Критический анализ произведения художественной литературы

Общеизвестно, что изучение художественной литературы – одного из самых ярких явлений мировой цивилизации – является неотъемлемой составляющей формирования интеллектуально развитой личности. Но для специалиста-историка обращение к художественной литературе имеет некоторые особенности, отличающие его интерес к этим сочинениям от отношения широкого круга читателей. Литературные сочинения разных жанров современников исторических событий, которые являются объектом исследования историков, являются ценным историческим источником, в том числе и по новой истории. Эти сочинения литераторов прошлого – современников описываемых ими событий, составляют самую большую часть предлагаемого студентам перечня произведений. Они важны как источники по истории материальной и духовной культуры, общественной мысли и общественно-политических движений изучаемого периода. Их критический анализ имеет ряд специфических черт и составляет одну из важных сторон источниковедческой подготовки историка.

Вторая группа книг, включенных в предложенные для изучения списки, – беллетризованные изложения событий прошлого (по отношению ко времени жизни автора сочинения) – так называемые «исторические романы». Это достаточно популярный жанр художественной литературы, способствующий формированию исторических представлений широкой публики. Но они несут для историка иную содержательную нагрузку, являются своеобразным свидетельством одного из проявлений системы ценностей времени создания этого сочинения, которое может достаточно далеко отстоять от временного контекста событий, описываемых в сочинении. Обращаем внимание на то, что поэтому некоторые из литературных произведений указываются дважды – и как «исторический роман» – беллетризованное сочинение на историческую тему и как облеченное в литературную форму свидетельство современной автору эпохи. Выбор произведения для анализа предоставляется студенту.

Методы художественного творчества, которыми пользовался литератор и методы науки, которыми руководствуется исследователь-историк, различны. Писатель имеет неоспоримое право на творческую интерпретацию любых событий и создание любых образов своих героев. Любое художественное произведение несет отпечаток личности автора, его отношения и к тому, что он изображает в своем сочинении, и к той читательской аудитории – своим современникам, к которой он обращает свой труд. Историк обязан оперировать достоверными фактами. Литератор создает произведение, которое приобретает значение исторического источника лишь в определенной системе координат профессиональной критики. Только в этой системе критического анализа историк имеет право относиться к литературному сочинению как к историческому источнику и делать на этой основе научные выводы. Настоящее задание предлагает студенту продемонстрировать именно профессиональный научный подход.

Приведенные ниже списки произведений художественной литературы достаточно обширны. В них вошли или наиболее значимые произведения авторов, или имеющие особое значение для демонстрации возможностей методов источниковедческого анализа художественной литературы. Это призвано не только предоставить студенту выбора материала для работы, но и продемонстрировать индивидуальные возможности расширения круга чтения. Приведенный перечень литературных сочинений писателей нового времени или о событиях нового времени отнюдь не является исчерпывающим. В этом смысле настоящее задание может восприниматься как рекомендация по дальнейшей самостоятельной работе в данном направлении. Таким образом, студенты приглашаются к самостоятельному расширению круга своего чтения. Так как к настоящему времени большинство приведенных изданий многократно переиздавалось и можно пользоваться любым изданием, то специально выходные специально в настоящем перечне не приводятся.

Ожидаемая форма итогового сочинения студента, в котором должна найти отражение проделанная им работа, – свободное по форме, небольшое по объему (3-4 страницы) критическое эссе. В нем должны найти воплощение следующие основные позиции анализа произведения:

- Что известно об авторе: биография, образование, общественное положение; каков был общественный резонанс на его произведения;

- К какой национальной школе принадлежит автор; какой это наложило отпечаток на его произведение;

- Каков жанр произведения и чем это обусловлено;

- Являлся ли автор современником и очевидцем описываемых им событий;

- Имеют ли герои произведения реально существовавших прототипов, а описываемые исторические события – аналоги;

- Какие ошибки (фактические, географические, ошибки в именах, одежде, еде и т.д.), по вашему мнению, есть в произведении;

- В каком смысле анализируемое произведение литературы может восприниматься историческим источником и иметь в этом качестве ценность для исследователя.

Для того чтобы быть в состоянии осуществить подобный анализ, историк должен хорошо ориентироваться в содержательной канве событийного контекста литературного действия, быть знакомым с общими и специальными трудами специалистов историков и смежных гуманитарных специальностей. Задача определить круг этих исследований также входит в задачу студента. В отчете о проделанной работе список этих исследований должен быть указан. Имеет также смысл обратиться к учебным пособиям по источниковедению, которые содержат систематический анализ принципов и приемов критики различных видов исторических источников.

Наши рекомендации