Социокультурная ситуация рубежа XVIII—XIX вв
Лекция
Теории исторического процесса в XIX веке:
Историзм и позитивизм — противостояние или сотрудничество
План
1. Социокультурная ситуация рубежа XVIII—XIX вв.
2. Философская история Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
3. Оппозиция: Гегель — Конт.
4. Историософия марксизма.
Литература
Гегель Г.-В.-Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. 479 с.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1988. Гл. 1.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года//Маркс К. Социология. М., 2000. С. 177-324.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг: Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М., 1973. 483 с.
Вильчек Вс. Прощание с Марксом: (Алгоритмы истории). М., 1993. 222 с.
Маркс К. К критике гегелевской философии права: Введение//Маркс К. Социология. М., 2000. С. 157-176. Фромм Э. Из плена иллюзий: Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом//
Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 299-374.
Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса/Дам же. С. 375-414. Фридрих Энгельс — Йозефу Блоху//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 394-396.
Дополнительная
Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. II. Гл. XX. Кант. С. 217— 233. Гл. XXII. Гегель. С. 245-260. Гл. XXVII. Карл Маркс. С. 297-305.
Сартр Ж.-П. Проблемы метода: Пер. с фр. М.,1994. Гл. 1. Марксизм и экзистенциализм. С. 3-42.
Тош Дж. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка: Пер. с англ. М., 2000. Гл. 8. История и социальная теория. С. 185-218.
Трельч Э. Историзм и его проблемы: Логическая проблема философии истории. М., 1994. Гл. III. Понятие исторического развития и универсальная история. С. 193-598.
Вопросы:
- Как и почему изменилось представление о задачах научного исторического знания на рубеже XVIII—XIX вв.?
- Как меняется взгляд на социальную сущность человека на рубеже XVIII-XIX вв.?
- Как вы понимаете сгедо историзма?
- В чем Г.-В.-Ф. Гегель видит задачу исторического знания?
- Чем, по мнению Гегеля, его подход к историческому познанию отличается от подходов «немецких профессоров»? Что такое «философская история»?
- Каковы взгляды Гегеля на человека как субъекта историчес кого процесса?
- Как соотносятся социология и история в позитивизме?
- Почему историческая теория Маркса—Энгельса называется «исторический материализм»?
Задания
- Сопоставьте взгляды Канта, Руссо, Гегеля и Маркса на социальную сущность человека.
- Опровергните критиков философии истории Гегеля или дайте свою аргументированную критику его концепции.
- Сопоставьте отношение Гегеля и позитивистов к историческому факту.
- Сопоставьте исходную аксиоматику исторических теорий Канта и Маркса.
- Опишите достоинства и недостатки исторической теории Маркса—Энгельса.
О том, как повлияла на умы Великая французская революция
О том, за что критиковали Гегеля
О том,что позитивизм — это вовсе не то, что обычно им называют, и о том, была ли историческая наука позитивистской
А также предпринимается попытка понять, в чем и почему ошибся Карл Маркс
Основное положение:XIX век — век противостояния историзма и позитивизма; сторонников «чистой науки», незамутненной сиюминутными задачами, и адептов позитивного знания, обязанного иметь практическое применение.
Социокультурная ситуация рубежа XVIII—XIX вв.
Конец XVIII — начало XIX в. прошли под знаком последствий Великой французской революции и наполеоновских войн.
В этих условиях формируются новые подходы к осмыслению задач научного исторического знания.
Особенностью XIX в. является формирование альтернативных, оппонирующих друг другу подходов в понимании целей и способов историописания. Формируется оппозиция историзма и позитивизма.
Первым четко сформулировал собственные задачи исторической науки, естественно оспорив утверждения своих предшественников, Леопольд фон Ранке:
«Я же утверждаю: каждая эпоха стоит в непосредственном отношении к Богу, и ее ценность основана вовсе не на том, что из нее выйдет, а на ее существовании, на ее собственном "я". Благодаря этому рассмотрение истории, и именно индивидуальной жизни в истории, получает совершенно особую привлекательность: каждая эпоха должна быть рассматриваема как нечто, имеющее цену само по себе, и является в высшей степени достойной рассмотрения».1.
Стезю историзма уже в начале XX в. сформулировал Н. И. Кареев: «Надо различать науки чистые и науки прикладные. Одни основаны на строго теоретическом отношении к знанию... тогда как другие стоят к знанию в утилитарном отношении, т.е. занимаются применением чистого знания к решению разных задач, ставимых жизнью...
Собственно говоря, настоящая наука есть одна наука чистая, а все остальное — уже только искусство, не в художественном, а в техническом смысле, или, коротко говоря, техника... Задача истории не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические наставления (это — дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное прошлоебез какого бы то ни было поползновения предсказывать будущее... Если данными и выводами истории воспользуются социолог, политик, публицист, тем лучше, но основной мотив интереса к прошлому в истории, понимаемой исключительно в качестве чистой науки, имеет совершенно самостоятельный характер: его источник в том, что мы называем любознательностью, на разных ее ступенях — от простого и часто поверхностного любопытства до настоящей и очень глубокой жажды знания»3.
Кареев Н. И. Историка (Теория исторического знания). Пг., 1916. С. 28—29.
Позиция «чистого» историзма вполне понятна и психологически легко объяснима. Она представляет собой результат разочарования в светлых идеалах XVIII в., утраты веры в возможность переустроить мир на основах Разума. И здесь нельзя переоценить воздействие на умы Великой французской революции, а вернее ее последствий.
Вместо «Свободы, Равенства иБратства» — якобинский террор, наполеоновская диктатура и наполеоновские войны. Но последствия Великой французской революции порождают и иное направление размышлений.
