Изображение губительной силы и власти денег
Цель: помочь учащимся увидеть в повести общечеловеческие проблемы; закрепить и углубить представление о композиции и литературном характере.
Словарная работа: реализм, композиция, литературный характер.
Метод: аналитическая беседа с чтение соответствующих эпизодов.
Ход урока
План.
1. Бальзак — французский писатель-реалист.
2. Краткий пересказ содержания повести.
3. Особенности композиции повести.
4. Роль рассказчика в повести.
5. Сложность и неоднозначность главного образа.
I. Слово учителя.
Бальзак принадлежит к числу наиболее выдающихся писателей критического реализма не только французской, но и всей мировой литературы.
Чтобы понять и оценить личность Бальзака и время расцвета его таланта, надо представить эпоху, в которую жил и творил писатель.
— Итак, что за время это было?
(20-30-е годы были временем бурного развития естественных наук и философской мысли в Европе. Бальзак оказался наиболее зорким историком Франции в период Реставрации и Июньской монархии.)
Бальзак первым в западноевропейской литературе начинает художественное исследование устройства современного общества. Он описывал своих современников, их повседневную жизнь, их борьбу за власть и золото, их интриги и тайны. Бальзак повествовал так правдиво и с таким драматизмом, что казалось, он способен был проникнуть в самые затаенные уголки человеческого сердца.
Если для романтиков источником изображения могло быть высокое, мир идеала, и с высоты этого идеала они взирали на жизнь с ее несовершенством, злом, то Бальзак в своих произведениях изображал прозу жизни. За прозаическими подробностями писатель умел увидеть вечные и великие законы жизни, какой бы частный случай ни описывал Бальзак, он всегда приходил к познанию скрытых, затаенных законов общественной жизни.
В. Г. Белинский, познакомившись лишь с ранними произведениями писателя, в то время еще не получившего полного признания в своей стране, отметил в «Литературных исканиях» «непостижимое искусство» Бальзака в обрисовке характеров, в создании индивидуализированных, жизненно достоверных образов. Бальзаку в то время предстояло создать галерею портретов современников (в «Человеческой комедии» около двух тысяч персонажей), и ни в одном их них писатель не повторил себя. У каждого из героев своя судьба, каждый из них обрисован в строгом соответствии с условиями жизни своего класса, своей среды.
Таким образом, принцип индивидуализации образа на основе обобщения, жизненная правда изображения, верность в картинах быта, истинность всего изображаемого делали реализм критическим. Но та же верность в действительности открывала перед писателем возможность и необходимость проникновения в социально-исторические причины преступности верхних слоев общества того времени.
С годами росла слава Бальзака — писателя, имя делалось широко известным и за пределами Франции. Читателей поражали и поражают пластичность, многогранность образов «Человеческой комедии», которая является как бы вторым миром, зеркальным отражением жизни Франции 19 века, не менее живым, чем действительный. И если французское общество прошлого века умерло, то в «Человеческой комедии» оно живо и поныне. С таким же впечатлением и мы вчитываемся сегодня в его повесть «Гобсек», лучшую по содержанию и сложную по композиции, где рассказывается о мире жестокости, в котором правят деньги.
Пояснение для учителя:
За 2-3 недели до проведения урока по повести «Гобсек» учащиеся получают задание прочитать ее и подумать над вопросами:
— Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в этом произведении?
— Что нас поражает в характере Гобсека?
— Кого из героев русской литературы ХIХ века напоминает Гобсек?
Работу на уроке можно начать с восприятий повести:
— Как читалась повесть? Какое произвела впечатление?
— Что в повести показалось наиболее интересным?
— Как можно определить ее основную мысль?