме домашних и проверочных работ и обязательно содержащие комментарии преподавателя;

IV. творческие портреты русских писателей, в которых отражаются этапы становления художников слова; предлагается портрет писателя, а также комментарии студента по ходу сбора материала, он анализирует процесс подбора фактов, заинтересовавших его, открывает для себя неординарность личности русского писателя;

V. читательский дневник студента, включающий отзывы и аннотации на прочитанные произведения;

VI. исследование статей по истории русской литературы; преподаватель заранее обозначает монографии, статьи, дает четкие рекомендации, на основе которых студенты, изучающие курс истории отечественной литературы, должны понять предложенную ученым концепцию, критически ее оценить, быть в курсе литературоведческой дискуссии по важнейшим проблемам изучаемого периода, выработать навыки литературоведческого анализа текста, понимать важнейшие закономерности историко-литературного процесса.

VII. список литературных произведений и литературоведческих работ, раскрывающих проблематику обозначенных произведений; студент развивает умение самостоятельного подбора материала, сопоставления и анализа первоисточников;

VIII. результаты практических занятий (должно быть представлено раскрытие каждой темы), выполненных в соответствии с требования преподавателя;

IX. письмо преподавателю, связанное с содержанием портфолио, а также можно выделить специальную рубрику «Отзывы преподавателя», предназначенную для комментариев, которые будут отражать работу студента на лекциях, практических занятиях, ход создания портфолио;

X.самооценка собственного портфолио, которая может быть представлена на заключительной конференции-презентации; студенты рефлексируют, выявляют закономерности собственного исследовательского развития, отражают свои размышления о своем познании и творчестве;

XI. формулировка и обоснование будущих целей изучения курсов «Теория литературы и практика читательской деятельности», «Детская литература».

На 2 этапе конструирования интегративных связей дисциплин литературного цикла особое внимание уделяется формированию теоретико-литературной и практико-методической компетенций. В курсе «Теория литературы и практика читательской деятельности» можно представить практико-ориентированное портфолио.

На 3 этапе происходит осознание взаимосвязи всех литературных компетенций, предлагается проблемно-ориентированные портфолио как средства повышения качества решения проблемы практико–методической компетенции. В завершении изучения дисциплин литературного цикла студент самостоятельно может соединить все созданные портфолио и осознать собственные изменения. На основе анализа и рефлексии собственных достижений студенту предлагается представить аннотацию к литературному портфолио, которая будет отражать результаты его литературного развития и самовыражения, оценить собственные изменения, установить связи между предыдущими и новыми знаниями.

Представленная модель развития исследовательских умений студентов в ходе работы с большим объемом литературоведческого и литературного материала должна контролироваться на каждом этапе, оцениваться, направляться преподавателем, заинтересованным в развитии студента.

III. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ.

Вопросы по истории отечественной литературы«Повесть временных лет» как историко-литературный памятник.

1. Образ автора в «Молении» Даниила Заточника и «Поучении» Владимира Мономаха.

2. Художественные особенности в изображении исторических лиц и событий в «Слове о полку Игореве».

3. Своеобразие историко-политической концепции «Задонщины».

4. Развитие жанра хождений «Хождение за три моря Афанасия Никитина». Автобиографическое начало в «Хождениях игумена Даниила в святую землю».

5. Художественное своеобразие житийной литературы.

6. Этапы развития древнерусской литературы.

7. Художественные средства создания образов героев в «Повести о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма.

8. А.Д.Кантемир- основатель жанра русской стихотворной сатиры.

9. В.К.Тредиаковский и его оригинальное художественное творчество.

10. Литературная деятельность М.В.Ломоносова.

11. Новаторство и традиции в творчестве Г.Р.Державина.

12. Обличение пороков русского дворянства в творчестве Д.И.Фонвизина.

13. Н.М.Карамзин – прозаик, поэт, издатель, литературный критик, историк.

14. Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения .

15. Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в.

16.К.Н. Батюшков. Культ дружбы и любви в творчестве Батюшкова. Роль поэта в развитии русской поэзии.

17. В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад. Этические коллизии в балладах.

18. Основная проблематика басен И.А. Крылова. Тема Отечественной войны 1812 г. в басенном творчестве И.А. Крылова.

19. Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

20. Творчество поэтов-декабристов. Особенности гражданско-героического романтизма декабристов, ведущие темы и идеи их творчества (К.Ф. Рылеев, В.Ф.Раевский и др.)

21. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»). Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»). Декабристская тема («В Сибирь», «Арион», «Анчар»). Тема духовной независимости поэта («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).

22. Концепция личности в повести «Пиковая дама» А.С.Пушкина. Проблематика.

23. Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина - первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.Смысл противопоставления Онегина и Татьяны. В.Г. Белинский о романе.

24. Тематика и своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю..Лермонтова(«Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»). Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю.Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.

25. Социально-философская сущность поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.

26. «Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю.Лермонтова, его структура, система образов.

27. Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, их жизнеутверждающий пафос, романтические и реали­стические тенденции.

28. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и компози­ции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.

29.Роман «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, его тема, идейный смысл, система образов. Отражение в романе конфликтных ситуаций эпохи 1840-х гг .В.Г. Белинский о романе.

30.Роман И.А. Гончарова, «Обломов» как социально-психологический и философский роман.

31. Роман «Обрыв», его место в романной трилогии И.А. Гончарова. Духовность и нигилизм в романе.

32. «Записки охотника» И.С. Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».

33. Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

34. Проблема героя времени в пьесах А.Н. Островского Новаторский характер драматургии А.Н.Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.

35. Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.)

36. Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..»и др.)

37. Роман «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина как новый тип социального романа, его идейный смысл и проблематика. Изображение нравственного разложения дворянства. «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.

38. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

39. Образ «положительно прекрасного человека» в романе «Идиот» Ф.М. Достоевского.

40. Роман «Братья Карамазовы» как итог творчества Достоевского и его раздумий над судьбами России и человечества.

41. «Война и мир» Л.Н.Толстого Замысел, проблематика, композиция, система образов.

42. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина», нравственный пафос романа. Духовные искания Л.Н.Толстого в романе «Анна Каренина» .

43. Поиски положительного героя и идеалов А.П. Че­хо­ва в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья» и др.).

44. Новаторство чеховской драматургии.

45. Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм. Акмеизм.

46. Христианское мироощущение, идея земной жизни как Божьего дара в творчестве И.А.Бунина. Мотивы бессмертия души в творчестве

47. Утверждение высоких нравственных идеалов в повестях А.И.Куприна.

48. Концепция бывшего человека в драматических произведениях М.Горького. Автобиографические повести М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»

49. В.Я.Брюсов – организатор символистского движения в России. Книга стихов «Tertif vililif».

50. Тема исторических судеб России в творчестве А.А.Блока.

51. Творческий путь М.И.Цветаевой.

52. Философский проза 1930–1940-х гг. М. Пришвин, А.Платонов, Л. Леонов.

53. Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон» Система образов в романе.

54. Идейно- художестенное своеобразие романа «Мастер и Маргарита» М.А Булгакова. Др

55. Тема преодоления сиротства в творчестве А.П. Платонова.

56. Роман «Другие берега» В.В. Набокова как роман-воспоминание о России.

57. Лирико-философский роман Б. Пастернака «Доктор Живаго».

58. «Лагерная» проза А. Солженицына «Архи­пелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».

59. Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской и др.

60. Проблематика деревенской прозы (Астафьев, Распутин, Можаев).

61. Многообразие народных образов в творчестве В.Шукшина.

62. Книги стихов И. Бродского «Часть речи» и «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.

63. Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота»

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСТОРИИ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Наши рекомендации