В начале XIX в. формируются два полюса:
с одной стороны, историки, последовательно придерживающиеся принципа историзма, отказывающиеся от оценок и выводов.
С другой — сторонники философских подходов — от гегельянства до позитивизма, утверждающие, что история нужна для понимания настоящего как основа активного социального действия.
Наиболее взвешенную позицию в этой скрытой, но упорной полемике занимают в XIX в. историки права, принадлежащие к сформировавшейся на рубеже ХVШ-ХIХ вв. «исторической школе» права.
Принципы «исторической школы» права были сформулированы немецким юристом Фридрихом Карлом Савиньи, утверждавшим, что право не может быть выстроено на чисто рациональных основаниях, оно является продуктом развития «народного духа».
«Историческая школа» права получила распространение и в России. В частности, М. Ф. Владимирский-Буданов, отмечая кризис господствовавшей в XVIII в. теории «естественного права», пишет: «После переворота XVIII в. и разочарования, постигшего европейское общество в первой четверти XIX в., нельзя уже было признать истинным выражением права ни законы действующие, ни право философски построенное; оставалось признать таким право исторически данное, т.е. выразившееся в целой истории какого-нибудь народа»5.
Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Пг.; Киев, 1915. c.5.
Итак, в начале XIX в. окончательно оформилась еще одна функция научного исторического знания — служить основой законотворчества и принятия политических решений.
С этой функцией самым тесным образом связана еще одна — формирование социальной идентичности.
В XIX в. речь должна идти прежде всего о национально-государственной идентичности. Естественно, если законотворчество и развитие права рассматриваются как один из основных факторов исторического развития, то необходимо консолидировать тот социум, который подвергается правовому регулированию.
Эту особенность историографии XIX в. очень точно подметил знаменитый английский историкXX в. Арнольд Тойнби. Выделяя индустриализм и национализм как две господствующие тенденции в историографии XIX — первой половины XX в., Тойнби пишет, что до 1875 г. они действовали однонаправленно и в силу этого полностью определяли мышление профессиональных историков:
«...глубинное побуждение охватить и понять целостность Жизни имманентно присуще мышлению историков, поэтому разделение труда, характерное для индустриальной системы, действовало столь раздражающе, что они восстали бы против его тирании, если бы не существование в современной западной жизни второго доминирующего института, который оказался в состоянии совместить целостность взгляда на историю с индустриализацией исторического мышления. Таким вторым институтом оказалось "суверенное государство", которое в наш "демократический" век вдохновляется духом национального единства»7.
7 Тойнби А. Постижение истории: Пер. с англ. М., 1991. С. 17.
XIX в. - век многотомных национальных историй: Маколей — в Англии, Мишле — во Франции, фон Роттек — в Германии. Но особенно любопытна ситуация в огромной многонациональной России и во все еще раздробленной Германии.
На протяжении XIX — начала XX вв. в России последовательно появляются «История государства Российского» Н. М. Карамзина, «История России» С. М. Соловьева, «Курс русской истории» В. О. Ключевского, «Очерки по истории русской культуры» П. Н. Милюкова.
Уже по названиям мы можем проследить изменение объекта исследования, расширение его границ. В трудах С. О. Шмидта в последние годы выявлен грандиозный масштаб и особый характер социокультурного воздействия «Истории государства Российского» Карамзина на русское общество, на формирование социальной памяти, лежащей в основе национальной идентичности8.
Примечательно, что в те же годы, когда Карамзин том за томом публикует свой труд, начинается собирание германских земель, и начинается оно с осмысления общности истории германского народа, чему призвано способствовать фундаментальное издание источников «Monumenta germaniae historica», первый выпуск которых вышел в 1826 г.9
Не случайно, что в XIX в. среди профессиональных историков возобладал лозунг «история пишется по источникам».
Нельзя не отметить еще одно изменение, происшедшее в умах на рубеже XVIII — XIX вв. Постепенное разочарование в рационалистическом идеале эпохи Просвещения (начавшееся задолго до Великой французской революции, которая в значительной степени ускорила этот процесс) заставило по-новому взглянуть на человеческую индивидуальность.
В конце 60-х годов XVIII в. в «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо была заявлена новая идея:
«Я предпринимаю дело беспримерное, которое не найдет подражателя. Я хочу показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы, — и этим человеком буду я. Я один. Я знаю свое сердце и знаю людей. Я создан иначе, чем кто-либо из виденных мною; осмеливаюсь думать, что я не похож ни на кого на свете.Если я не лучше других, то, по крайней мере, не такой, как они. Хорошо или дурно сделала природа, разбив форму, в которую она меня отлила, об этом можно судить, только прочтя мою исповедь»". 11 Руссо Ж.-Ж. Исповедь//Руссо Ж.-Ж. Избранное. М., 1996. С. 7.
Новый взгляд на человека нельзя относить к завоеваниям лишь философской мысли. Достаточно вспомнить, что именно на рубеже XVIII—XIX вв. в литературе на смену классицизму приходят сентиментализм и романтизм с их особым вниманием к человеческим эмоциям и страстям.
И сам Руссо также является автором романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), написанном в стиле сентиментализма. А младший современник Руссо Иоганн Вольфганг Гете приблизительно в те же годы пишет роман «Страдания юного Вертера» (1774), в котором утверждается ценность частной жизни ничем не примечательного героя. Кстати, трагическая развязка этого романа — самоубийство героя — весьма примечательна. Вспомним моральные муки Гамлета, который не мог решиться на самоубийство.